Предмет, метод и история экономической теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, метод и история экономической теории



 

Логика курса

А.Ответьте на следующие вопросы письменно:

1.Охарактеризуйте основные этапы развития предмета экономической теории. По каким направлениям шло его расширение?

2.Каковы основные функции общей экономической теории?

3.Назовите круг проблем, которыми занимаются микро- и макроэкономика?

4.Как бы вы провели границы между экономикой и смежными науками – политологией, социологией, психологией и т.д.?

5.Охарактеризуйте предмет изучения и методы современной экономической теории?

6.Модель – это отражение некоторых, но не всех, сторон реальной действительности, следовательно, модель никогда не отражает реальность во всей ее полноте. Допустимо ли в этом случае применение моделей? Возможно ли обойтись без них в теоретическом исследовании?

7.Возможно ли создание единого, универсального метода экономической теории? Если да, то каковы его характерные черты? Если нет, то почему?

8.В чем достоинства и ограниченность систем, построенных на основе формальной и диалектической логики?

9.В чем заключается отличие и единство анализа и синтеза, индукции и дедукции, методов познания и изложения, логического и исторического, количественного и качественного?

10.Что такое эмпирический и теоретический методы? На каких стадиях развития науки они применяются? Каковы их достоинства и недостатки? Какова их взаимосвязь?

 

Б.Дайте определения следующих понятий и категорий

 

Экономия –
Экономика –
Политическая экономия –
Экономикс –
Микроэкономика –
Макроэкономика –
Позитивная экономическая наука –
Нормативная экономическая наука –
Гипотеза –
Практика –
Принципы –
Альтернатива –
Теория –
Обобщение –
Метод –
Субъективистский подход –
Неопозитивистско-эмпирический подход –
Рационалистический подход –
Диалектико-материалистический подход –
Индукция –
Дедукция –
Сфера исследования –
Объект исследования –
Субъект исследования –
Предмет исследования –
Основная задача экономической теории –
Парадигма –
Научная парадигма –

 

Тесты и задачи

А.Верны ли следующие утверждения?

Утверждения Да/Нет(обоснование)
1.Согласно классификации Б.Кларка из всех течений современной экономической мысли Запада самое близкое к марксизму – это кейнсианство.  
2.Теоретическое обобщение хозяйственной жизни свойственно только обществам западной цивилизации.  
3.Одним из новых направлений кейнсианской доктрины стала теория рациональных ожиданий.  
4.Современный «экономикс» - это наука о получении прибыли, т.е. искусство делать деньги.  
5.Если неоклассики изучают преимущественно микроэкономические проблемы, то кейнсианцы – макроэкономические.  
6.Теория общественного выбора – направление экономической мысли, которое изучает, как общество выбирает модель социально-экономического развития.  
7.Ф.Д.Рузвельт, осуществляя реформы «Нового курса», сознательно использовал рекомендации Дж.М.Кейнса, изложенные в «Общей теории занятости, процента и денег».  
8.Большинство лауреатов Нобелевской премии по экономике 80-90-х гг. являются сторонниками идей классического либерализма.  
9.Суждение не относится к формам умозаключения.  
10.Когда при М.С.Горбачеве пытались реформировать советскую экономику эволюционными методами, то эта попытка окончилась сокрушительным крахом, что доказывает: экономика советского типа в принципе не подвержена медленной модернизации и должна быть разрушена «до основания», чтобы затем на «развалинах социализма» построить «светлое капиталистическое будущее»  

 

Б.Тесты (выбери один или несколько ответов)

1.Преставления русского мыслителя XVIII в. И.Т.Посошкова о богатстве ближе всего к:

а) схоластической доктрине;

б)меркантилизму;

в)теории физиократов;

г)взглядам классиков английской политической экономии.

2.Л.В.Канторович был удостоен Нобелевской премии по экономике за исследования:

а) «длинных волн» конъюнктуры;

б) отраслевых взаимосвязей «затраты - выпуск»;

в) линейного экономического программирования;

г) неэквивалентного обмена в мировой торговле.

3.Какой перечень соответствует группе экономических доктрин, положительно оценивающих государственное регулирование экономики:

а) физиократизм, марксизм, маржинализм;

б) меркантилизм, марксизм, кейнсианство;

в) марксизм, кейнсианство, теория общественного выбора;

г) марксизм, кейнсианство, монетаризм?

4.Экономическая теория, выражавшая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала – это:

а) меркантилизм; в) физиократизм;

б) фетишизм; г) маржинализм.

5.Микроэкономика – это область экономической теории, которая изучает:

а) экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов;

б) механизм образования цены на рынке на данный товар;

в) основы формирования государственной экономической политики.

6.Макроэкономика как область экономической теории изучает:

а) роль государства в экономике;

б) глобальные тенденции экономического развития человечества;

в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом.

7.Нормативными суждениями являются:

а) низкие цены на бензин приводят к большому потреблению бензина;

б) бедные не должны платить налоги;

в) ограничение ввоза иностранных автомобилей повысит прибыли отечественных автомобильных заводов и поэтому желательно.

8.К позитивным суждения относятся:

а) цены на хлеб должны быть низкими;

б)увеличение пошлин на иностранные автомобили повысит заработную плату в отечественной автомобильной промышленности;

в)необходимо ликвидировать дефицит государственного бюджета;

г) устранение дефицита государственного бюджета приведет к уменьшению процентных ставок

9.Элементами синтеза в методе экономической теории являются:

а) расчленение исследуемого явления на составные части;

б)переход мышления от конкретного к абстрактному;

в)соединение родственных между собой элементов, воссоздание из части целого;

г) переход от абстрактного к конкретному.

10.Характерными признаками экономических законов являются:

а)объективный характер;

б)субъективный характер;

в)значительная продолжительность существования сложившейся ситуации;

г)модификация по мере изменения естественных и социальных условий существования человеческого общества.

11.Понятие методологии науки включает в себя:

а) способы оптимального применения всей совокупности познавательных средств;

б) структуру предмета;

в) мировоззренческие установки ученого.

12.Экономические проблемы могут быть решены:

а) с помощью экономических моделей;

б) с учетом политических соображений;

в) путем использования экономических наук;

г) с учетом мнения и ценностных ориентаций каждого человека.

13.Рациональным является поведение:

а) призера олимпиады по шахматам, отдавшего на благотворительные цели половину полученного им приза 3 000 у.е.;

б) человека, предпочитающего занятию спортом выкуривание по пачке сигарет ежедневно;

в) талантливой актрисы, в расцвете славы бросившей сцену и ушедшей в монастырь.

 

Темы эссе

1.Раскройте взаимосвязь общего и специфического в экономической теории, этике и экономике.

2.Дайте характеристику понятия «научная абстракция» и ее взаимосвязи с экономической категорией.

3.Приведите примеры абстрагирования применительно к окружающему нас миру и миру экономики.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проблемная ситуация

На основании содержащейся в таблице 1.1 информации покажите графически, как изменится потребление по мере изменения дохода за неделю и выполните следующие задания:

Таблица 1.1

 

Доход, у.е. Потребление, у.е. Точка
    А
    В
    С
    D
    E

 

а) назовите, какая зависимость (положительная или отрицательная) существует между двумя этими рядами данных;

б) определите, какая линия (восходящая или нисходящая) характеризует их зависимость.

 

 

ВАРИАНТ 2.

ПОТРЕБНОСТИ, РЕСУРСЫ, ВЫБОР. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРУГООБОРОТ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Логика курса

А.Ответьте на следующие вопросы (письменно):

1.Ограниченность каких ресурсов сдерживает возможности экономического развития России? Как, по вашему мнению, следует решать проблему редкости этих ресурсов?

2.Учитывают ли люди в повседневной жизни принцип альтернативных издержек?

3.Что происходит с кривой производственных возможностей, если растет количество ресурсов, находящихся в распоряжении общества? Может ли при этом произойти скачок вперед в развитии технологии?

4.Может ли экономика работать эффективно при незанятости части ресурсов?

5.Какие ресурсы выступали наиболее редкими в доиндустриальной экономике? Индустриальном и постиндустриальном обществе?

6.Каким образом традиционное общество, рыночная и командная экономика решали проблему редкости ресурсов?

7.Возможно ли существование «чистой» рыночной или командной системы?

Б.Дайте определения следующих понятий и категорий

Потребности –
Благо экономическое –
Полезность –
Уровень жизни –
Редкость –
Ресурсы экономические –
Экономический выбор –
Издержки –
Альтернативные издержки –
Кривая (граница) производственных возможностей –
Разделение труда и специализация –
Экономический рост –
Экономические агенты –
Экономический кругооборот –
Домохозяйство –
Доход –
Фирма –
Государство –
Институты –
Деньги –
Цена –
Экономические системы –
Рыночная экономика –
Командная экономика –
Смешанная экономика –
Экономические цели –
Стимул –

Тесты и задачи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.034 с.)