ТОП 10:

Часть 3. ИРАК, Аль-Кут, базовый лагерь «Дельта» – Кувейт, базовый лагерь «Вирджиния». Декабрь 2005 года.



- Тебя в Васите, наверное, уже последний верблюд знает, - шутит начальник пресс-центра 81-й тактической группы ВС Украины в Ираке, мой однокашник по военному училищу майор Юрий Карин, встречая на “взлетке” лагеря “Дельта”. Цель нынешней командировки – с нашими ребятами-миротворцами совершить 620-км марш до Кувейта и последним миротворческим “бортом” вернуться в Украину.

Зимой в Ираке куда приятнее, нежели весной или осенью, не говоря о летнем “температурном беспределе”. Но и сейчас днем температура достигает плюс 25. А вечером плюс 10 (да еще сказывается сухой климат) заставляет наших с непривычки ежиться и одевать бушлаты. Для иракцев такой холод – чуть ли не катастрофа, если и днем не выше десяти тепла, то школы не работают, базар закрыт.

- Давай первым делом получим на меня автомат и «броню» - предлагаю я Юре.

- Оно тебе надо? – лениво спрашивает он. – Да вон в моем кабинете бери в «пирамиде» любой «ствол»… Ты что, еще не настрелялся?

Да, на базе явно расслабились. А может, просто война надоела.

«Дельта» – в ожидании. Ребята буквально сидят на чемоданах и ждут отправки. О предстоящем марше командиры говорят неохотно: 81-я тг пока обошлась без «двухсотых», то есть погибших, не дай Бог сглазить. Впрочем, чувствуется, что и солдаты, и офицеры доверяют своему командиру – генерал-майору Сергею Горошникову, ветерану Афгана, за что тот имеет две Красные Звезды – за просто так такой орден в

Союзе не давали (кстати, уже после марша в Кувейт генерала известят: за Ирак он награжден орденом Богдана Хмельницкого 3 степени). Американцы обещают обеспечить прикрытие выхода украинцев, но на «Дельте» – тревожные слухи. Мол, на самом деле придется рассчитывать лишь на свои силы – у американцев сейчас ротация, у них и без нас проблем хватает.

Что мы оставляем в Ираке? Вопрос не риторический: Киев заявил, что украинцы не бежат из страны, как это сделали некоторые другие контингенты, а планомерно выходят после передачи полномочий в провинции Васит подготовленным ими иракским силовикам (а это 3-я пехотная бригада 8-й дивизии Иракской армии). Неужели будет создан прецедент: впервые после победы американцев одну из иракских провинций будут контролировать не войска коалиции, а Иракская армия? И насколько она готова к этому?

- Бригада, которую мы подготовили, - это не пехотная армейская бригада в нашем понимании, - рассказывает мне начальник группы наших советников, он же советник начальника штаба иракской бригады полковник Петр Скиба, - Линейный бой с соединением регулярной армии противника эти ребята обязательно проиграют. Мы их готовили к выполнению совсем других задач – проведению так называемых стабилизирующих операций, обезвреживанию групп повстанцев, проведению зачисток, службе на блок-постах. Это они знают и умеют.

У меня остается некоторое недоверие – в памяти свежи события времен 6-й и 7-й бригад, как во время заварушек гордые арабские воины без раздумий кидали автоматы и демонстрировали завидные показатели в беге. Разбирались за них обычно украинцы.

- Бригада действительно готова, - продолжает Петр Павлович, - в последнее время на операции иракцы выезжают сами, наши офицеры лишь наблюдают за их действиями.

Бригадный генерал Мухаммед Джуад Хуайди уже успел доказать, что вполне способен со своими солдатами успешно противостоять повстанцам… Другое дело – бронетехника, прежде всего БРДМ-2, которые мы им оставили. Чует мое сердце, машины эти проездят от силы пару месяцев – арабы их обязательно сразу же угробят.

Полковник знает, о чем говорит. Чуть больше года назад мне довелось присутствовать на церемонии передачи американцами иракским силовикам 50 новеньких джипов «Шевролет». Уже через два месяца джипы поголовно были «убитыми».

Впрочем, больших изменений в провинции Васит с уходом украинцев не будет. Хотя и состоялась торжественная передача полномочий иракцам, это не более чем формальность – никто им настоящей власти в Ираке пока не даст. На базе «Дельта» остался батальон Многонациональных сил, он и будет «рулить». Батальон польский, но в его состав входит взвод латвийцев и армян. И те и другие – в американской пустынной полевой форме и отличаются лишь шевронами и нашивками в виде национальных флагов. Да еще армяне весьма дружелюбны и не скрывают знания русского языка, а латыши «морозятся» и упрямо «моя твоя не понимайт». Доблестная иракская пехотная бригада пока и в дальнейшем будет выступать лишь в роли «помощников»

Однако с уходом украинцев ждет арабов провинции Васит и не очень приятный сюрприз. На «Дельту» командование коалиции решило в усиление польскому батальону из Хиллы перебросить более 400 сальвадорцев. Наши убеждены: тут-то и узнают местные иракцы, почем фунт лиха. Доводилось работать с солдатами контингента Сальвадора в ходе совместных операций. Как говорят наши ребята из спецразведки, «эти ребята сами себя боятся». То есть – открывают огонь на поражение по поводу и без повода, еще похлеще американцев. Алькутцам будет с кем сравнить дружелюбных украинцев, постоянно раздающих воду и продукты, и за автомат берущихся в самом крайнем случае.

Перевалочная база «Седар-2»

Ранним утром колонна – это 41 машина, в основном БТР - выезжает с «Дельты». Перед поляками в последние дни было как-то неудобно: хотя все происходит и в соответствии с международными договоренностями и согласованиями, все же мы их оставляем в воюющей стране. А между тем давно выяснилось: поляки от украинцев отличаются не многим, вполне понимают украинский, любят сало и горилку. Одним словом, наши люди.

И тут приятным сюрпризом для всех – прощание поляков. Они выкатили по бокам дороги на выезде из «Дельты» две пожарные машины и мощными струями из брандспойтов устроили водяную «арку», через которую и проехала колонна. В лучах восходящего солнца эта арка превратилась в сверкающую всеми цветами радугу. Наши в ответ махали руками.

Дорога на юг Ирака, к Кувейту – это сплошная пустыня, понемногу из бурой глиняной переходящая в песчаную. Встречные машины иракцев сразу съезжают на обочину и останавливаются, никто не пытается нас обогнать – местные давно усвоили правила, установленные коалиционными силами. За их нарушение можно жестоко поплатиться.

Навстречу нам то и дело попадаются бесконечные колонны тягачей, мчащиеся на скорости за 100 км\ч под прикрытием бронированных «Хаммеров» – у американцев идет ротация, они гонят технику в сторону Багдада. Трасса «Тампа», по которой мы едем – это жизненно важная артерия, по ней американская зона ответственности на севере Ирака снабжается из Кувейта. На огромных тягачах везут танки М1 «Абрамс», БМП М2 «Брэдли», самоходные артустановки. Такое впечатление, что в Ираке американцы воюют не с легко вооруженными повстанцами, а как минимум с миллионной регулярной армией с тяжелым вооружением. Да еще и в позиционной войне. Ей-Богу, американцы – дураки. Они воюют только штатным вооружением – не могут, как мы, один раз завезти технику и вооружение, а потом проводить только ротацию личного состава. И каждая ротация американского корпуса обходится в сумасшедшие средства – одни танки надо вывезти, другие вместо них завезти, причем сначала притащить морем в Кувейт, а потом через сотни километров пустыни гнать к Багдаду. И Пентагон все жалуется, что на войну в Ираке денег не хватает…

По пути к кувейтской границе – ночевка на перевалочной базе «Седар-2» неподалеку от Талила. Это итальянская зона ответственности. Итальянцы на блок-постах приветливо машут. У них довольно необычная форма – к каскам прикреплены плюмажи - пучки длинных черных перьев. Что-то в этом есть рыцарское.

- На петухов похожи, - роняет сидящий рядом сержант, вмиг одной фразой ломая всю романтику.

Перевалочная база «Седар-2» просто огромна. Бесчисленные ряды тягачей, рефрижераторов логистики, «фур» ютятся на относительно небольшой площадке в центре базы. Тут же городки из домиков-времянок и палаточные, для заезжих гостей вроде нас – один такой городок способен дать ночлег тысяче солдат. Каждый день на базе останавливаются колонны, и всем надо дать приют. Основная же часть базы – просто огороженное огромное пространство вокруг «жилого сектора». Приходится охранять длиннейший периметр, зато во время минометных обстрелов мины не долетают до центра базы.

Ночью нашу базу обстреливают. Раненых и убитых нет.

Утром выезжаем с «Седара». Еще сотня километров по пустыне – и вдали появляются бесконечные ряды колючей проволоки. Граница с Кувейтом.

Граница - это идеально прямой ряд столбов с колючей проволокой, которая идет по обеим стороны от дороги до горизонта. На пограничном блок-посту стоят арабы-кувейтцы и американцы.

Мы разговариваем с сержантом-американцем Джимми:

- Еще год назад здесь был сплошной земляной вал, - рассказывает он, - однако кувейтский эмир распорядился вал снести, а его заменить «электронным поясом». Здесь на каждом метре заграждения теперь полно видеокамер и тепловых датчиков. Кувейтцы боятся даже не столько террористов (в этой пограничной с Ираком части страны относительно спокойно), сколько контрабанды наркотиков - они в Кувейте, как и спиртное, запрещены, а за продажу, хранение или употребление - смертная казнь.

Когда мы подъезжаем к Эль-Кувейту, уже ночь. Ночной Кувейт - это оазисы ослепительного огня среди пустыни. В стране производится намного больше электроэнергии, чем она может потребить, и это сразу видно. Даже в пригородных садах всюду - фонарные столбы, а бордюры (!) вдоль дороги украшены электрическими лампочками.

Сначала мы едем в Шувайх - порт возле Эль-Кувейта, столицы страны. Здесь грузим технику на паром, который повезет ее в Украину. Порт просто огромный, и также - море электрического света. Прямо возле причалов - газовые факелы, это нефтяные скважины. «Не отходя от кассы» нефть добывается, перерабатывается и заливается в танкеры. 90 процентов прибыли от экспорта дает Кувейта именно «черное золото».

Все работники в порту - индийцы. Впрочем, всюду здесь работают в основном иностранцы, кувейтца, подметающего улицу или работающего грузчиком, вы не встретите. Из двух с половиной миллионов населения собственно кувейтцев вес-то возле миллиона. Получить здесь гражданство невероятное тяжело - настоящим кувейтцем считается тот, чьи предки жили в стране до 1920 года.

К лагерю «Вирджиния» - еще полтора часа пути. Сам лагерь - это сплошной интернационал, здесь живут и готовятся к ротации в Ираке поляки, корейцы, японцы, но больше всего, разумеется, американцев. Нас селят в палатках - блатные места в домиках заняты постоянным персоналом. Остается четыре дня до отправления домой. Наши привыкли к американским «заворотам» на «Дельте» (например, когда те покупают в магазинах «кока-колу», которую в неограниченном количестве и совсем бесплатно можно взять в столовой). Однако тут еще круче.

- Ты видишь этот прикол? - спрашивает меня майор Вова Лукьянов из управления штаба 81-й тг, указывая на вывеску учреждения возле столовой. Это... «Макдональдс»! Набор гамбургер-картошка-кола - почти 7 «баксов» (все это также есть в столовой). Рядом пиццерия и ресторанчик, также с пищей, которую бесплатно можно получить в двух шагах отсюда.

На чем мы прокололись - это на сигаретах. Не запаслись. В Ираке у арабов блок сигарет стоит 2-3 доллара, а здесь одна пачка «Мальборо» - 3,30 доллара. Цены не для приезжих. Что же, для страны, где минимальная зарплата 300 кувейтских динаров (это 1000 долларов, имея меньше, вы даже налогов не платите, поскольку считаетесь нищим) цены приемлемые. Но ничего - в скором времени будем дома, там накуримся.

И вот день вылета. Как уже наматерились наши ребята в аэропорту, когда вылет задерживался на час, потом - на два. А все из-за того, что на «взлетке» преградил путь нашей «тушке» американский транспортный С-130 с забарахлившим двигателем. Нет, чтобы его на буксире в сторону оттянуть, ремонтировали прямо на бетонке. Пришлось ждать.

В конце концов наш «борт» взлетает. Внизу во всей красе Персидский залив и красавец Эль-Кувейт с небоскребами в форме бокалов для мартини голубого цвета. Прощай, Кувейт, ворота, через которые украинцы оставили Ирак.

***

Дмитрий Тымчук для "Хвилі"

(2005-2006 гг)

http://navoine.info/konvoy-vavilon-irak.html







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.76.39 (0.01 с.)