Научно-исследовательская деятельность и научное исследование, разделение научных исследований по целевому назначению. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научно-исследовательская деятельность и научное исследование, разделение научных исследований по целевому назначению.



Научная (научно-исследовательская) деятельность

деятельность, направленная на получение и применение новыхзнаний, в том числе: фундаментальные научные исследования и прикладные научные исследования.Фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность,направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования иразвития человека, общества, окружающей природной среды. Прикладные научные исследования - этоисследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практическихцелей и решения конкретных задач. Экспериментальные разработки - это деятельность, которая основанана знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практическогоопыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов,процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование. Основнымнормативным актом, регулирующим вопросы научно-технической политики, а также отношения междусубъектами научной и научно-технической деятельности, является Федеральный закон "О науке игосударственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. Научные исследования проводятся вразличных организационных формах.

В педагогической науке понятие Научно-исследовательская деятельность определяется как 1. индивидуальное и коллективное взаимодействие ученых по обогащению и развитию культуры и цивилизации с помощью точного, объективного и системного знания о мире, человеке и его деятельности; 2. работа педагогов-ученых (теоретиков и методистов), занимающихся обоснованием (проектированием, конструированием) оптимально функционирующих учебно-воспитательных систем на каждом уровне образования и педагогической системы в целом, создающих необходимые предпосылки для последующей оптимальной организации учебно-воспитательного процесса

Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.

Виды научных исследований:

В нормативно-правовых актах о науке научные исследования по целевому назначению делят на:

1 фундаментальные. Это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества и окружающей среды.

2 прикладные. Это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач, то есть направленное на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований в практической деятельности людей.

3 поисковые - исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.

4 разработка - это исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

 

Вне зависимости от принадлежности к той или иной фундаментальной или прикладной науке можно выделить и добавить еще 1 компоненту в структуру научной деятельности. Это внедрение. Учитывая взаимовлияние науки и практики, процесс перехода от фундаментальных исследований к прикладным и к внедрению выглядит как взаимосвязанная цепь процессов, идущих как в одном, так и в обратном направлении. В теории познания выделяют два уровня исследования - теоретический и эмпирический.

 

 


5. Основные понятия и определения методологии научного исследования: знание, функции знания, познание, цель познания.

Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия; знания являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения.
Но прежде чем рассмотреть, как учащиеся усваивают знания, надо разобраться в том, что такое знание, какие бывают знания, какие знания должен усвоить ученик. Вопрос этот довольно сложный.
Понятие "знание" многозначно и имеет несколько определений. Оно определяется то как часть сознания, то как нечто общее в отражении предметного разнообразия, то как способ упорядочения действительности, то как некоторый продукт и результат познания, то как способ воспроизведения в сознании познаваемого объекта. Элементарные знания, обусловленные биологическими закономерностями, свойственны и животным, у которых они служат необходимым условием их жизнедеятельности, реализации поведенческих актов. Знания являются органическим единством чувственного и рационального. На основе знаний вырабатываются умения и навыки. Многозначность в определении понятия "знание" обусловлена тем множеством функций, которое реализуется знанием. С учетом перечисленных выше дидактических функций знания перед учителем стоит несколько задач:

o а) перевести знание из его застывших фиксированных форм в процесс познавательной активности обучаемых;

o б) преобразовать знание из плана его выражения в содержание мыслительной деятельности учащихся;

o в) сделать знание средством формирования человека как личности и субъекта деятельности.

Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

Декарт видел цель познания в овладении силами природы, а также в усовершенствовании самой природы человека[1]. В современной литературе цель познания усматривается в истине[2].

Говоря о формах познания, выделяют прежде всего научное и ненаучное познание[3], причём к последнему относятся обыденное и художественное познание[4], а также познание мифологическое и религиозное[5].


6. Структурные компоненты теоретического уровня познания: проблема (развитая и неразвитая), научная идея, гипотеза (требования, которым должна отвечать гипотеза), теория (свойства и структурные элементы теории), парадокс, парадигма

Проблема - это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Проблема с греческого переводится как преграда.

Различают проблемы неразвитые и развитые. Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения. Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами:

1 они возникли на базе определенной теории или концепции

2 это трудные нестандартные задачи

3 их решение направлено на на устранение возникшего в познании противоречия

4 пути решения проблемы неизвестны

Идея - это:

1 новое интуитивное объяснение события или явления

2 определяющее, стрежневое положение в теории

Научная идея - это интуитивное объяснение явления без промежуточной аргументации, без осознания всей совокупности связей, на основании которой делается вывод.

Идея материализуется в гипотезе.

Под гипотезой в широком смысле слова понимают любое предположение, допущение, предсказание, догадку, истинность которой остается неизвестной. При этом вероятностный характер положений гипотезы может служить для предварительного объяснения новых явлений, событий и фактов. Гипотеза - это требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенные следствия, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов.

Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

1 релевантности (отношение гипотезы к фактам, на которые она опирается, а зачастую и возможность вхождения в состав существующей теоретической системы).

2 проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными наблюдения или эксперимента.

3 совместимости с существующим научным знанием.

4 обладание объяснительной и предсказательной силой, то есть из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий

5 простоты, связанной с системностью ее исходных посылок, позволяющих установить логические связи между фактами, которые охватываются такой гипотезой

Теория - это логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности.

Теория обладает следующими свойствами:

1 теория представляет собой 1 из форм рациональной мыслительной деятельности (теоретические исследования)

2 теория - это целостная система достоверных знаний

3 она не только описывает совокупность фактов, но и объясняет их, то есть выявляет происхождение и развитие процессов и явлений, их внутренние и внешние связи, причинные и иные зависимости.

4 все содержащиеся в теории положения и выводы должны быть обоснованы и доказаны.

В современной методологии науки выделяют следующие структурные элементы теории:

1 Исходные основания (понятия, законы, аксиомы, принципы)

2 Идеализированный объект (теоретическая модель части действительности, существенных свойств и связей, изучаемых явлений и предметов)

3 Логика теории - совокупность определенных правил и способов доказывания

4 Философские установки и социальные ценности

5 Совокупность законов и положений, выведенных в качестве следствий из данной теории

В редких случаях в равной степени доказуемыми являются противоречивые суждения. В таких случаях говорят о возникновении парадокса.

Парадокс - утверждение, резко расходящееся с общепринятым, установившимся мнением, отрицание того, что представляется безусловно правильным.

Если появляется противоречие, то подобную ситуацию принято определять как кризисную, при которой возникает необходимость пересмотра прежних теоретических представлений, то есть переход от старой парадигмы к новой.

Парадигма - господствующая в данное время научная теория, являющая для науки как бы внутренним критерием правильности вновь получаемых знаний.


7. Понятия, образующие структуру теории: понятие, определение, аксиома, закон, закономерность, учение.

Структуру теории образуют:

1 понятия - это мысли, отражающие существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений.

2 определение - это раскрытие содержания понятия, которое должно отвечать двум признакам:

определение должно указывать на ближайшее родовое понятие

должно указывать на то, чем данное понятие отличается от других

3 аксиома - это положение, которое является исходным, не доказанным и из которого по установленным правилам выводятся другие положения.

4 закон - это объективная, существенная, внутренняя, необходимая и устойчивая связь между явлениями и процессами

5 закономерность - это

совокупность действия многих законов

система существенных, необходимых общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон.

6 учение - совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.012 с.)