Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическое положение и проблемы трудоустройства молодёжи области

Поиск

Введение

Актуальность

Одной из первостепенных задач государства на сегодняшний день является содействие реализации основных функций молодежи: репродуктивной, инновационной, трансляционной, создание условий для максимально эффективной социализации данной социально-демографической группы, интеграции в политическую, экономическую и социокультурную сферы жизни общества с минимальными издержками для него.

Для этого государство с одной стороны предоставляет молодежи определенные льготы, с другой - ограничивает в возможности активного участия в определенных сферах жизни общества, в связи с чем, в целях предупреждения и предотвращения радикализации молодежи и различных девиаций в ее поведении, призвано осуществлять формирование позитивного самосознания, восстановление и развитие систем социальной, ценностной и духовно-идеологической ориентации молодого поколения.

Поэтому без постоянного мониторинга общественного мнения деятельность власти в указанном направлении рискует быть неадекватной новым вызовам быстро меняющегося, динамичного социума, неоперативной, носить коммуникативно- односторонний характер и лишить себя обратной связи с молодежной средой.

Такая постановка проблемы обусловила необходимость описательного анализа, осмысления эмпирических исследований в молодежной среде, проведенных на территории Курганской области в 2011 -2013 гг.

Цель исследования - комплексная оценка положения молодого поколения, описание основных проблем и факторов развития.

Объект исследования: молодежь Курганской области.

Предмет исследования: общественное мнение.

Использованные методы: общенаучные методы (анализ, сравнение); частнонаучные методы, представленные методом социологического исследования, опросом в форме анкетирования.

Задачи исследования:

- изучение проблем молодых людей в Курганской области на основе анкетного опроса в 24 муниципальных районах, городах Кургане и Шадринске, согласно выборке.

- исследование проблем молодых представителей разных групп населения;

- анализ трудовой деятельности молодых людей, их экономического положения;

- определение форм досугового поведения молодежи Курганской области;

- выявление основных семейно-брачных установок молодежи;

- выявление установок подростков и молодежи в отношении здорового образа жизни;

- определение образовательных и миграционных планов молодежи;

- представление аналитических материалов в динамике за последние три года.

Описание выборки:

Квотный четырехкомпонентный отбор (пол, возраст, тип занятости, место проживания). Всего было собрано 480 анкет.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЁЖИ ОБЛАСТИ

Одной из задач проведенных исследований было выявление экономического положения и проблем трудоустройства молодого поколения. Экономические факторы не затушевывают, а, напротив, способствуют проявлению социального характера реализации личных планов молодежи. Выделение данного круга направлений позволит более эффективно и комплексно принимать решения в отношении реализации молодежной политики.

По результатам исследования, проведенного в 2013 году, было выявлено, что большинство представителей молодежи (49,8%), отметили среднюю степень материальной обеспеченности, треть (30,6%) оценили экономическое положение своих семей как находящееся «ниже среднего». 6,5% отметили полный достаток, и 6,3% считают свои семьи «бедными», «нищими» (1,3%).

Таблица 1

Оценка экономическое положение семьи

Значения % от числа ответивших, 2011 % от числа ответивших % от числа ответивших
нищета 0,6 1,0 1,3
бедность 8,0 4,5 6,3
ниже среднего 35,5 33,3 30,6
средняя обеспеченность 47,4 52,3 49,8
полный достаток 5,5 6,0 6,5
затрудняюсь ответить 3,0 2,9 5,6

 

Экономическое положение молодежи и их семей в динамике за три года практически не изменилось, незначительные различия в оценках находятся в рамках статической погрешности.

Величина ежемесячного дохода на одного человека в семье также не претерпела особых изменений. Большинство участников исследования оценивают ежемесячный доход своих семей на уровне от 10 т.р. и ниже.

Таблица 2

Величина ежемесячного дохода на 1 человека в семье

Значения % от числа ответивших 2011 % от числа ответивших % от числа ответивших
менее 4 т.р. в месяц 20,3 16,7 13,5
от 4 т. р. до 6 т.р. 29,5 27,3 24,3
от 6 т.р. до 10 т.р. 24,5 27,5 30,0
от 10 т.р. до 20 т.р. 12,1 15,9 15,6
более 20 т.р. 2,1 4,8 4,3
затрудняюсь ответить 11,5 7,8 12,0

 

Таким образом, так называемый «средний класс» приобрел некие очертания в молодежной среде, это и субъективная сторона оценки, где человек оценивает себя со стороны, как человека со средним достатком, так и объективная сторона, выражающаяся в доходе.

Молодежь села менее позитивно оценивает величину своих доходов, чем городская молодежь.

Диаграмма 1

Величина ежемесячного дохода в зависимости от места жительства (в %)

Молодежь в силу возрастных особенностей склонна оценивать свою жизнь и будущее более оптимистично, чем старшее поколение. Так и в оценке экономического положения большинство молодых людей считает, что в ближайший год их материальное положение улучшится (32,7%) или останется прежним (35,2%). Причем число тех, кто считает, что их материальное положение улучшится, имеет тенденцию к росту. Это связано отчасти с тем, что молодежь оценивая материальное положение, принимает во внимание не только доход, выраженный в денежном эквиваленте, но и учитывает приобретение имущества, транспортных средств, что очень популярно в силу большой распространенности кредитов, ипотек и т.д.

Таблица 3

Таблица 4

Таблица 5

Таблица 6

Таблица 7

Диаграмма 2

Влияние пола на требования, предъявляемые к рабочему месту (в%)

 

В результате исследования был получен минимальный желаемый размер оплаты труда молодого специалиста при устройстве на работу. Интересен тот факт, что в течение трех лет, постепенно росло число тех, кто хотел бы получать более 20 000 р., и если в 2011 году основная доля (32,4% респондентов) приходилась на вариант 10-15000 р., в 2012 – 15-20000 р., то в 2013 – 34% хотели бы получать более 20000 р.

Диаграмма 3

Минимум зарплаты, который удовлетворил бы молодых людей при устройстве на работу (в%)

 

 

Девушки менее требовательны к минимуму зарплаты при устройстве на работу. Треть женщин согласны получать 15000-20000 р., в то время как почти половина мужчин приемлют доход более 20000 р.

Таблица 8

Влияние пола на требования к минимальной оплате труда при устройстве на работу

Пол Какой минимум зарплаты удовлетворил бы Вас при устройстве на работу?
до 4000 р. от 4000 до 6000 от 6000 до 10000 от 10000 до 15000 от 15000 до 20000 более 20000 затрудняюсь ответить
мужской 0,48 0,96 7,18 16,75 25,36 45,93 3,35
женский 0,74 0,00 10,33 27,31 32,47 25,83 3,32

 

 

Представители молодого поколения считают, что государственные структуры должны активно участвовать в трудоустройстве молодежи. Так 58,5% считает, что государство должно гарантировать «молодым людям» первое рабочее место, 30,8% должно помогать тем, кто нуждается в работе. Чуть снизилось число тех людей, которые считают, что государство должно гарантировать первое рабочее место, однако это может находиться в рамках статистической погрешности.

40% опрошенных молодых людей работают. Из них большая часть респондентов это жители сельской местности, в городе 72,5% молодежи не работают.

Диаграмма 4

Влияние места жительства на статус занятости (в%)

 

 

 

Число работающих молодых людей, у которых работа напрямую связана со специальностью год от года становится все меньше, что еще раз подтверждает тезис о существующей диспропорции между рынком труда и системой образования.

Таблица 9

Таблица 10

Диаграмма 5

 

Среди участников исследования, которые были трудоустроены на момент проведения исследования полное удовлетворение своей «работой» отметили всего лишь 24,2%. Основная масса «респондентов» выражают частичное (56,8%) или полное недовольство (13,1%) существующими условиями труда. Необходимо отметить, что по сравнению с результатами 2011-12гг. ситуация принципиально не изменилась.

При этом, о смене места работы в будущем задумываются чуть больше половины участников исследования 53,6% (7,1% «планируют сменить работу в ближайшем будущем» и 45,5% «планируют в будущем сменить работу»), 35,7% «собираются и дальше работать на прежнем месте», что в целом сопоставимо с результатами обследований, проведенных в 2011-12гг.

О возможности трудоустройства в других регионах задумывается чуть больше половины участников исследования (54,8%) и 45,2% такие возможности не рассматривало. Таким образом, можно отметить повышение спроса на вакансии в других регионах.

Таблица 11

Таблица 12

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И МИГРАЦИОННЫЕ ПЛАНЫ МОЛОДЁЖИ

В рамках исследования были изучены образовательные и миграционные планы молодежи.

Явное намерение уехать из Курганской области высказали только 11% респондентов, что существенно меньше, чем в 2011-12 гг. Из них 4,3 % планируют уехать в другую область Уральского региона, и 6,8% в другой регион России. Усилилась миграция внутри области, 17,5% думают о миграции в пределах Курганской области (9,6% «перееду в Курган» и 7,9% «перееду в другой населенный пункт области, но не в Курган»).

Половина «респондентов» (50,4%) не собираются уезжать куда-либо и примерно каждый пятый (19,4%) из числа ответивших на вопросы анкеты, не определился со своими миграционными планами.

Таблица 13

Миграционные планы респондентов

значения % от числа ответивших 2011 % от числа ответивших 2012 % от числа ответивших
никуда переезжать не буду 45,8 45,6 50,4
перееду в другую область Уральского региона 12,6 11,5 4,3
перееду в другой регион России 11,0 9,1 6,8
перееду в Курган 5,8 8,0 9,6
перееду в другой населенный пункт области, но не в Курган 3,3 4,1 7,9
уеду в другую страну СНГ 0,6 0,8 0,4
уеду в одну из стран дальнего зарубежья 0,6 0,4 1,0
не знаю 20,3 20,6 19,4

 

Основными причинами переезда называются: «поиск более доходного рабочего места» (45,8%) и «желание жить в лучших условиях» (49,2%). Однако, по сравнению с прошлыми годами эти два ведущих мотива поменялись местами, теперь на первое место вышел не доход, а возможность жить в лучших условиях, подразумевая под этим весь комплекс экономических, социальных, культурных и других условий. Важным фактором для смены места жительства считается «необходимость продолжения образования» (24,4%).

Таблица 14

Диаграмма 6

Степень согласия респондентов с тем, что высшее образование - обязательный атрибут успеха (в%)

 

Из числа ответивших на вопрос: «Когда Вы приняли решение изучать Вашу нынешнюю специальность?» - 39,6% приняли решение еще до окончания школы (24,8% до окончания 9 класса и 14,8% за полгода до окончания школы) и еще 16,7% «сразу после окончания среднего учебного заведения». У 22,1 % выбор специальности был случайным. В целом ситуация 2013 г. сопоставима с результатами, полученными в 2011-12 гг, однако заметен уменьшение группы тех, кто осознанно подходит к выбору будущей специальности.

Таблица 15

Таблица 16

Таблица 17

Таблица 18

Таблица 19

Занимаетесь ли Вы спортом

значения % от числа ответивших % от числа ответивших % от числа ответивших
да, регулярно 26,0 28,3 30,2
иногда 45,1 42,4 42,9
нет, но хотел бы 21,1 19,4 17,5
Нет, и не хочу 7,8 9,9 9,4

 

Разница между горожанами и сельчанами в этом отношении несущественна, а молодые люди традиционно активнее, чем девушки в своем стремлении к спортивному образу жизни.

Таблица 20

Диаграмма 7

Влияние возраста на стремление заниматься спортом (в %)

Чаще всего молодые люди не занимаются спортом по причине недостатка времени (41%), хотя их число несколько снизилось с прошлого года. Среди иных причин, наиболее часто упоминаются «нехватка спортивных сооружений» (15,2%) и «отсутствие желания» (9,2%). Необходимо отметить, что этот вариант ответа стал менее популярным, зато число респондентов, которые не могут заниматься спортом по состоянию здоровья неуклонно растет. Рейтинг причин мешающих молодежи заниматься спортом почти полностью совпадает с аналогичным распределением ответов в 2011-12 гг.

Таблица 21

Таблица 22

Курите Вы или нет

значения % от числа ответивших, 2011 % от числа ответивших, 2012 % от числа ответивших
да 24,5 23,0 17,3
нет 75,5 77,0 82,7

 

В целом мужчины более склонны к табакокурению, чем женщины, в частности наиболее «курящими» являются представители мужского пола в возрасте от 23 до 30 лет.

Таблица 23

Диаграмма 8

Влияние возраста на табакокурение (в %)

Если в прошлые замеры место проживания не оказывало существенного влияния на употребление табака, то в проведенном исследовании ситуация сложилась немного иначе. Больший процент сельской молодежи по сравнению с городской курит (21,1% и 12,3% соответственно).

Таблица 24

Таблица 25

Таблица 26

Таблица 27

Диаграмма 9

Взаимосвязь частоты употребления алкоголя и пробы наркотиков (в %)

 

 

Таблица 28

Таблица 29

Таблица 30

Таблица 31

Диаграмма 10

Влияние места жительства на осознание проблемы наркомании (в %)

Основными каналами передачи информации о наркотиках являются учителя- 59,8%, родители 37%, волонтеры и врачи набрали по 17,3%. С одной стороны, учителя и родители, очевидно, самые значимые каналы для молодежи, а с другой стороны, лидерство учителей, а не родителей должно насторожить, и активизировать детско-родительское общение.

Таблица 32

Таблица 33

Таблица 34

Таблица 35

Таблица 36

Таблица 37

Главой семьи должен быть:

значения % от числа ответивших 2011 % от числа ответивших 2012 % от числа ответивших
муж 45,9 45,0 40,0
жена 3,6 3,1 1,9
оба в равной степени 48,0 47,4 53,7
затрудняюсь ответить 2,4 4,5 4,4

 

Выросло число тех, кто выступает за равноправные отношения, но по-прежнему сохраняется влияние пола на распределение ответов. Как показывали результаты прошлых замеров женщины в большей степени, чем мужчины выступают за равноправные отношения, мужчины же больше склонны к патриархальной форме семьи. Сельчане также в большей степени, чем горожане поддерживают патриархальные отношения.

Диаграмма 11

Влияние пола на мнение респондентов о главенстве в семье (в%)

Таблица 38

Таблица 39

Таблица 40

Приемлемая форма семьи

значения % от числа ответивших 2011 % от числа ответивших 2012 % от числа ответивших
на основе зарегистрированного брака 78,3 75,5 79,4
на основе свободных отношений 9,6 10,9 7,7
затрудняюсь ответить 12,1 13,6 12,9

 

Диаграмма 12

Влияние пола на предпочитаемую форму семьи (в%)

При этом 68,5% участников исследования не состоят в каком-либо браке, 20,4% состоят в официальном браке, 9,6% живут вместе, но не узаконили свои отношения со своими «вторыми половинами».

Таблица 41

Ваше семейное положение

значения % от числа ответивших 2011 % от числа ответивших 2012 % от числа ответивших
живем вместе, но не состоим в официальном браке 9,2 8,6 9,6
женат (замужем) 23,0 25,0 20,4
живем порознь, но не разведены 0,4 1,4 1,5
не женат, не замужем 67,4 65,0 68,5

В возрастной группе 23-30 лет 37% не женаты(не замужем). Время создания семьи и рождения детей для этой группы уже наступило, но тем не менее многие не спешат создавать семью.

Основным мотивом вступления в брак являлась взаимная любовь друг другу (85,3%). Также к важным причинам относится «желание иметь детей» (25,9%) и «общность интересов» (21%). Заметно снижение числа респондентов, называющих в качестве мотива вступления в брак желание иметь детей, и увеличение числа опрошенных, которые в качестве основной причины называли влюбленность.

Таблица 42

Мотивы вступления в брак

значения % от числа ответивших 2011 % от числа ответивших 2012 % от числа ответивших
влюбились 78,5 82,0 85,3
хотели иметь детей 35,0 34,3 25,9
общность интересов 17,8 21,5  
ожидание ребенка 19,0 13,4 16,8
желание иметь постоянного сексуального партнера 9,8 11,0 9,8
по традиции 6,8 6,4 6,3
не чувствовать себя одиноким 10,4 5,8 4,9
для решения бытовых проблем 2,5 5,2 3,5
по расчету 1,8 2,3 0,7
для повышения статуса 2,5 2,3 2,1
по примеру друзей 3,1 1,7 2,1
по настоянию родственников 4,9 1,7 3,5
чувство сострадания 0,6 1,2  
затрудняетесь ответить 3,1 3,5 4,5
другое 1,8 - 0,7

Примерно три четверти респондентов (75,5%) состоящих в браке имеют стаж семенной жизни от 1 года и более («от 1 года до 3 лет» - 30,1% и 45,4% «более 3 лет»). 17,5% находятся в браке от полугода до 1 года, и менее 6 месяцев (7%).

Таблица 43

Стаж семейной жизни

значения % от числа ответивших 2011 % от числа ответивших 2012 % от числа ответивших
до полугода 3,6 11,8  
от полугода до 1 года 18,8 11,2 17,5
от 1 года до 3 лет 23,0 30,3 30,1
более 3 лет 54,6 46,7 45,4

 

Большинство семейных молодых людей (89,5%) оценивает свой брак как удачный (60,8%) и скорее удачный (28,7%). 2,1% оценили свой брак как «неудачный». Оценки «молодыми людьми» своего семейного опыта в 2012 не имеют значимых отличий от аналогичных значений, зафиксированных в 2011-12гг.

Таблица 44

Оценка успешности брака

значения % от числа ответивших 2011 % от числа ответивших 2012 % от числа ответивших
удачный 55,2 59,3 60,8
скорее удачный 31,3 32,9 28,7
скорее неудачный 3,7 3,0 1,4
неудачный 1,2 - 0,7
затрудняюсь ответить 8,6 4,8 8,4

 

Доходы мужа составляют основу бюджета в 62,9% молодых семей, 23,1% опрошенных отметили вариант доходы «каждого в равной степени». Заметно постепенное увеличение числа респондентов, живущих на доходы мужа, и уменьшение тех, кто живет на доходы «каждого в равной степени», 2,8% живут на деньги родителей.

Таблица 45

Таблица 46

Таблица 47

Посещает ли Ваш ребенок детский сад или другое учреждение

значения % от числа ответивших 2011 % от числа ответивших 2012 % от числа ответивших
да 72,1 65,5 69,1
нет 27,9 34,5 30,9

По мнению 46,3% представителей «молодых семей» дети лучше всего воспитываются в муниципальных детских садах. При этом 53,6% молодых мам и пап считает, что ребенка лучше воспитывать дома. И только 14,5% думают, что лучше детей воспитывать у «бабушки (дедушки)». По сравнению с предыдущими годами чуть снизилось количество молодых семей, которые считают, что детский сад- лучшее место для воспитания детей, и наоборот увеличилось число тех, кто считает что родительский дом- основа воспитания.

Таблица 48

Таблица 49

Входит ли в планы опрошенных на ближайшие 2-3 года рождения детей

значения % от числа ответивших 2011 % от числа ответивших 2012 % от числа ответивших 2013
да 34,2 26,7 30,9
нет 52,5 48,3 55,4
затрудняюсь ответить 13,3 25,0 13,6

Различия по полу и месту проживания не оказывают существенного влияния на желание иметь или не иметь детей. 7,7% желает иметь 1 ребенка, 48,1% двух детей, 17,1% трех и 2,3% более 3 детей. В целом сохраняется тенденция, выявленная в 2011-12гг.

Таблица 50

Желаемое количество детей

значения % от числа ответивших 2011 % от числа ответивших 2012 % от числа ответивших
1 ребенка 11,8 10,1 7,7
2 детей 53,9 48,1 48,1
3 детей 15,5 16,5 17,1
более 3 2,7 3,5 2,3
затрудняюсь ответить 15,5 21,0 24,8
не хочу иметь детей 0,6 0,8 0,0

Среди молодых мужчин и женщин не было выявлено значимых различий в желаемом количестве детей.

Основными причинами рождения детей, по мнению молодежи являются: желание иметь несколько детей (38,7%), ради продолжения рода (26,2%), чтобы кому-то была нужна моя забота (16,2%). В целом рейтинг мотивов деторождения в 2013 не изменился по сравнению с 2011-12гг.

Таблица 51

Таблица 52

Таблица 53

Оптимальный возраст рождения первого ребенка у:

значения Мужчин Женщин
           
до 20 лет 0,8 1,8 1,3 6,7 5,5 5,2
от 20 до 25 лет 33,3 40,4 36,6 66,4 65,1 66,2
от 25 до 30 лет 57,2 48,6 48,3 21,9 22,9 18,7
после 35 лет 5,6 3,7 4,8 2,1 0,8 0,8
затрудняюсь ответить 3,1 5,5 9,0 2,9 5,7  

 

Социально защищенной свою семью могут назвать только 25,8 % молодых людей, 42,7% считают свои семьи частично защищенными («скорее да» 27,7% и скорее нет 15%), 12 % ощущают социальную незащищенность. В селе больше тех, кто считает свою семью социальной незащищенной. Различия по полу и возрасту несущественны.

 

Таблица 54

Диаграмма 13

ВЕРА, АРМИЯ, ПОЛИТИКА

В ходе анализа результатов анкетного опроса проведенного в 2013 г. были изучены установки молодежи Курганской области по отношению к таким социальным феноменам как религия, армия и политика.

Верующими являются 51,9% представителей молодого поколения Курганской области, 33,3% сомневающиеся. Интересно, что за последние три года количество верующих респондентов сокращается, а число сомневающихся растет. Группа атеистов сохраняет свою численность (14,7%).

Таблица 55

Отношение к вере

значения % от числа ответивших 2011 % от числа ответивших 2012 % от числа ответивших
я уверен (а), что Бог существует 61,4 56,8 51,9
я не уверен (а) есть Бог или нет 26,1 24,5 33,3
я уверен (а) что Бога нет 12,5 18,7 14,8

Женщины более религиозны, чем мужчины (61,3% против 39,7% соответственно). С возрастом религиозность респондентов возрастает. Между горожанами и сельчанами существенной разницы выявлено не было.

Диаграмма 14

Влияние пола на отношение к вере (в%)

 

Диаграмма 15

Влияние возраста на отношение к вере (в%)

Среди молодых верующих Курганской области основную группу составляют «православные» (69,6%), также нередко встречаются те, кто не относит себя ни к какому религиозному направлению (10,0%), 4,9% - приверженцы ислама, иные конфессии слабо представлены. Выросло число затруднившихся с ответом, иными словами сомневающихся, что подтверждается и ответами на предыдущий вопрос.

Таблица 56

Таблица 57

Таблица 58

Таблица 59

Как вы понимаете слово «толерантность»:

значения % от числа ответивших 2011 % от числа ответивших 2012 % от числа ответивших
терпимость к людям и их поступкам 53,6 45,2  
уважение, понимание, лояльное отношение другого человека 22,5 21,8 27,3
тактичность, порядочность, выдержка 7,5 13,6 9,4
терпение 7,3 7,2 7,7
справедливость, объективность 3,1 4,1 5,2
дружелюбие 2,5 2,3 2,5
с этим понятием не знаком 8,9 10,7  

 

36,9% всегда проявляют терпимость к другим людям, 38,5% иногда проявляют несдержанность по отношению к другим. Каждый десятый (10,8%) считает, что его мнение часто не совпадает с мнением других членов общества. И только 1,9% проявляют высокий уровень нетерпимости к другим «участникам социума». По сравнению с 2011 г. чуть увеличилось число респондентов, которые по их мнению всегда проявляют терпимость к людям, снизилось число тех, кто иногда проявляет несдержанность в отношениях с другими людьми.

Таблица 60

Таблица 61

Таблица 62

Таблица 63

Таблица 64

Диаграмма 16

Влияние пола на мнение респондентов о том, что по личным характеристикам мужчины превосходят женщин (в %)

Диаграмма 17

Влияние пола на мнение респондентов о том, что по личным характеристикам женщины превосходят мужчин (в %)

 

Только 1,9% представителей молодого поколения относятся положительно к «лицам нетрадиционной сексуальной ориентации». Большинство же, либо занимает нейтральную (40,8%), либо отрицательную позицию (47,1%) по отношению к «лицам нетрадиционной сексуальной ориентации». Заметны изменения, произошедшие за три года. Если в 2011 году преобладающей была позиция «отношусь нейтрально»- 51,6%, то сегодня больше тех респондентов, которые относятся к этому отрицательно, и все меньше тех, кто воспринимает это положительно. Таким образом, нетерпимость по отношению к данной группе усилилась.

Таблица 65

Диаграмма 18

Влияние пола на отношение к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации (в %)

Таблица 66

Таблица 67

Таблица 68

Таблица 69

Таблица 70

Таблица 71

Таблица 72

Таблица 73

Таблица 74

Таблица 75

Таблица 76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ очередного этапа мониторинга общественного мнения в молодежной среде Курганской области свидетельствует о практической ценности собранной и обработанной информации о социальном самочувствии молодых людей в регионе. В целях оптимизации процесса выработки и принятия управленческих решений региональной и, опосредованно, федеральной властью, информирования общественности, а также инициирования обратной связи с объектом данного управляющего воздействия, выработки инновационных программ и молодежной политики в целом, была проведена комплексная оценка положения молодого поколения в Курганской области, описаны основные проблемы и установлены основные факторы развития изучаемой социально-демографической группы. Роль социологических исследований в данном случае заключается в обнажении проблемных моментов в изучаемом поле, презентации версий желаемого развития ситуации в исследуемой среде и нахождении точек соприкосновения между представителями разных, подчас конфронтационных позиций и точек зрения. В целях усиления понимания и анализа проблем молодежи и выработки своевременных и адекватных управленческих решений представление аналитических материалов приводится в динамике за последние три года.

Вместе с тем, следует отметить, что в ряде вопросов, проведенные исследования продемонстрировали свою уязвимость: во-первых, шкалы части вопросов разработаны с нарушением общепринятых в социологическом сообществе требований, предъявляемых к их построению; во-вторых, формулировкам некоторых вопросов свойственна неоднозначность (двоякость), требующая дополнительной интерпретации, т.к. они могли быть непонятны для респондента.

 

 


[1] Анализ долей вариантов «Очень хорошо» и «Хорошо» не дает комплексной информации относительно характера оценки, поскольку не учитывает остальных ответов респондентов.

[2] Респонденты называли свои варианты ответов: студенты 0,6% и друзья, подруги 1,0%

[3] Респонденты называли свои варианты ответов: тотальный патриархат 0,2% и однополый брак 0,4%

[4] Респонденты называли «дело случая» 0,2%, люблю детей 0,8, пример родителей 0,2%, «чтобы дети помогали друг другу» 0,2%, «хочу и мальчика и девочку» 0,2%, другое без уточнения 0,2%

[5] Респонденты называли без уточнения 0,2%, учеба 0,4%, упадок страны 0,2%, возраст 0,2%,

[6] Шкала вопроса не отвечает требованиям единого основания.

[7] Респонденты называли свои варианты ответов: «ко всем понемногу» 0,7%, «к знакомым» 0,7%, «к глупым людям ("тупым", умственно отсталым)» 1,0%, к пьяницам 0,3%, к наркоманам 0,3%, «к нарушителям общественного порядка» 0,3%, «к сверстникам» 0,3%

[8] Респонденты называли «сами виноваты» 0,4%, отвращение 0,2%, каждый выбирает сам свою судьбу 0,2%, от сумы и до тюрьмы не зарекаются 0,2%, другое без уточнения 0,2%.

[9] Респонденты называли «достойная з/п» 0,2%, «взаимоуважение с населением и соблюдение морали» 0,2%, финансирование спортивных секций 0,2%.

Введение

Актуальность

Одной из первостепенных задач государства на сегодняшний день является содействие реализации основных функций молодежи: репродуктивной, инновационной, трансляционной, создание условий для максимально эффективной социализации данной социально-демографической группы, интеграции в политическую, экономическую и социокультурную сферы жизни общества с минимальными издержками для него.

Для этого государство с одной стороны предоставляет молодежи определенные льготы, с другой - ограничивает в возможности активного участия в определенных сферах жизни общества, в связи с чем, в целях предупреждения и предотвращения радикализации молодежи и различных девиаций в ее поведении, призвано осуществлять формирование позитивного самосознания, восстановление и развитие систем социальной, ценностной и духовно-идеологической ориентации молодого поколения.

Поэтому без постоянного мониторинга общественного мнения деятельность власти в указанном направлении рискует быть неадекватной новым вызовам быстро меняющегося, динамичного социума, неоперативной, носить коммуникативно- односторонний характер и лишить себя обратной связи с молодежной средой.

Такая постановка проблемы обусловила необходимость описательного анализа, осмысления эмпирических исследований в молодежной среде, проведенных на территории Курганской области в 2011 -2013 гг.

Цель исследования - комплексная оценка положения молодого поколения, описание основных проблем и факторов развития.

Объект исследования: молодежь Курганской области.

Предмет исследования: общественное мнение.

Использованные методы: общенаучные методы (анализ, сравнение); частнонаучные методы, представленные методом социологического исследования, опросом в форме анкетирования.

Задачи исследования:

- изучение проблем молодых людей в Курганской области на основе анкетного опроса в 24 муниципальных районах, городах Кургане и Шадринске, согласно выборке.

- исследование проблем молодых представителей разных групп населения;

- анализ трудовой деятельности молодых людей, их экономического положения;

- определение форм досугового поведения молодежи Курганской области;

- выявление основных семейно-брачных установок молодежи;

- выявление установок подростков и молодежи в отношении здорового образа жизни;

- определение образовательных и миграционных планов молодежи;

- представление аналитических материалов в динамике за последние три г



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.168.71 (0.017 с.)