Субъект и Объект (subject and object) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъект и Объект (subject and object)



Эти категории представляют собой две стороны сотворенного: объект — материальный, а субъект — умственный, жизненный аспект Природы. Оба они рассматриваются как эманации единой Божественной и верховной Реальности, беспричинной причины всякого бытия и всего сущего; таким образом, они являются теми силами, которые в современных понятиях могут быть описаны как сила, претворяющая прошлое в настоящее (что, по нашему мнению, может служить наиболее точным определением материи), и сила, привносящая в настоящее будущее (что, очевидно, является свойством позитивного разума). Объект и субъект соответствуют функциям Брахмы и Вишну. Третий член Божественной троицы, Шива, пребывает вне категорий объекта и субъекта, и йогу необходимо воспитать свой разум как можно более открытым и незамутненным с целью приближения к этому третьему проявлению Божественного.

 

СУКХА-ДУХКХА (Sukha-Duhkha)

"Удовольствие и страдание". В начале своего развития человек вял (пребывает во власти тамаса) и даже не заботится о заблаговременном поиске пищи до тех пор, пока его не начинает подталкивать к этому страдание от голода. Затем он открывает для себя удовольствие процесса питания и другие наслаждения, и с этого момента становится очень энергичным и даже беспокойным (переходит во власть раджаса) в преследовании удовольствий, так что в результате пресыщается ими. Это вновь приносит страдания, благодаря которым он становится разумным и учится управлять своими действиями и желаниями и приводить их в надлежащую упорядоченность (саттва), в соответствии с умеренностью и гармонией, требуемыми законами Природы.

 

СУКХАСАНА (Sukhasana)

"Приятная Поза". Поза удобна для тех, кто хочет сидеть на полу, но чьи члены недостаточно разработаны для удобства падмасаны (см.), позы со скрещенными ногами, принятой на Востоке. В сукхасане для поддержки веса колен используется длинная лента ткани, или шарф, который пропускается под коленями и сзади через поясницу; таким образом, шарф удерживает колени в приподнятом положении. Руки при этом покоятся на связанных концах ленты, между коленями.

 

СУКШМА (Sukshma)

Тонкое тело. См. Упадхи.

 

СУШУМНА (Sushumna)

Канал (нади) в тонком теле, пролегающий вдоль позвоночника, в позвоночном столбе, начинаясь от чакры в его основании (муладхара, см.) и завершаясь в черепе. В нем пролегает более тонкий канал, ваджрини-нади, а в том — еще один, читрини. Толщина последнего считается сравнимой с тысячной долей толщины волоса; на него нанизаны остальные чакры (см.) и по нему поднимается кундалини (см.). Отверстие этого канала в его основании, перекрытое головой кундалини, называется брахма-двара ("дверь Брахмана").

Рядом с сушумной расположены два других канала: справа пингала (см.), а слева — ида (см.), которые обвиваются вокруг сушумны и соединяются в аджня чакре (см.).

Эти три канала часто рассматриваются как олицетворенные в жезле Меркурия (Гермеса), но этот символ используется также для обозначения многих других троиц.

 

СУШУПТИ (Sushupti)

Состояние глубокого сна. См. Авастха.

 

ТАМАС (Tamas)

Постоянство, статичная инерция, инерция покоя. Качество, или сила Природы, сохраняющая предметы неизменными во времени. В человеке она проявляется в форме вялости или лености тела, апатичности эмоций и предубежденности разума или предрассудках.

Как одно из трех качеств (гуна, см.) материального мира, тамас представляет собой инерцию покоя, проявляющуюся во время перехода материальных форм от прошлого к настоящему. В своей деятельности по привнесению изменений в область бытия, настоящего, разум использует статичную инерцию как основу для новых форм, наряду с их сотворением с помощью динамичной инерции, инерции движения (раджас), в результате чего возникают все более и более интегрированные и гармоничные формы (саттва).

Термин "тамас" применяется ко всему, что демонстрирует преобладание инерции покоя; например, "тамасичный человек" по отношению к ленивому или вялому человеку (см. Удовольствие и Страдание).

 

ТАНЕЦ ШИВЫ (The Dance of Shiva)

У Шивы было множество танцев, но наиболее часто упоминаемый описывает его, наступающего на карлика-гнома. Этот танец обычно рассматривается как напоминание о том, что божество играет, а не трудится. Карлик в этом случае называется "рассеянный человек" (апасмара пуруша) и символизирует, разумеется, наше низшее Я и в некоторой степени даже наше высшее Я, в которые мы вовлечены настолько, что забываем о своем высшем духовном призвании и судьбе; о них нам напоминает Шива, проявляясь в нашем качестве воли, которая представляет собой не просто волю к жизни, волю к новизне и развитию, но также волю к духовному наполнению.

 

ТАНМАТРА (The Five Tanmatras)

Буквально: "очерчивание Того". Пять фундаментальных принципов, подразделений, или типов материальной стороны вещей, соответствующих пяти ощущениям (звучание, осязаемость, видимость, наличие вкуса и запаха), возникающим в сознании, то есть те свойства объектов, которые обеспечивают их воспринимаемость и сферу действия пяти органов чувств (слух, осязание, зрение, вкус и обоняние), и связаны с пятью состояниями материи (эфир, воздух, огонь, вода и земля).

 

"ТАНТРЫ" (Tantras)

Группа трактатов по йоге, в которых описаны методы, близкие лайя-йоге (см.). Система тантры содержит множество формул поклонения божествам — которые, однако, представляют собой лишь символы, — и использования их сил; таким образом, это некие ритуалы, механически обладающие магической силой, что подразумевается самим словом "тантра", которое дословно означает ткацкий станок или длинные нити в нем, то есть описание жесткого курса, устоявшейся процедуры, или механизма.

 

ТАПАС (Tapas)

Один из обрядов (см. Нияма), которые йогу следует проводить в повседневной мирской жизни. Слово "тапас" происходит от корня, означающего "нагревать", "накалять", то есть означает рвение и полноту усилий. Иногда его рассматривают как очищающие действия, ибо они устраняют нечистоту. В системе раджа-йоги это понятие относится в первую очередь к телу, и означает надлежащий уход за ним. Часто этот термин переводят как "аскетизм"; в этом значении это воспринимается иногда даже в Индии так называемыми "йогами", которые доводят эту идею до крайностей, иногда даже до умерщвления плоти и самопричиненных повреждений тела. Для людей, склонных к комфорту, правильный уход за телом может показаться очень похожим на аскетизм, однако раджа-йога понимает под этим такую заботу о теле, при которой оно не беспокоит разум во время медитации; идея крайней аскетичности далека также от учения Патанджали, в котором он описывает совершенства тела (см.), включающие его правильную форму, красоту и силу. См. также Умеренность.

 

ТАРАКА (Taraka)

Буквально: "звезда". В раджа-йоге так называется орган видения в междубровьи или чуть впереди него, который открывается во время медитации. Зрачок глаза тоже называют тарака.

 

ТАТТВА (Tattwas)

Происходит от "То" ("Тат") и "ты" ("твам") и означает подлинное состояние чего-либо. Применительно к материи таттва означает один из пяти первичных импульсов, в которых берут начало пять состояний материи (эфир, воздух, огонь, вода и земля), которые существенно связаны с формами восприятия (слухом, осязанием, зрением, вкусом и обонянием). Все пять таттва образуют локи, внутренние, непроявленные качества человека. Применительно к Я (атма), таттва соответствует его подлинной сути как единому бытию в Верховном Я (Параматма). Существует также родственное слово "таттвадаршин", означающее того, кто способен видеть эту истину (см. также Санкхья).

 

"ТАТ ТВАМ АСИ" (Tat Twam Asi)

Известное речение: "То Ты Есмь". Сначала ученик медитирует на "Тат" ("То"), что указывает на Брахмана, или Параматму как на отличное от "Этого", поля проявленности. Именно поэтому ученику говорят: "То Ты Есмь"; если бы учитель сказал ему: "Ты Есмь То", ученик мог бы начать с мыслей о "Ты", как он обычно обращается к самому себе, и прийти в результате к неверному, личностному заключению; таким образом ученику объясняют: "ТО есть то, что ТЫ есть на самом деле, хотя сейчас у тебя может быть ложное представление, что "тот" ты есть "этот" ты." Когда ученик способен говорить о себе: "Со'хам" ("Сах" — "то"; "ахам" — "я"; "есть" при этом подразумевается), он достигает того, чего желал учитель. Другим ответом, несущим то же значение, является — "Ахам Брахмасми" ("ахам" — "я"; "Брахман"; и "асми" — "есть").

 

ТЕЛЕПАТИЯ (Telepathy)

Прямая передача эмоциональных состояний и мыслей от одного человека к другому. Это происходит постоянно, так как мы обитаем в океане человеческих эманаций, но обычно наши мысли расплывчаты и недолговечны, к тому же их влияние в большой степени подчиняется принципу привлечения подобного подобным. Сильный разум, обладающий ясными мыслями, способен создавать наиболее определенный и мощный эффект в рамках рассматриваемого явления, которое в значительной степени относится ко тем случаям, когда двум или более людям одновременно приходит в голову одна и та же мысль, или когда в группе люди, мыслящие в сходном направлении, стимулируют и помогают друг другу. При больших скоплениях, толпах народа отдельный человек часто подпадает под влияние всеобщих настроений или идей (зачастую недобрых), что при недостаточном совершенстве рациональности разума способно превратиться в опасные наклонности. Таким образом, заблуждения и несовершенства чувств и мыслей могут быть в буквальном смысле заразительны.

На начальных стадиях экспериментов и упражнений телепатии лучше использовать знакомые всем участникам образы. Если два человека решают провести подобный эксперимент и устанавливают для него определенное время дня, перемежая при этом внушение и восприятия, желательно сравнивать их записи друг с другом лишь через два-три месяца. Во всех подобных экспериментах (степень успешности которых возрастает с опытом и течением времени) очень многое зависит от неэгоистичности сознания участников.

 

ТЕЛО (Body)

См. Деха; Шарира; Упадхи; Физическое Тело; Тонкое Тело; Карана Шарира.

 

ТИТИКША (Titiksha)

Терпеливая выносливость, спокойное приятие текущих условий кармы без какого-либо противодействия, так что при любых обстоятельствах у человека не возникает ни недовольства, ни нетерпения. Титикша относится к шести Обретениям (см. Шатсампатти).

 

ТРАНС (Trance)

См. Унмани.

 

ТРИ МИРА (The Three Worlds)

Выражение "три мира" обычно соответствует областям тела, эмоций (которую иногда называют кама-лока) и низшего, или конкретного ума. Все три области считаются объективными планами, или уровнями; формы первого образуются благодаря действиям, второго — под воздействием эмоций, и третьего — мыслями. Освобождаясь от гнета тела и стимулов окружающего мира во время сна, большинство людей обычно несосредоточены и непоследовательны в действиях и мыслях, пребывая в камической или ментальной плоскости, однако некоторые из них способны быть вполне бодрствующими, активными и целенаправленными, хотя они могут не помнить ою этой части своей жизни, вновь просыпаясь в телесной оболочке. См. также Проявленное; Лока; Реальность.

 

ТУРИЯ (Turiya)

Четвертое состояние, которое может быть достигнуто в медитации, когда сознание выходит за пределы манаса (мышления), буддхи (проницательности, мудрости по отношению к субъективному) и аханкары (склонности к разделению). Это состояние невозможно описать в категориях мыслей, любви или воли. Три состояния сознания, предшествующие этому, могут быть описаны как мышление в Многоообразии, любовь в Дуальности и воля в Единении (см. Авастха).

В распространенном смысле турья означает четвертое состояние сознания помимо трех обычных состояний бодрствования, сновидения и глубокого сна. В первом из них наблюдаются объекты внешнего мира и разума, во втором — только объекты, существующие в разуме, а в третьем не существует ни внешних, ни внутренних объектов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.93 (0.022 с.)