Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Ключи к тестам для текстов по аудированию
Уровень
№
текста
| № вопроса
| верно
| неверно
| №
текста
| № вопроса
| верно
| неверно
| №
текста
| № вопроса
| верно
| неверно
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
| +
|
|
| +
|
| +
|
|
| +
|
|
|
| +
|
| +
|
|
| +
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
| +
|
|
| +
|
| +
|
|
| +
|
|
| +
|
|
| +
|
|
|
| +
|
| +
|
|
|
|
| +
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
| +
|
|
| +
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
| +
|
|
| +
|
| +
|
|
| +
|
|
| +
|
|
|
|
| +
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
| +
|
|
| +
|
|
|
| +
|
| +
|
|
|
| +
|
| +
|
|
|
| +
|
| +
|
|
|
| +
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
| +
|
|
|
| +
|
| +
|
|
| +
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
| +
|
|
| +
|
| +
|
|
|
|
| +
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
| +
|
|
| +
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
| +
|
|
| +
|
| +
|
|
|
| +
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
| +
|
| +
|
|
| +
|
|
| +
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
| +
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
| +
|
| +
|
|
|
| +
|
|
| +
|
|
| +
|
| +
|
|
| +
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
| +
|
|
| +
|
| +
|
|
| +
|
|
|
| +
|
| +
|
|
|
| +
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
| +
|
|
| +
|
| +
|
|
| +
|
|
| +
|
|
|
| +
|
| +
|
|
|
| +
|
ЧАСТЬ IV
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СРО И СРОП
Задания на СРО и СРОП
АРМ №1
СРО №1
| Выучите стихотворение Л. Ошанина «А пока летели годы».
| А пока летели годы эти – Не считали ранних мы седин – Подрастали маленькие дети, Наши дети – девочка и сын.
Как теперь понятно нам с тобою, Сверстница и спутница моя, Вслед за словом «Родина» святое
Это слово чистое – «семья».
СРОП №1
| Напишите эссе на тему: «Историяодной семейной фотографии» (60 слов).
|
АРМ №2
СРО №2
| Подготовьте рассказ о казахском обычае «Сватовство» (Құда түсу) (с.167).
|
|
| СРО №3
| Составьте монолог на тему:«Семейный праздник».
|
АРМ №3
СРО №4
| Подготовьте рассказ о казахском обычае «Приезд невесты» (Келін түсіру) (с.167).
|
СРОП №2
| Напишите эссе на тему:«Роль мужчины в семье и обществе» (60 слов).
Используйте пословицу «Муж – голова, жена – душа».
|
АРМ №4
СРО №5
| Прочитайте текст «Как я понимаю патриотизм», составьте своё мнение.
|
Как я понимаю патриотизм
Родина, любовь к ней, чувство патриотизма... Эти понятия наполняются для меня смыслом не в связи с безбрежностью наших степей, красотой гор, синевой рек и морей, не в связи с идиллическими красотами родной природы. Смыслом понятие «Казахстан – моя родина» наполняется, когда я читаю, слышу, думаю о её людях, творивших долгие века и творящих сейчас её историю.
Это политики, государственные и общественные деятели, писатели и поэты, актёры и музыканты, великие учёные и спортсмены, но главное – это труженики полей, заводов, шахт. Народ Казахстана, пережив немало тяжелейших периодов в своей истории, не утратил, мне кажется, главного – веры в свои силы. И ещё – в умении терпеть, в извечном стремлении мирно решать споры, конфликты, не ввязываться в бессмысленные войны, когда есть более важные дела: растить хлеб и детей, строить новую жизнь и давать подросшим детям образование, возводить новую жизнь, чтить память предков.
Я горд, что принадлежу к великому казахскому народу, горд своей Родиной, главное богатство которой – её люди.
СРО №6
| Выучите наизусть стихотворение «Родная земля» С. Сейфуллина.
С тобой я по сыновьи откровенен,
Вскормила ты меня для доброты.
Ты крылья мне дала для вдохновенья,
И путь к вершинам указала ты.
Не в широте степей твоё величье.
Ты мне близка иною красотой.
| Как образ матери нам дорог и привычен,
Так дорог и привычен образ твой.
Земля моя!
В зелёном летнем платье
Ты ловишь солнце будущего дня.
Родимая, какое это счастье,
Что ты всегда со мной и для меня!
| |
АРМ №5
СРО №7
| Подготовьте рассказ о казахском обычае «Благословение» (Бата беру) (с. 168)
|
|
| СРОП №3
| Напишите эссе на тему: «Мой родной край» (60 слов).
|
АРМ №6
СРО №8
| Подготовьте вопросы дискуссии на тему: «Плюсы и минусы жизни в мегаполисе».
|
|
| СРО №9
| Подготовьте видеопрезентацию на тему: «Мегаполисы мира».
|
АРМ №7
СРО №10
| Прочитайте текст «Что такое отдых?»
| Что такое отдых?
Здравствуй, дорогая Линда!
Ты в шутку упрекнула меня, что я тебе всё время пишу об учёбе, а об отдыхе – ни слова. Интересно, что именно сегодня в группе мы говорили об отдыхе, о том, как мы проводим свободное время, о планах на лето, о каникулах.
Итак, есть ли у меня свободное время? Конечно, есть. А вот на вопрос, как я провожу, одной фразой не ответишь. Во многом зависит от того, каким временем мы располагаем. Например, сегодня после занятий я решил пойти в Русский музей, кто-то – в театр, кто-то – на дискотеку. Но в будни особо не разгуляешься: со стола на тебя сиротливо смотрят учебники и тетради. Ничего не поделаешь: надо готовиться к завтрашним занятиям.
Другое дело – выходные дни! В субботу и в воскресенье можно и отдохнуть, и поработать. Можно пойти в гости или пригласить друзей к себе, поехать на природу, на шашлыки (это барбекю «по-русски»), позаниматься спортом.
| СРОП №4
| Напишите эссе на тему: «Самый лучший подарок в моей жизни». Используйте выражение: «Подарки, как и добрые советы, доставляют радость» (Эдуард Эррио) (60 слов).
|
АРМ №8
СРО №11
| Напишите текст-поздравление другу с днём рождения (см. образец с. 169)
| |
| СРО №12
| Подготовьте рассказ о казахском обычае «Взять под опеку» (Бауырына салу) (с. 168).
|
АРМ №9
СРО №13
| Прочитайте текст «Кунтуар Кудайбергенов».
| | Кунтуар Кудайбергенов
Этот дом и сад принадлежат археологу Кунтуару Кудайбергенову. Просторное окно раскрыто, за столом – сам учёный. Вот так всегда – чуть повеет весной, Кунтуар распахивает створки настежь. Живительные соки, новые жизненные силы вливаются в него с потоком бодрящего воздуха. Весной – новые сборы в экспедицию, новые поиски.
Сейчас Кунтуар придвинул древний, почерневший от времени сосуд, взял лупу, склонился над ней. Да, сомнений нет – это сосуд древних саков. Сосуд найден около озера Тенгиз.
Если учесть место раскопок, то он принадлежит племени аргиппиев, которые жили на земле казахов давно, ещё до Геродота. По сведениям этого древнего учёного, на севере Хазарского моря соседями аргиппиев были савраматы, с ними рядом жили массагеты, занимавшие юго-восточные побережья моря Атрау и долину Джейхун-Дарьи. Многочисленные племена населяли обширную территорию от берегов Сейхун-Дарьи на юге
до отрогов Памира, Тянь-Шаня на востоке, озера Кокшетенгиз на севере. Массагеты, аргиппии были сакскими племенами. Изучение культурного наследия древних саков стало смыслом жизни учёного-археолога.
(По И. Есенберлину)
| СРОП №5
| Напишите письмо Жене и Лиде в форме эссе (60 слов).
| |
АРМ №10
СРО №14
| Прочитайте текст «Музыка в жизни людей».
| Музыка в жизни людей
Музыка открывает человеку дверь в другой мир. В этом мире можно обойтись без слов – здесь царят звуки. Музыка успокаивает или возбуждает, веселит или заставляет грустить. Она владеет душой человека, если тот способен её слушать. А «глухих» к музыке людей фактически нет. Музыка заставляет замирать зал, внимающий нежным звукам скрипки или мощным звукам целого оркестра. Она звучит внутри нас, и мы поём «домашними» голосами, а то и вовсе без них, потому что желаем выразить свои чувства таким образом. Мы слышим музыку в журчании ручья и в шепоте листвы, в завывании ветра и стуке капели.
Чем же объясняется её необыкновенная власть над человеком? Может быть, она и есть тот самый универсальный язык, с помощью которого могут без переводчика общаться люди разных национальностей?
Учёные установили, что музыкой можно лечить, с её помощью можно улучшить усвоение новой информации, но всё-таки главное её предназначение касаться глубоких струн человеческой души и звучать в гармонии с окружающим миром.
| СРО №15
| Выучите наизусть стихотворение Л. Гинзбурга «Искусство – зеркало».
|
Искусство – зеркало,
И отразится в нём всё то,
Что нынешним у нас зовётся днём,
С его заботами, исканьями, трудами
И зреющими в нём грядущими годами.
Мазок на полотне,
Слова стихотворений,
Волненье скульптора, певучий взлёт смычка –
Так сохранят наш день
Для сотен поколений картина,
Музыка и точная строка.
|
АРМ №11
СРО №16
| Напишите текст-соболезнование (см. образец с. 170).
|
|
| СРОП №6
| Напишите эссе о лучшем друге (подруге) (не менее 60 слов).
|
АРМ №12
СРО №17
| Напишите историю любви.
|
|
| СРО №18
| Выучите наизусть стихотворение М. Пляцковского «Любовь как вольтова дуга…».
| Любовь как вольтова дуга
Два сердца вдруг соединяет
А коротка или долга та вспышка,
То кто ж это знает?
| Давайте думать, что навек,
А не на миг и не до завтра
Один хороший человек
В другого влюбится внезапно.
|
|
АРМ №13
СРО №19
| Выучите наизусть песню «Бьётся в тесной печурке огонь» (отрывок).
| | Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
О тебе мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
| СРОП №7
| Напишите эссе о художественном произведении (кинофильме, романе. песне) о Великой Отечественной войне (60 слов).
| | | |
АРМ №14
СРО №20
| Подготовьте рассказ о нашей Родине. Используйте выражение Джона Кеннеди: «Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, – спроси, что ты можешь сделать для своей родины».
|
|
| СРО №21
| Реферат на тему: «Судебная система в РК».
|
АРМ №15
CРО №22
| Прочитайте текст «Казыбек би».
| Казыбек би
Казыбек би – великий казахский бий, оратор, общественный деятель и посол. Его прозвище «Каз Даусты» в переводе с казахского языка означает буквально «Казыбек с непревзойдённым голосом». Благодаря семейной традиции воспитания, он уже в детские годы проявил красноречие и острый ум, уже в молодые годы стал послом.
Казыбек стал одним из организаторов всенародной борьбы против джунгарских оккупантов. Он лично участвовал в переговорах с Галдан Цереном, отстаивая интересы народа, женщин, военнопленных. Одна из поездок к джунгарскому правительству была связана со стремлением вызволить из плена Аблая, который попал в плен после нападения калмыков в 1741 году на Средний жуз и два года провел в зиндане. Видя в Аблае большую будущность, ценя его характер, Казыбек би проявил большую настойчивость и добился возвращения Аблая на родину.
Умер Казбек би в декабре 1764 года у подножья горы Семизбуга у источника Теректи. Похоронен в Туркестане, в мавзолее Ахмета Яссави.
| СРОП №8
| Напишите эссе на тему: «Как я понимаю гражданский долг?» (60 слов).
|
АРМ №16
СРО №23
| Реферат на тему: «Научный стиль».
|
|
| СРО №24
| Выучите наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Пустое «вы» …».
| Пустое «вы» сердечным «ты» Пред ней задумчиво стою
Она, обмолвясь, заменила Свести очей с неё нет силы.
И все счастливые мечты И говорю ей «Как вы милы!»
В душе влюблённой возбудила. И мыслю «Как тебя люблю!»
АРМ №17
СРО №25
| Прочитайте текст «Кредитная система обучения».
| Кредитная система обучения
Сегодня в вузах Казахстана внедрена кредитная система обучения, которая приближает наше высшее образование к мировым стандартам подготовки специалистов.
Впервые кредитно-часовая система зародилась и получила наибольшее развитие в США. В 1869 году президент Гарвардского университета, известный деятель американского образования, Чарльз Элиот ввел понятие «кредит-час». Получение степени бакалавра предусматривает четыре года обучения. За это время студент должен освоить около 40 дисциплин в среднем по 3 кредита каждый. Первый и второй год обучения отводится для получения базовых знаний. Третий и четвертый годы обучения посвящены интенсивному изучению специальных дисциплин. Завершается все обучение квалификационным экзаменом.
Второй уровень высшего образования – это магистерские программы, рассчитанные в среднем на два года. Окончившие магистратуру, получают степень магистра по специальности или степень магистра наук.
Высшим этапом и третьей ступенью подготовки высококвалифицированных специалистов является обучение по докторским программам, ориентированное на узкопрофильное обучение и научное исследование.
| СРОП №9
| Напишите эссе на тему: «Время работает на нас» (60 слов).
|
АРМ №18
СРО №26
| Составьте текст доверенности (см. образец на с. 174).
|
|
| СРО №27
| Подготовьте видеопрезентацию на тему: «Лучшие университеты мира».
|
АРМ №19
СРО №28
| Прочитайте текст «Вдохновение по заказу».
| Вдохновение по заказу
Творческое вдохновение – это такое состояние человека, когда он, мобилизуя все свои духовные и интеллектуальные возможности, ищет и находит красивое и простое решение той или иной задачи. Даже учитывая огромное различие в творчестве художника, учёного, изобретателя, нельзя не признавать, что вдохновение – это то, что объединяет.
Но творческий человек не может сидеть сложа руки, ожидая прихода своего «звёздного часа». Естественно возникает вопрос: можно ли вызвать вдохновение по заказу, когда в этом есть наибольшая необходимость. Ведь научившись вызывать в себе это состояние, мы смогли бы добиться больших успехов. Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к фактам.
Несколько лет назад мы вместе с моим другом Игорем Шелушковым приехали в Киев, в Институт кибернетики Академии наук. Игорь – молодой преподаватель математики, работавший в одной из школ Нижнего Новгорода. Ему было 25 лет. Внешне он ничем не отличался от молодых людей своего возраста. Внутренне – феномен, человек, обладающий особыми способностями. Он умножал в уме многозначные числа, возводил их в любую степень, извлекал корень из различных степеней.
| СРОП №10
| Напишите информационное письмо (см. образец на с. 174).
|
АРМ №20
СРО №29
| Подготовьте рассказ «Великие люди эпохи».
| | |
|
| СРО №30
| Реферат «Научные открытия 20 века».
| | | | | | |
АРМ №21
СРО №31
| Составьте расписку по образцу (см. образец на с. 174).
|
|
| СРОП №11
| Напишите эссе «Самые первые деньги в моей жизни» (не менее 60 слов).
|
АРМ №22
СРО №32
| Прочитайте текст «О священных числах».
| О священных числах
У казахского народа числа семь, девять, двенадцать, сорок считаются священными. С числом «семь» связаны словосочетания семь сокровищниц, семь дней недели, семь влюбленных, семь джутов и другие. Указ Тауке хана, изданный в XVI веке, назывался «Семь указов». Когда кто-то умирает, справляют семь дней, пекут семь лепёшек.
Число «девять» как священное число вошло в казахский язык из арабского и связано с религией.
Число «двенадцать» у казахов тоже почитается. Согласно казахскому календарю двенадцати месяцам года даны названия двенадцати животных: мыши, коровы, барса, зайца, дракона, змеи, лошади, овцы, обезьяны, курицы, собаки, кабана. Двенадцать лет являются первым циклом в жизни человека, второй цикл – следующие двенадцать лет и так далее. Каждый цикл или каждые двенадцать лет являются опасными и значимыми.
Ещё одно священное число «сорок». Первые сорок дней младенца являются важными и ответственными. Когда младенцу исполняется сорок дней, отмечается праздник «Кыркынан шыгару». Когда умирает человек, справляются поминки «Кыркын беру».
| СРО №33
| Напишите текст рекламы нового продукта.
|
АРМ №23
СРО №34
| Подготовьте видеопрезентацию на тему: «Гипермаркеты Алматы».
|
|
| СРОП №12
| Напишите эссе на тему: «Роль денег в жизни общества и людей» (не менее 60 слов).
|
АРМ №24
СРО №35
| Разучите слова песни «Здравствуй, столица…».
| Здравствуй, столица, ты вольная птица, это Астана. Здравствуй, Медео, горы тянутся к небу, это Алмата. Здравствуй, земля, здесь шахтёрская душа, это Караганда. Здравствуй, страна, это мой Казахстан, здесь моя земля. Я поеду в Степногорск, а там – в Усть-Каменогорск, Заеду в Лениногорск, и там навеет грусть. Петропавловск мне звонит, друг зовёт там погостить, С ним поеду в Кустанай, где песенку споём давай.
| СРО №36
| Подготовьте сообщение «Легенды и мифы мира».
|
АРМ №25
СРО №37
| Прочитайте текст «Её голос напоминал пение птиц»
| Её голос напоминал пение птицы
Куляш Байсеитова! Это о ней написано: «Желаю, чтобы чище ручьев прозвенели Куляш соловьиные, нежные трели».
От отца Куляш унаследовала музыкальность и голос удивительного тембра. Страсть к театру приводит её
на профессиональную сцену. В 1930 году Байсеитова начинает работать в первом Казахском драматическом театре. У молодой девушки открылся незаурядный талант драматической актрисы, но её тянуло к песне.
Вскоре Куляш перешла в Казахский музыкальный театр. И в первом же спектакле «Айман-Шолпан» исполнила главную роль. Партия Кыз-Жибек в одноименной опере Е. Брусиловского приносит певице большой успех. Куляш поразила всех не только необыкновенной красоты голосом, но и техникой исполнения, мастерством драматической актрисы.
В 1936 году двадцатичетырёхлетней Куляш было присвоено звание народной артистки СССР. В.В. Барсова написала о ней: «…я не могла бы назвать певицу, с которой можно было бы её сравнить. Серебристый тембр её голоса, действительно, напоминает пение птицы, и Куляш Байсеитова заслуженно, без преувеличения получила название «казахского соловья». Куляш Байсеитова – подлинная гордость казахского искусства».
| СРОП №13
| Напишите эссе на тему: «Мой любимый певец» (композитор) (60 слов).
|
АРМ №26
СРО №38
| Прочитайте текст «Асанали Ашимов».
| Асанали Ашимов
Асанали Ашимов – яркий представитель театра и кино Казахстана. Родился 8 мая 1937 года в селе Байкадам. В 1961 году окончил театральный факультет. В кино дебютировал будучи студентом в фильме «Ботагоз» (1958) по повести С. Муканова, где сыграл роль Кенжетая.
В 1961-1963 годах работал на киностудии «Казахфильм». Зрители хорошо помнят его в роли Бекежана в фильме «Кыз-Жибек». Тогда же он снимается в картине Шакена Айманова «Конец атамана». За роль в этом фильме Ашимов получил Государственную премию. Затем он снимается в фильме «Транссибирский экспресс» в главной роли. Этот фильм также принёс ему успех. Через 20 лет актёр возвращается к этой истории в фильме режиссёра Куата Ахметова «Кто вы, господин Ка?»
В 1981 году А. Ашимов дебютировал как кинорежиссёр с фильмом «Год дракона» об уйгурском восстании XIX века в Синьцзяне. В 1985 году снимает фильм «Легендарный Чокан», в главной роли – его сын Саги. Затем он ставит фильмы «Полынь», «Козы Корпеш-Баян сулу», «Дом у солёного озера».
| СРО №39
| Подготовьте видеопрезентацию на тему: «Искусство кино».
|
АРМ №27
СРО №40
| Прочитайте текст «Как быть элегантным».
| Как быть элегантным?
Первое впечатление о человеке даёт его одежда. Ведь одежду выбираем мы сами в соответствии с нашими понятиями о красоте, о моде, о том, как одеться в том или ином случае, т.е. демонстрируем окружающим свой вкус, а значит – интеллект и уровень культуры.
Вряд ли кто отважится явится на торжественную встречу в старых джинсах, а на пляж – в вечернем костюме. Однако иногда молодые люди считают, что чем ярче у них наряд, тем элегантнее и привлекательнее они выглядят.
Что же такое мода? Кто является её вершителем? Ответ не может быть однозначным, так как изменения в одежде зависят от развития общества, появления новых тканей, нового восприятия красивого.
Начнем с подбора цветов одежды, отчего зависит твой внешний вид: даже хорошая модель может быть испорчена неудачным подбором расцветок. Лучше ограничиться двумя-тремя из них, зато такими, которые бы лучше гармонировали друг с другом и были бы к лицу. Общее правило при этом – подобрать все части одежды таким образом, чтобы ничего не выделялось, всё было бы на месте и не лишним. Элегантность – это простота.
| СРОП №14
| Напишите эссе на тему: «Мода в нашей жизни» (не менее 60 слов).
|
АРМ №28
СРО №41
| Прочитайте текст «Экологическая тревога».
|
Экологическая тревога
Человек неотделим от природы, он её частичка. Природа даёт нам жизненные силы, она очищает и облагораживает наши души. Общаясь с природой, мы становимся добрее, открытее, естественнее. Она обладает великой силой, способной нравственно возродить человека. Но, к сожалению, природа сегодня нуждается в защите. За последние два столетия исчезло более двухсот видов млекопитающих. Каждый год – по одному виду! Так можно легко подсчитать, через сколько лет исчезнет и последний из видов млекопитающих – человек.
Именно человек, результаты его деятельности, чаще всего и являются основной причиной гибели природы. Возьмем, например, рыболовный промысел. Это одно из древнейших занятий человека. Но его масштабы непомерно возросли, грозя всей морской фауне непоправимой бедой, а в поставленных на тунца сетях гибнет множество дельфинов. А ведь когда-то человек и море, описанное великим Хемингуэем, стремились понять друг друга.
Мы, разумные существа, теряем связь с природой. Может быть, сегодня, наконец, начнём понимать, что если в результате какой-либо деятельности человека, даже самой важной, гибнет природа, - эта деятельность должна быть запрещена.
| СРО №42
| Выучите наизусть стихотворение Ф.И. Тютчева «Смотри, как роща зеленеет».
| Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!
Войдём и сядем над корнями
Дерев, поимых родником,
| Там, где, обвеянный их мглами, Он шепчет в сумраке немом.
Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины...
|
|
АРМ №29
СРО №43
| Реферат на тему: «Современное телевидение».
|
|
| СРОП №15
| Напишите эссе о пользе физических занятий, активного отдыха, здорового образа жизни (60 слов).
|
АРМ №30
СРО №44
| Выучите наизусть стихотворение Т. Травника«Всё для любви».
|
| Всё для любви – и боль, и радость,
И час рассветный, и закат,
Любой каприз, любая малость.
И даже то, что невпопад…
Всё для любви – и гарь, и копоть
От умирающей свечи.
И то, что эти чудо-строки
К вам отсылаются в ночи.
| СРО №45
| Подготовьте видеопрезентацию на тему: «Национальные игры».
|
| Казахские обычай и традиции
|
|
СВАТОВСТВО (ҚҰДА ТҮСУ)
Любое бракосочетание у казахов начинается с традиции «куда тусер» – ритуал сватовства невесты , прошения руки невесты у её родителей. По согласованию с родственниками невесты назначается день, когда самые близкие родственники жениха приезжают свататься. Главный сват («Бас Куда») – это обычно старший брат отца жениха или близкий родственник отца жениха, старший по возрасту.
Очень интересен обычай встречи сватов – встречают со словами «Кто вы такие? К кому идете?» в полушутливой форме и обязательно кидают «Шашу» (конфеты и сладости). Прибывших гостей рассаживают на самое почетное место за дастарханом и начинается знакомство с представителями обеих сторон. После того, как отец невесты во всеуслышание даёт свое согласие на замужество дочери, подается блюдо «куйрык-бауыр» – это кусочки отварной печени (бауыр) и кусочки отварного курдюка (куйрык) только что забитого барана. Родители невесты кормят своих сватов – родителей жениха и скрепляют новый родственный союз между сватами.
ПРИЕЗД НЕВЕСТЫ (КЕЛІН ТҮСІРУ)
"Келін түсіру" — приезд невесты в дом жениха. Для казахского народа заветная мечта, самая большая радость и большой той — "келін түсіру". Весь аул готовится к этому торжеству. Невесту не подвозят к порогу. По традиции вместе с "женге" ее оставляют на некотором (приличном) расстоянии от аула. Девушки и молодухи выходят навстречу невесте и, не открывая ее лица, вводят в дом и сажают за "шымыддық" (ширма, полог) с другими девушками. Порог всегда переступают правой ногой. Встречающие осыпают всех "шашу", поздравляют. Невесту сопровождают родная мать, сестры, жеңге. В аул съезжаются родственники и знакомые, устраивают пир с угощениями и различными увеселениями (состязание певцов, игры и т.д.). Однако, всем не терпится увидеть будущую "келін" (невестку). После того, как соберутся все приглашенные, невесту в богатой свадебной одежде торжественно выводят. Лицо ее закрыто покрывалом (шалью), и певец-импровизатор начинает петь "беташар".
ДОМ МОЛОДЫХ (ШАҢЫРАҚ КӨТЕРУ)
Шаңырақ көтеру (шаңырақ — решетка центра купола юрты, котеру — поднять). Шаңырақ является семейной реликвией — символом хранимого очага и продолжения рода. Поднятие шанырака молодой семьи при отделении от отцовского очага — еще один красивый обряд. Писатель-этнограф Ахмет Жунусов писал об этой традиции: "... у казахов шаңырақ молодой семьи поднимает только старый, многодетный зять". Для выполнения этого важного обряда специально едут за ним. Для большой юрты (отау) зятю приходится поднимать шаңырақ на шесте, сидя на лошади. За поднятие шанырака зятю полагается в подарок лошадь или верблюд.
Обычно купол юрты поднимают мужчины. Глубокий смысл лежит в том, что именно "старый" зять поднимает "шаңырақ" юрты молодоженов. Он уважаемый человек, и чем старше по возрасту, тем авторитетней для родственников жены. Приезд старого зятя радует всех аулчан; с ним заговаривают и шутят взрослые и дети, мужчины и женщины.
ҚАРАШАНЫРАҚ и БАУЫРЫНА САЛУ
Қарашаңырақ – дом (юрта), которая как наследство переходит потомству. Оно считается священным, почитаемым. К нему относятся с уважением. Наследник –по обычаю младший сын. Старшие сыновья уходят из отцовского дома, а младший сын остается при "карашаңырақ". В обязанность наследника входит соблюдение всех обычаев и традиций, как при живых родителях, так и после их кончины.
Бауырына салу – это давняя традиция казахской семьи, понимается как временное воспитание ребенка. По обычаю первенца берут на воспитание дедушки и бабушки или очень близкие родственники. При этом его не усыновляют и не удочеряют, поддерживают постоянные отношения с его родителями. О ребёнке могут одинаково заботиться и родители, и воспитатели. Обычно дедушка с бабушкой уделяют ребенку много внимания, чтобы он вырос достойным, впитал народную мудрость и национальные традиции. Ребенок, повзрослев, может остаться у приемных родителей или вернуться в отчий дом.
ТОЙБАСТАР и БАТА БЕРУ
Ни один казахский той не проходит без традиционного "Тойбастар" и благословления (бата беру). Той всегда начинается с заглавной песни, называемой "той бастар", которую исполняет акын, открывая праздник. Хозяин праздника обязательно должен поблагодарить акына за первую песню, преподнести ему подарок.
"Бата" – благословение, благопожелание. Благословение произносят обыкновенно самые старшие аксакалы. Виды "бата" разнообразны:
– "дастархан бата" — проявление благодарности за угощение, за гостеприимство.
–Благословение перед дальней дорогой, перед большими испытаниями.
– "алғыс бата" дается за благотворительность, за доброту. "Бата" воспитывает доброту, милосердие,
гуманность. Для него специально слагали стихи, песни. Слова назидания говорят, держа ладони раскрытыми, а затем проводят ими по лицу. "Бата" всегда дают уважаемые, почтенные аксакалы.
– "жаңа айдың батасы" — благословение новому месяцу.
|