Предметная область смк на предприятии оао «бобруйский машиностроительный завод» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предметная область смк на предприятии оао «бобруйский машиностроительный завод»



 

Система менеджмента качества (СМК) — совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Она предназначена для постоянного улучшения деятельности, для повышения конкурентоспособности организации на национальном и мировом рынках, определяет конкурентоспособность любой организации. Она является частью системы менеджмента организации.

Качество — ёмкая, сложная и универсальная категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. В зависимости от цели использования и рассмотрения качества, к её основным аспектам можно отнести: — философский; — социальный; — технический; — экономический; — правовой. Современные СМК базируются на принципах TQM. Различные части системы менеджмента организации могут быть интегрированы вместе с системой менеджмента качества в единую систему менеджмента, использующую общие элементы. Это повышает результативность планирования, эффективность использования ресурсов, создает синергетический эффект в достижении общих бизнес-целей организации.

Широко применяется сертификация СМК по ISO 9001. Сертификация СМК основана на проведении независимых аудитов третьей стороной (органом по сертификации).

Системы менеджмента качества приводятся в движение требованиями потребителя организации. Потребителям необходима продукция (услуга), характеристики которой удовлетворяли бы их потребности и ожидания. Потребности и ожидания потребителей постоянно изменяются, из-за чего организации испытывают давление, создаваемое конкурентной средой (рынком) и техническим прогрессом. Для поддержания постоянной удовлетворенности потребителя организации должны постоянно совершенствовать свою продукцию и свои процессы. СМК организации, как один из инструментов менеджмента, дает уверенность высшему руководству самой организации и ее потребителям, что организация способна поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям (необходимого качества, в необходимом количестве за установленный период времени, затратив на это установленные ресурсы).

СМК основана на восьми принципах менеджмента качества:

1.1 Ориентация на потребителя — организации необходимо делать то, что хочет потребитель сейчас и захочет в будущем, даже если он этого не осознает.

1.2 Лидерство руководителя — так как организация действует всегда в рамках ограниченности ресурсов и входных данных в конкурентной среде, то только лидер, обладающий видением, силой духа способен обеспечить достижение ее целей (миссии).

1.3 Вовлечение персонала — так как персонал организации является ее основным ресурсом и одновременно самой чувствительной заинтересованной стороной, опора лидеров на него - залог успеха.

1.4 Процессный подход — СМК организации не статичное образование и ее элементами являются процессы, через которые достигаются цели, то есть через процессы обеспечивают любые изменения.

1.5 Системный подход к менеджменту — подразумевает учет всех факторов, воздействующих на внешнюю и внутреннюю среду организации.

1.6 Постоянное улучшение — основа современного менеджмента, которая подразумевает постоянную адаптацию к произошедшим и ожидаемым изменениям в среде, а иногда и формирует их.

1.7 Принятие решений, основанных на фактах — напоминание о том, что стабильность функционирования организации возможна не только на основе интуиции, но и с использованием данных измерений.

1.8 Взаимовыгодные отношения с поставщиками — вместе с принципом ориентация на потребителя предполагает создание устойчивых цепей поставок на основе взаимовыгодного сотрудничества.

Достижение долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителя, сотрудников, владельцев и общества. Целью СМК является соответствие результатов процессов компании потребностям потребителя, организации и общества. (соответствие как явным требованиям, так и подразумеваемым потребностям).

Постоянное улучшение качества продукции и снижение затрат на обеспечение качества посредством использования цикла PDCA (цикл Деминга), состоящего из: планирования, действия, анализа, корректировки (устранение причин несоответствия, а не просто коррекция полученных результатов); создание у потребителей уверенности в отсутствии брака за счет сертификации системы менеджмента качества.

Тактика:

- Предупреждение причин дефектов;

- Вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества;

- Активное стратегическое управление;

- Непрерывное совершенствование качества продукции и процессов за счет корректирующих и предупреждающих мероприятий;

- Использование научных подходов в решении задач;

- Регулярная самооценка;

- Управление знаниями.

Методические средства:

- Средства для сбора данных;

- Средства предоставления данных;

- Методы статистической обработки данных, например индексы воспроизводимости, контрольные карты Шухарта;

- Теория общего менеджмента;

- Теория мотиваций и межличностных отношений;

- Экономические расчеты;

- Системный анализ производства, например бережливое производство;

- Управление с помощью планирования.

Основные составляющие систем менеджмента качества:

- Бизнес-процессы (установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон организации в области качества производимой продукции или услуги и другие);

- Политика и цели организации (или выделенной части организации), соответствующие потребностям потребителей (внешних и внутренних);

- Определение необходимых ресурсов и обеспечение ими ответственных за процессы для достижения целей организации (или выделенной части организации);

- Разработка и применение методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса на основе ключевых показателей качества;

- Определение механизмов, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин. И реализация данных механизмов в процессах СМК;

- Разработка и применение процесса для постоянного улучшения всей СМК.

Каждый из вышеописанных пунктов является ключевым для любой СМК, которые находятся в постоянном цикличном взаимодействии на пути к предельно высокому качеству [10].

Целью СМК является выполнение поставленных задач действиями, гарантирующими постоянное функционирование принципов управления качеством при которых:

- потребитель будет уверен, что получит продукцию, соответствующую требованиям техническим нормативным правовым актам (ТНПА);

- проблемы качества продукции предупреждаются до их возникновения;

- созданы условия высококачественного труда в духе взаимопонимания и сотрудничества;

- постоянное улучшение производственной деятельности завода.

Ответственность за разработку, внедрение, функционирование и совершенствование СМК несёт начальник службы качества – начальник ОТК.

Ответственность за функционирование процессов и процедур СМК несут руководство завода и руководители структурных подразделений согласно матрице распределения ответственности приведённой в приложении Б и в соответствии с приказом № 367 от 4.06.2003.

СМК разработана и функционирует систематически и открыто, базируясь на восьми принципах качества в соответствии с СТБ ИСО 9001-2001.

1. Ориентация на потребителя.

Завод зависит от своих потребителей, поэтому понимает их текущие и будущие потребности, стремиться превзойти их ожидания, выполняя их требования.

Этот принцип отражен в СТП 700067266 –1.456, СТП 700067266 –1.455, СТП 700067266 –1.260, СТП 700067266700067266 –1.227.

2. Лидерство руководства.

Руководители завода обеспечивают единство цели и направления деятельности завода. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач завода.

Применение принципа лидерства руководителя проявляется в следующих действиях:

- признание вклада работников;

- создание благоприятного климата в коллективе;

- обеспечение работников требуемыми ресурсами;

- создание условий обучения;

- создание условий труда с требуемой ответственностью и отчётностью, согласно КЗОТ;

- владение методикой управления качеством, производством и финансами.

3. Вовлечение работников.

Работники всех уровней составляют основу завода, и их полное вовлечение даёт возможность заводу с выгодой использовать их способности

Применение принципа проявляется в следующем:

- подбор персонала при приёме на работу;

- оценка деятельности и поощрение как моральное, так и материальное;

- обучение, в том числе смежным профессиям;

- работа с личным клеймом;

- организация и проведение конкурсов профессионального мастерства;

- совершенствование оплаты труда.

Принцип отражен в СТП 700067266 –1.467, П 700067266 –1.004, СТП 700067266-1.213, в положениях по премированию:

- «Положение по премированию работников завода за высококачественное изготовление и поставку продукции на экспорт»,

- «Положение по стимулированию руководителей самостоятельных структурных подразделений за уровень культуры производства»,

- «Положение об установлении надбавок молодым рабочим»,

- «Положение об установлении рабочим надбавок, окладов за профессиональное мастерство и высокие достижения в труде»,

- «Положение по премированию руководителей, специалистов и служащих завода за выполнение основных показателей финансово-хозяйственной деятельности»,

- «Положение по премированию аудиторов системы менеджмента качества и СУОС»,

- «Положение о проведении конкурсов профмастерства» и др.

4. Процессный подход.

Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессами.

Выполнение определённой работы рассматривается как процесс либо процедура, таким образом, функционирование завода рассматривается как цепочка взаимосвязанных процессов и процедур, необходимых для выпуска продукции – Блок-схема последовательности и взаимодействия процессов и процедур (приложение Г).

5. Системный подход к менеджменту.

Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов, как системы вносят вклад в результативность и эффективность завода при достижении его целей.

Применение принципа системного подхода изображено на Блок-схеме последовательности и взаимодействия процессов и процедур (приложение Г).

6. Постоянное улучшение.

Постоянное улучшение деятельности завода в целом следует рассматривать как его неизменную цель.

Это:

- постоянная работа с потребителем, направленная на удовлетворение не только нынешних потребностей, но и обеспечивает гарантию ожидаемого;

- постоянное улучшение качества продукции, функционирования процессов, процедур и системы – цель каждого работника завода;

- постоянная работа над совершенствованием выпускаемой продукции и созданием новой.

Этот принцип отражен в СТП 700067266 –1.456, СТП 700067266 –1.188, СТП 700067266 –1.229, СТП 700067266 –1.452.

7. Принятие решений, основанных на фактах.

Эффективные решения основываются на анализе данных и информации. В СМК выделяются два вида информации:

- внешняя – оценка качества продукции потребителем;

- внутренняя - оценка качества продукции в подразделениях завода на основе контроля и квалификационных, сертификационных, периодических и типовых испытаний продукции, проводимых испытательной лабораторией ОГК, аккредитованной в системе Госстандарта РБ, БелГИМ.

Этот принцип отражен в СТП 700067266 –1.464, СТП 700067266 –1.248, ПМ 00218029-1., ПМ 700067266-2.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Завод и его поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность с обеих сторон создавать ценности.

Применение принципа взаимовыгодных отношений с поставщиками проявляется в:

- разработке совместных действий по улучшению продукции;

- установлении ясных и открытых контактов;

- объединении знаний и ресурсов основных партнёров.

Система менеджмента качества «Проектирование и производство насосов и запасных частей для перекачивания нефти и нефтепродуктов, абразивных гидросмесей, бумажной массы, чистой воды, сточных вод и химически активных жидкостей, ТНП, частей соединительных из серого чугуна для трубопроводов», действующая на заводе, представлена в виде блок-схемы последовательности и взаимодействия процессов и процедур (Приложение Г). На блок-схеме отражено взаимодействие СМК с потребителем по определению его требований и удовлетворённости, и с поставщиками ресурсов для СМК. Блок-схема состоит из четырёх модулей:

- «Процедуры ответственности руководства;

- «Процедуры измерений, анализа и совершенствования»;

- «Процессы и процедуры жизненного цикла продукции»;

- «Процедуры менеджмента ресурсов и обеспечения».

Модули объединены в модуль «Управление процессами и процедурами», входящий в состав модуля «Управление СМК завода», принципом которого является «Постоянное улучшение СМК».

Модуль «Управление СМК завода» содержит процедуры: «Планирования» (Planning), «Выполнения» (Do), «Проверки» (Control), «Анализа» (Analysis), «Принятия решения» (Aceptance), отражающие принцип Деминга. (п. 4.5)

Входами для СМК являются:

- В1 –требования СТБ ИСО 9001-2001;

- В2 – информация от потребителя руководству завода;

- В3 – информация от потребителя для маркетинговых исследований, заключения контрактов, для проектирования;

- В4 – информация, поступающая из подразделений в соответствии с требованиями СТП СМК;

- В5 - информация о рекламациях и претензиях;

- В6 - информация об удовлетворённости потребителя.

Выходами для СМК являются:

- Р1 - связь с потребителем, опрос удовлетворённости потребителей;

- Р2 - поступающая к потребителю упакованная готовая продукция, оформленная соответствующим образом;

- Р3 - связь с поставщиком при заключении контракта (договора), для маркетинговых исследований и для проектирования;

- Р4 - информация из подразделений в соответствии с СТП СМК, поступающая для дальнейшего анализа и принятия решений по улучшению организации процессов, процедур и взаимодействия между ними;

- Р5 - информация по закрытию рекламаций, претензий.

Механизм функционирования СМК включает:

У1 – информация руководства завода;

У2 – информация по анализу действия системы;

У3 – информация производства;

У4 – информация по обеспечению;

М1 – «Проверка» – проверка результатов деятельности каждого из модулей;

М2 – «Анализ» – анализ результатов деятельности каждого из модулей;

М3 – «Принятие решения» – принятие решения по представленной информации, полученной в результате проведенной проверки и анализа;

М4 – «Планирование» – планирование мероприятий по улучшению деятельности СМК.

Модуль «Процедуры ответственности руководства» состоит из документированных процедур:

- «Политика в области качества»;

- «Цели и задачи в области качества»;

- «Программа «Качество»»;

- «Информация по качеству» и недокументированных процедур: «Планирование», «Ответственность руководства», «Ответственность и полномочия работников в области качества».

Модуль «Процедуры измерений, анализа и улучшения» состоит из документированных процедур:

- «Внутренний аудит»;

- «Корректирующие и предупреждающие действия»;

- «Управление несоответствующей продукцией»;

- «Управление записями» и недокументированных процедур:

- «Контроль и испытание продукции», «Анализ данных о качестве»;

- «Измерение и мониторинг работы с потребителем».

Ответственные исполнители по процедурам определены в матрице

распределения ответственности (Приложение Б).

Модуль «Процессы и процедуры жизненного цикла продукции» включает:

- процедуру «Маркетинговые исследования»;

- процесс № 1 «Заключение контрактов (договоров)» (Приложение Д);

- процесс № 2 «Проектирование» (Приложение К);

- процесс № 3 «Закупки» (Приложение Л);

- процесс № 4 «Технологическая подготовка производства» (Приложение М);

- процесс № 5 «Производство» (Приложение Н);

- процесс № 6 «Хранение продукции. Поставка готовой продукции» (Приложение П).

Владельцами процессов являются должностные лица, ответственные за выполнение в соответствии с матрицей распределения ответственности (приложение Б).

Модуль «Процедуры менеджмента ресурсов и обеспечения» состоит из документированной процедуры «Управление документацией» и недокументированных процедур:

- «Управление кадрами»,

- «Управление инфраструктурой»,

- «Управление производственной средой»,

- «Метрологическое обеспечение»,

- «Управление оборудованием и инструментом»,

- «Идентификация и прослеживаемость».

Ответственные исполнители по процедурам определены в матрице распределения ответственности (Приложение Б).

Процессы СМК функционируют по принципу Деминга.

 

 

Рисунок 2.3.1 – Цикл PDCA

Примечание: Источник:[10]

На этапе «Р – планирование» - (англ.Plan) осуществляется планирование целей, процессов и процедур необходимых для получения результатов в соответствии с требованиями потребителя и политики завода.

На этапе «D – выполнения» – (англ. Do) реализуется запланированное с учётом экономического использования всех ресурсов и достижения требуемых результатов.

На этапе «С – проверка, анализ, изменения» – (англ. Cheer) проводится сопоставление полученных результатов и планируемых.

На этапе «А – улучшение – (англ. Action) анализируется возможность полученных результатов и проводятся корректирующие и предупреждающие действия.

PCDA – это динамический цикл, который развёрнут внутри каждого из процессов и СМК в целом.

Все функциональные схемы процессов приведены в Приложениях: Д, К, Л, М, Н, П.

При построении функциональных схем использовались рекомендации ТК РБ 4.2-МР-05-2002

Обозначение обобщённого процесса

 

 

У

Процесс
В Р

 


 

М

 

Рисунок 2.3.2 – Обобщённый процесс.

Примечание: Источник – По данным ОАО «Бобруйский машиностроительный завод»

 

где,

В – вход, то что поступает на вход процесса (процедуры) и будет преобразовано;

Р – результат (выход), то что создаётся на выходе процесса (процедуры) в результате его выполнения;

У – управление, т.е. при каких условиях процесс (процедура) исполняется;

М – механизм, т.е. какие ресурсы необходимы для исполнения процесса.

Идентификация графического обозначения блок-схемы «Последовательности взаимодействия процессов и процедур» показана в п.4.6.1.

Обозначения, применяемые при моделировании блок-схемы «Последовательности взаимодействия процессов и процедур».

- В1, В2, В3, В4; В5; В6. – Входы в СМК (внешние и внутренние);

- У1; У2; У3; У4 – информационное управление СМК;

- М1; М2; М3; М4 – основной механизм реализации в соответствии с принципом Деминга;

- Р1; Р2; Р3; Р4; Р5 – результат СМК (выход информации из процессов и процедур), связь с потребителем и поставщиком.

Идентификация графического изображения блок-схемы последовательности и взаимодействия процессов и процедур (Приложение Г).

Руководство по качеству.

Руководство по качеству является стандартом организации СТП 700067266-1.447.

Руководство по качеству - обобщающий документ СМК, регламентирующий распределение обязанностей, полномочий и ответственности персонала в СМК и устанавливающий порядок обеспечения качества.

Разработка и оформление Руководства по качеству соответствует рекомендациям по его изложению, построению и оформлению ТК РБ 4.2-Р-09-2001.

Ответственным за разработку и внесение изменений является начальник ОУКиСт, контроль возложен на начальника службы качества – начальника ОТК (приказ по заводу № 367 от 06.08.2003).

Руководство по качеству используется для следующих целей:

- декларирование политики завода в области качества продукции;

- описание и внедрение СМК;

- обеспечение преемственности СМК при изменяющихся обстоятельствах;

- обучение персонала требованиям СМК и методам их реализации;

- представление системы менеджмента качества для демонстрирования соблюдения требований СТБ ИСО 9001-2001.

Учтенными экземплярами Руководства по качеству обеспечиваются:

- директор № 2;

- орган по сертификации системы менеджмента качества (БелГИМ) № 3;

- главный инженер № 4;

- начальник службы качества - начальник ОТК № 5;

- начальник ОУКиСт № 6;

- главный экономист № 7;

- зам. директора по коммерческим вопросам № 8;

- зам. директора по производству № 9.

Контрольный экземпляр №1 хранится в ОУКиСт.

Руководство по качеству утверждает директор. Порядок корректировки и внесения изменений определены в СТП 700067266-1.471.

Управление документацией СМК.

Документированное оформление СМК включает следующие документы:

- политика в области качества, цели и задачи в области качества;

- руководство по качеству;

- стандарты организации СМК;

- положения о структурных подразделениях и должностные инструкции;

- рабочие инструкции, методики, положения по премированию;

- конструкторская и технологическая документация;

- записи по качеству.

Политика в области качества – документ, в котором сформулированы намерения, цели и задачи завода в области качества, направленные на постоянное улучшение деятельности завода.

Политика в области качества – это заявление высшего руководства завода, рассматриваемое как основа для принятия решений и действий.

Руководство по качеству излагает политику в области качества, описывает СМК, разработанную в соответствии с политикой и СТБ ИСО 9001-2001, регламентирует организацию работы структурных подразделений в СМК.

Стандарты организации СМК (Приложение Р), документированные процедуры, которые описывают установленный способ осуществления деятельности с распределением ответственности (Приложение Б). В соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001-2001 на заводе разработаны и внедрены следующие обязательные документированные процедуры:

- «Управление документацией» СТП 700067266 –1.207, СТП 700067266 –1.211, СТП 700067266 –1.353, СТП 700067266 –1.471, СТП 700067266 –1.472, СТП 700067266–1.293;

- «Внутренний аудит СМК» СТП 700067266 –1.463;

- «Управление записями о качестве» СТП 700067266 –1.469;

- «Управление несоответствующей продукцией» СТП 700067266 –1.197;

- «Корректирующие и предупреждающие действия» СТП 700067266 –1.253.

Положения о структурных подразделениях и должностные инструкции регламентируют деятельность каждого подразделения и исполнителя.

Рабочие инструкции, методики и положения по премированию описывают способы осуществления деятельности, обязанности и ответственность персонала при выполнении работ.

Конструкторская и технологическая документация устанавливает требования к качеству выпускаемой продукции.

Записи по качеству – регистрируемые данные, в которых содержатся объективные доказательства функционирования СМК в соответствии с СТП 700067266-1.469.

Управление записями.

Назначение процедуры.

На заводе разработана, поддерживается в рабочем состоянии и выполняется документированная процедура регистрации данных о качестве с целью предоставления свидетельств соответствия требованиям и результативности функционирования СМК. Процедура описана в СТП 700067266-1.469.

Область распространения.

Процедура регистрации данных о качестве распространяется на ОУКиСт, бюро маркетинга, ОМСВЭД, ОГК, Ком. О., ОГТ, ОТПП, ОГМет, ПДО, Лит. Ц., МСЦ, МТЦ, КСУ, Инс. У., Мод. У., УТНП, ОТК, БТК литейного производства, БТК механосборочного производства, ОГЭ, ОГМ, ОКСВ, ОМЛИ, ПЭО, ООТиЗ, Бухг.

Управление процедурой.

Ответственность за содержание документированной процедуры несёт начальник ОУКиСт, а за гарантию её реализации – начальники структурных подразделений.

Описание процедуры.

Управление регистрацией данных о качестве включает следующие требования: идентификацию, сбор, накопление информации, доступ к информации, ведение и хранение документов, содержащих информацию о качестве, с помощью которых можно провести оценку реального состояния качества продукции в определённый момент времени и в динамике, а так же анализ причин дефектов продукции.

СТП 700067266-1.469 устанавливает перечень документов с данными о качестве продукции с регламентацией форм документов, ответственных за их ведение, место использования документов и обозначения.

Анализ действия процедуры

Анализ действия процедуры проводится на совещании «День качества в цехе» и на заводском совещании «День качества» в соответствии с СТП 700067266-1.223, по результатам внутреннего аудита в соответствии с СТП 700067266-1.463.

Решения совещаний, оформленные протоколом, являются корректирующими и предупреждающими действиями.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 878; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.244 (0.113 с.)