Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие № 4. Техника активного слушания↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель: развитие переключения и объем внимания. Оборудование: карточки с рисунками, листы А4 с небольшими текстами. Время выполнения: 45 мин. 1. Упражнение «Упражнение улыбка» Цель: научиться снимать скованность лица с помощью улыбки. Создать и поддерживать положительный эмоциональный фон. Время выполнения: 2 мин. Инструкция. Все участники берутся за руки и дарят друг другу улыбки: каждый ученик поворачивается к своему соседу и, желая ему что-то хорошее, улыбается. Тот в свою очередь улыбается следующему соседу. 2. Упражнение «Слушай и услышь» Цель: развивать внимательность, переключение внимания. Время: 10 мин. Инструкция. Ученикам предлагается внимательно слушать слова, которые говорит психолог, и хлопать в ладоши каждый раз, когда случается название животного. Внимание! Начали: шкаф, собака, лошадь, кровать, кот, поезд, воробей, машина, ворона, книга, корова, коза. Учеников просят встать, когда они услышат название растения. Следует повторить, что не надо хлопать, а вставать и реагировать не на животное, а на растение. Внимание! Начали: дорога, тигр, береза, пшеница, самолет, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, ромашка. Предложить ученикам поднимать руку, когда услышат названия профессий. Внимание! Начали: вазон, учитель, врач, куртка, продавец, лилия, пекарь, компьютер, машинист, корова, судья, футболист. Приседаем, когда называют сказочных персонажей. Внимание! Начали: тропа, мама, Колобок, Золушка, почтальон, Дюймовочка, попугай, Баба-Яга, автобус, Перчатка, Круть и Траляля, окно. 3. Упражнение «Составить квартет» Цель: улучшить организацию внимания. Время выполнения: 7 мин. Инструкция. Учащиеся самостоятельно работают с карточками. До трех предметов, обведенных рамкой, добавить еще один, который им подходит. Записать (или дорисовать четвертый предмет) номер нужного для квартета предмета. Составить квартет. 4. Упражнение «Слушай звуки» Цель: стимулировать внимание. Время выполнения: 4 мин. Инструкция. Дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра - и ученики становятся в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят голова наклонена к левому плечу). 5. Упражнение «Карикатура» Цель: развитие произвольного внимания. Время: 10 мин. Инструкция. Ученикам раздаются листы бумаги, написано небольшой текст (5 предложений). В трех словах каждого предложения пропущены или переставлены буквы. Ученикам разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем они обмениваются текстами с товарищами по парте, которые в свою очередь, исправляют ошибки карандашом другого цвета. 6. Упражнение «Повторение фраз» Цель: определить объем внимания. Время: 10 мин. Инструкция. Ученикам предлагается повторить фразы, которые называет психолог. Когда в определенной фразе ученик начинает ошибаться, заменять слова, предлагается вторая фраза того же объема. Если это не выполняется - это предел объема внимания ученика. Фразы читают равным темпом, не спеша. Следует стараться произносить их одинаковым тоном, без особых интонаций и эмоциональных акцентов, чтобы не влиять на восприятие ребенка. 6 слогов. Дети, идите спать. Галя любит куклу. 7 слогов. Карта висит на стене. Чашка стоит на столе. 8 слогов. Жеребенок бежит по дороге. В лесу поют птицы. 9 слогов. Кошка побежала за мышкой. Зимой на улице холодно. 10 слогов. Посмотрите в окно на детей. Маленькая собачка замерзает. 11 слогов. Летом солнышко сильно греет. Книга и карандаш лежат на столе. 12 слогов. Наседка повела своих цыплят гулять. Уточка быстро плавает по озеру. 13 слогов. Поросята любят кататься в луже. Сердитый мороз покрасил детям щечки. 14 слогов. Мама рассказывает своим детям сказку. Дети пошли в лес по грибы и ягоды. 15 слогов. Лиса залезла в курятник и украла петуха. Страшная буря разрушила домик рыбака. 16 слогов. Пчела летит на душистый цветок за сладким медом. Первый чистенькие снежок падает на мерзлую землю. 17 слогов. Мама ходила сегодня в сад и принесла нам груши. Весной прилетела птичка и начала вить гнездышко. 18 слогов. Петя любит сказку про серого волка и хитрую лисичку. Бабушка и Настя ходили утром гулять в лес. 19 слогов. Летом после дождя дети очень любят бегать босиком. Во время дождя птички в лесу перестают петь свои песни. 20 слогов. Мама подарила Кате книгу с яркими рисунками. Сегодня утром дети очень хорошо убрали свою комнату. 21 слог. Мальчики ходили в лес гулять и поймали там малое зайчонок. Наташа выучила стихи, положила книгу в сумку и пошла гулять. 22 слога. Маленькие котята целыми днями играют и играют друг с другом. После лета наступает осень и ежедневно становится все холоднее. Хороший объем внимания: воспроизведен 17-22 слога. Удовлетворительный объем: 11-16 слогов. Неудовлетворительный объем: до 10 слогов. 7. Упражнение «Слушаем себя» Время выполнения: 4 мин. Инструкция. Ученики слушают с зажмуренными глазами спокойную, тихую музыку. По окончании музыки открывают глаза и рассказывают, что они чувствовали. 8. Общее обсуждение Время выполнения: 4 мин. - В каком цвете вы сегодня почувствовали это занятие? Занятие № 5. Обида Уметь прощать... Что означают эти слова, каждый убедился на собственном опыте. Как бывает грустно, когда кто-то тебя обидел. Задумывался ли ты когда-нибудь над вопросом: что чувствует обиженный человек? 1. Практическое упражнение Работа с пиктограммами или показ учениками состояния человека с помощью мимики. Что ты чувствуешь, когда тебя кто-то обидел? А если ты виноват в ссоре с другими, умеешь ли ты признать свою вину? Когда и как ты это делаешь? Умеешь ли ты извиняться перед другими? Как ты обычно это делаешь? Как меняется настроение другого человека, когда кто-то извинился перед ним? Как следует воспринимать чье-то прощения? Что ответить? 2. Практическое упражнение Работа с пиктограммами или разыгрывание сценки, в которой действующие лица мимикой показывают изменение в настроениях человека. (Можно предложить детям показать выражения лица человека, который сам не прощает другим или которого простил другой человек.) Эту задачу дети могут выполнить в виде двух контрастных рисунков. 3. Тренинг «Как лучше успокоить обиженного человека» (дети предлагают и показывают свои варианты). Беседа с учениками Что легче извиниться перед кем-то или получать прощения? Почему? Что из этого ты уже умеешь делать, а чего тебе еще надо научиться? 4. Работа над пословицами Почему, когда и о чем, кому так говорят: Сказанное не вернется. Рис рассыпал - еще соберешь, сказал слово - не вернешь. Одно плохое слово скажешь - услышишь десять. Обиды - это доводы тех, кто неправ. Ласковое слово - ключ к сердцу. От ласковых слов утихает гнев. Что же нужно делать для того, чтобы научиться прощать других? Для чего это нужно любому человеку? От чего это поможет каждому предостеречь себя в жизни? 5. Разучивание детских мирилок Беседа для учащихся (с элементами драматизации) Цель: формирование навыков диалогового общения. Приходилось тебе участвовать в спорах с кем? (Да, нет). С кем именно? Как ты вел себя во время спора? А другой человек? Кто выиграл этот спор? Почему? За кем, по твоему мнению, всегда выигрыш в споре? Почему? Варианты для выбора: за вежливым, добрым, спокойным, выдержанным человеком или злым, невежливым, грубым. Сценка «Спор» между двумя лицами: один - вежливый, другой - нет. Попробуй разыграть эту сценку. Приходилось тебе побеждать в споре? (Да, нет.) Как, за счет чего тебе удалось это сделать? Что именно помогло тебе? Упражнение «Человек рядом» построено в проективной технике «недописанный диалог». Ее целью было выявить умение учащихся прислушиваться к другому человеку, вглядываться в него, понимать его, откликаться на его проблемы, давать привычным, повседневным ситуациям гуманистическую окраску. Ход упражнения Учащимся предлагаются реплики, записанные на карточках, например: «Я плохо себя чувствую, голова болит» (первый вариант - это слова одноклассника, второй вариант - это слова учителя). Участники тренинга могут предложить разные ответы (в устной форме или в форме игры-драматизации). Очень важно, чтобы в ходе тренинга дети имели возможность после каждого упражнения провести короткий обмен мнениями, поделиться своими чувствами, осуществить обратную связь. После окончания работы ученики благодарят друг друга за доброжелательность, открытость, внимание. Не существует правильных или неправильных ответов, каждый ребенок, как неповторимая индивидуальность, имеет право на свою точку зрения, право выслушанным. 6. «Конверт дружественных общений» или «Конверт жизненных ситуаций» Цель: дружеское приглашение к обсуждению жизненных проблем, поведенческих или тех, которые связаны с межличностными отношениями. Ход упражнения Психолог заранее готовит конверт с карточками, содержащие недописанные фразы или вопросы, отражают какую-нибудь ситуацию: «Если у меня плохое настроение, я...»; «Если у меня плохое настроение, а ко мне пришел товарищ...»; «Когда мне бывает очень грустно, я, как правило...»; «Когда ты бываешь злой на кого-то...»; «Когда ты чувствовал себя самым счастливым человеком?» (Или «Я счастлив, когда...», и наоборот, «Я несчастлив, если...»). С целью обобщения знаний учащимися словаря вежливых слов, формирование умения пользоваться ими в общении с окружающими во время разыгрывания игр-драматизаций или предложить детям заполнить опросный тест (анкету): Названия, перечисли все слова приветствия, которые ты знаешь. Названия все слова прощания, которые ты знаешь. Названия все слова извинения, которые ты знаешь. Названия все слова просьбы, которые ты знаешь. Какие слова пожелания ты знаешь? Перечисли их. Какими словами можно выразить сочувствие человеку, которого постигло горе? Какие ты знаешь слова сочувствия, утешения? Названия их. Ученики делятся на группы по симпатии. Им предлагается разыграть одну-две ситуации из жизни, используя любую группу слов вежливости. Так, если первоклассники к каждой группе волшебных слов подбирали в начале эксперимента лишь по одному примеру, то в конце работы это количество увеличилось до трех, а в третьем классе она выросла до пяти-шести и более слов (слова утешения, приветствия, прощание, извинения, благодарности, просьбы, успокоения других). Детям хватает слов утешения, сочувствия, они в реальной ситуации, где надо было поддержать своего друга не ограничивались лишь выражением сочувствия («не грусти, не плачь, не обижайся, а не расстраивайся»), а называли оскорбленного ласковыми формами обращения («дорогой», «лапочка» и т.п.), готовы были поднять настроение, рассказывая ему веселую историю, отвлекали внимание на что-то смешное, обещали защитить и поговорить с тем, кто обидел товарища, и тому подобное. 7. ИГРА «ТЫ - МНЕ, Я - ТЕБЕ». Диагностическая методика для выявления положительных качеств у детей Цель: выявить положительные качества у детей по отзывам товарищей. Дети становятся в две шеренги, одна напротив другой. Учитель - равноправный участник игры. Дети по очереди бросают мяч тем, кто стоит в противоположной шеренге. Игрок должен его поймать и сказать, какую черту характера он взял бы у того, кто ему бросил мяч. Затем бросает мяч любому участнику с противоположной шеренги и тот тоже должен сказать, какую черту он взял бы у него. Так продолжается до тех пор, пока дети не станут повторяться. Психолог внимательно слушает оценки детей, может незаметно их записывать. Если игру продолжить в быстром темпе, можно получить достаточно точные характеристики. Психолог может сделать, по крайней мере, два вывода из наблюдений: 1) какие черты, еще им неизвестные, называют дети в своих товарищей 2) кто и кому передает мяч, случайно ли это, что за этим может скрываться. 8. Методика «Волшебный стул» (ВАРИАНТ «ВОЛШЕБНЫЙ ЛУЧ») Цель: развивать у школьников интерес к другому человеку; способствовать формированию достоинства как черты личности. Форма: групповая деятельность, которая сочетает ценностно-ориентационную и игровую составляющие. На «волшебный стул» приглашается один из участников игры, как только он садится, «освещаются» и становятся явными все его достоинства. Дается установка: называть исключительно положительные стороны ребенка, без указания отрицательных. Ученики как раз смотрят друг на друга. Надо проводить игру до тех пор, пока каждый ребенок не пройдет момент подъема.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.86.160 (0.008 с.) |