Проблема перехода к развитому рынку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема перехода к развитому рынку



 

Чтобы перейти к современной рыночной экономике, приходится преодолевать большие трудности. Они связаны прежде всего с тем, что между стартом - абсолютной рыночной монополией - и финишем - развитым рынком, как говорится, дистанция огромного размера. Об этом можно наглядно судить по табл. 7.3, где сопоставлены друг с другом важнейшие черты стартовых и финишных позиций.

 

Таблица 7.3

Основные признаки абсолютной монополии и развитого рынка

Абсолютная монополия   Развитый рынок  
Плановое распределение центром средств производства, рабочей силы и финансовых средств   Централизованное установление строго фиксированных цен   Продажа всем желающим производственных факторов и финансовых средств в негосударственном секторе   Цены, основанные на договоре покупателей и продавцов  

 

Продолжение табл. 7.3

Абсолютная монополия   Развитый рынок  
Нормированное распределение продуктов   Монополия государства во внешней торговле   Монополия государства   Свободный выбор покупателями всех видов товаров   Свобода внешнеэкономической деятельности предпринимателей   Конкуренция всех товаровладельцев  

 

После второй мировой войны государственный монополизм преодолевался в Испании, Японии, Чили и некоторых других странах. Накопленный здесь опыт поучителен. Он показывает, что для перехода к развитому рынку надо решить ряд непростых проблем с учетом, разумеется, национальных особенностей каждой страны.

Одна из таких проблем - формирование многомиллионного отряда свободных предпринимателей, умеющих эффективно хозяйствовать. Опыт всех стран с развитой рыночной экономикой выявил такую закономерность. Чем больше предпринимателей, занятых производством полезных благ, тем больше будет насыщаться товарами рынок, тем быстрее будет расти потребление. Однако с увеличением числа предпринимателей усиливается конкуренция между ними, в результате чего снижаются цены и уменьшается прибыль фирм. В итоге возрастает заинтересованность предпринимателей в том, чтобы повышать качество и удешевлять производство товаров и услуг.

Другой проблемой является создание рыночной инфраструктуры, способной наладить нормальные экономические связи между всеми субъектами рынка. Для этого организуется, в частности, сеть бирж и страховых компаний, в определенной степени ограждающих предпринимателей от риска. Вместо государственной системы материально-технического снабжения возникают товарные биржи. Создаются фондовые биржи - свободные рынки ценных бумаг (акций и облигаций). Наконец, государственные органы учреждают биржи труда, которые помогают незанятым людям устроиться на работу.

Чтобы наладить нормальные народнохозяйственные связи между всеми субъектами хозяйствования, требуется решить сложную проблему - установить рыночное равновесие между платежеспособным спросом и предложением товаров в общегосударственном масштабе. Такая задача решается путем необходимого развития отечественного товарного производства и упорядочения ценообразования. Когда будет создан развитый рынок, освобожденные от жесткого государственного контроля цены будут стремиться к уровню равновесия, который в равной мере выгоден и продавцам, и покупателям. Вместе с тем на государство возлагается задача - регулировать инфляционные процессы:

Естественно, что для решения указанных проблем требуется достаточно длительный срок и активная деятельность государства и предпринимателей. В зависимости от конкретных социально-экономических и политических особенностей той или иной страны переход к развитому рынку может продлиться от 2 до 5-7лет. Он особенно продолжителен в том государстве, где идет непрерывное падение производства, не развит потребительский сектор экономики и сфера услуг, слабы традиции политической и экономической демократии. Последнее обстоятельство относится к нашей стране.

За период 1992-1998 гг. наша страна продвинулась к развитому рынку очень незначительно. Выявились и отрицательные тенденции - тоже результат поучительный. Сейчас более четко, чем вначале, обозначились задачи, требующие разрешения в теории и на практике.

Одна из первостепенных задач - проведение демонополизации рынка и развитие цивилизованных форм конкуренции.

Движение от полностью монополизированного рынка началось и до сих пор продолжается без каких-либо существенных изменений состояния российского рынка. Слабо выполняются законодательно провозглашенные меры по ограничению монополистической деятельности и развитию конкуренции. Поэтому, например, либерализация цен проводилась руками монополий и в их интересах. В то же время государство слабо поддерживает мелкий и средний бизнес, без которого не может быть конкурентного рынка. Важно решить и другую задачу- полностью развить всю систему рынков. Рыночные преобразования в нашей стране начались с полного разрушения системы государственного материально-технического снабжения. Однако взамен ее не был создан аналогичный рынок производственного оборудования, а также рынок оптовой торговли. Нормальной экономики не может быть без рынка недвижимости (земли, жилья) и без рынка ценных бумаг. Еще предстоит в полной мере воссоздать все звенья развитой рыночной системы.

При реформировании российской экономики требуется выполнить следующую целевую установку - правильно выбрать тип и структуру рыночных отношений.

Еще до рыночной реформы у ее инициаторов возобладала идея создания свободного рынка. Их не смущали предостере­жения противников такой ориентации. Так, профессор Дж. Гэлбрейт (США) в интервью газете “Известия” 31 января 1990г. от­кровенно и резко заявил: “Те, кто говорит... о возвращении к свободному рынку времен Смита, не правы настолько, что их точка зрения может быть сочтена психическим отклонением клинического характера. Это то явление, которого у нас на

Западе нет, которое мы не стали бы терпеть и которое не смогло бы выжить”.

Как это ни парадоксально, наша страна все-таки совершила переход к свободному рынку уже в январе 1992 г. Правда, речь идет о возникновении с самого начала множества примитивных продовольственных и вещевых рынков, где ведется индивиду­альная перепродажа отечественных и иностранных товаров. Каж­дому гражданину было предоставлено право торговать чем угодно и где угодно. При этом далеко не всегда соблюдался надлежащий санитарно-эпидемиологический, экологический и иной конт­роль.

Жизнь доказала: необходимо создавать рынок как социальный институт. Само движение к цивилизованному рынку надо на­чинать с разработки множества правовых норм и законов, ре­гулирующих рыночную экономику. Таким образом, мы закончили первый раздел курса - пропедевтику. Полученное знание эко­номических отношений и законов позволит нам приступить к более детальному рассмотрению микроэкономики.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. М., 1996.

Долан Э. Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992. Гл. 7, 8, 9.

Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М-, 1992. Т. 2. Гл. 25-28, 34.

Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Пер. с англ. М., 1986.

Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. М., 1997. Части II, III. Стародубровская И. От монополии к конкуренции. М., 1990.

Фишер С., Доркбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. Гл.11, 12, 14.

Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости / Пер. с англ. М., 1959.

Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая эко­номика и международные отношения. 1989. № 12.

Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991. Гл. 8, 10.

 


РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА

 

Настоящий раздел начнем с очень краткого знакомства с новой составной частью национального хозяйства.

Микроэкономика (гр. mikros - малый) - это совокупность исходных экономических единиц - домашних хозяйств и срав­нительно небольших предприятий.

В мировой статистике домашнее хозяйство рассматривается как общее хозяйство, которое ведет группа совместно прожи­вающих людей. Как правило, сюда входит семья - малая группа, которая основана на брачном союзе мужчины и женщины или кровном родстве.

В функции домашнего хозяйства входит: 1) получение доходов от продажи факторов производства (например, рабочей силы) и от имущества (арендная плата за жилье и землю, процент по вкладу денег в банк, доход от акций и др.); 2) ведение домашнего хозяйства (работа в подсобном сельском хозяйстве, покупка пред­метов потребления и услуг, домашнее приготовление пищи и других продуктов, потребление материальных и духовных благ);

3) воспитание подрастающего поколения и 4) “внешние” эконо­мические связи (уплата налогов государству, получение транс­фертных платежей, экономические связи с заграницей, включая получение различных денежных переводов, посылок и т. п.). Во втором подразделе данной части книги мы подробнее ознако­мимся с видами доходов, за счет которых существует и развивается домашнее хозяйство.

Другой исходной единицей микроэкономики является пред­приятие - хозяйственная организация, занимающаяся изготов­лением и сбытом благ и услуг. Такие организации, как известно, могут быть в собственности физических (очень небольшие пред­приятия) и юридических лиц (фирмы). Далее рассмотрим де­ятельность фирм, большинство из которых создает новую сто­имость, а затем распределяет ее. В связи с этим вторая часть лекционного курса включает в себя два подраздела: а) произ­водство и обращение новой стоимости и б) распределение до­ходов.

 

А. ПРОИЗВОДСТВО И ОБРАЩЕНИЕ НОВОЙ СТОИМОСТИ

ТЕМА 8 КАПИТАЛ И ОБРАЗОВАНИЕ НОВОЙ СТОИМОСТИ

§ 1. ФИРМА: ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

Кто такой предприниматель

О современной фирме можно судить по ее предпринимателю. Предприниматель - это инициативный человек, который берет на себя ответ­ственность и риск за дела на предприятии. Чтобы разобраться в существе его деятельности, надо рассмотреть все виды пред­принимательства.

Предпринимательство можно классифицировать по двум ос­нованиям; по его масштабам и характеру деятельности.

1. По масштабам инициативная деятельность подразделяется на следующие виды.

Индивидуальное предпринимательство - любая созидательная деятельность одного человека и его семьи (создаются торговые лавки, небольшие аптеки, химчистки и т. п.).

Коллективное предпринимательство - полезным делом занят какой-то коллектив. Оно включает: мелкий и средний бизнес (в США к мелкому бизнесу относят предприятия с числом работ­ников до 500 человек, в нашей стране - с существенно меньшим);

крупный бизнес - как правило, огромные акционерные общества, насчитывающие тысячи людей.

2. По своему характеру предпринимательский труд включает несколько форм. Некоммерческое предпринимательство - не свя­занное с продажей продукции ради обогащения. Такая благот­ворительная деятельность ведется культурно-просветительными и другими организациями. Например, в США 3/4 семей делают взносы на подобные цели (в 80-е годы они составляли в среднем 790 долларов в год на семью). На их долю приходится 90% всех средств благотворительных фондов, а 5% поступает от корпо­раций.

Коммерческая деятельность, или бизнес (англ. business - дело), - занятие, приносящее доход. В нее входят:

непроизводственный бизнес - профессиональный спорт, концертная деятельность и т. п.;

торговый бизнес - на предприятиях торговли;

бизнес в сфере услуг, например, туристический сервис, юри­дическая контора;

производственный бизнес - доходное дело на предприятиях в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и др.

Предпринимательство может проявляться в любой хозяйст­венной системе. Оно может быть и на государственном пред­приятии. Однако здесь инициатива руководителя фирмы огра­ничена жесткими рамками приказов и инструкций вышестоящих органов. В условиях рынка успех приносит совершенно иной тип предпринимательства. Как для жизни каждого человека ну­жен кислород, так для бизнесмена важна свобода его хозяйст­венной деятельности. Это возможность по своему усмотрению использовать принадлежащее ему, арендуемое или переданное в пользование имущество. Это свобода определять, что и как производить, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты на­логов, и решать иные производственные вопросы.

В последние десятилетия приватизация государственных предприятий и рост производства на Западе значительно рас­ширили предпринимательскую деятельность. По сравнению с 60-ми годами общее число бизнесменов выросло в Японии в 2 раза, в США - более чем в 2,5 раза.

Численный рост зачинателей новых хозяйственных дел со­четается с повышением значения функций, выполняемых ор­ганизаторами бизнеса.

Функции предпринимателя

 

В мировой экономической литературе отмечаются три функции предпринимателя.

Первая из них - ресурсная. Для любой хозяйст­венной деятельности необходимы материальные факторы (сред­ства производства) и работники с достаточными знаниями и умениями. Вторая функция- организаторская. Ее существо: обес­печить такое соединение факторов производства, которое лучше всего способствует достижению поставленной цели. Третья функ­ция предпринимателей - творческая, связанная с организаци­онно-хозяйственным новаторством.

Роль инновационной (лат. novatio - обновление) деятельности резко возросла в условиях современного научно-технического про­гресса и развития неценовой конкуренции. Сейчас быстро растет рынок научно-технических разработок, расширяется бизнес, за­нятый внедрением новинок техники и технологии. Совершенствуется информационная инфраструктура предпринимательства - расширяется доступ к полезной информации в государственных органах, укрепляются патентно-лицензионные службы, развива­ется сеть банковых информационных данных, накапливаемых с помощью электронно-вычислительных машин, и др.

В ведущих западных странах заблаговременно определены перспективные направления инновационного предприниматель­ства на XXI столетие:

а) использование мирового информационного рынка для очень быстрого внедрения технологических новинок (Япония);

б) прогресс промышленных технологий, которые обеспечи­вают успех во всех областях науки и техники (Германия, Ве­ликобритания, Франция);

в) наращивание интеллектуального уровня работников, их об­разования и квалификации, от чего зависит технологический потенциал бизнеса (США).

Поскольку центр тяжести в функциях предпринимателя пе­реместился на новаторство, то предъявляются новые требования к личности предпринимателя, к его психологической характе­ристике.

Фирма “Мак-Бер энд Компани” (США) в своих исследованиях выделила наиболее важные личные качества удачливого бизнес­мена:

поиск возможностей и инициативность (готов к неоднок­ратным усилиям, чтобы встретить вызов или преодолеть пре­пятствия, меняет намеченную линию поведения, чтобы достичь цели);

готовность к риску (предпочитает ситуацию умеренного ри­ска, осуществляет действия, чтобы уменьшить риск или контро­лировать результаты);

ориентация на эффективность и качество (находит пути делать вещи лучше, быстрее и дешевле);

вовлеченность в рабочие контакты (принимает на себя всю ответственность и идет на личные жертвы для выполнения ра­боты, берется за дело вместе с работниками или вместо них);

целеустремленность (ясно выражает цели, имеет долгосрочное видение);

стремление быть информированным (лично собирает сведе­ния о клиентах, поставщиках, конкурентах);

систематическое планирование и наблюдение (планирует, сле­дит за хозяйственными показателями и использует их для при­нятия решений);

способность убеждать и устанавливать деловые и личные связи;

независимость и уверенность в себе (стремится к независи­мости от правил и контроля других людей, верит в свою спо­собность выполнять трудные задачи).

Выводы “Мак-Бер энд Компани” могут служить своего рода тестом. При этом важно иметь в виду, что одни из необходимых качеств бизнесмена - врожденные, другие - результат развития природной предрасположенности, а третьи - следствие обучения и практического опыта. Вряд ли можно усомниться, что далеко не все люди способны быть предпринимателями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.7 (0.028 с.)