Основные положения кейнсиавцев и новокоисерваторов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные положения кейнсиавцев и новокоисерваторов



 

 

В соответствии с рекомендациями новоконсерваторов в ос­нову экономической политики США, Великобритании и ряда других государств было положен принцип “эффективного пред­ложения” - поощрения частного бизнеса (в США такую по­литику назвали “рейгономика”, в Англии - “тетчеризм”). Чтобы сделать более выгодным предпринимательство, существенно снизили налоги на прибыль и трудовые доходы. Государство заметно уменьшило свое вмешательство в хозяйственные дела, началась частичная приватизация государственных предприя­тий - продажа их частным лицам, преобразование в акционерные общества. Во многих странах было заметно свернуто планиро­вание хозяйства, уменьшено финансирование социальных про­грамм. Проведенные меры дали осязаемые результаты. В США и других странах несколько уменьшился дефицит государствен­ного бюджета, сократилось количество денег в обращении, а темпы инфляции снизились в 3-4 раза, возросла скорость хо­зяйственного развития.

Но и модель макрорегулятора национальной экономики, предложенная новоконсерваторами, не спасла экономику Запада от спадов производства и инфляции. В 1979-1981 гг. разразился новый мировой экономический кризис. При этом, как и в 1973 г., уровень мирового промышленного производства оказался на ну­левой отметке.

Сама жизнь вновь властно поставила вопрос: какой же хо­зяйственный механизм лучше - государственный (кейнсианский) или рыночный (новоконсервативный)?

 

Новоклассический синтез

 

Предыдущий анализ макроэкономических регуляторов позволяет нам сделать определенные выводы.

Прежде всего очевидно, что не существует такого идеального регулятора, который способен избавить развитое ры­ночное хозяйство от трех зол: кризисов, безработицы и инфляции. Кстати, во всех экономике эти негативы признаются, по существу, как вечные проблемы.

Далее, нельзя не заметить, что кейнсианская и новоконсер­вативная модели регулирования национального хозяйства явля­ются несимметричными (это отчетливо видно из табл. 16.1). Если кейнсианцы высказываются за “эффективный спрос”, то новоконсерваторы - за “эффективное предложение”.

Критическое сопоставление двух регуляторов привело к нео­жиданному результату. Была убедительно доказана неполноцен­ность как исключительно рыночного, так и чисто государствен­ного хозяйственного механизма. Вместе с тем то, что отсутствует в одном механизме, в достаточной мере имеется в другом.

Давайте сопоставим между собой два типа макрорегулятора - стихийно-рыночный и планово-государственный.

А. Сначала сравним сам характер регулирования национального хозяйства.

Свободный рынок (с его регулирующими ценами) воздей­ствует на производство апостериорно (лат. aposteriori - из по­следующего), то есть после того, как товары созданы и ничего исправить уже нельзя. Учет полезных результатов в этом случае ведется методом проб и ошибок, посредством действий вслепую.

В противовес этому государственный регулятор действует ап­риорно (лат. a priori - из предшествующего). Еще до начала производства товаров и услуг государство заранее прогнозирует и планирует конечные результаты. Таким способом можно предотвратить какие-то нежелательные последствия стихийных хо­зяйственных действий.

Б. Рассмотрим отношение разных хозяйственных механизмов к так называемым внешним эффектам. Под такими эффектами подразумеваются побочные последствия рыночного поведения производителей и потребителей. Частные субъекты рынка за­грязняют окружающую среду, создают “проблемы больших го­родов” и т. п. Поэтому возникла и все более обостряется по­требность регулировать, компенсировать отрицательные внешние эффекты.

Что касается рынка, то он не в состоянии не допускать или ликвидировать тот ущерб, которые наносит обществу неконт­ролируемое поведение его субъектов. По словам профессора П. Хейне (“Экономический образ мышления”), возникает “про­блема безбилетника”. Под “безбилетником” подразумевается че­ловек, который не прочь пользоваться какими-то выгодами, не оплачивая их. Однако если никто не платит за блага, то кто же станет их производить? Только государство способно спра­виться с регулированием внешних эффектов. Это становится одной из его функций.

В. Теперь посмотрим, как разные регуляторы относятся к структурным переменам народнохозяйственного масштаба.

Частные субъекты рынка не берутся за крупные изменения отраслевой структуры национального хозяйства, ибо это не дает им быстрой выгоды.

Именно государство может осуществлять крупномасштабные структурные перемены. Оно располагает необходимыми для этих целей ресурсами и способно применить их за более короткий срок.

Г. Сопоставим отношение разных хозяйственных механизмов к некоммерческим видам деятельности.

Субъекты рынка не берутся вкладывать свои частные капи­талы в такие области, которые не дают им достаточной прибыли. Это касается, скажем, школьного образования, фундаментальных наук. Только государство создает и поддерживает за счет своего бюджета нерыночный, некоммерческий сектор экономики.

Д. Рассмотрим связь известных нам регуляторов с удовлет­ворением спроса населения на предметы потребления и услуги.

Государственный регулятор (не имеющий обратной связи) слабо и с большим запозданием улавливает изменения потре­бительского спроса, очень медленно уравновешивает спрос и предложение по их объему и структуре.

Напротив, рынок очень быстро откликается на изменения потребностей покупателей, а также естественным путем (через ценовой механизм) уравновешивает спрос и предложение товаров и услуг.

Е. Наконец, оценим реакцию двух регуляторов на неэффек­тивное производство.

Как известно, рынок поощряет эффективное хозяйствование и избавляется от убыточных предприятий. Только государство может взять на себя затраты на содержание убыточного, но необходимого для общества производства (на изготовление об­щественных благ, на военно-промышленный комплекс и др.).

Проведенный здесь сравнительный анализ рыночного и го­сударственного макрорегуляторов позволяет сделать важное за­ключение. В целях улучшения развития национального хозяйства разумнее всего не менять попеременно один регулятор на другой, а перейти к смешанному (комбинированному) типу управления, в котором органически соединяются достоинства двух ранее дей­ствовавших хозяйственных механизмов.

Лауреат Нобелевской премии П. Самуэльсон является осно­вателем, школы, которую он назвал “великим неоклассическим синтезом”. Эта школа преодолела разрыв и противопоставление двух родственных течений новоклассического направления - кейнсианства и новоконсерватизма - по коренному вопросу о макроэкономических регуляторах.

Что же представляет собой более конкретно третий тип мак­рорегулятора?

 

Смешанное регулирование и его варианты

Тип смешанного регулирования национальным хозяйством имеет следующие специфические черты.

Во-первых, новый хозяйственный механизм ор­ганически соединяет устойчивость государственного управления, необходимую для удовлетворения общественных потребностей (нужд нерыночного сектора и социальной сферы) и гибкость рыночного саморегулирования, что требуется в особенности для удовлетворения многообразных и быстро меняющихся личных запросов.

Во-вторых, только тип смешанного регулирования позволяет оптимально сочетать высшие макроэкономические цели:

эффективность хозяйствования;

социальную справедливость;

стабильность экономического роста.

В-третьих, новый регулятор способен сбалансировать сово­купный спрос и совокупное предложение.

Как можно достичь макроэкономического равновесия, на­глядно изображается на рис. 16.3, где графически представлены совокупный спрос (С1 - С2), совокупное предложение ( П1 - П2) и потенциальный выпуск продукции (Вп).

Рис. 16.3. Совокупный спрос, совокупное предложение и потенциальный выпуск продукции

На рис. 16.3 можно проследить, какие макроэкономические факторы влияют на уровень цен и объем выпуска продукции ” в масштабе страны.

Рассмотрим сначала кривую спроса. Если, допустим, снижаются государственные налоги, то благодаря этому возрастают величины располагаемого дохода и покупки товаров. Кривая спроса (С1 - С2) сдвигается вправо, что означает: для каждого уровня цен платежеспособная потребность возрастает.

Когда же налоги увеличиваются или сокращаются государ­ственные расходы на социальные цели, то совокупная покупа­тельная потребность уменьшается. Кривая спроса сдвигается вле­во. Значит, закупки товаров уменьшаются для каждого уровня цен.

Теперь посмотрим на динамику предложения. В том случае, когда будет расти заработная плата и цены на сырье, энергию, кривая предложения смещается вверх и влево. Стало быть, дан­ный уровень производства может быть обеспечен при более высокой цене (это - результат увеличения издержек производ­ства).

Что касается кривой потенциального выпуска продукции (Вп), то она характеризует такую отметку высоты уровня производства, к которой экономика должна все время двигаться. Таким ус­ловием служит макроэкономическая сбалансированность спроса и предложения.

Как видим, с помощью регулирующих сил рынка и госу­дарства можно уравновесить совокупный спрос и совокупное предложение.

Итак, во всех странах с высокоразвитой экономикой имеются общие основы третьего типа хозяйственного механизма. Границы распространения смешанной системы регулирования определяются двумя крайними вариантами: а) стихийно саморегулирующимся рынком и б) строго централизованным планово-государственным управлением. Но во второй половине 80-х годов таких предельных случаев уже не было. Поэтому во всех странах можно было обнаружить смешанную - по типу макрорегулирования - эко­номику

Между тем в разных странах имеются свои варианты хозяй­ственного механизма. Они различаются по следующим пара­метрам:

по сферам действия рынка и государства;

по функциям регуляторов;

по формам и методам государственного управления хозяй­ством.

Практически невозможно рассмотреть великое множество ва­риантов смешанного типа регулятора. Мы ограничимся анализом двух моделей:

с минимальным участием государства в регулировании на­ционального хозяйства;

с максимально допустимым участием государства в хозяй­ственном механизме (при сохранении рынка).

А. Первой будет модель с минимальным участием государ­ства в регулировании экономики. В ней преобладает сфера рынка по сравнению с государственным сектором. Таково положение, например, в США. Здесь в 80-х годах примерно 4/5 валового национального продукта обеспечивалось рыноч­ной системой, а остальная его часть производилась под конт­ролем государства.

В данной модели “смешанной экономики” государство вы­полняет минимально необходимые функции (рис. 16.4).

Рис. 16.4. Минимальные функции государства в регулировании экономики

 

Прежде всего функцией государства является обеспечение эко­номики нужным количеством денег, которое должно предотвращать инфляцию.

Другой государственной функцией является регулирование внешних эффектов, которые представляют собой побочные по­следствия хозяйственной деятельности отдельных агентов рынка. Государство призвано: а) измерять “внешние эффекты” и про­водить перераспределение доходов граждан с помощью специ­ального налога; б) предотвращать “социальные выбросы” (про­водить предварительную государственную экспертизу проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопас­ность); в) административно запрещать производственную де­ятельность, наносящую вред здоровью людей; г) обязывать пред­принимателей затрачивать капитал на восстановление разрушен­ной природной среды.

Особая функция государства - управление нерыночным сек­тором национального хозяйства, Который предоставляет насе­лению товары и услуги коллективного пользования. Речь идет о национальной обороне и охране общественного порядка, го­сударственном управлении, единой энергетической системе и национальной сети коммуникаций, всеобщем образовании, здра­воохранении, фундаментальных науках и т. п.

На практике даже минимальное участие государства в эко­номическом макрорегулировании (в США и иных странах Запада) предполагает выполнение ряда других задач. К ним относятся:

а) обеспечение правовой базы, способствующей эффективному функционированию рыночной системы; б) защита конкуренции; в) перераспределение доходов и богатства; г) влияние на рас­пределение ресурсов в целях улучшения структуры национального продукта; д) контроль за уровнем занятости и инфляции, а также стимулирование экономического роста. При регулировании на­ционального хозяйства государство применяет преимущественно не административные, а экономические методы.

Б. Другая модель смешанного хозяйственного механизма, ко­торую мы рассмотрим, предполагает максимально допустимое го­сударственное регулирование.

Данная модель основывается на значительном развитии го­сударственного сектора экономики (до 40% ВНП находится под государственным контролем). Такое положение можно наблюдать в Швеции, Австрии, Германии, Японии и др.

В таком случае государство осуществляет ряд основных функ­ций (рис. 16.5).

Рис. 16.5. Максимально допустимые функции государства

 

Прежде всего государство способствует эффективной хозяй­ственной деятельности всех предпринимателей. В этих целях оно повышает эффективность рыночного механизма:

разрабатывает и осуществляет хозяйственное законодатель­ство, устанавливающее “правила игры” всех бизнесменов (со­здается правовая основа предпринимательства, деятельности бирж, банковской системы, налогообложения и др.);

обеспечивает сохранность рыночного механизма (регулярная демонополизация экономики, антиинфляционная политика, ме­ры по сокращению государственных расходов и уменьшению бюджетного дефицита и др.);

укрепляет положение дел на отдельных видах рынков (по­вышает конкурентоспособность национального капитала на внут­реннем и международном рынках путем осуществления обще­национальных программ научно-технического прогресса, поощ­рения экспорта капитала и товаров и т. п.).

Далее, государство старается стабилизировать экономическое развитие, сглаживать взлеты и падения деловой активности, сдер­живать безработицу, поддерживать устойчивый экономический рост. В период кризисного спада оно увеличивает выплаты по­собий по безработице, расширяет возможности получения кре­дита, уменьшает норму процента. Напротив, в период хозяйст­венного подъема сокращаются пособия безработным, уменьша­ется объем государственного кредита, повышается норма про­цента.

Важной государственной функцией стало регулирование со­циальных отношений. Особое внимание при этом уделяется от­ношениям между работодателями и трудящимися: государство предопределяет размер минимальной заработной платы, следит за обязательным заключением коллективных договоров между предпринимателями и профсоюзами, а также регулирует условия труда на предприятиях. Разрабатываются и проводятся в жизнь программы экологической безопасности населения, принима­ются меры к развитию образования, здравоохранения. Создавая систему социальных “амортизаторов”, государство стремится сни­зить накал социальных противоречий и тем самым укрепить господствующий общественный строй.

Повышение эффективности государственного регулирова­ния зависит от умения использовать научные методы прогно­зирования и планирования. К ним в первую очередь относится научно обоснованный метод “затраты - выпуск”, который разработал американский экономист, лауреат Нобелевской пре­мии Василий Леонтьев. Данный метод широко применяется во многих странах.

Существо метода В. Леонтьева - в простом и кратком из­ложении - таково. В любой стране экономика - это большая система из многих отраслей, каждая из которых производит продукцию и передает другим отраслям. Все они существуют потому, что снабжают друг друга результатами своей деятельности. Чтобы надежно прогнозировать развитие экономики в целом, в расчет принимаются до 600-700 и более отдельных отраслей страны. Сопоставление различных соотношений производствен­ных затрат в отдельных звеньях общей системы и предполагаемых результатов позволяет выбрать наилучший вариант.

Допустим, надо рассчитать эффективность производства хлеба. Тогда делается расчет: сколько на одну тонну хлеба расходовать муки, дрожжей, молока и т. д. по всем компонентам согласно рецепту. Затем определяются трудовые затраты в нормо-часах. После этих расчетов расхода материальных ресурсов и трудовых затрат на конкретное изделие в натуральных показателях ана­лизируются и сравниваются предполагаемые результаты в де­нежном выражении. С учетом цен и уровня заработной платы выбирается наиболее эффективный вариант выпуска конечной продукции.

Подобные расчеты В. Леонтьев проводил для Японии, Ита­лии, Норвегии и других стран. Этим была подтверждена высокая эффективность метода “затраты - выпуск”.

Разъясняя студентам, как функционирует национальная эко­номика, В. Леонтьев сравнивал ее с яхтой в море. “Чтобы дела шли хорошо, нужен ветер - это заинтересованность. Руль - государственное регулирование. У американской экономики сла­бый руль. Нельзя делать так, как говорил Рейган: поднимите паруса, пусть их наполнит ветер, и идите в кабину коктейль пить. Так нас и на скалы вынесет, разобьет яхту вдребезги... Я думаю, что более правильно делают японцы. У них, конечно, есть частная инициатива, но и государство играет большую роль, влияя на развитие экономики в лучшем направлении. Из всех капиталистических стран, у которых в настоящее время можно чему-то поучиться, я бы выбрал не США, а Японию”1.

1 Леонтьев В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты, по­литика / Пер. с англ. М., 1990. С. 15.

 

Кстати, Япония имеет более чем 30-летний опыт общего­сударственного планирования в условиях рыночного хозяйства. Здесь регулярно составляются средне- и долгосрочные программы социально-экономического развития, которые являются инди­кативными (рекомендательными) и безадресными. На практике большинство компаний в значительной степени строят свою производственно-коммерческую деятельность, исходя из про­гнозов и рекомендаций общего плана. С 1956 г. в Японии было составлено 10 планов, большинство из них успешно выполнены.

При всей многовариантности смешанного типа хозяйствен­ного механизма вполне очевидно: повышение эффективности макроэкономики предполагает оптимальное сочетание рыноч­ных и государственных регуляторов народнохозяйственно про­порциональности. Профессора П. Самуэльсон и В. Нордхаус пришли, к важному обобщению: “Обе стороны- рынок и го­сударство - важны для бесперебойного функционирования эко­номики. Существование современной экономики без одной из этих сторон - то же самое, что попытки хлопать в ладоши одной рукой”2.

2 Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. М., 1997. С. 78.

 

Подтверждение данного вывода мы находим в опублико­ванном в 1997 г. отчете Мирового банка о мировом развитии “Государство в меняющемся мире”. Обобщив данные за 50 лет, авторы доклада пришли к такому выводу: эффективное госу­дарство жизненно необходимо для экономического процветания, развития образования и здравоохранения. Они видят роль го­сударства не как непосредственного участника экономического роста (в отличие от практики “нового курса” Ф. Рузвельта и кейнсианского учения), а в качестве гаранта (поручителя):

а) основ законности; б) политической и макроэкономической стабильности; в) социального обеспечения и образования; г) защиты окружающей среды.

Примечательно, что концу XX столетия в деятельности государств ведущих стран мира усилилось внимание к соци­альной сфере. На первый план вышли проблемы человеческо­го капитала - образования и здравоохранения. Так, в США, занимающих лидирующее положение в решении этих проблем, осознают, что достигнутый ими уровень материального произ­водства и потребления требует глубоких социальных подвижек.

Развитие же социальных структур - результат и условие вы­сокой эффективности экономики.

Теперь рассмотрим, как обстоит дело с хозяйственным ме­ханизмом в сегодняшней России?

§ 4. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.91.23 (0.05 с.)