Облака и солнце (clouds and sun) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Облака и солнце (clouds and sun)



Урок образов Облаков и Солнца заключается в том, что подлинное Я сияет непрерывно, но оно скрыто тучами, порождаемыми недостатками низшего ума, или личности, так что сквозь них не только нельзя увидеть этот свет, но и невозможно насладиться его властью. См. Символические Образы.

 

ОБЛАСТЬ (Field)

См. Кшетра; Лока.

 

ОБРЯДЫ (Observances)

См. Нияма.

 

ОБЪЕКТ (Object)

См. Дравья, Гуна, Карма; Субъект и Объект.

 

ОБЪЕКТ, КАЧЕСТВО, ДЕЙСТВИЕ (Object, Quality, Action)

См. Дравья, Гуна, Карма.

 

ОБЯЗАННОСТЬ (Duty)

То, что человеку следует делать; общий способ правильной жизни человека и правила его конкретных действий в отдельных ситуациях. Закон дхармы выше закона кармы (см.), ибо последний в каждый момент времени окружает человека реальными обстоятельствами, после чего возникает вопрос о том, как же человек собирается себя вести в этих условиях. Его первейшими обязанностями являются обязанности перед самим собой, так как он в долгу перед самим собой за свои собственные способности, и только с их помощью он растет как человек. Его вторая обязанность — любить ближнего своего, своим сердцем и своими действиями, исполнять свой социального долг и рабочие обязанности, которые представляют собой его вклад в общее благосостояние, то есть тоже являются службой на благо общества. Его третья обязанность — обязанность перед Богом, ибо жизнь и смерть существуют только в целях предельно осознанного достижения единства с Божественным. См. Дхарма.

 

ОГОНЬ (Fire)

См. Махабхута; Стихии; Хождение по Углям.

 

ОКОВЫ (The Ten Fetters)

В буддизме — десять недостатков, которые необходимо преодолеть. См. Архат.

 

ОККУЛЬТИЗМ (Occultism)

Знание, относящееся к тому, что пребывает вне восприятия органов тела, то есть обычными способами невидимого и невоспринимаемого (адришта), и приложение этого знания к практической жизни.

 

ОККУЛЬТНЫЕ СИЛЫ (The Eight Occult Powers)

Восемь сиддхи (см.).

 

ОЛЕНЬ, СЛОН, МОТЫЛЕК, РЫБА И ПЧЕЛА (The Deer, Elephant, Moth, Fish and Bee)

Урок образов этих пяти животных заключается в предупреждении о потере осознанности и бдительности под влиянием пятью органов чувств, ибо охотники соблазняют Оленя сладкой музыкой, а Слона ловят в тот момент, когда он с великим удовольствием чешет спину о дерево; Мотылек, Рыба и Пчела завлекаются зрелищем, вкусом и запахом соответственно. См. Символические Образы.

 

ОМ (Om)

Величайшая мантра (см.), или слово власти. Верно произносенное достаточно развитым человеком, это слово, являющееся выражением божественной силы, привносит великую гармонию в тело и разум. Его ментальный эффект гораздо сильнее, когда это слово произносится не вслух, а умственно, однако в любом случае, оно должно звучать не очень громко и в "плавающей" форме, без усилий.

Это слово состоит из трех букв: А, У и М. Гласные "а" и "у" сливаются в "о". "М" произносится без разжимания губ, то есть назально, и продолжается согласно представлениям и интуиции произносящего. Теория слова "Ом" заключается в том, что первый звук "а", образуется в задней части рта, последний звук, "м", издается с помощью губ, а "у" является плавным переходом между ними; таким образом, слово покрывает весь спектр возможных гласных. Поскольку гласные несут основную силу речи, а согласные представляют собой только ограничения или приложения этой силы, целиком слово является выражением акта творения, указывающим на присутствие Творца; в нем проявляется весь цикл творения, ибо "а", "у" и "м" связываются с божественными силами, или функциями, которые символизируются тремя девами (см.), богами: соответственно Брахмой, Вишну и Шивой.

Патанджали советует ученику повторять это слово не просто ради повторения или вырабатывания привычки, но с мыслями, направленными на его суть. Учитель говорит, что медитация даруется для двух целей — для достижения понимания природы личного сознания и для преодоления препятствий к обретению высшей созерцательности.

Ом произносится благоверным индусом в начале любой молитвы и гимна, любых слов, выражающих благоговение и восхищение. Он произносится также и в конце, иногда дополненный трехкратным "шанти" (см.).

 

ОМ ТАТ САТ (Om Tat Sat)

Эта мантра упоминается в "Бхагавад-Гите" как используемая "учениками Брахмана" в начале различных предприятий и деяний. "Тат" ("То"), указывающее на Брахмана, напоминает ученику о высоких побуждениях, и таким образом помогает ему отбросить все, что их недостойно. "Сат" ("творение", "существо") напоминает ему о Добре, пронизывающем все сущее, и таким образом освящает и облагораживает то, что ученик делает, и придает деянию характер ишвара-пранидхана (см.).

 

ОСВОБЖДЕНИЕ (Liberation)

Освобождение духа от связи с конечным, или проявленным существованием, что также подразумевает прекращение цикла рождений и смертей. Буддисты используют термин нирвана (см.), а Патанджали — понятие кайвалья (см.).

Причина обусловленного существования, неведенье (авидья, см.) также исчезает, подобно сновидению после пробуждения, когда воцаряется полное знание, или просветление, ведущее к освобождению. Это окончательное духовное достижение, предназначенное человеческому существу, однако оно не может произойти автоматически, ибо человек добивается его в своем существовании. См. также Мокша.

 

ОСНОВЫ ЗНАНИЯ (Bases of Knowledge)

Существуют три основы знания: ощущение, восприятие (пратьякша), умозаключение, вывод (анумана) и надежное свидетельство, проверка (агама). Интуиция относится к внутреннему восприятию. См. Восприятие, Умозаключение, Свидетельство.

 

ОСОЗНАНИЕ (Realization, Knowing)

См. Апарошанубхути; Сознание; Чит; Атмавидья; Освобождение; Кайвалья; Мокша; Нирвана.

 

ОСТАНОВКА УМА (Steadiness of Mind)

Патанджали говорит, что остановки низшего ума (читта-вритти-ниродха, см.) можно достигнуть несколькими способами, а именно:

(1) Если у человека есть или был собственный надежный оккультный опыт, или если он воспитал развитую высшую чувствительность (включая телепатию, ясновидение, яснослышание, психометрию, интуицию, и пр.), возникает устойчивое и уверенное состояние разума. Активный мыслящий разум называется манас и отличается от низшего разума, читты, хранящего мысли и осуществляющего механическое течение мысленных ассоциаций.

(2) Остановка ума развивается и посредством проявления спокойного внутреннего видения. Многие люди, закрыв глаза, способны видеть внутренний свет, приносящий ощущение покоя и уверенности. Иногда, в этом свете возникают образы, вначале случайные, но очень четкие и прекрасные. Как говорил древний учитель Вачаспати Мишра, человек может обнаружить этот свет, перенося свое сознание в область сердца. С его помощью он способен видеть мыслеформы. Манас сам по себе является внутренним видением, в котором возникают эти формы.

(3) Для остановки, низший разум (читта) можно принудить вспоминать образы людей или существ, например, святых и адептов, достигших освобождения от желаний.

(4) Остановке ума помогают опыты и практика сновидений.

(5) Медитация на интересующих человека предметах тоже является помощью в развитии молчания ума.

 

ОТВРАЩЕНИЕ (Aversion)

См. Двеша; Парадвеша.

 

ОТДЕЛЕННОСТЬ (Separateness)

См. Аваччхеда.

 

ОТРЕЧЕНИЕ (Renunciation)

См. Санньяса.

 

ОТРЕШЕННОСТЬ (Withdrawal)

См. Пратьяхара.

 

ОЧИЩЕНИЕ (Cleansings)

См. Дхаути.

 

ОЩУЩЕНИЕ (Perception; Senses)

См. Восприятие, Умозаключение, Свидетельство; Индрийя; Управление чувствами.

 

ПАДМА (Padma)

См. Чакры; Падмасана; Сахасрара Падма.

 

ПАДМАСАНА (Padmasana)

"Поза Лотоса". Ноги скрещены и расположены на противоположных бедрах (подошвы обращены вверх), руки покоятся на бедрах, язык упирается в зубы, подбородок опущен на грудь или удерживается прямо, взгляд направлен на кончик носа или несфокусировано прямо перед собой; руки могут быть скрещены за спиной и удерживать друг друга за большие пальцы.

 

ПАМЯТЬ (Memories)

Группа или класс мыслей (вритти, см.), возникающих в низшем уме (читта, см.), которые воспроизводят обстоятельства и мысли прошлого. См. также Смрити.

 

ПАРА (The Para)

Относящееся к Запредельности. Термин часто используется Шри Кришной в "Бхагавад-Гите" для обозначения состояний вне восьмиричной проявленности, состоящей из пяти форм материи и трех функций разума.

 

ПАРАМАРТХА (Paramartha)

Высшее Благо. В жизни существует множество благ — блага, предназначенные для тела, для эмоций, для разума и для развития наших высших подразделений; однако стремиться необходимо к Высшему Благу (то есть к реализации искры духа и подлинного Я). Йог постоянно помнит об этом и уделяет свое время и внимание как этой джняна-йоге, так и раджа-йоге, направленной на развитие высшего Я, и любой практике, необходимой для исправления состояния низшего Я, состоящего из трех областей: тела, эмоций и низшего ума.

 

ПАРАМАТМА (Paramatma)

Верховная атма, которая, разумеется, не отделяется и не различается с атмой, или дживатмой (см.). Понятие возникло по той причине, что люди очень часто используют термин "атма" для обозначения высшего и даже низшего Я, ни одно из которых не является подлинным Я, и следовательно, относится к "не-Я" (см.).

 

ПАРАМАХАНСА (Paramahansa)

"Высочайший, совершеннейший лебедь". Звание, присваемое наиболее великим гуру, или учителям философии йоги их последователями. См. также Ханса.

 

ПАРИНАМА (Parinama)

Непрерывное преобразование, происходящее при смене одного момента другим.

 

ПАТАНДЖАЛИ (Patanjali)

Автор "Йога Сутры", живший около 200 года до н.э. Он не основатель философии и практических методов йоги, но скорее ее систематизатор, ибо множество разнообразных форм и методик йоги были хорошо изветсны с гораздо более древних времен. Однако система, классификация, объяснения и сжатые определения Патанджали оказались настолько превосходными и эффективными, что с ними знакомы и ими руководствуются практически все образованные йоги. "Йога Сутра" состоит из четырех Книг, или Глав, посвященных созерцанию (самадхи), практикам йоги, психическим силам и независимости, или Освобождению (кайвалья).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.146 (0.015 с.)