Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жертва, жертвование (sacrifice)

Поиск

См. Яджня.

 

ЖИЗНЕННЫЙ ВЕТЕР (Vital Airs)

См. Вайю.

 

ЖИЗНЬ (Life)

См. Ашрама; Законы Природы и Жизни; Инкарнация; Стадии Жизни.

 

ЗАДЕРЖКА ДЫХАНИЯ (Retention of Breath)

См. Кумбхака.

 

ЗАПРЕДЕЛЬНОСТЬ (The Beyond)

Важное понятие, используемое для обозначения, но не описания реальности вне сферы проявленности. См. также Авьякта.

 

ЗАКОН (Law)

См. Великий Закон; Закон Кармы; Законы Природы и Жизни.

 

ЗАКОН КАРМЫ (The Law of Karma)

Идея закона заключается в том, что все воздается той же монетой: относящийся к другому с привязанностью получает взамен привязанность; делящийся мыслями получает знание; труд вознаграждается благосостоянием, и так далее, по отношению к любым дарам и займам, проявлениям милосердия и черствости, добрым и злым поступкам, эмоциям и мыслям. Подразумевается, что все то, что мы получаем сейчас, есть последствия наших прошлых действий — то, что заработано, остается; то, что было похищено, теряется.

Карма подразделяется на три вида: зарождающаяся (крийамана, или вартамана); зрелая и реализующаяся, то есть прошлая карма, зрелые плоды которой ныне пожинаются (прарабдха); и скрытая, остающаяся в запасе для реализации в будущем (санчита). Карму обычного человека разделяют еще на белую, черную и смешанную, то есть приятную, болезненную и смешанную; белая является результатом разумности, доброты и самодисциплины. Однако о йогах, достигших уровня одинакового отношения ко всем проявлениям зрелой кармы (путем практического осознания ее пользы как средства накопления необходимого опыта, очищения и совершенствования), говорят, что они не имеют ни белой, ни черной кармы, ибо их жизнь не управляется соображениями удовольствий и страданий. Более того, рассматривая текущую карму с позиции вайрагья (см.), они не обладают желаниями, которые способны изменить их будущую карму.

Скрытая часть кармы является приостановленной, поскольку все разнообразие последствий действий и поступков прошлого не может быть реализовано одновременно в одном событии жизни или определенных ее обстоятельствах; некоторые из них затруднены текущими условиями жизни человека, и поэтому пребывают в задержанном, латентном состоянии, но они проявятся, как только обстоятельства будут благоприятствовать их проявлению. Это следует понимать таким образом, что и "то, что ушло", и "то, что еще не пришло" по своей природе вполне реальны, и представляют собой потенциальные события, однако важно подчеркнуть, что их форма реальности отличается от реальности существования в настоящем. Дверь к пониманию разумом их влияния в настоящем открывают память и прогнозирующее рассуждение. Обе формы латентных потенциалов обладают признаками качеств (гун, см.), как и все объекты в настоящем. Философия йоги признает объективную реальность действий и их последствий.

Хотя зрелой кармы, которая уже достигла стадии реализации, невозможно избежать и ее можно только отрабатывать, это не относится к накопленной, скрытой карме, так что, например, добрый поступок в настоящем способен искупить злое действие в прошлом и прервать его кармическое воздаяние.

Карма связана с действиями, но не с сутью действующих сил, присущих высшему Я; так например, любовь сама по себе не создает карму, но ее создают поступки, вызванные любовью. Вред, причиненный человеком А по отношению к человеку В, может вернуться посредством человека С. Но любовь является силой притяжения, привлечения, и когда люди искренне любят друг друга, они соединятся вновь независимо от обстоятельств, или кармы, ибо прямое взаимодействие высших Я пребывает вне материальных законов.

 

ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ И ЖИЗНИ (Laws of Nature and Laws of Life)

Существуют законы, проявлений которых человек не способен избежать, и на которые он не может не обращать внимания, не рискуя при этом здоровьем организма и рассудка, жизнью тела и души. К первой категории относятся законы, определяющие взаимоотношения материи и энергии, описываемые в рамках науки, а также законы здорового тела, эмоций и низшего ума. Во вторую группу входят духовные законы, заключающиеся в том, что силы разума (воля, любовь и мышление) возрастают только с их практикой, и что паломничество дживы (см.) должно завершаться ее Освобождением (см.), или нирваной (см.). Поскольку, вообще говоря, человек развивается путем подчинения Великому Закону и посредством все более глубокого его знания, можно предположить, что последующие человеческие расы будут представлять собой бого-человеков, в отличие от современных человеко-человеков (которых все еще немного), зверо-человеков, овоще-человеков и даже минерало-человеков, причем в представителях трех последних групп гораздо больше от зверей, растений и минералов, чем от человека.

 

ЗВУК, ЗВУЧАНИЕ (Sound)

См. Внутреннее Звучание.

 

ЗМЕЯ И ВЕРЕВКА (Serpent in a Rope)

Эти образы часто используются для иллюстрации искаженного состояния нашего видения мира. Крестьянин, возвращающийся домой в сумерках, видит на тропе перед ним змею, но при осторожном приближении обнаруживает, что это всего лишь свернутая кольцами веревка. См. также Адхьяропа; Символические Образы.

 

ИДА (Ida)

Канал, расположенный слева от сушумны. Он описывается как закручивающийся вокруг сушумны и заканчивающийся в левой ноздре или в аджня чакре. См. также Пингала.

 

ИЗМЕНЕНИЕ (Changes)

См. Раджас.

 

ИЗОБРАЖЕНИЯ И ОБРАЗЫ БОЖЕСТВ (Pictures and Images of Deities)

Изображения и образы божеств очень распространены в храмах, жилищах, и в специальных ритуальных комнатах и помещениях для медитации. Это не есть идолопоклоничество, если помнить, что обычно эти божества считаются не являющимися первичными источниками силы и благ, но проводниками Божественного промысла. В поклонении им часто наблюдается определенный оттенок ожидания божественной помощи и милости, но это не противоречит логике, ибо разве мы не склоняемся над цветком и не благодарим его за его аромат и красоту, которые вселяют в нас подобные же ощущения божественного присутствия? Использование образов и изображений божеств способно усилить разум, а их символика — расширить глубину нашего понимания Божественного.

 

ИЛЛЮЗИЯ (Illusion)

Под иллюзией понимается представление о чем-либо, существующем само по себе, на собственных правах, вне Бога; но если не виден Бог, ничто не может быть видимо в подлинном виде. Нельзя рассматривать палец отдельно от руки или хвост независимо от всего животного. Отрезанный палец уже не палец. Подобным образом каждый, кто думает о человеке вне Бога, "придатком" которого человек является, пребывает под влиянием иллюзии (см. Майя).

 

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (The Idndividual)

Единица, атом жизни, или джива (см.). См. также Асмита; Я.

 

ИНЕРЦИЯ (Inertia)

См. Раджас, Тамас.

 

ИНЕРЦИЯ ДВИЖЕНИЯ (Dynamic Inertia)

См. Раджас.

 

ИНЕРЦИЯ ПОКОЯ (Static Inertia)

См. Тамас.

 

ИНДРИЙЯ (The Ten Indriyas)

Так называются десять органов тела, с помощью которых внутреннее Я получает знания об окружающем мире и использует их во внешнем мире. Они включают в себя:

(1) Пять органов чувств, восприятия (джнянендрийя): органы слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния;

(2) Пять органов действия, моторики (кармендрийя): органы передвижения, удержания предметов, речи, воспроизводства и испражнения.

Этими десятью органами человек обычно пользуется подавляющую часть времени своей телесной жизни. Основой работы этих органов являются симпатические функции (см. Вайю).

 

ИНКАРНАЦИЯ (Incarnation)

Воплощение в теле. Они происходят по причине стрмелений к разным формам удовольствия. В процессе жизни друг друга сменяют три следующих явления: (1) восприятие; (2) удовлетворение; (3) пресыщение. Последнее из них обычно проходит незамеченным, ибо люди стремятся к удовлетворению. Но когда удовольствие в полной мере наступило, возникает чувство достаточности по отношению к цели прошлого стремления, поскольку разум уже достиг пресыщения эти объектом, как например, старая игрушка надоедает ребенку, или избитой становится часто повторяемая шутка.

Однако условия воплощения находятся под управлением закона кармы (см.) и определяются деяниями человека в его предшествующих жизнях. На самом деле они представляют собой условия и состояние разума человека, его эмоций и мыслей, которые есть причина действий, которые, в свою очередь, обеспечивают человеку определенную форму тела, определенное социальное окружение, материальное благосостояние и так далее. Это можно сравнить с действиями крестьянина, который направляет воду в одни оросительные каналы и перекрывает ее течение в других, открывая и закрывая их входные отверстия; карма, как и течение воды, является естественным процессом, но ее направление указывается самим человеком.

Считается, что многие развитые йоги способны иметь сразу несколько тел, каждое из которых обладает собственным искусственным низшим умом (читта), создаваемым в процессе медитации; такие множественные умы управляются, однако, единственным высшим разумом йога, и таким образом, это не приводит к существованию отдельных карм для каждого тела. Эти воплощения ведут себя, скорее, механически, и йог по своей воле может выбрать любое из них, перенестись в него и в полной мере управлять им. Посредством нескольких тел он способен отрабатывать гораздо больший объем кармы в течение одного воплощения. Разумеется, это требует очень развитой силы разума; обычный человек едва справляется с управлением одного единственного тела и ума. См. также Реинкарнация.

 

ИНТУИЦИЯ (Intuition)

Любое проявление силы одного из уровней человека, проявляющееся в осознании самого себя или в подчинении высшему уровню, который, образно говоря, в этот момент просыпается, является проявлением интуиции. Очень упрощенно, можно сказать, что водитель является интуицией автомобиля и в нужное время безошибочно направляет его к заправочной станции для перезаправки бензина. В человеке, эмоции направляют действия тела; знания низшего ума управляют (по крайней мере, должны управлять) эмоциями; высший, мыслящий разум, контролирует низший ум; любовь, или этическая природа мудрости направляет мышление в нужное русло; а незамутненная воля, обладающая собственной интуицией подлинного Я, в один прекрасный день озарит своим сиянием и направит любовь. Интуиция может время от времени проявляться в любом звене этой цепи до тех пор, пока сознание не становится твердым, ясным и не начинает непрерывно использоваться высшей силой, то есть пока оно не просветляется и не сливается в полной мере с носителями интуиции. Восприятие информации во время сновидений, телепатию и прочие явления нельзя, строго говоря, называть интуицией, хотя они достаточно близки. См. также Прабибха.

 

ИСТИНА (Truth)

См. Добро, Истина и Красота; Сатья.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.93 (0.013 с.)