Динамика науки как процесс порождения нового знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамика науки как процесс порождения нового знания



Важнейшей характеристикой научного знания является его динамика, т.е. его рост, изменение, развитие и т.п. Развитие знания – сложный процесс, включающий качественно различные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение: от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от «преднауки» к науке, от классической науки и неклассической и далее к постнеклассической, от незнания к знанию, от неглубокого, неполного знания к более глубокому и совершенному.

В западной философии науки второй половины XX в проблема роста, развития знания является центральной и представлена особенно ярко в таких течениях, как эволюционная (генетическая) эпистемология и постпозитивизм.

Эволюционная эпистемология – направление в западной философско-гносеологической мысли, основная задача которого – выявление генезиса и этапов развития познания, его форм и механизмов в эволюционном ключе, в частности построение на этой основе теории эволюции единой науки.

Динамика научного знания может быть представлена как процесс формирования первичных теоретических моделей и законов. И.Лакатос отмечал, что процесс формирования первичных теоретических моделей может опираться на программы троякого рода – Евклидову программу (система Евклида), эмпиристскую и индуктивистскую, причем все три программы исходят из организации знания как дедуктивной системы.

Евклидова программа исходит из того, что все можно дедуцировать из конечного множества тривиальных высказываний, состоящих только из терминов с тривиальной смысловой нагрузкой, поэтому ее принято называть программой тривиализации знания. Работает она только с истинными суждениями, но не может осваивать предположения либо опровержения.

Эмпиристская программа строится на основе базовых положений имеющих общеизвестный эмпирический характер. Если эти положения оказываются ложными, то данная оценка проникает в верхние уровни теории по каналам дедукции и наполняет всю систему. Обе эти программы опираются на логическую интуицию.

Индуктивистская программа, отмечает Лакатос, возникла как реализация усилий соорудить канал, по которому истина «течет» вверх от базисных положений, и таким образом установить дополнительный логический принцип, принцип ретрансляции истины. Однако в ходе развития науки индуктивная логика была заменена вероятностной логикой.

Формирование научных законов, а также перерастание частных законов в проблемы предполагает, что обоснованная экспериментально или эмпирически гипотетическая модель превращается в схему. Причем теоретические схемы вводятся вначале как гипотетические конструкции, но затем адаптируются к определенной совокупности экспериментов и в этом процессе обосновываются как обобщение опыта. Далее следует этап применения гипотетической модели к качественному многообра-зию вещей, т.е. качественное расширение, затем – этап количественного математического оформления в виде уравнения или формулы, что знаменует фазу появления закона. Таким образом, рост научного знания можно представить в виде следующей схемы: модель–схема–качественные и количественные расширения – математизация-формулирование закона. При этом одной из наиболее важных процедур в науке является обоснование теоретических знаний.

По отношению к логике научного открытия весьма распространена позиция, связанная с отказом поисков рациональных оснований научного открытия. В логике открытий большое место отводится смелым догадкам, часто ссылаются на переключение гештальтов («образцов») на аналоговое моделирование, указывают на эвристику и интуицию, которая сопровождает процесс научного открытия.

Итак, механизм порождения нового знания включает в себя единство эмпирического и теоретического, рационального и интуитивного, конструктивного и моделируемого компонентов познания.

Исторические типы науки:

1. «Преднаука» - специализированное знание первых цивилизаций (Месопотамия, Египет)

Древнейшие цивилизации Египта, Месопотамии, Индии, Китая выработали и накопили большие запасы астрономического, математического, биологического, медицинского знания. Ведь люди следили за небесными явлениями, лечили болезни, вели простейшие расчеты, занимались приручением и селекцией животных задолго до того, как возникли первые научные дисциплины. Но это знание

• носило рецептурный характер - было тесно связано с конкретными практическими задачами - ведением колендарей, измерением земли, предсказаниями разливов рек и т.п.

• знание также сакрализировалось, его хранили и передавали из поколения в поколение вместе с религиозно-мифологическими представлениями жрецы, оно было неотделимо от мифологии.

2. Античная наука – уже исторический тип науки в собственном смысле. Проблема – сходство и отличие соответствующей науки Древних Китая и Индии.

Первые античные мыслители, создававшие учения о природе - Фалес, Пифагор, Анаксимандр - многое почерпнули из мудрости Древнего Египта и Востока. Однако те учения, которые они разрабатывали, отличались принципиальной новизной:

- в отличие от разрозненных наблюдений и рецептов они перешли к построению логически связанных и согласованных систем знания - теорий.

- эти теории не носили узко практического характера. Основным мотивом первых ученых было далекое от практических нужд стремление понять исходные начала и принципы мироздания. Само древнегреческое слово “теория” означает “созерцание”. Согласно Аристотелю, “теория” означает такое знание, которое ищут ради него самого, а не для каких-то утилитарных целей.

- научное знание разрабатывали и хранили не жрецы, а светские люди, поэтому они не придавали ему сакрального характера, но обучали ему всех желающих и способных к науке людей.

- возникает критическая традиция - в отношении мифа и предшествующих теорий (Ионийская школа);

- письменность, точные понятия, безличная коммуникация (Гуссерль).

- универсальная модель: первоначала (стихии), замкнутый Космос, модель «макро-микрокосм)

Средние века – обычно средневековая наука как подтип этого типа (традиционные высокоразвитые цивилизации):

- Космос – христианизируется, авторитет Аристотеля и Библии

- более ясно – важная идея творения

- в Западной Европе – университеты – новая институциональная форма

3. Новоевропейская наука (классический период) – уникальное явление – в иных цивилизациях не было – распространялась заимствованием.

• Коперниканская революция, великие географические открытия – идея прогресса, «Новый органон» Ф. Бэкона.

• Галилей – математизация природы, точный эксперимент.

• «Разрушение Космоса» – величайшая революция, снятие границы между «надлунным и подлунным мирами

• Снятие границы между естественным и искусственным, механика – основная наука, только механические причины (у Аристотеля – 4 причины).

4. Неклассическая наука – как новый вариант новоевропейской.

• идея развития – 19 в.

• генезис социально-гуманитарных научных дисциплин;

• научная революция рубежа 19-20 вв. – теория относительности, квантовая механика, генетика;

• наука как важнейший социальный институт – индустриальное техногенное общество.

Общие представление о развитии знания

1. В традиционных обществах – авторитет, традиция. Идеал знания – в прошлом.

2. Впервые представление о прогрессе знания появилось у Ф.Бэкона. У него идеал знания переместился из прошлого (античности) в будущее. Подлинная наука рождается в борьбе с предрассудками, находит твердое основание в опыте и затем бесконечно развивается. Это - концепция одной революции в познании.

3. Другая знаменитая теория - закон 3-х стадий Огюста Конта (1840-е гг.)

Человеческое знание проходит последовательно три основных стадии:

• теологическую - "фиктивное" знание: явления объясняются как продукт действия произвольных сверхъестественных сил и факторов;

• метафизическую - явления объясняются через скрытые за ними "сущности" и "субстанции" (13-18 вв.)

• позитивную - знание основано на наблюдении, явления (факты) объясняются через законы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.006 с.)