Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внимание без усилия (attention without tension)

Поиск

Концепция раджа-йоги, целью которой является развитие и использование внутреннего Я человечека. Она особенно важна для успеха практик концентрации и медитации и обеспечения ненасилия над телом и разумом в этих практиках.

 

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ К БОГУ (Attentiveness to God)

См. Ишвара-Пранидхана; Путь к Богу.

 

ВНУТРЕННЕЕ ВИДЕНИЕ (The Inner Light)

См. Пракаша.

 

ВОЗДЕРЖАНИЕ (Abstinence)

См. Санньяса; Умеренность; Яма.

 

ВНУТРЕННЕЕ ЗВУЧАНИЕ (The Inner Sound)

Любое движение сопровождается звучанием. Любое действие разума (мысль) — даже в отсутствие физических движений тела, но в силу постоянного присутствия астрального света — всегда сопровождается звучанием, или скорее, пением, равно как образами и цветом. Даже помимо этих тонких (сукшма) эффектов, звук существует сам по себе, ибо как в грубом, или плотном (стхула), так и в тонком (сукшма) мире объективный звук является не звучанием, но проявленностью, которую разум должен перевести в присущую ему собственную форму объективности, или отделенности, которая и называется звуком.

Звук является первой вуалью, первичным покровом, и поэтому относится к самому глубокому осознанию; вторым является осязание, а третим — видение. Будучи связанным с первой формой отделенного, или разделенного движения, слух (в том числе и слух физического тела) является наиболее внутренним, сокровенным чувством. Стремясь услышать все более и более тонкие звуки (см. Нада), йог все глубже погружается в себя, что в то же время означает, хоть и непреднамеренное, подавление (пратьяхара, см.) осязания и видения. Простое отсутствие осязательных и зрительных ощущений, однако, еще не означает привнесение звучания в осознание (см. также Нада).

Это объясняется тем, что формы восприятия относятся к разуму, а не к телу, и считаются проявлениями Богинь, или Сил (шакти). Это вполне оправданная аналогия, так как она подчеркивает женскую роль в организации домашнего уюта, наведении порядка, сбережении и сохранении обстановки дома, а в целом — его гармонизирующую силу, поскольку мужчина в одиночестве живет не в доме, но просто в определенном месте, где хранятся его инструменты и оружие, книги и другие пожитки.

 

ВНУТРЕННИЙ ИНСТРУМЕНТ (The Internal Instrument)

См. Антахкарана; Манас; Разум.

 

ВООБРАЖЕНИЕ (Imagination)

Важнейшее свойство человеческого разума, благодаря которому мы способны воспроизводить образы прежде ощущаемых предметов и их комбинаций в области умственного видения. Процесс перемещения и перерасположения этих образов, осуществляемый силой мыслей, и есть мышление нашего разума. См. также Викальпа.

 

ВОПЛОЩЕНИЕ (Embodiment)

См. Инкарнация; Реинкарнация.

 

ВОСПОМИНАНИЯ (Memories)

См. Память; Смрити.

 

ВОСПРИЯТИЕ (Perception)

См. Восприятие, Умозаключение, Свидетельство; Контроль Восприятия.

 

ВОСПРИЯТИЕ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ, СВИДЕТЕЛЬСТВО (Perception, Inference and Testimony)

Три способа, описываемые Патанджали как средства получения правильного знания (прамана). Последний из них часто интерпретируется как авторитетное подтверждение.

В духовной реализации результат приносит только прямое восприятие (пратьякша). Йог сначала прислушивается к свидетельствам священных текстов (шрути), затем использует свои суждения посредством размышления и умозаключений (анумана), и наконец достигает уровня прямого восприятия на собственном опыте.

 

ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ (The Eightfold Path)

См. Благородный Восьмеричный Путь.

 

ВРИКШАСАНА (Vrikshasana)

"Поза Дерева": человек стоит на одной ноге; вторая нога сгибается в колене, и ступня лежит высоко на бедре.

 

ВРИТТИ (Vrittis)

Буквально: "водоворот". Вритти (мысли) низшего ума (читты) разделяются, согласно Патанджали, на пять групп: (1) правильные идеи; (2) ложные идеи; (3) фантазии; (4) идеи, приходящие во время сна; (5) воспоминания.

В санскрите они носят названия прамана, випарьяя, викальпа, нидра и смрити соответственно.

Когда перед разумом предстает какая-либо идея, очень важно немедленно определить тот из пяти классов, к которому она относится. Если бы такое распознавание прекратилось, человек стал бы безумным. Немедленная инстинктивная классификация мыслей и идей в этом отношении является признаком здоровья разума. Идеи как материал для размышления должны контролироваться. На самом деле, мышление является сортировкой, выстраиванием идей, которые сами по себе должны быть определенными и неизменяющимися. Дальнейшая классификация вритти разделяет каждый из пяти типов на приятные и неприятные мысли.

 

ВЫСШАЯ САНЬЯМА (Highest Use of Sanyama)

Полные и окончательные знания и способности, которых способен достичь человек, добываются путем фиксации разума (самьяма) на различиях чистого разума и истинного Я (пуруша). Это совершенное и тонкое различение, или распознание не относится ни к разнице между типами (например, корова и лев), ни к разнице между представителями одного типа (например, рыжая и черная коровы), ни к различности их местоположения (к примеру, корова в стойле и корова на лугу), ни к различию во времени (корова вчерашняя и корова сегодняшняя). В этом различении чистого бытия и ограниченного, относительного существованием не участвуют ни сравнения, ни причинные связи. Такое распознание подразумевает высшую интуицию (тарака, см.), действующую вне концепций субъекта и объекта. Это чистое сознание, непосредственно (апарокша или сакшаткара) осознающее чистое сознание. При этом становится ясно, что даже чистый разум еще не является истинным Я. Это понимание становится доступным только путем высшего различения (см. Вивека).

 

ВЫСШЕЕ БЛАГО (The Highest Good)

См. Добро, Истина и Красота, Парамартха.

 

ВЫСШЕЕ Я (The Higher Self)

Это современный, но очень удобный термин, ибо он напоминает, что целью жизни на уровне человека являются питание, тренировка и надлежащий отдых высшего Я, что позволяет ему в полной мере развиться. Закон, лежащий в основании этого, заключается в том, что мышление, любовь и сила воли развиваются путем упражнения мышления, любви и воли в практической жизни.

Задачами раджа-йоги являются (1) развить упомянутые выше три качества, в частности, путем концентрации, медитации и созерцания объектов в пределах опыта воплощения, и (2) войти в сферу сияющего Духа благодаря стремлению к знанию (джняна) и вере, преданности этому Духу (бхакти), памятуя о том, что Дух способен в определенной степени проявиться на любой стадии пути, не только в самом его конце. Через высшее Я Дух способен озарить своим сиянием даже работу низшего ума и вселить в любые его действия Добро, Истину и Красоту.

 

ВЫСШИЙ РАЗУМ (The Higher Mind)

Мыслящий, любящий, проявляющий волю и накапливающий знания, то есть активный разум. В понятиях йоги его можно разделить на манас, буддхи и аханкару (см.). Он всегда связан с определенной формой гармонии, ибо его можно рассматривать с двух позиций: (1) накапливая знания, он обнаруживает и осознает гармонию Природы; (2) планируя и изобретая новое, он располагает предметы и объекты в гармоничном взаимоположении; таким образом, он достигает объединенного результата. В этом заключается его отличие и противоположность низшему уму (см.).

 

ВЬЯНА (Vyana)

Вайю (см.), жизненный ветер, который описывается как переносящий по всему телу нечто существенное для всех его каналов. Он связан особыми отношениями с чакрой между основанием корпуса и пупком (свадхиштхана чакра), которая соответствует простатическому сплетению. Это вполне логично, поскольку избыточная сексуальная активность и даже мысли о сексе, как считается, опустошают жизненные запасы всего тела; с другой стороны, сохранение сексуальной энергии придает всему телу и всем его функциям большую жизненность и энергичность. В этом отношении йога продвигается еще дальше и утверждает, что при воздержанности в мыслях и в действиях этот жизненный ветер поднимается вверх по позвоночному каналу и значительно пополняет запасы энергии высших центров, связанных с высшим разумом и духовной интуицией.

Цвет этого вайю красный, розовый, бледно-розовый или подобный цвету "луча света". Несомненно, это именно то, что часто называют общей аурой здоровья, наблюдаемой на некотором расстоянии от тела; когда она выглядит четкой, человек здоров, а слабая и вялая аура указывает на плохое здоровье. Свой вклад в этот процесс вносит также и обмен между аурами разных людей, поэтому контакт с другими людьми определенно способен влиять на нее в лучшую или худшую сторону. Кроме того, при излишках энергии она может намеренно передаваться другим, нуждающимся в подпитке.

 

ВЬЯСА (Vyasa)

Известный классик, комментатор "Йога Сутры" Патанджали.

 

ВЬЯХРИТИ (Vyahritis)

Три вступительных слова, повторяющиеся вслед за Ом в гайятри мантре (см.). Они имеют мистическое значение, но помимо этого напоминают произносящему о трех локах (см.), или мирах, областях, в которых желателен одновременный эффект молитвы. Эти три слова: "бху", "бхува", "свар".

 

ГАЙЯТРИ МАНТРА (The Gayatri Mantra)

Одна из наиболее важных из всех мантр, в прежние времена используемая только брахминами, которая звучит следующим образом: "Ом, бхур, бхува, сва; тат савитур вареньям бхарго девасья дхимахи; дхийо йо на прачодайят. Ом."

Значение основного текста мантры: "Мы медитируем на невыразимой лучезарности блистающего Солнца; пусть Оно направит наше понимание." Интересно использование "мы" и "наше", демонстрирующее желание добра и другим, всем, кто разделяет подобное стремление. Солнце, разумеется, является символом божественного разума.

Обдращение к трем локам (см.), сферам, или мирам (бху и далее) в начале мантры является обычным, хотя иногда оно разворачивается и в нем упоминаются семь составляющих. Обыкновенно они соответствуют физической и эмоциональной областям и области низшего разума, на совершенствование которых направлена мантра. Это совершенство черпается из высших областей, то есть это не означает, что низшие составляющие должны проникать в высшие области.

 

ГАРМОНИЯ (Harmony)

Одна из трех Божественных Сил (двумя другими являются Единство и Многообразие). Лучшим примером гармонии является человеческое тело, в котором все органы и системы помогают друг другу. Гармонией разума является любовь, которая, оставляя практические вопросы интеллекту, способна привести род человеческий к раю на земле, ибо всеобщая жизнь могла бы стать гармоничной, если бы наполнилась вкладами способностей и благих действий каждого человека.

 

ГЛАЗА (Eyes)

См. Расслабление Глаз.

 

ГОЛОВА (Head)

См. Расслабление Головы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.124 (0.009 с.)