Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Альбом схем, таблиц и формул↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Н. В. БЛАЖЕВИЧ ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ЛОГИКЕ ====================================================================================================== АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ФИЛИАЛ Н. В. БЛАЖЕВИЧ ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ЛОГИКЕ Тюмень Научный редактор: доктор философских наук, профессор Н. Д. Зотов Рецензент: доктор философских наук, профессор Ф. А. Селиванов
Автор-составитель: доктор философских наук, профессор Н.В. Блажевич БЛАЖЕВИЧ Н.В. Дидактический комплекс по логике. - Тюмень, 2005. - 121 с.
Дидактический комплекс предназначен для эффективного повторения курса традиционной логики, а также проверки навыков решения основных типов логических задач. Пособие содержит словарь логических терминов, тематический указатель к словарю, альбом логических схем, таблиц и формул, список контрольных вопросов и десять вариантов контрольной работы по всему курсу логики. Даются рекомендации, как пользоваться названными дидактичес-кими материалами. Для изучающих и преподающих традиционную логику.
ã Блажевич Н.В., 2005 ã Тюменский филиал Академии права и управления, 2005
ВВЕДЕНИЕ
Логикой называют науку о мышлении. Студентам следует уяснить, что традиционная логика - эта наука о законах, формах и приемах правильного мышления, а также о типичных ошибках в мышлении. Мышление любого человека подчиняется логическим законам, протекает в логических формах, совершается с помощью логических приемов. Но не всякий результат мышления является правильным, люди допускают логические ошибки, а иногда и обманывают. Генеральная задача логики и состоит в изучении условий получения правильного результата, которые содержатся в самом мышлении, его ходе, структуре, связи мыслей. Знание условий получения правильного результата важно в любой области научной и практической деятельности, в том числе и в работе юриста. Деятельность юриста требует правильности мышления, умений находить логические ошибки в рассуждениях, правильно строить доказательства и опровержения. Этому учит логика. Овладеть навыками логичного мышления невозможно без упражнений. В книге предлагается контрольная работа в десяти вариантах по всему курсу логики. Читателю следует учитывать, что предлагаемые контрольные работы предназначены не только для проверки, но и для развития основных логических умений. Известно, что самый короткий путь к овладению логической культурой начинается с логической доктрины. В основании любой доктрины находится “словарь” и “грамматика”. Читатель найдет в “Дидактическом комплексе” краткий словарь логических терминов (глоссарий) и минимум укрупненных дидактических единиц - логических схем, таблиц и формул по всем темам курса логики. И ещё. В книге содержится материал, который отобран и отшлифован автором в многолетней практике преподавания логики юристам. В книге нет ни одного упражнения, ни одной схемы, которые не были бы доступны студентам. Предлагаемый материал позволяет студенту открыть для себя мир логики и сделать ее союзником в принятии рациональных решений.
Часть первая АЛЬБОМ СХЕМ, ТАБЛИЦ И ФОРМУЛ Как пользоваться альбомом Первый вариант “Альбома по логике” появился в 1980 году и был предложен слушателям очного и заочного отделения Тюмен-ского факультета Омской высшей школы милиции. Альбом нахо-дился у слушателя под рукой, когда он выполнял упражнения и решал логические задачи на семинаре, составлял конспект лекции или приходил на консультацию, когда самостоятельно изучал тему по учебнику. Практика показала, что читать лекции слушателю, вооружен-ному альбомом, намного легче. Ведь ему становится ясен ход мысли лектора. Слушатель созерцает связь ключевых понятий текста лекции. Лектор при этом освобождается от рутинной работы - многократного повторения основных тезисов. Он может увеличить число наглядных примеров, тем самым оказать большее воздействие на чувства и эмоции слушателей. У слушателя возникает возможность определить надежное место в своей памяти этим примерам, а также запомнить без труда логические формулы. Следует учитывать, что “Альбом” способствует организации публичной мыслительной деятельности как самого лектора, так и слушателя, когда он пытается в устном ответе воспроизвести учебный материал на семинарском занятии. “Альбом” является эффективной шпаргалкой для памяти. Обычно слушатели (особенно заочники) признаются, что “Альбом” им позволил разобраться в тексте учебника и быстро повторить учебный материал перед зачетом или экзаменом. Разумеется, “Альбом” не заменяет учебника по логике или лекцию преподавателя, он лишь способствует их усвоению, выполняет вспомогательную роль. “Альбом” предоставляет учебную информацию в “свернутом” виде. Схемы, таблицы, формулы - это укрупненные дидактические единицы. Их не много. Эти символы не трудно удерживать в памяти. Важно, что они легко разворачиваются, превращаются в обычный текст. В “Альбоме” схемы, таблицы и формулы сгруппированы по тематическим блокам: 1) предмет логики; 2) логические законы; 3) основы теории понятия; 4) основы теории суждения; 5) основы теории умозаключения; 6) основы теории аргументации; 7) основы эристики; 8) основы эвристики. Созерцание этих блоков позволяет установить между ними связи и представить курс логики как целое. Это и есть главное назначение “Альбома”. Тема 1. Предмет логики Предмет Логики Законы Формы Приемы Мышления мышления мышления Третьего --конкретизация --- закон достаточного -- обобщение и Основания -- ограничение закон обратного отноше- доказательство идеализация Спора; правила построения Гипотезы и т.д. Объект логики - абстрактное мышление. Предмет логики - то, что она изучает в абстрактном мышлении. Логика - это наука о законах, формах и приемах правильного мышления. Логика выполняет две основные функции в культуре - критическую и эвристическую. Закона тождества Отсутствие условия тождества сводится к двум крайностям: Не отождествляется то, Отождествляется то, что должно быть что нетождественно тождественно
1. Амфиболия - двусмысленность, 1. Отождествление близких по т.е. употребление одного и того же звучанию слов; слова в разных смыслах; 2. Отождествление буквального 2. Подмена одного понятия другим; и фигурального; 3. Ответ не на вопрос; 3. Смешение понятий; путаница 4. Подмена тезиса в понятиях и др. и др. Основания Типичные отступления от закона достаточного основания Неполнота оснований “Чрезмерные доказательства” 1. Ненеобходимые 1. Лишние доводы основания 2. “Самоубийственные 2. Необходимые, но доводы” недостаточные основания Закон логики - общая, необходимая, существенная и повторяющаяся связь между мыслями Схема 6. Структура понятия Понятие Имя - Содержание - Объем - знаковая форма совокупность класс предметов, понятия признаков, который которая выделяется мыслится в понятии в понятии о предмете Схема 7. Виды понятий Понятия по объему делятся на: Сравнимые понятия Совместимые понятия Несовместимые понятия С
А = В А В А В А В А В А В Отношение Отношение Отношение Отношение Отношение Отношение тождества подчинения пересечения соподчинения противоречия противопо- ложности
Понятий Обобщение - логическая операция, в результате которой совершается переход от понятия с А В меньшим объемом к понятию с большим объемом (переход от вида к роду). Вид Род Ограничение - логическая операция, в результате которой совершается переход от понятия с В А большим объемом к понятию с меньшим объемом (переход от рода к виду). Род Вид Схема 10. Виды определений Определения понятий Номинальные определения Реальные определения
Явные определения Неявные определения
- Контекстуальные определения Актуальные Генетические - - Остенсивные определения определения определения - Сравнение - Описание - Характеристика - Индуктивные определения - Аксиоматические определения - И др.
Определение (дефиниция) - логическая операция, раскрывающая содержание понятия.
Схема 11. Правила определения 1. Определение должно быть соразмерным: ни слишком широким и ни слишком узким. А = Вс, где А -дефиниендум(определяемое понятие), В -дефиниенс (определяю- щее понятие), с - видовое отличие. Типичные ошибки: а) слишком широкое определение Вс А б) слишком узкое определение А Вс
в) пересечение А Вс г) через соподчиненное А Вс
2. Определение не должно заключать в себе круга. Типичные ошибки: круг в определении, тавтология 3. Определение должно быть ясным. Типичные ошибки: определение неизвестного через неизвестное подмена определения метафорой громоздкое определение 4. Определение не должно быть отрицательным. Типичная ошибка: отрицательное определение.
Схема 18. Виды модальностей Алетическая модальность Фактическая модальность Логическая модальность Суждения о действительности Достоверные суждения (ассерторические) Достоверно, S есть Р. Действительно, S есть P. Суждения о возможности Вероятные суждения (проблематическое) Вероятно, S есть Р. Возможно, S есть Р. Суждения о необходимости (аподиктические) Необходимо, S есть Р.
Деонтическая модальность
Обязательно Нормативно Запрещено Разрешено безразлично
Аксиологическая модальность Абсолютная Относительная (сравнительная)
Хорошо Лучше Безразлично Равноценно Плохо Хуже
Эпистемическая модальность Знание Убеждение Доказуемо Полагаемо (верифицируемо) (убежден) Неразрешимо Сомнительно (непроверяемо) Опровержимо Отвергаемо Эпистемически Допустимо возможно
Временная модальность
Абсолютная Относительная (сравнительная)
Всегда Раньше Только Одновременно Абсолютно Позже возможно Суждений Закон конъюнкции
Конъюнкция истинна тогда и только тогда, когда все составляющие её простые суждения истинны. Закон слабой дизъюнкции
Слабая дизъюнкция истинна тогда, когда по крайней мере одна из альтернатив истинна. Закон строгой дизъюнкции
Строгая дизъюнкция истинна тогда, когда одна альтернатива истинна, а другая ложна. Закон импликации
Импликация истинна во все случаях кроме одного, когда основание истинно, а следствие ложно. Закон эквиваленции
Эквиваленция истинна тогда, когда основание и следствие одновременно истинны или ложны. Превращения суждений (А) Все S есть Р «(Е) Ни одно S не есть не-Р (Е) Ни одно S не есть Р «(А) Все S есть не-Р (I) Некоторые S есть Р «(О) Некоторые S не есть не-Р (О) Некоторые S не есть Р «(I) Некоторые S есть не-Р
Обращение суждений (А) Все S есть Р «(1) Некоторые Р есть S (Е) Ни одно S не есть Р «(Е) Ни одно Р не есть S (I) Некоторые S есть Р «(1) Некоторые Р есть S (О) Некоторые S не есть Р «не обращается
М Р Р М М Р Р М S М S М М S М S -------------- ---------------- ------------- --------------- S -- P S --- P S -- P S -- P Правила посылок 1. Из двух отрицательных посылок нельзя сделать заключение. Типичная ошибка: из двух отрицательных посылок сделан вывод 2. При отрицательной посылке заключение может быть только отрицательным. Типичная ошибка: при отрицательной посылке вывод утвердительный 3. Из двух частных посылок нельзя сделать заключения. Типичная ошибка: из двух частных посылок сделан вывод 4. При частной посылке заключение может быть только частным. Типичная ошибка: при частной посылке вывод общий Схема 27. Правила фигур Правила первой фигуры 1. Большая посылка должна быть общим суждением. 2. Меньшая посылка должна быть утвердительным суждением.
Правила второй фигуры 1. Большая посылка должна быть общим суждением. 2. Одна из посылок должна быть отрицательным суждением.
Правила третьей фигуры 1. Меньшая посылка должна быть утвердительным суждением. 2. Заключением должно быть частным суждением.
Правила четвертой фигуры 1. Когда большая посылка утвердительное суждение, тогда меньшая посылка - общее суждение. 2. Когда одна из посылок отрицательное, то большая посылка - общее суждение. Если а, то в. Если в, то с. Если а, то с. Правило: следствие следствия есть следствие основания Если а, то в. Если а, то в. А не-в ---------------------------------- ------------------------------- В не-а Модус модус а или в а или в А не- а --------------- -------------- Не-в в Утверждая одну альтернативу, Отрицая одну альтернативу, мы отрицаем другую мы утверждаем другую А или в не-в или не-с --------------------------------- --------------------------------- С не-а Сложная конструктивная Сложная деструктивная дилемма дилемма
Если а, то в; если с, то d Если а, то в; если с, то d А или с не-в или не-d ---------------------------------- --------------------------------- В или d не-а или не-с От утверждения истинностиОт отрицания истинности оснований к утверждению следствий к отрицанию истинности следствий истинности оснований А1 А2 А3 А4
(А1 & А2 & А3 & A4) ® Т (формула прямого доказательства)
Доказательство Прямое Косвенное Способы Опровержения Критика Критика Критика Тема 7. Основы эристики Схема 42. Структура спора
1. Определение темы и предмета спора. C 2. Формулирование спорного вопроса. П 3. Установление разногласия. О 4. Осведомление. Р 5. Аргументация (доказывание или опровержение). 6. Интерпретация результатов спора.
Схема 43. Виды споров 1. Спор для разъяснения истины. С 2. Спор для проверки какой-либо истины. П 3. Спор ради открытия истины. О по цели 4. Спор ради убеждения. Р 5. Спор ради переубеждения. Ы 6. Спор ради победы. 7. Спор ради спора. 8. Спор ради упражнения. 9. Спор-игра и др.
Споры по организованности делятся на:
Сосредоточенные Бесформенные Споры по длительности делятся на:
Кратковре- Средней Долговре- Неокончен- менные продолжи- менные ные тельности Споры по степени публичности делятся на:
Устные Письменные 1. Политические 2. Юридические С 3. Экономические П 4. Географические О по предмету 5. Исторические Р 6. Математические Ы 7. Физические 8. Химические 9. Биологические И др. Споры по количеству сторон делятся на:
Простые Сложные Споры по наличию слушателей делятся на:
Спор без слушателей Спор при слушателей Спор для слушателей Споры по качеству разногласия делятся на:
Беседа Полемика Споры по наличию критики делятся на:
Споры без оппонентов Споры с оппонентами Споры с учетом их структурных элементов делят на:
Спор из-за Спор из-за Спор из-за истинности истинности истинности тезиса аргументов демонстрации
Тема 8. Основы эвристики Схема 47. Структура вопроса Структура вопроса
Внутренняя структура Внешняя структура (Текст вопроса) (Контекст вопроса)
1. Неизвестное 1. Ареал вопроса 2. Известное (Предпосылка вопроса) (Базис вопроса) 2. Проблемное поле 3. Оператор вопроса
Предмет вопроса - объект информационного интереса вопрошающего. Содержание вопроса - явно и неявно содержащаяся в нем в нем информация о предмете. Объем вопроса - множество альтернативных возможностей для ответа на заданный вопрос Вопрос - форма мысли, которая побуждает находить информацию или совершать доказательство Схема 48. Виды вопросов Вопросы по типу недостающей информации делятся на:
Вопросы о предметах Вопросы о признаках Вопросы об отношениях Вопросы по определению делятся на:
Что-вопросы Ли-вопросы (Поисковые) (Вопросы на (Восполняющие) доказательство) (Уточняющие)
Открытые Закрытые (Альтернативные) Вопросы по сложности делятся на: Простые Сложные
Однородные: Смешанные: Чисто соединительные Условно-разделительные Чисто разделительные Соединительно- Чисто условные разделительные Условно-соединительные и т.д. Вопросы существуют самостоятельно или как элементы Задач и проблем “Дурацкие вопросы” (Логически некорректные вопросы)
1. Неясные вопросы. 2. Нечеткие вопросы. 3. Неопределенные вопросы. 4. Безотносительные вопросы. 5. Вопросы с ложным базисом. 6. Вопросы с противоречивым базисом. 7. Вопросы, ориентирующие на поиск ответа в форме “либо-либо”. 8. Вопросы, включающие в свой состав несколько вопросов, ответы на которые не могут быть одинаковы (“ошибка многих вопросов”. И др. Схема 49. Структура ответа Ответ - это суждение, уменьшающее или снижающее неопределенность, зак
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.248.75 (0.014 с.) |