Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические программы, направления развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ОНР

Поиск

 

Успешность профессиональной деятельности представителей большинства социономических профессий в значительной степени зависит от уровня их профессионального общения. Профессия психолога и психолога не является исключением, поскольку основным содержанием деятельности специалистов в этой области является общение с ребенком при оказании помощи. И от того, насколько квалифицированным и успешным окажется это общение, будет зависеть успешность профессии в целом [24].

В отечественной лингвистике и эстетике проблема общения и коммуникации начала исследоваться еще в 20-е гг. XX в. Наиболее известные коммуникативные модели были разработаны М. Бахтиным, К. Леви-Стросом, В. Пропом, З. Фрейдом, М. Фуко, К. Г. Юнгом, Р. Якобсоном и др. Несмотря на достаточную разработанность проблемы межличностного общения детей с ОНР, актуальным остается вопрос формирования умений и навыков профессионального общения специалистов социономических профессий вообще и психологов в частности.
Таким образом, целью работы является определение сущности и принципов профессионального общения психолога с ребенком с ОНР.

Условия успешного и эффективного выполнения какой-либо деятельности, которые заложены в требованиях к нему, являются обязательными для получения желаемого результата. Требования к профессиональному общению психолога с современными детьми с ОНР отражены в принципах и правилах поведения, которые вытекают из них. Принцип, который является основным, исходным положением в любой форме жизнедеятельности человека, имеет нормативный характер. Поэтому принципы профессионального общения психолога определяют сущность и нормативность поведения и действий специалиста в процессе контакта с ребенком как объектом его профессиональной деятельности [29].

Принципы профессионального общения психолога составляют систему основных, исходных требований к специалисту, выполнение которых обеспечивает эффективность решения профессиональных задач как глобального, так и ситуативного плана. Их содержание определяет характер протекания рассматриваемого процесса и его результат. Итак, принципы профессионального общения психолога выполняют нормативную, регулятивную и организационную функции. Нормативная функция определяет содержательную сторону реализации принципа в практике психолога и устанавливает признанный, обязательный порядок выполнения вербальных и невербальных приемов общения в процессе работы с ребенком. Регулятивная функция определяет деятельностную сторону реализации принципов профессионального общения психолога, в процессе которой направляется ход действий в случае достижения и выполнения требований, заложенных в содержании принципа с помощью нормативной функции. Нормативная и регулятивная функции находятся в тесном единстве и взаимодействии с организаторскою функцией. Выполняя эту функцию в процессе реализации принципов общения, психолог проявляет свое умение организовать общение в ситуации неопределенности, совмещать различные формы своего индивидуального поведения с поведением ребенка, иногда непредсказуемого. Рассмотренные функции определяют
процесс, характер и результат реализации принципов профессионального общения психолога с ребенком [46].

Скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения и формообразования, трудности развития связного речевого высказывания затрудняют формирование основных функций речи - коммуникативной, познавательной, регулирующей и обобщающей. Нарушение коммуникативной функции речи у детей с ОНР препятствует полноценному формированию обобщающей функции, поскольку их речевые возможности не обеспечивают в достаточной степени правильного восприятия и сохранения информации в условиях последовательного расширения ее объема и усложнения содержания в процессе развития речевого общения с окружающими. Н.И. Жинкин считает, что задержка формирования одного компонента, в данном случае речи, ведет к задержке развития другого - мышления, ребенок не владеет в соответствии с возрастом понятиями, обобщениями, классификациями, затрудняется в выполнении анализа и синтеза поступающей информации. Дефекты речевого развития задерживают формирование познавательной функции речи, так как при этом речь ребенка с речевой патологией не становится полноценным средством его мышления, а речь окружающих людей не всегда является для него адекватным способом передачи информации, общественного опыта (знаний, способов, действий) [45, с. 111].

Нередко ребенку понятна только та информация, которая связана со знакомыми, наглядно воспринимаемыми предметами и людьми в привычной ему обстановке. Во многих ситуациях деятельности и общения ребенок не может сформулировать и с помощью речи передать свои мысли, личные переживания. Часто он нуждается в дополнительной наглядности, которая помогает ему выполнить те или иные мыслительные операции [9].

Дети с общим недоразвитием речи имеют серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, отрицательно сказывающиеся на общении с окружающими и, прежде всего, со сверстниками. Изучение межличностных отношений в группе дошкольников с недоразвитием речи, проведенное В. В. Мануйловым, показало, что хотя в ней и действуют социально-психологические закономерности, общие для нормально развивающихся детей и их сверстников с речевой патологией, проявляющиеся в структуре групп, тем не менее, на межличностные отношения детей данного контингента в большей степени влияет выраженность речевого дефекта. Так, среди отверженных часто оказываются дети с тяжелой речевой патологией, несмотря на то, что они обладают положительными чертами, в том числе и стремлением к общению [13].

Одним из методов работы является метод «влияния через доверие». Данный метод предусматривает активное включение личности в жизнедеятельность коллектива. Практика показывает, что даже небольшие поручения, которые педагоги позволяют выполнять самостоятельно, без контроля взрослых, очень популярны среди учащихся. Постепенное расширение круга поручений, а в соответствии с этим и доверия, формирует уверенность в своих действиях, повышение самостоятельности и ответственности. В результате ребенок начинает чувствовать собственную самостоятельность и значимость. А это положительно влияет на дальнейшее поведение: исчезает агрессия, замкнутость, формируются новые черты характера, иногда, под влиянием воспитательного процесса, открываются способности в художественной самодеятельности, музыке, пении, декламировании поэзии, раскрывается талант в усвоении азов профессии, открывают у ученика новые взгляды на жизнь.

Работа психолога с детьми – это, прежде всего, налаживание отношений, совместная деятельность, постоянное внимание к личности, контроль, анализ своего отношения к конкретному ребенку, личностный, индивидуальный подход. Психолог должен обладать научными педагогическими знаниями о способах воздействия на детей, психологическим ощущением, тактом, знанием этики, организаторскими способностями, знать методы и стиль, индивидуально-личностный подход к детям [7].

В процессе проведения профилактических мероприятий психолог обязательно принимает во внимание психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, с которыми проводится работа. Беседы проводятся в небольших группах. В первую очередь педагог создает атмосферу, в которой ученик будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Педагог не развивает тем, которые не относятся к делу; объясняет, что информация, которую он сообщит, не будет использоваться против него. С учеником он всегда откровенен, внимательно слушает, концентрируется на видимом поведении и на реальных внешних обстоятельствах, избегает ролей следователя, священника, прокурора, директора, специалиста [4]

При работе педагоги и психологи определяют следующие основные направления работы: проведение индивидуальных консультаций с целью устранения негативных воздействий на жизнедеятельность; социальное обучение положительного поведения путем проведения индивидуальных и групповых бесед, лекций, викторин, олимпиад, тренингов, а также самонаблюдения и самовоспитания [30].

Одним из направлений работы является предоставление убедительной, доступной информации о последствиях отклонений от социально принятого поведения. Кроме того, психолог направляет свою работу на улучшение социального статуса ученика, поскольку он влияет на самооценку и самосознание личности. Улучшению социального статуса личности в коллективе может способствовать: диагностика сформированности ведущей деятельности личности, уровня ее мотивации; диагностика психолого-педагогических факторов несформированности ведущего вида деятельности; диагностика официального и неофициального статуса в коллективе; изменение положения личности в коллективе сверстников на основе позитивной Характерологические доминанты и соответствующих благоприятных условий реабилитации и коррекции [3, с. 127].

Формами профилактической работы является проведение групповых дискуссий с целью формирования группового положительного мнения; проведение ролевых игр (проигрывание основных сложных ситуаций), благодаря которым достигается развитие личности, навыков общения в коллективе; диспут, в котором проходит деловая игра; экскурсия; беседа [8].

Часто в практике работы с детьми целесообразно применять функциональную тренировку (психодрама или тренинг поведения), что включает 2 основных момента: а) пантомиму (позволяет развить экспрессивные компоненты общения: движения, мимику, жестикуляции; углубить наблюдательность, повысить внимание к состояниям других людей); б) тренинг социального поведения [2].

Во многих случаях функциональные тренинги проводят для детей, которые правильно оценивают ту или иную ситуацию, но не умеют подстроить свое поведение.

Эффективным для формирования коммуникативной компетенции детей, развития в них установок на диалогическое общение с учителями, родителями, сверстниками является создание малых проблемно-динамических групп, ориентированных на активное межличностное взаимодействие участников тренинга и принятия обоснованного решения [12]. Чрезвычайно интересная и достаточно результативная работа тренинговых групп - социально-психологический или ролевой тренинг. Под тренингом, как правило, понимают способ перепрограммирования имеющихся у человека моделей управления своим поведением и деятельностью. Он определяется как процесс создания новых функциональных образований (или развитие имеющихся), которые управляют поведением. Тренинг можно рассматривать как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности [20, с. 238].

В течение многих веков искусство помогало решать различные конфликты. Арт-терапия (от art therapy дословно означает "терапия общения на уровне символов, художественных образов") способствует достижению таких важных моментов: 1) дает социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным ощущениям; 2) облегчает процесс лечения; 3) предоставляет материал для интерпретации и диагностических заключений; 4) "прокручивает" мысли и чувства, которые пациент привык подавлять; 5) налаживает отношения между терапевтом и пациентом; 6) развивает чувство внутреннего контроля; 7) концентрирует внимание на ощущениях и чувствах; 8) развивает художественные способности и повышает самооценку [14].

Преодолению избыточной застенчивости, неуверенности, вообще при деформации "образа я" как показывает практика, способствует метод индивидуального ролевого тренинга и манотерапия или арттерапия (терапия искусством). При проведении манотерапии осуществляется воспроизведение собственного образа с помощью перевода литературного произведения, импровизации предполагаемой ситуации, тетрализации рассказы, роль в спектакле, то есть мысленно идет презентация образцового героя с такими чертами характера, недостаток которых ребенок осознает в своем поведении.

Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации логопедической работы по преодолению недоразвития речи, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях становления навыков общения у данной категории детей и возможностях их целенаправленного развития. Наряду с приоритетной значимостью рассмотрения теоретических аспектов данной проблемы имеется практическая необходимость в определении содержания коррекционного обучения, направленного на развитие коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 

Выводы по I главе

 

Суммируя вышеизложенное, можно сделать выводы, что исследования личности ребенка с ОНР, его взаимоотношений и общения со сверстниками ведется в самых разных направлениях, которые указывают на то, что личность ребенка является достаточно многогранной. У ребенка возникает интерес к себе, к своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сравнение себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Как следствие, та или иная ситуация влияет на общение детей. В процессе общения дети получают опыт социализации, необходимый для дальнейшего развития и установления гармоничных отношений с окружающими и для создания собственной семьи. В них происходит процесс формирования идентичности. Часто это представление о себе является негативным и не позволяет ребенку полноценно развиваться в кругу ровесников, поэтому здесь возможно применение групповой психокоррекционной работы, как психологической помощи.

Задача психолога заключается в определении границы своих возможностей, возможностей школы и родителей, обдумывании вопроса уместности обращения к другим специалистам. На этом этапе решается вопрос о следующей встрече, беседе.

Все вышеперечисленные стратегии призваны мотивировать ребенка к изменениям в его стиле жизни, характере поведения, повлиять на личность ученика, его сознание с целью формирования положительных качеств характера и полезных форм поведения.

Эта работа будет иметь положительные результаты только при условии высокой ответственности педагогов, также при условии разностороннего воздействия на личность ученика, совокупности таких форм и методов работы, которые будут воспитывать активную, самостоятельную личность, добровольно откажется от негативных форм поведения и будет стремиться развивать свои способности, реализовать собственные возможности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.214.185 (0.01 с.)