Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Латиноамериканский стиль ведения переговоров ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Культура Латинской Америки уникальна: она соткана из социокультурного опыта множества этносов, населяющих этот "огненный континент", ставший поистине плавильным котлом наций - европейских переселенцев и их потомков, метисов, мулатов, индейцев, негров, китайцев, индийцев и др. Большинство латиноамериканских наций сформировалось в результате смешения европейцев (преимущественно испанцев и португальцев) с коренным населением - индейцами (свыше 200 племен) и неграми, выходцами из Африки. Во многих странах государственным языком является испанский, в Бразилии - португальский, в Гаити - французский, в Багамах, Барбадосе, Гайане, Тринидаде и Тобаго, Ямайке - английский, в Суринаме - голландский; более 10% жителей Латинской Америки говорит на различных индейских языках. От латинской основы романских языков, на которых говорит большая часть населения, произошло название - Латинская Америка. Несмотря на явное влияние католической традиции, латиноамериканская культура значительно отличается от западной и даже от североамериканской. Об этом весьма образно написал Хорхе Луис Борхес (1899-1986): если для европейца мир - космос, где каждый внутренне соответствует той функции, которую выполняет, то для аргентинцев он - хаос. Европейцы и североамериканцы полагают, что книга, заслужившая какую-либо премию, стоит того, аргентинец же полагает, что, возможно, несмотря на премию, книга окажется неплохой. Как правило, аргентинец не доверяет обстоятельствам. Аргентинский национальный герой - одиночка, сражающийся против многих. Сам Борхес называл себя "безвредным анархистом", человеком, которому "требуется минимум правительства при максимуме индивидуальности". Эти слова - ключ к пониманию латиноамериканцев. Они объясняют, почему в отличие от североамериканцев и европейцев латиноамериканцы не отождествляют себя с государством, а слова Гегеля о государстве как "воплощении нравственной идеи" кажутся им неудачной шуткой. Другая латиноамериканская шутка гласит: "У нас многие хотят открыть табачную лавку, и почти никто - стать президентом". Из этой национальной черты аргентинский философ Маседонио Фернандес (1874-1952) вывел, что в Латинской Америке стать президентом легче, чем открыть табачную лавку. Весьма примечательно, что одна из новелл ироничного Хулио Картасара (1914-1984) называется "Мои встречи с президентом: как и почему они не состоялись". Это название, в котором подчеркнут приоритет личного перед фигурой власти, - квинтэссенция латиноамериканского мироощущения.
Латиноамериканцы индивидуалистичны и воспринимают только личные отношения. Ваши партнеры по переговорам из Латинской Америки - индивидуумы, а не общественные существа, для них дружба - это страсть, а сделки, заключенные на переговорах, - следствие отношений людей. Общаясь с ними, нужно помнить один из известных афоризмов колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса: "Не трать времени на человека, который не желает проводить его с тобой". Отношение ко времени у латиноамериканцев полихронное; у венесуэльцев даже есть поговорка, что они живут в своем "венесуэльском времени", и к опозданиям в пределах часа там относятся весьма терпимо. Однако в последнее время политическая и бизнес-элита придает больше значения пунктуальности в деловой жизни. Например, в Перу в 2007 г. была объявлена национальная программа борьбы за пунктуальность, поскольку даже среди латиноамериканцев перуанцы отличаются особой необязательностью. Но есть и исключения: чилийцы, аргентинцы и уругвайцы гордятся тем, что они по-европейски пунктуальны. Ритуал знакомства и представлений здесь европейский: принято обмениваться визитными карточками и рукопожатиями, соблюдать табель о рангах. При обращении используются звания, но если они неизвестны, то перед фамилией обычно произносят "сеньор", "сеньора" или "сеньорита". Во время переговоров латиноамериканцы предпочитают достаточно строгий деловой костюм. В общении латиноамериканцы открыты и благожелательны, им свойствен оптимистический взгляд на мир, и даже в весьма сложных обстоятельствах они редко падают духом. Общий тон переговоров здесь, как правило, весьма дружелюбный, а улыбка - это визитная карточка ваших латиноамериканских партнеров, в сердце которых звучат слова Маркеса: "Никогда не прекращай улыбаться, даже когда тебе грустно, потому что кто-то может влюбиться в твою улыбку".
Все дела здесь делаются не спеша, поэтому переговоры проходят весьма неторопливо. Сами латиноамериканцы утверждают, что это связано с очень сухой и жаркой погодой в полдень, из-за чего сиеста сильно растянута по времени. Как и в Испании, слово mаñаnа ("завтра" или "как-нибудь") весьма часто произносится в испаноговорящих странах континента, и в устах деликатного латиноамериканца mаñаnа заменяет отказ. В общении латиноамериканцам присущи непосредственность, предупредительность, словоохотливость, а также политическая, расовая и религиозная толерантность. Они легко вступают в контакт с незнакомыми людьми, быстро переходят на дружескую ногу с понравившимися собеседниками. В любом обществе: в офисе, на деловом приеме, дипломатическом рауте - они ведут себя просто и раскованно, как им удобно, не обращая особого внимания на реакцию окружающих. При этом они весьма терпимы к недостаткам ближних, готовы слушать собеседника как угодно долго, вежливо и терпеливо. В процессе переговоров положительной стороной латиноамериканского характера выступает способность сопереживать собеседникам, учитывать настроения и чувства партнеров. Латиноамериканцы весьма ценят проявления дружелюбия и в большинстве случаев стремятся достигнуть компромиссного соглашения. Как подчеркивают психологи, толерантность находится в прямой зависимости от эмпатии (сопереживания, сочувствия). Толерантность позволяет смягчить напряженность в отношениях между людьми, поддержать уровень доверия. Латиноамериканцы, которым свойственна эмпатия, как правило, создают этически и эстетически комфортную внутреннюю среду переговоров, поскольку в условиях эмпатии снижена агрессивность по отношению к партнерам. Однако не следует забывать, что общительность совершенно не означает открытость: несмотря на словоохотливость и эмоциональность, латиноамериканцы - весьма скрытные люди. Они не любят, когда к ним "лезут в душу", вызывая на откровения, поскольку убеждены, что чрезмерная откровенность является проявлением слабости и личные переживания надо оставить в частной жизни. По натуре латиноамериканцы - традиционалисты, либеральные консерваторы, весьма подозрительные к новшествам, поэтому во время переговоров с ними свои идеи надо подкреплять солидной аргументацией, статистикой, экономическими выкладками. Важно помнить, что живут они в настоящем времени, сегодня и сейчас, поэтому их интересуют немедленные результаты сделок, а не увлекательные перспективы, ведь даже само слово "перспектива" означает для них что-то очень далекое и практически неосуществимое. Во время переговоров часто проявляются спонтанность латиноамериканцев, явное превалирование чувств над рациональным началом. Но встречаются и весьма расчетливые и хитрые партнеры, однако даже в этом случае эмоциональный настрой способен выдать их замыслы: эмоции у них ярко отражаются на лице, проявляются в жестах, в тональности голоса. Со своей стороны, латиноамериканцы весьма чувствительны к эмоциональным реакциям партнеров по переговорам, они легко обижаются, а холодный тон и отстраненность собеседников обычно воспринимают как проявление личного недоверия. Вот почему эксперты советуют вести переговоры с латиноамериканцами в открытой манере, что способствует установлению позитивной атмосферы деловых контактов. Весьма негативно латиноамериканцы воспринимают откровенное давление и отношение свысока, здесь более эффективны мягкие приемы и дружественный настрой.
Авторитарно-патриархальная культура Латинской Америки предполагает, что решения на переговорах принимаются руководителем, который не станет советоваться с подчиненными, опасаясь, что они сочтут это проявлением слабости. Пример Данные социологических опросов, регулярно проводящихся чилийской службой "Latinobarometro" в 18 государствах континента, проливают свет на современные установки и аттитюды, в том числе в отношении к демократии и авторитаризму, к специфике принятия решений. Многие латиноамериканцы имеют весьма смутные представления о демократии: в 2002 г. на вопрос "Что означает демократия?" ответили "не знаю" 59% (!) бразильцев, 41% сальвадорцев, 40% колумбийцев, 36% гватемальцев и 27% перуанцев. Но и те, кто "знал", видели в демократии весьма специфическую ценность: для 35% она ассоциируется со свободой вообще, для 15 - со свободой слова, для 10 - с равенством и справедливостью, и только 6% связывают ее с процессом принятия решений (избирательным правом), а 5% - с правительством, действующим на благо народа. Для понимания преобладающих в обществе настроений показательно отношение латиноамериканцев к дилемме "свобода или порядок". В пользу порядка высказалась половина или более респондентов в девяти странах (в Гондурасе - 69%, Парагвае - 65, Доминиканской Республике - 63, Коста-Рике - 56, Сальвадоре и Гватемале - по 54, Бразилии - 53, в Аргентине - 50%). Приведенные данные не только свидетельствуют о распространенности в массовом сознании латиноамериканцев ожиданий "твердой руки", но и служат косвенным доказательством поддержки ими авторитарных принципов управления. Вот почему в латиноамериканской делегации на переговорах господствуют дух субординации и авторитаризма, подчеркнутый пиетет перед авторитетом начальников. В то же время отношения с друзьями всегда определяются традициями патернализма, что раскрывает смысл бразильской поговорки: "Моим друзьям всё, кроме закона, а закон - моим врагам". Борхес подчеркивает, что латиноамериканцам глубоко близки слова Сервантеса: "Каждый сам даст ответ за свои грехи", и потому "людям порядочным не пристало быть палачами своих ближних, до которых им <...> и нужды нет".
Большинство латиноамериканцев глубоко уважают моральные ценности, они весьма прилежные католики, не просто по привычке посещающие костел, но имеющие веру в душе. Кроме того, латиноамериканцы склонны к мистическому пониманию сути вещей, поэтому на переговорах они не станут настаивать на своем или последовательно отстаивать какую-то точку зрения: все дело в том, что они искренне верят в судьбу... Любимый афоризм Маркеса также глубоко мистичен: "Отпусти то, что ты любишь. Если это твое - оно вернется к тебе. Если не вернется - это никогда не было твоим". В деловой жизни латиноамериканцы довольно необязательны (за исключением чилийцев). Они охотно и часто совершенно бескорыстно раздают обещания, порой просто от хорошего настроения или желания ободрить вас в процессе переговоров, поэтому к устным обещаниям здесь следует относиться скептически и настаивать на подписании письменного соглашения во всех случаях. Но даже после подписания соглашения не стоит ждать от них особого усердия в выполнении достигнутых договоренностей: "Не прикладывай столько усилий - все лучшее приходит неожиданно" (Маркес). Кроме того, принимая во внимание стойкие элементы радикализма в политической культуре и массовом сознании, криминализацию латиноамериканского общества и распространение насилия, не стоит удивляться резким переменам в деловой и политической активности, неожиданным поворотам и смене настроений в процессе переговоров. Отдельного внимания заслуживает латиноамериканский юмор, склонность к весьма пикантным шуткам и анекдотам, которые они охотно рассказывают сами и любят слушать из уст собеседников. При этом латиноамериканцы часто подшучивают друг над другом. Вот типичный латиноамериканский анекдот: "На дипломатическом рауте аргентинский посол спрашивает своего бразильского коллегу: "Правда ли, господин посол, что в вашей стране много гомосексуалистов?" Следует ответ: "Полная чепуха, эти слухи распускают рекламные агентства для ловли аргентинских туристов"". Среди латиноамериканцев весьма живучи этнические стереотипы: аргентинцев они считают "гордецами", "креольскими пруссаками", бразильцев - "инфантильными", боливийцев - "дикими", колумбийцев - "наркотизированными", мексиканцев - "кровожадными", кубинцев - "гиперсексуальными". Касаясь специфики невербальных коммуникаций, в первую очередь следует иметь в виду небольшое персональное пространство, которое требуется латиноамериканцам в процессе коммуникаций, - около 30-40 см, что значительно меньше, чем у американцев и большинства европейцев. Из-за того что латиноамериканцы стремятся чересчур близко подойти к собеседникам, говорят эмоционально и вдобавок активно жестикулируют, западные партнеры склонны воспринимать их как назойливых и агрессивных; в свою очередь, латиноамериканцы считают "гринго" холодными снобами. Среди других особенностей восприятия невербальных коммуникаций эксперты отмечают интерпретацию желтого цвета как знака смерти (особенно в Мексике): здесь не стоит посылать букеты из желтых цветов в подарок. Традиционно негативно воспринимаются цифра 13 и "три шестерки" - инфернальный знак. Не рекомендуют дарить статуэтки оленей (особенно бразильцам), это будет воспринято как намек на гомосексуализм.
В процессе своего становления латиноамериканский социум выработал определенные эстетические модели, позволяющие за формами эстетической и культурной жизни увидеть характерные черты национального характера. Стремясь подчеркнуть свой интерес к латиноамериканской культуре, говорите с партнерами по переговорам не только о всемирно известной латиноамериканской литературе и поэзии, но и о зажигательных латиноамериканских танцах. Душа Латинской Америки раскрывается прежде всего в танго, где африканские ритмы тангано, аргентинская милонга, гаванская хабанера, испанское фламенко, ритуальные танцы индейцев, польская мазурка, немецкий вальс слились воедино в танце тоски по покинутой родине, несчастной любви и страсти. Описывая историю танго, Борхес отмечает, что любовную дуэль в основе этого танца разглядит каждый, но для настоящего аргентинца танго – это танец уличных задир. Предназначение танго: внушить аргентинцам веру в их былую отвагу, в то, что однажды они нашли в себе силы не уклониться от требований доблести и чести. Сегодня тангомания - мода на танго и все, что с ним связано, - захватила весь мир: танго-вечеринки, танго-напитки, сигареты, одежда и обувь в стиле танго (смокинг для мужчины, юбка с разрезом для женщины). Латиноамериканцы очень любят праздники, праздничные приемы и застолья и просто приглашение в гости. Они сами любят принимать гостей дома, и один из обычаев - посылать букет цветов хозяйке на следующий день после визита. Популярны коктейли, которые проводятся, как правило, с 19:00 до 21:00. Обедом угощают в 21:00. Латиноамериканская кухня славится во всем мире обилием пряностей и острых мясных блюд. Особенно популярны осадо (мясо, запеченное на решетке, поставленной на угли), "острые" устрицы и креветки, "горчичный" цыпленок, бараньи ребрышки, пинчос (кусочек обжаренного багета с начинкой, часто насаженный на шпажку), чурраско (разновидность шашлыка). В целом латиноамериканский стиль переговоров предполагает теплую атмосферу дружеского общения, эмпатии, толерантности, а в случае успешного завершения - настоящий праздник с обильным застольем и зажигательными танцами.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.155.58 (0.02 с.) |