Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Динамика науки как процесс порождения нового знанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Важнейшей характеристикой научного знания является его динамика, т.е. его рост, изменение, развитие и т.п. Развитие знания – сложный процесс, включающий качественно различные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение: от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от «преднауки» к науке, от классической науки и неклассической и далее к постнеклассической, от незнания к знанию, от неглубокого, неполного знания к более глубокому и совершенному. В западной философии науки второй половины XX в проблема роста, развития знания является центральной и представлена особенно ярко в таких течениях, как эволюционная (генетическая) эпистемология и постпозитивизм. Эволюционная эпистемология – направление в западной философско-гносеологической мысли, основная задача которого – выявление генезиса и этапов развития познания, его форм и механизмов в эволюционном ключе, в частности построение на этой основе теории эволюции единой науки. Динамика научного знания может быть представлена как процесс формирования первичных теоретических моделей и законов. И.Лакатос отмечал, что процесс формирования первичных теоретических моделей может опираться на программы троякого рода – Евклидову программу (система Евклида), эмпиристскую и индуктивистскую, причем все три программы исходят из организации знания как дедуктивной системы. Евклидова программа исходит из того, что все можно дедуцировать из конечного множества тривиальных высказываний, состоящих только из терминов с тривиальной смысловой нагрузкой, поэтому ее принято называть программой тривиализации знания. Работает она только с истинными суждениями, но не может осваивать предположения либо опровержения. Эмпиристская программа строится на основе базовых положений имеющих общеизвестный эмпирический характер. Если эти положения оказываются ложными, то данная оценка проникает в верхние уровни теории по каналам дедукции и наполняет всю систему. Обе эти программы опираются на логическую интуицию. Индуктивистская программа, отмечает Лакатос, возникла как реализация усилий соорудить канал, по которому истина «течет» вверх от базисных положений, и таким образом установить дополнительный логический принцип, принцип ретрансляции истины. Однако в ходе развития науки индуктивная логика была заменена вероятностной логикой. Формирование научных законов, а также перерастание частных законов в проблемы предполагает, что обоснованная экспериментально или эмпирически гипотетическая модель превращается в схему. Причем теоретические схемы вводятся вначале как гипотетические конструкции, но затем адаптируются к определенной совокупности экспериментов и в этом процессе обосновываются как обобщение опыта. Далее следует этап применения гипотетической модели к качественному многообра-зию вещей, т.е. качественное расширение, затем – этап количественного математического оформления в виде уравнения или формулы, что знаменует фазу появления закона. Таким образом, рост научного знания можно представить в виде следующей схемы: модель–схема–качественные и количественные расширения – математизация-формулирование закона. При этом одной из наиболее важных процедур в науке является обоснование теоретических знаний. По отношению к логике научного открытия весьма распространена позиция, связанная с отказом поисков рациональных оснований научного открытия. В логике открытий большое место отводится смелым догадкам, часто ссылаются на переключение гештальтов («образцов») на аналоговое моделирование, указывают на эвристику и интуицию, которая сопровождает процесс научного открытия. Итак, механизм порождения нового знания включает в себя единство эмпирического и теоретического, рационального и интуитивного, конструктивного и моделируемого компонентов познания. Исторические типы науки: 1. «Преднаука» - специализированное знание первых цивилизаций (Месопотамия, Египет) Древнейшие цивилизации Египта, Месопотамии, Индии, Китая выработали и накопили большие запасы астрономического, математического, биологического, медицинского знания. Ведь люди следили за небесными явлениями, лечили болезни, вели простейшие расчеты, занимались приручением и селекцией животных задолго до того, как возникли первые научные дисциплины. Но это знание • носило рецептурный характер - было тесно связано с конкретными практическими задачами - ведением колендарей, измерением земли, предсказаниями разливов рек и т.п. • знание также сакрализировалось, его хранили и передавали из поколения в поколение вместе с религиозно-мифологическими представлениями жрецы, оно было неотделимо от мифологии. 2. Античная наука – уже исторический тип науки в собственном смысле. Проблема – сходство и отличие соответствующей науки Древних Китая и Индии. Первые античные мыслители, создававшие учения о природе - Фалес, Пифагор, Анаксимандр - многое почерпнули из мудрости Древнего Египта и Востока. Однако те учения, которые они разрабатывали, отличались принципиальной новизной: - в отличие от разрозненных наблюдений и рецептов они перешли к построению логически связанных и согласованных систем знания - теорий. - эти теории не носили узко практического характера. Основным мотивом первых ученых было далекое от практических нужд стремление понять исходные начала и принципы мироздания. Само древнегреческое слово “теория” означает “созерцание”. Согласно Аристотелю, “теория” означает такое знание, которое ищут ради него самого, а не для каких-то утилитарных целей. - научное знание разрабатывали и хранили не жрецы, а светские люди, поэтому они не придавали ему сакрального характера, но обучали ему всех желающих и способных к науке людей. - возникает критическая традиция - в отношении мифа и предшествующих теорий (Ионийская школа); - письменность, точные понятия, безличная коммуникация (Гуссерль). - универсальная модель: первоначала (стихии), замкнутый Космос, модель «макро-микрокосм) Средние века – обычно средневековая наука как подтип этого типа (традиционные высокоразвитые цивилизации): - Космос – христианизируется, авторитет Аристотеля и Библии - более ясно – важная идея творения - в Западной Европе – университеты – новая институциональная форма 3. Новоевропейская наука (классический период) – уникальное явление – в иных цивилизациях не было – распространялась заимствованием. • Коперниканская революция, великие географические открытия – идея прогресса, «Новый органон» Ф. Бэкона. • Галилей – математизация природы, точный эксперимент. • «Разрушение Космоса» – величайшая революция, снятие границы между «надлунным и подлунным мирами • Снятие границы между естественным и искусственным, механика – основная наука, только механические причины (у Аристотеля – 4 причины). 4. Неклассическая наука – как новый вариант новоевропейской. • идея развития – 19 в. • генезис социально-гуманитарных научных дисциплин; • научная революция рубежа 19-20 вв. – теория относительности, квантовая механика, генетика; • наука как важнейший социальный институт – индустриальное техногенное общество. Общие представление о развитии знания 1. В традиционных обществах – авторитет, традиция. Идеал знания – в прошлом. 2. Впервые представление о прогрессе знания появилось у Ф.Бэкона. У него идеал знания переместился из прошлого (античности) в будущее. Подлинная наука рождается в борьбе с предрассудками, находит твердое основание в опыте и затем бесконечно развивается. Это - концепция одной революции в познании. 3. Другая знаменитая теория - закон 3-х стадий Огюста Конта (1840-е гг.) Человеческое знание проходит последовательно три основных стадии: • теологическую - "фиктивное" знание: явления объясняются как продукт действия произвольных сверхъестественных сил и факторов; • метафизическую - явления объясняются через скрытые за ними "сущности" и "субстанции" (13-18 вв.) • позитивную - знание основано на наблюдении, явления (факты) объясняются через законы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.231 (0.01 с.) |