Понятие “методология”, главная цель методологии науки, отличительная особенность методологии науки, методология научного исследования, области приложения методологии в научном исследовании. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие “методология”, главная цель методологии науки, отличительная особенность методологии науки, методология научного исследования, области приложения методологии в научном исследовании.



Понятие “методология”, главная цель методологии науки, отличительная особенность методологии науки, методология научного исследования, области приложения методологии в научном исследовании.

Методология - это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Это путь вслед за чем-либо.

Методология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Главная цель методологии науки - изучение тех методов, средств и приемов, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке, а также изучение структуры научного знания вообще, места и роли в нем, различных форм познания и методов анализа и построения различных систем научного знания.

Методология - это учение об организации деятельности

При этом организация:

1 это внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей чего-то целого, обусловленная его строением; те учение о структуре

2 это совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; те учение о процессе

3 это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.

Наиболее принципиальным различием в организации научной деятельности является то обстоятельство, что в научно - исследовательской деятельности нельзя однозначно определить в каждом конкретном проекте ее цель. Новое научное знание должно появиться лишь в результате этой деятельности, то есть в результате реализации проекта. В связи с этим цель научного исследования формулируется, как правило, в глаголах несовершенной формы. Исследовать, сформулировать, определить и т.д. Методология научного исследования - самая общая форма организации научного знания и научно-познавательной деятельности, содержащая в себе принципы построения научного знания, обеспечивающая соответствие его структуры и содержания задачам исследования, включая в себя его методы, проверку истинности полученных результатов и их интерпретацию.

можно выделить следующие наиболее существенные области приложения методологии в научном исследовании:

1 постановка проблемы;

2 построение предмета исследования; 3 создание научной теории; 4 проверка истинности теории путем обращения к практике; 5 использование данной теории для создания других теорий; 6 интерпретация полученных результатов.


Понятие “наука”, основные признаки и цели науки, задачи и структура науки.

Понятие "наука" имеет несколько основных значений:

1 сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира;

2 значение термина определяется как результат этой деятельности, то есть наука - это система полученных научных знаний;

3 одна из форм общественного сознания - некий социальный институт.

Выделяют основные признаки науки:

1 всякая наука должна представлять определенный род творческойдеятельности по получению новых знаний, подчиненных определенным законам и проверенных экспериментальным методом.

2 самоценность науки, то есть стремление к постижению истины, разработке теорий и концепций.

3 науке свойственен рациональный характер объяснений изучаемых явлений.

4 для науки характерна ее систематичность, совокупность связанных внутренним единством знаний, выявление скрытого порядка вещей в структуре полученных данных.

Непосредственные цели науки - это получение знаний об объективном и субъективном мире, постижение объективной истины

Задачи науки:

1 собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;

2 обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;

3 систематизация полученных знаний;

4 объяснение сущности явлений и процессов -1 из главных задач;

5 прогнозирование событий, явлений и процессов;

6 установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

Структура науки может быть представлена по-разному, и если науку рассматривать с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания, то она включает следующие элементы:

1 объект (предмет)

2 субъект

3 научная деятельность субъектов, применяющих определенные приемы, операции и методы для постижения объективной истины


Методы психологической активации коллективной творческой деятельности. Метод прямой мозговой атаки: область применения, формулировка задачи, ставящейся перед группой, формирование творческой группы, правила для ее участников, организация и запись полученных результатов.

 

Метод мозговой атаки. Применяются для устранения психологических препятствий. При этом процесс выработки идей и их критическая оценка разделены во времени, иногда выполняются разными группами людей. Метод основан на том психологическом эффекте, что группе людей удается коллективно высказать много большее количество идей, направленных на решение конкретной задачи, чем одному человеку. Методы используют:

1 при решении различных задач в различных областях науки и техники

2 на различных этапах решения творческих задач и на разных стадиях создания новых объектов.

3 в разнообразных сферах человеческой деятельности.

 

Критерии метода прямой мозговой атаки:

1 формулировка задачи (должно быть сформулировано: что в итоге желательно получить, что мешает получению желаемого)

2 формирование творческой группы (группа составляет от 5 до 12 человек)

Часто сеанс проводится путем формирования 2 отдельных групп: 1-я выдвигает различные предложения и варианты решений без критики, 2-я группа - эксперты, выносящие суждения о ценности выдвинутых людей. В первую группу включает людей, склонных к генерации идей, во вторую - людей в аналитическим и критическим складом мышления.

В профессиональной деятельности творческая группа состоит из 2 подгрупп - ядра, те профессионалов, заинтересованных в получении определенного результата и временных членов, которые могут быть специалистами в других областях, студентами и т.д. В группе обязательно должен быть разносторонний состав.

Правила для участников сеанса мозговой атаки:

1 стремитесь высказать максимальное число идей, главное - количество, а не качество

2 во время сеанса мозговой атаки абсолютно запрещена критика предложенных идей

3 стремитесь развивать, комбинировать и улучшать высказанные ранее идеи

 

Организация проведения мозговой атаки.

полная продолжительность сеанса 1,5-2 часа

Проведение атаки 20-30 минут

Перерыв 10 минут

Составление отредактированного списка идей 30-40 мин

Запись и оформление результатов - стенограмма, видео и аудиозапись

 

Все идеи делятся на 3 группы:

1 наиболее приемлемые и реализуемые

2 перспективные

3 прочие (фантастические)

 


18 Методы психологической активации коллективной творческой деятельности. Метод обратной мозговой атаки: область применения, формулировка задачи, ставящейся перед группой, формирование творческой группы, правила для ее участников, организация и запись полученных результатов.

Метод обратной мозговой атаки. Обратная мозговая атака используется:

1 при уточнении постановки исследовательских задач

2 при разработке предложений по созданию различных объектов

3 экспертиза представленных объектов

4 оценка эффективности существующих решений определенной проблемы

 

Обязательно содержит ответы на следующие вопросы:

1 что представляет собой объект, который необходимо улучшить

2 какие уже известны недостатки этого объекта

3 что требуется получить в результате мозговой атаки

4 на что нужно обратить особое внимание

 

Проведение сеанса метода обратной мозговой атаки совпадает с методом прямой мозговой атаки, но в дополнение выполняется классификация недостатков по родственным группам.

 


Оформление результатов научной работы: аннотация, реферат, рецензия

Аннотирование

Аннотация – это краткая общая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей, носящая пояснительный характер. Бывают краткими или развернутыми (справочными/рекомендательными).

 

Основными функциями являются:

1. сигнальная – аннотация представляет информацию о документе и дает возможность установить основное содержание документа, определить его релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту документа;

2. поисковая – аннотация используется в информационно-поисковых, в том числе в автоматизированных системах для поиска документов.

 

Аннотация включает:

o фамилию и инициалы автора, название исследования;

o указание на объект исследования и его краткую характеристику;

o цель исследования, его новизну, указание на методологию исследования;

o основные результаты исследования.

 

Реферирование

Реферат – это самостоятельная научно-исследовательская работа. Изложение материала не ограничивается только описательным подходом к раскрытию выбранной темы. Необходимо отразить авторскую аналитическую оценку состояния исследуемой проблемы и собственную точку зрения на возможные варианты ее решения.

 

По структуре реферат состоит из 3-х частей:

· введение (обоснование выбора темы, ее актуальность, основные цели и задачи исследования);

· основная часть состоит из 2-3 параграфов, в которых раскрывается суть исследуемой проблемы, дается оценка существующих в литературе основных теоретических подходов к ее решению, изложение собственного взгляда на проблему и пути ее решения и т.д.;

· заключение (краткая формулировка основных видов и результатов, полученных в ходе исследования).

 

Необходимой частью структуры реферата является также список литературы, использованной в ходе работы над выбранной темой.

Рецензирование

 

Рецензия (от лат. recensio – рассмотрение) – отзыв, разбор и оценка произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации.

 

Рецензию характеризует небольшой объём и краткость. В рецензии должны присутствовать информационная и оценочная части.

 

Составные части рецензии:

o объект анализа;

o анализ актуальности темы, краткая общая характеристика содержания и структуры произведения;

o развернутый и последовательный анализ и комментарии частей произведения с указанием их достоинств и недостатков;

o общая оценка произведения, оценка вклада автора, выводы и рекомендации.

 


26. Структура научной статьи, её составные части, виды научных статей, публикационная стратегия и публикационная активность.

Научная статья – это законченное логически цельное произведение, освещающее какую-либо тему, входящую в круг проблем, связанных с темой диссертации.

Структура: аннотация; вводная часть; основная часть; заключительная часть; список литературы; ключевые слова.

Аннотация – краткая характеристика работы, содержащая только перечень основных вопросов. В ней определяются основные идеи работы.

Вводная часть – ообоснование актуальности рассматриваемого вопроса и новизны работы, постановки цели и задач исследования.

Основная часть – включает анализ источников литературы по тематике исследования, формулировки гипотезы исследования, само исследование, его результаты, практичесчкие рекомндации, конкретизацию полученных результатов и их объяснения.

Заключительная часть – краткая формулировка полученных в хооде исследования резульататов и их значимости, направления дальнейшего исследования.

Список лит-ры – список всех источников, использованных в статье.

Ключевые слова – выделяются в статье для классификации статей по темам и для поисковых систем. Чем больше слов – тем выше вероятность нахождения статьи через поисковики.

Виды статей -научно-теоретические, научно-практические, научно-методические.

 

Публикационная активность – результат научно-исследователской деятельности автора или научного коллектива, воплощенный в виде научной публикации, например, журнальной статьи.

Публикационная деятельность строится на стратегии, с помощью которой повышаются показатели: общее число публикаций за определенный период; распределение публикаций по видам изданий, по годам, по соавторам; публикации в зарубежных журналах; цитируемость.

Понятие “методология”, главная цель методологии науки, отличительная особенность методологии науки, методология научного исследования, области приложения методологии в научном исследовании.

Методология - это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Это путь вслед за чем-либо.

Методология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Главная цель методологии науки - изучение тех методов, средств и приемов, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке, а также изучение структуры научного знания вообще, места и роли в нем, различных форм познания и методов анализа и построения различных систем научного знания.

Методология - это учение об организации деятельности

При этом организация:

1 это внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей чего-то целого, обусловленная его строением; те учение о структуре

2 это совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; те учение о процессе

3 это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.

Наиболее принципиальным различием в организации научной деятельности является то обстоятельство, что в научно - исследовательской деятельности нельзя однозначно определить в каждом конкретном проекте ее цель. Новое научное знание должно появиться лишь в результате этой деятельности, то есть в результате реализации проекта. В связи с этим цель научного исследования формулируется, как правило, в глаголах несовершенной формы. Исследовать, сформулировать, определить и т.д. Методология научного исследования - самая общая форма организации научного знания и научно-познавательной деятельности, содержащая в себе принципы построения научного знания, обеспечивающая соответствие его структуры и содержания задачам исследования, включая в себя его методы, проверку истинности полученных результатов и их интерпретацию.

можно выделить следующие наиболее существенные области приложения методологии в научном исследовании:

1 постановка проблемы;

2 построение предмета исследования; 3 создание научной теории; 4 проверка истинности теории путем обращения к практике; 5 использование данной теории для создания других теорий; 6 интерпретация полученных результатов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.038 с.)