Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Апарошанубхути (aparoshanubhuti)↑ Стр 1 из 21Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Прямое осознание, непосредственное познание. Никто не может обрести знание высшего Я, Бога ни путем логических умозаключений, ни благодаря чужим описаниям. Под умозаключениями можно понимать "знание об", но не то понимание и осознание, считающееся достижением йоги, которое представляет собой непосредственное, прямое знание, подобное непосредственному видению глазами материальных объектов. См. также Вивека.
АРДХАМАТРА (Ardhamatra) Буквально: "полумера". Звук, завершающий слово Ом. Обычно это понятие применяется для обозначения краткого слога, указываемого точкой над словом Ом (см.). Этот послезвук завершает также множество других мантрических слов. Часто его изображают точкой над "м" в конце слова. Некоторые пытаются передать его как назальное "нг", подчеркивая, что "г" при этом не произносится, однако "н" звучит так, словно за ним последует "г". Изображение в виде звука "м" указывает на то, что губы перед началом произнесения этого звука должны быть сжаты. В этой книге такое окончание любых мантр, в частности, упоминающихся при описании чакр, обозначается просто буквой "м": йам, лам, и т.д.
АРХАТ (Arhat) В буддизме — тот, кто достиг верного понимания природы Запредельного, и таким образом, готов к завершению своей жизни в этом мире после ее окончательного совершенствования и освобождения от пяти "оков", которые все еще ограничивают его, а именно: от желания пребывания в форме, желания бытия вне формы, духовной гордыни, самолюбия и последних проявлений неведения и ошибочности. Для достижения условий, определяющих архата, новичок или ученик должен отбросить пять более простых оков, которые представляют собой (1) идею о важности тела и чувство привязанности к нему ради него самого; (2) сомнения и неуверенность относительно пути освобождения; (3) зависимость от внешних правил, форм и обычаев; (4) и (5) положительные и отрицательные оценки, являющиеся следствием прошлого опыта и проявляющиеся как импульсивные привычки и действия в настоящем. Отсюда видно, что обычный человек должен освободиться от пяти объективных ограничений, а архат — от пяти субъективных ограничений (см. также Бодхи).
АСАНА (Asana) Положение, поза тела. Согласно Патанджали, она должна быть уравновешенной и приятной. Это достигается избавлением от усилий во время ее выполнения и правильным отношением разума, который перенимает это телесное равновесие путем размышления о совершенном и бесконечном покое, присущем основе всего сущего. При условии такого равновесия и покоя, которое предполагает отсутствие внутренних противоречий и затрат мышечной энергии, тело может очень долго пребывать в радостном состоянии, не уставая и не обращая практически никакого внимания на внешние раздражители. Патанджали не описывает каких-либо конкретных поз, но более поздние авторы, в частности, принадлежащие к школе хатха-йоги, перечисляют 84 основных позы, четыре (иногда шесть) из которых особенно рекомендуются для использования в медитации. Если западный ученик предпочитает при этом сидеть на стуле, не существует каких-либо возражений против этого, однако для спокойной позы сиденье должно быть жестким и располагаться на такой высоте, чтобы нижняя линия бедер была строго горизонтальной, что позволяет нижней части ног правильно поддерживать вес верхней части ног и ягодиц. Руки должны вертикально опускаться от плеч до локтей, а ладони — лежать на бедрах в удобном положении, в соответствии с длиной рук. Брюшная полость должна быть поджата; плечи без напряжения развернуты назад, обеспечивая максимальную свободу легким; шея и голова должны быть выровнены по воображаемой линии, как если бы человека подтягивало нечто сверху. Таким образом, человек должен сидеть прямо, а не опираться на стул; без жесткой натянутости тела, но скорее в максимальном расслаблении, которое постепенно становится полным, по мере того как достигается равновесие мышц шеи и спины (в большинстве случаев в обычной жизни нагрузка этих мышц распределена неравномерно), и это равновесие входит в привычку и больше не требует напряжения. Позами, главным образом рекомендуемыми для медитации, являются сиддхасана, падмасана, свастикасана, вирасана и сукхасана. Следующие позы рекомендуются как упражнения, оздоравливающие тело и повышающие его гибкость: бхуджангасана, дханурасана, халасана, куккутасана, майюрасана, сарвангасана, шавасана, ширшасана, уграсана и врикшасана. Позы последней группы принимаются обычно не настолько надолго, как позы медитации; они выполняются как физические упражнения — в некоторых случаях всего лишь несколько секунд. Разумеется, существует бесчисленное множество разновидностей каждой позы, так что практикующий может самостоятельно разработать те их модификации, которые наиболее пригодны именно для него.
АСАТ (Asat) Нереальное (см. Cат).
АСКЕТИЗМ (Austerity) См. Санньяса, Тапас, Умерщвление Плоти, Умеренность.
АСМИТА (Asmita) Собственная индивидуальность, личность, эго. Ошибка, заключающаяся в том, что, наблюдая что-то, человек рассматривает самого себя как видящего, или наблюдающего, каковым на самом деле является чистое сознание, а не сознание, которое кому-то принадлежит, несмотря на то, что оно ощущается как нечто субъективное под названием Я.
АСПЕКТЫ ЙОГИ (The Eight Limbs of Yoga) См. Анга
АСТЕЙЯ (Asteya) Нестяжательство. Третье из воздержаний ямы. Поскольку эта добродетель распространяется не только на действия, но и на мысли, она включает отсутствие скупости и зависти.
АТМА, АТМАН (Atma, Atman) Истинное Я, в противоположность ложному индивидуальному Я личности, которое человек считает собой. В философии веданты атма есть единый, присутствующий во всем сущем Абсолютный Дух, свободный от любой обусловленности и от любых признаков субъекта и объекта, от разума и от материи, хотя он часто проявляется в форме отдельных Я, дживатма (см.). Эквивалентным понятием в философии санкхья является пуруша (см.), однако пуруши рассматриваются не как единственный Дух, но как неисчислимое их множество. На этом высочайшем уровне мышления, однако, вне категорий разума и тела, Многообразие и Единство неразличимы. Существует еще один сходный термин, пратьягатман, который подчеркивает внутреннюю сущность атмы ("пратьяг" здесь означает "внутреннее").
АТМАВИДЬЯ (Atmavidya) Самоосознание; то же что пурушаджняна. Никакой опыт "не-Я" не способен обеспечить знание Я, так как первое существует "во имя второго" (парартха), будучи создаваемым и разрушаемым, тогда как Я существует само по себе. Вот почему мы не способны видеть Я других людей, но только их тела, принадлежащие им предметы и их действия. Таким образом, йог, стремящийся к самоосознанию, или самопознанию, должен искать его вне разума.
АТМА-ЙОГА (Atma-yoga) Согласно "Бхагавад-Гите", это йога, в практике которой исчезает автоматизм низшего ума (читты), и низший ум становится управляемым; человек пребывает в радости в собственном Я, созерцая свое Я посредством его самого. Далее "Бхагавад-Гита" предлагает человеку, добившемуся того, что его высший разум (манас) обосновался в обители атмы, не думать ни о чем. Если манас блуждает, его необходимо вновь и вновь возвращать во власть атмы. Затем воссоединившийся с атмой йог легко поглощается безграничным счастьем связи с Брахманом. Он способен видеть атму в каждом живом существе и все живое — в атме; он видит единство всего вокруг. Видение Единого во всем, и в радостях, и в горе, является высшим достижением для йога.
АУМ (Aum) См. Ом.
АХАНКАРА (Ahankara) Буквально: "творец Я". Метафизически это понятие означает выделение в реальности, которая есть Единство, чего-то отдельного, или части. В этом заключается та фундаментальная ошибка разума, которая заставляет его рассматривать все и всех в виде отдельных единиц, личностей, или сущностей. Понятие обычно используется для обозначения привычки разума приписывать некой группе объектов и атрибутов, которые включают в себя человеческое тело и разум, характеристики определенной сущности, а затем называть эту сущность своей личностью, своим Я, хотя это понятие применимо только лишь к атме.
АХИМСА (Ahimsa) Ненасилие; первое воздержание ямы, означающее стремление и старание жить и неизменно действовать таким образом, чтобы приносить добро и не причинять вред другим существам. Это не предложение намеренной устремленности, но скорее, та идеальная жизнь, которая, по словам Будды, "подобна мягкому ветру, проносящемуся мимо". Концепция ахимсы является чрезвычайно всеобъемлющей; она включает в себя непричинение вреда мыслям и чувствам других, их телам и имуществу; ненасилие не только в действиях, но и в речи и мыслях.
АШВАТТХА (Ashvattha) Великое священное дерево в лесу Буддха-гайя в Индии, под которым Гаутама Будда достиг просветления. "Бхагавад-Гита" и другие древние тексты используют образ дерева Ашваттха как символ полной Проявленности; корни этого дерева уходят в "Небеса", в Запредельность, а множество ветвей и отростков погружены в Природу и мир человека. Йог должен срубить это древо проявленности по самый корень топором непривязанности, которая возникает из знания сущности атмы и Брахмана.
АШРАМА (Ahsrama) Уединенная обитель, жилище людей, посвятивших свою жизнь религиозной жизни (обычно: место, в котором учитель живет вместе со своими учениками). Кроме того, это понятие означает каждую из четырех стадий, периодов жизни: первая стадия связана с изучением и обучением с целью подготовки к обязанностям взрослой жизни; вторая соответствует жизни домовладельца, хозяина и семьянина; третья является стадией отдыха от активной деятельности, размышления и постижения всего, что связано с внутренней природой человека; четвертая (если она достигается) является стадией отречения (санньяса, см.) от всех мирских желаний и честолюбивых помыслов. Жизнь в современном мире также обычно представляет собой периоды продолжительностью, условно, в 21 год, в первый из которых преобладает физическое развитие, во втором — эмоциональное, в третьем — умственное, а в четвертом — понимание подлинного значения синтеза трех предыдущих. См. также Стадии Жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.119.191 (0.01 с.) |