Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические программы, направления развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ОНРСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Успешность профессиональной деятельности представителей большинства социономических профессий в значительной степени зависит от уровня их профессионального общения. Профессия психолога и психолога не является исключением, поскольку основным содержанием деятельности специалистов в этой области является общение с ребенком при оказании помощи. И от того, насколько квалифицированным и успешным окажется это общение, будет зависеть успешность профессии в целом [24]. В отечественной лингвистике и эстетике проблема общения и коммуникации начала исследоваться еще в 20-е гг. XX в. Наиболее известные коммуникативные модели были разработаны М. Бахтиным, К. Леви-Стросом, В. Пропом, З. Фрейдом, М. Фуко, К. Г. Юнгом, Р. Якобсоном и др. Несмотря на достаточную разработанность проблемы межличностного общения детей с ОНР, актуальным остается вопрос формирования умений и навыков профессионального общения специалистов социономических профессий вообще и психологов в частности. Условия успешного и эффективного выполнения какой-либо деятельности, которые заложены в требованиях к нему, являются обязательными для получения желаемого результата. Требования к профессиональному общению психолога с современными детьми с ОНР отражены в принципах и правилах поведения, которые вытекают из них. Принцип, который является основным, исходным положением в любой форме жизнедеятельности человека, имеет нормативный характер. Поэтому принципы профессионального общения психолога определяют сущность и нормативность поведения и действий специалиста в процессе контакта с ребенком как объектом его профессиональной деятельности [29]. Принципы профессионального общения психолога составляют систему основных, исходных требований к специалисту, выполнение которых обеспечивает эффективность решения профессиональных задач как глобального, так и ситуативного плана. Их содержание определяет характер протекания рассматриваемого процесса и его результат. Итак, принципы профессионального общения психолога выполняют нормативную, регулятивную и организационную функции. Нормативная функция определяет содержательную сторону реализации принципа в практике психолога и устанавливает признанный, обязательный порядок выполнения вербальных и невербальных приемов общения в процессе работы с ребенком. Регулятивная функция определяет деятельностную сторону реализации принципов профессионального общения психолога, в процессе которой направляется ход действий в случае достижения и выполнения требований, заложенных в содержании принципа с помощью нормативной функции. Нормативная и регулятивная функции находятся в тесном единстве и взаимодействии с организаторскою функцией. Выполняя эту функцию в процессе реализации принципов общения, психолог проявляет свое умение организовать общение в ситуации неопределенности, совмещать различные формы своего индивидуального поведения с поведением ребенка, иногда непредсказуемого. Рассмотренные функции определяют Скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения и формообразования, трудности развития связного речевого высказывания затрудняют формирование основных функций речи - коммуникативной, познавательной, регулирующей и обобщающей. Нарушение коммуникативной функции речи у детей с ОНР препятствует полноценному формированию обобщающей функции, поскольку их речевые возможности не обеспечивают в достаточной степени правильного восприятия и сохранения информации в условиях последовательного расширения ее объема и усложнения содержания в процессе развития речевого общения с окружающими. Н.И. Жинкин считает, что задержка формирования одного компонента, в данном случае речи, ведет к задержке развития другого - мышления, ребенок не владеет в соответствии с возрастом понятиями, обобщениями, классификациями, затрудняется в выполнении анализа и синтеза поступающей информации. Дефекты речевого развития задерживают формирование познавательной функции речи, так как при этом речь ребенка с речевой патологией не становится полноценным средством его мышления, а речь окружающих людей не всегда является для него адекватным способом передачи информации, общественного опыта (знаний, способов, действий) [45, с. 111]. Нередко ребенку понятна только та информация, которая связана со знакомыми, наглядно воспринимаемыми предметами и людьми в привычной ему обстановке. Во многих ситуациях деятельности и общения ребенок не может сформулировать и с помощью речи передать свои мысли, личные переживания. Часто он нуждается в дополнительной наглядности, которая помогает ему выполнить те или иные мыслительные операции [9]. Дети с общим недоразвитием речи имеют серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, отрицательно сказывающиеся на общении с окружающими и, прежде всего, со сверстниками. Изучение межличностных отношений в группе дошкольников с недоразвитием речи, проведенное В. В. Мануйловым, показало, что хотя в ней и действуют социально-психологические закономерности, общие для нормально развивающихся детей и их сверстников с речевой патологией, проявляющиеся в структуре групп, тем не менее, на межличностные отношения детей данного контингента в большей степени влияет выраженность речевого дефекта. Так, среди отверженных часто оказываются дети с тяжелой речевой патологией, несмотря на то, что они обладают положительными чертами, в том числе и стремлением к общению [13]. Одним из методов работы является метод «влияния через доверие». Данный метод предусматривает активное включение личности в жизнедеятельность коллектива. Практика показывает, что даже небольшие поручения, которые педагоги позволяют выполнять самостоятельно, без контроля взрослых, очень популярны среди учащихся. Постепенное расширение круга поручений, а в соответствии с этим и доверия, формирует уверенность в своих действиях, повышение самостоятельности и ответственности. В результате ребенок начинает чувствовать собственную самостоятельность и значимость. А это положительно влияет на дальнейшее поведение: исчезает агрессия, замкнутость, формируются новые черты характера, иногда, под влиянием воспитательного процесса, открываются способности в художественной самодеятельности, музыке, пении, декламировании поэзии, раскрывается талант в усвоении азов профессии, открывают у ученика новые взгляды на жизнь. Работа психолога с детьми – это, прежде всего, налаживание отношений, совместная деятельность, постоянное внимание к личности, контроль, анализ своего отношения к конкретному ребенку, личностный, индивидуальный подход. Психолог должен обладать научными педагогическими знаниями о способах воздействия на детей, психологическим ощущением, тактом, знанием этики, организаторскими способностями, знать методы и стиль, индивидуально-личностный подход к детям [7]. В процессе проведения профилактических мероприятий психолог обязательно принимает во внимание психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, с которыми проводится работа. Беседы проводятся в небольших группах. В первую очередь педагог создает атмосферу, в которой ученик будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Педагог не развивает тем, которые не относятся к делу; объясняет, что информация, которую он сообщит, не будет использоваться против него. С учеником он всегда откровенен, внимательно слушает, концентрируется на видимом поведении и на реальных внешних обстоятельствах, избегает ролей следователя, священника, прокурора, директора, специалиста [4] При работе педагоги и психологи определяют следующие основные направления работы: проведение индивидуальных консультаций с целью устранения негативных воздействий на жизнедеятельность; социальное обучение положительного поведения путем проведения индивидуальных и групповых бесед, лекций, викторин, олимпиад, тренингов, а также самонаблюдения и самовоспитания [30]. Одним из направлений работы является предоставление убедительной, доступной информации о последствиях отклонений от социально принятого поведения. Кроме того, психолог направляет свою работу на улучшение социального статуса ученика, поскольку он влияет на самооценку и самосознание личности. Улучшению социального статуса личности в коллективе может способствовать: диагностика сформированности ведущей деятельности личности, уровня ее мотивации; диагностика психолого-педагогических факторов несформированности ведущего вида деятельности; диагностика официального и неофициального статуса в коллективе; изменение положения личности в коллективе сверстников на основе позитивной Характерологические доминанты и соответствующих благоприятных условий реабилитации и коррекции [3, с. 127]. Формами профилактической работы является проведение групповых дискуссий с целью формирования группового положительного мнения; проведение ролевых игр (проигрывание основных сложных ситуаций), благодаря которым достигается развитие личности, навыков общения в коллективе; диспут, в котором проходит деловая игра; экскурсия; беседа [8]. Часто в практике работы с детьми целесообразно применять функциональную тренировку (психодрама или тренинг поведения), что включает 2 основных момента: а) пантомиму (позволяет развить экспрессивные компоненты общения: движения, мимику, жестикуляции; углубить наблюдательность, повысить внимание к состояниям других людей); б) тренинг социального поведения [2]. Во многих случаях функциональные тренинги проводят для детей, которые правильно оценивают ту или иную ситуацию, но не умеют подстроить свое поведение. Эффективным для формирования коммуникативной компетенции детей, развития в них установок на диалогическое общение с учителями, родителями, сверстниками является создание малых проблемно-динамических групп, ориентированных на активное межличностное взаимодействие участников тренинга и принятия обоснованного решения [12]. Чрезвычайно интересная и достаточно результативная работа тренинговых групп - социально-психологический или ролевой тренинг. Под тренингом, как правило, понимают способ перепрограммирования имеющихся у человека моделей управления своим поведением и деятельностью. Он определяется как процесс создания новых функциональных образований (или развитие имеющихся), которые управляют поведением. Тренинг можно рассматривать как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности [20, с. 238]. В течение многих веков искусство помогало решать различные конфликты. Арт-терапия (от art therapy дословно означает "терапия общения на уровне символов, художественных образов") способствует достижению таких важных моментов: 1) дает социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным ощущениям; 2) облегчает процесс лечения; 3) предоставляет материал для интерпретации и диагностических заключений; 4) "прокручивает" мысли и чувства, которые пациент привык подавлять; 5) налаживает отношения между терапевтом и пациентом; 6) развивает чувство внутреннего контроля; 7) концентрирует внимание на ощущениях и чувствах; 8) развивает художественные способности и повышает самооценку [14]. Преодолению избыточной застенчивости, неуверенности, вообще при деформации "образа я" как показывает практика, способствует метод индивидуального ролевого тренинга и манотерапия или арттерапия (терапия искусством). При проведении манотерапии осуществляется воспроизведение собственного образа с помощью перевода литературного произведения, импровизации предполагаемой ситуации, тетрализации рассказы, роль в спектакле, то есть мысленно идет презентация образцового героя с такими чертами характера, недостаток которых ребенок осознает в своем поведении. Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации логопедической работы по преодолению недоразвития речи, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях становления навыков общения у данной категории детей и возможностях их целенаправленного развития. Наряду с приоритетной значимостью рассмотрения теоретических аспектов данной проблемы имеется практическая необходимость в определении содержания коррекционного обучения, направленного на развитие коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Выводы по I главе
Суммируя вышеизложенное, можно сделать выводы, что исследования личности ребенка с ОНР, его взаимоотношений и общения со сверстниками ведется в самых разных направлениях, которые указывают на то, что личность ребенка является достаточно многогранной. У ребенка возникает интерес к себе, к своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сравнение себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Как следствие, та или иная ситуация влияет на общение детей. В процессе общения дети получают опыт социализации, необходимый для дальнейшего развития и установления гармоничных отношений с окружающими и для создания собственной семьи. В них происходит процесс формирования идентичности. Часто это представление о себе является негативным и не позволяет ребенку полноценно развиваться в кругу ровесников, поэтому здесь возможно применение групповой психокоррекционной работы, как психологической помощи. Задача психолога заключается в определении границы своих возможностей, возможностей школы и родителей, обдумывании вопроса уместности обращения к другим специалистам. На этом этапе решается вопрос о следующей встрече, беседе. Все вышеперечисленные стратегии призваны мотивировать ребенка к изменениям в его стиле жизни, характере поведения, повлиять на личность ученика, его сознание с целью формирования положительных качеств характера и полезных форм поведения. Эта работа будет иметь положительные результаты только при условии высокой ответственности педагогов, также при условии разностороннего воздействия на личность ученика, совокупности таких форм и методов работы, которые будут воспитывать активную, самостоятельную личность, добровольно откажется от негативных форм поведения и будет стремиться развивать свои способности, реализовать собственные возможности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.214.185 (0.01 с.) |