Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комбинированное использование методов мозговой атаки

Поиск

1 двойная прямая мозговая атака (повторение после перерыва прямой мозговой атаки, перерыв от 2 часов до 2-3 дней)

2 обратная и прямая мозговая атака (сначала обратная - критический анализ, потом генерация идей)

3 прямая и обратная

4 мозговая атака с оценкой (используются промежуточные оценки экспертов)

Метод мозговой атаки. Применяются для устранения психологических препятствий. При этом процесс выработки идей и их критическая оценка разделены во времени, иногда выполняются разными группами людей. Метод основан на том психологическом эффекте, что группе людей удается коллективно высказать много большее количество идей, направленных на решение конкретной задачи, чем одному человеку. Методы используют:

1 при решении различных задач в различных областях науки и техники

2 на различных этапах решения творческих задач и на разных стадиях создания новых объектов.

3 в разнообразных сферах человеческой деятельности.

Критерии метода прямой мозговой атаки:

1 формулировка задачи (должно быть сформулировано: что в итоге желательно получить, что мешает получению желаемого)

2 формирование творческой группы (группа составляет от 5 до 12 человек)

Часто сеанс проводится путем формирования 2 отдельных групп: 1-я выдвигает различные предложения и варианты решений без критики, 2-я группа - эксперты, выносящие суждения о ценности выдвинутых людей. В первую группу включает людей, склонных к генерации идей, во вторую - людей в аналитическим и критическим складом мышления.

В профессиональной деятельности творческая группа состоит из 2 подгрупп - ядра, те профессионалов, заинтересованных в получении определенного результата и временных членов, которые могут быть специалистами в других областях, студентами и т.д. В группе обязательно должен быть разносторонний состав.

Правила для участников сеанса мозговой атаки:

1 стремитесь высказать максимальное число идей, главное - количество, а не качество

2 во время сеанса мозговой атаки абсолютно запрещена критика предложенных идей

3 стремитесь развивать, комбинировать и улучшать высказанные ранее идеи

Организация проведения мозговой атаки.

полная продолжительность сеанса 1,5-2 часа

Проведение атаки 20-30 минут

Перерыв 10 минут

Составление отредактированного списка идей 30-40 мин

Запись и оформление результатов - стенограмма, видео и аудиозапись

Все идеи делятся на 3 группы:

1 наиболее приемлемые и реализуемые

2 перспективные

3 прочие (фантастические)

Метод обратной мозговой атаки. Обратная мозговая атака используется:

1 при уточнении постановки исследовательских задач

2 при разработке предложений по созданию различных объектов

3 экспертиза представленных объектов

4 оценка эффективности существующих решений определенной проблемы

Обязательно содержит ответы на следующие вопросы:

1 что представляет собой объект, который необходимо улучшить

2 какие уже известны недостатки этого объекта

3 что требуется получить в результате мозговой атаки

4 на что нужно обратить особое внимание

Проведение сеанса метода обратной мозговой атаки совпадает с методом прямой мозговой атаки, но в дополнение выполняется классификация недостатков по родственным группам.


20. Эвристические методы (приемы), примеры. Компоненты творческого процесса.

Эвристика - наука, изучающая творческую деятельность, методы, используемые при открытии новых идей, а также методики процесса обучения.

В настоящее время эвристическими способами решения задач называют способы, позволяющие минимизировать перебор возможных решений, основанные зачастую на интуиции.

В процессе решения любой исследовательской задачи всегда получаются два результата:

1 Методический результат - способ решения задачи

2 Само решение, полученное с помощью этого способа

Когда исследователь сталкивается с новой задачей, то в 1 очередь пытается решить ее с помощью уже имеющихся в его арсенале способов. Если это не удается, то решение ищется "методом проб и ошибок". При этом при успешном решении исследователь открывает для себя еще один способ. Таким образом у каждого исследователя формируется свой набор таких способов.

Эвристические методы решения творческих задач - это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности исследователя, стимулирующие его интуитивное мышление в процессе решения и генерирования идей и на этой основе существенно повышающие эффективность решения определенного класса творческих задач.

Эвристические приемы обычно не содержат прямого однозначного указания, как решить задачу, а содержат подсказку, которая облегчит получение искомого решения.

Прием объединения и дробления. Пример - спаренные колеса фур, 4 ножки у табурета вместо 1.

Прием вынесения. Это отделение мешающей части или выделение единственно нужной.

Прием инверсии. Вместо диктуемого условиями действия использовать противодействие.

Прием перехода в другое измерение.

Прием универсальности.

Приме обращения вреда в пользу.

Прием самообслуживания.

Все эвристические приемы формируют в фонд. Таким образом, способы решения различных задач, открытые разными исследователями, обобщаются и объединяются.

Именно поэтому сами приемы имеют обобщенное описание, а достоинством фонда эвристических приемов является системный и всесторонний охват решаемой системы, экономия времени поиска и расширение круга поиска, основанного не только на личном опыте.

Творческий процесс содержит следующие компоненты:

1 логическая последовательность операций.

2 эвристическая последовательность операций. Применяется, когда объект исследования нельзя вообще или нельзя полностью описать и представить логически, а можно только с помощью нечетких рекомендаций, используя эвристические приемы.

3 интуитивная последовательность операций

Прием решения проблемы с начала и с конца.


21. Морфологический метод, составление морфологических таблиц, пример применения морфологического метода. Выбор наиболее эффективных решений.

Главная задача исследования найти решение проблемы, которое ус­траняет либо существующее препятствие развития, либо фактор нормально­го функционирования. Но решение, полученное в результате исследования, может быть различным. Оно может иметь вид некоторого акта деятельности, а может быть целой концепцией деятельности на ближайшую перспективу.

В описании метода морфологического (далее – М) анализа будем исходить из пони­мания того, то непосредственным результатом исследовательской работы яв­ляется эффективное решение проблемы.

М анализ предполагает не простую декомпозицию, т. е. разложение целого на составляющие его части, но выделение элементов по принципам функциональной значимости и роли, т. е. влияния элемента или подпроблемы на общую проблему, а также прямую или опосредованную связь с внешней средой (иногда это называют надсистемой).

Это лучше всего можно объяснить на примере. Возьмем проблему рас­пределения функций. Менеджер заметил, что в процессах управления очень часто встречаются задержки в принятии решений или подготовке докумен­тов, или реагировании на распоряжения (резолюции). Многие объясняют та­кое положение неудачным распределением функций и полномочий между подразделениями, неравномерной загрузкой.

Можно исправлять положение, опираясь на эти разумные объяснения, но менеджер должен понимать, что причина может быть глубже и включать множество факторов эффективной деятельности персонала. Надо решать проблему комплексно, опираясь на глубокий и всесторонний анализ существующего положения дел. Для этого надо провести морфологический анализ проблемы распределения функций.

Итак, исходной позицией М анализа является постанов­ка проблемы. Далее проводится ее декомпозиция, т. е. разделение на состав­ляющие проблемы. В качестве примера можно назвать проблемы структуры системы управления, профессионализма персонала, мотивации деятельности, трудоемкости функции, учета загрузки. Могут быть названы и другие про­блемы.

Далее проводится декомпозиция каждой из представленных проблем в отдельности. При этом не исключено, что проблемы переводятся с одного иерархического уровня на другой.

Пределом развития М снизу вверх и сверху вниз является возможный переход в другой класс проблем, который сделает эту схему бесконечной. На этом переходе следует остановиться.

Некоторой разновидностью М анализа является другой метод исследования — метод "букета проблем".

Он основан на поиске такой формулировки проблемы, которая в боль­шей мере способствует нахождению ее решения.

Морфологический анализ и синтез.Метод был разработан еще в 30-х годах.М основан на комбинаторике. Суть его в том, что в объекте исследования выделяют группу основных признаков. Для каждого признака выделяют альтернативные варианты и комбинируя их между собой получают возможные решения, в том числе представляющие и практический интерес. Для облегчения работы составляется М таблица, содержащая перечень признаков и альтернативных вариантов.

Объект исследования - аспирантура ГУ УНПК

М таблица аспирантуры ГУ УНПК

 

Признак Альтернативные варианты
           
Срок обучения 4 года Бессрочно 3 года - -
Форма обучения Очная Заочна Дистанционная - -
Направления обучения Пограммист Приборостроитель Инженер-эколог -   -
Присваиваемая квалификационная характеристика ктн Степень не присваивается, диплом Ктн после окончания через время - -
Стипендия Отсутсвие Просто стипендия Повышенная Губернаторская Президентская
Льготы Проездной Музеи Кино Санатории Море
Руководитель Бакаева НВ Скобелева ЕА Гордон ВА Бакаева+Шишкина Без руководителя

Число возможных вариантов составленной таблицы определяется N=n1*n2*ni

n вариантов в строке

i число строк

Выбор наиболее эффективных решений из таблицы основан на сокращении множества возможных вариантов за счет отбрасывания наименее эффективных и перспективных решений. Первое сокращение проводят с учетом выполнения неравенства где н меньше или равно н с индексом мю.Для простых объектов Nмю 1000, для сложных 10 000.В каждой строке проводят сравнительный анализ и отбрасывают наихудшие варианты либо анализаируют количество признаков и исключают второстепенные, малозначимые. Двльше проводится анализ. Следующий вариант сокращения - исключение наихудших комбинаций элементов. Наилучший вариант выбирается из оставшихся, при этом результатом считается выделение из всего многообразия 3-5 вариантов, для чего можно использовать как индивидуальный анализ, так и методы мозговой атаки.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.2.191 (0.007 с.)