В чём нелогичность следующих высказываний? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чём нелогичность следующих высказываний?



а) Осенью дождь полезен для грибов, но вреден для урожая.

б) Писатель приковал читателя к своим рассказам.

3. Найдите достаточные основания для утверждения:

а) Это - кража.

б) Этот цветок красивый.

Укажите отношения, в которых следующее высказывание

истинно, и отношения, в которых оно ложно:

"Никакого ответа - тоже ответ" (Шолом-Алейхем).

Подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения с

данными:

Депутат. Геометр. Закон. Акция. Рекордсмен. Число. Игра.

Проверьте, правильно ли определены виды отношений между

понятиями:

а) Параллелограмм, квадрат - соподчинение.

б) Учёность, невежество - пересечение.

в) Необходимые условия, достаточные условия -

противоположность.

г) Монархия, республика - подчинение.

7. У Порции, героини комедии Шекспира "Венецианский купец",

было четыре шкатулки: из золота, серебра, меди и свинца. В

одной из шкатулок она хранила свой портрет. Предположим, что

Порция вздумала выбирать мужа не по добродетелям, а по уму.

Поклонник получит право назвать Порцию своей невестой, если

укажет на шкатулку с портретом. На крышке каждой шкатулки

была сделана надпись, которая должна помочь найти шкатулку с

портретом. Допустим, что Порция приказала сделать следующие

надписи:

На золотой: "Портрет в этой шкатулке".

На серебряной: "Портрет не в этой шкатулке".

На медной: "Портрет не в серебряной шкатулке".

На свинцовой: "Портрет не в медной шкатулке".

Своему поклоннику Порция пояснила, что из четырёх надписей

только одна истинна.

Какую шкатулку следует выбрать поклоннику Порции?

8. Как используется различение при определении понятий?

Приведите примеры.

9. Проверьте, правильно ли даны следующие определения (если

нет, то назовите логические ошибки):

а) Суждение - это форма мышления.

б) Реакционер - человек реакционных убеждений.

в) Куб - правильный многогранник, имеющий шесть квадратных

граней, двенадцать рёбер и восемь вершин, в каждой из

которых сходятся под прямым углом три ребра.

г) Оценочный вопрос - вопрос, в котором спрашивается об

относительной ценности чего-то в какой-то системе

ценностей.

Правильно ли произведены следующие деления (если нет,

то назовите логические ошибки):

а) Умозаключения могут быть простыми и сложными.

б) Определения бывают реальными и номинальными.

в) Основными структурными элементами игры являются:

замысел, сюжет игры, игровые действия, роли и правила.

г) Лекция может быть прочитана очень интересно, интересно,

не очень интересно, неинтересно и скучно.

11. Произведите ограничение следующих понятий:

Государство. Математика. Логический закон. Допрос.

Конфликт. Религия. Проступок.

12. Дано суждение: “Преступление - общественно опасное

деяние”. Ответьте на вопросы:

а) Каково по качеству и количеству это суждение (запишите

формулу)?

б) Какова распределенность (авторская и читательская)

терминов в этом суждении?

в) Какова логическая и фактическая модальность этого

суждения?

Установите вид (по качеству и количеству, по логическому

Союзу, по модальности) следующих суждений и составьте их

формулы:

а) “Человек или живет, или освобождается от заключений,

навязанных ограниченным опытом” (Л. Шестов).

в) Следователь вправе произвести следственный эксперимент,

если необходимо уточнить данные по делу.

Правильно ли установлены качество и количество,

Распределённость терминов и модальность следующих

суждений:

а) Среди людей встречаются оптимисты. - Общеутвердительное,

субъект и предикат не распределены, суждение о

действительности, достоверное.

б) Только непомнящие прошлого осуждены на его повторение.

- Общеутвердительное, субъект и предикат распределены,

суждение о необходимости, достоверное.

15. Составьте суждение по формуле: (A & B) ® (С & A).

Определите, при каких значениях А, В, С и Д оно будет

истинным?

16. На стоянке находились четыре прекрасные машины, а между

ними расхаживал юноша, ибо одна из машин принадлежала

ему. Какая? - Если чья-то коварная рука на каждой машине

оставила по две надписи. На двух машинах надписи были

истинны, а на двух - ложны.

На голубой: “Это не моя машина. Мне принадлежит

белая”.

На желтой: “Это моя машина. Красная машина тоже моя”.

На красной: “Это моя машина. Голубая тоже моя”.

На белой: “Это моя машина, а голубая машина не моя”.

Какая машина принадлежит юноше?

17. Найдите термины, определите фигуру и модус, проверьте,

правильно ли построен силлогизм:

Некоторые лекарства являются ядами. Значит, некоторые яды

служат для борьбы с болезнями, потому что все лекарства

служат для борьбы с болезнями.

18. Установите вид энтимемы, проверьте её правильность:

Как все эгоисты, трус не может быть великодушным.

На основе данных понятий постройте правильный

силлогизм:

Качество, истина, относительное.

20. Найдите средний термин для следующих понятий:

Логика - наука.

На основе данных понятий постройте правильный

полисиллогизм:

Метод, эксперимент, решающий эксперимент, следственный

эксперимент.

22. Вспоминая о марафоне, проходившем полвека назад в Тюмени,

ветераны рассказали следующее:

Андреев: “Дмитриев пришел вторым, а я оказался третьим”.

Борисов: “Нет, я выиграл тот забег, а вторым был Петров”.

Петров: “Нет, я был третьим, а Борисов пришел пятым”.

Дмитриев: “ Я пришел вслед за победителем, а Соколов занял

четвертое место”.

Соколов: “Победу тогда одержал Андреев, а я пришел

четвертым”.

Как в действительности закончился этот забег, если только

один ветеран все правильно вспомнил, трое - только один факт,

а один все перепутал?

23. Постройте классификацию неполной индукции. Дайте

определение каждому виду.

Установите вид, модус, запишите в символической форме,

Проверьте, правильно ли построены следующие

умозаключения:

а) Если бы ты был богат, то купил бы автомобиль. Если бы ты

купил автомобиль, то мог бы совершить на нем путешествие.

Следовательно, если бы ты был богат, то мог бы совершить

путешествие.

б) Пушкин умер рано. Лермонтов умер рано. Есенин умер

рано. Значит, все выдающиеся поэты умирают рано.

Восстановите недостающую часть в следующей энтимеме и

проверьте её правильность:

Если я не соглашусь убежать из дома с друзьями, то меня

сочтут трусом и предателем, а если я убегу из дома, то огорчу

родителей. Значит, меня могут счесть трусом и предателем

или я огорчу родителей.

26. Состоятельно ли следующее умозаключение по аналогии?

Установите его вид и запишите в символической форме:

Направление ветра не переменилось, поэтому завтра,

видимо, будет дождь, как и сегодня.

Найдите тезис и аргументы, укажите способ аргументации и

Проверьте, соблюдены ли её правила, составьте схему

аргументации:

В настоящем деле нет середины: нужно или признать, что

Рыбаковская совершила убийство с заранее обдуманным

намерением, или же нужно признать, что она совершила это

преступление во внезапном порыве, не остается места, потому

что как из показания Рыбаковской, так и из показания

Лейхфельда видно, что между заряжением пистолета и

выстрелом прошел известный промежуток времени... Для

того чтобы предположить в Рыбаковской заранее обдуманное

намерение совершить то преступление, в котором она

обвиняется... в настоящее деле решительно нет основания.

Сознание её в том, что она зарядила пистолет, показывает

именно то, что она не считает этого обстоятельства,

уличающим её в преступлении, что она в этом отношении

показывает совершенную правду, хотя это обстоятельство по

самому своему свойству при известной обстановке могло

быть обращено против Рыбаковской (В. И. Смолярчук.

Гиганты и чародеи слова).

К данному тезису подберите достаточное количество

аргументов, составьте схему связи тезиса и аргументов:

Правоведение - гуманитарное знание.

29. Подберите равнозначный тезис к следующему:

Ничего нет в уме, чего бы не было ранее в ощущениях.

В чём смысл логической ошибки “слишком поспешное

обобщение”? Приведите пример.

Какое наименьшее число носильщиков следует нанять

путешественнику, чтобы совершить семидневный переход

через бесплодную пустыню, если он сам и каждый из

носильщиков могут нести лишь пятидневный запас пищи и

воды для одного человека? Ответ аргументируйте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.107 (0.03 с.)