Влияние идей С. Кьеркегора и взаимодействие с ними 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние идей С. Кьеркегора и взаимодействие с ними



Анализируя романы норвежского автора, необходимо прибегнуть к идеям еще одного философа, оказавшего в то время значительное влияние на многих представителей европейской литературы – Сёрена Кьеркегора, обращение к которому поможет глубже рассмотреть главных героев произведений писателя. Для творчества Гарборга многие идеи датского философа оказались показательны, но с особой силой писатель воспринял учение Кьеркегора о трех стадиях человеческого существования, прошедшее сквозь работы Гарборга красной нитью.

Вальборг Эриксен в своей книге «Влияние С.Кьеркегора на норвежскую культурную жизнь»[24] утверждает, что Кьеркегор получил особую популярность в конце 19 века за счет усиления в те годы влияния субъективности. Это качество, наравне с набирающим силу индивидуализмом и интересом к метафизике, было сильно, несмотря на естественную потребность общества в объективности. «Не было сомнений, что идеи Кьеркегора витали в воздухе – негативное, агностическое настроение, которое было первым шагом к позитивизму, противопоставлялось у него эстетике, а пессимизм становился верой и подсказкой в жизни»[25].

Учение Кьеркегора о стадиях приводится в работе «Или—или», где автор говорит о существовании эстетического и этического пути человеческой жизни. Каждый индивид в состоянии самостоятельно выбрать, по какому из путей ему пойти, причем, совершая выбор, необходимо взять на себя всю ответственность за него, ибо он определит все дальнейшее существование человека.

Эстетик понимает, что существует выбор, он знает, что нет необходимости следовать за остальными, а есть возможность самостоятельно определить свой путь. Его выбор – жизнь, наполненная наслаждениями, гедонистическое существование без мыслей о чувстве ответственности, долга, нравственного выбора. Такой человек живет мгновением и стремится к максимальному удовлетворению своего тела. Его жизнь при этом может быть противоречивой, без уверенности и стабильности, удовольствие в любой момент может отказать ему, тогда главное утешение его жизни будет потеряно.

Мировоззрение эстетика ориентировано на мир снаружи, соответственно, довольно безынициативно, ему недостает свободы. Полагаясь полностью на факторы извне, оно основано на неподконтрольных его волеизъявлению позициях – материальном успехе, мнении окружающих, практически полностью подчиняется обстоятельствам. Такое сознание полагается в основном на случай. Попробовав поразмыслить о собственном существовании, эстетик непременно придет к выводу о бессмысленности своей жизни, а такое осознание сможет без труда вогнать его в отчаяние.

Рассматривая героев Гарборга, можно заметить, что Даниэль Браут из «Крестьян-студентов» с самого детства стремился к подобной жизни. Поняв сложность физического труда, он попытался сделать все возможное, чтобы избавить свою жизнь от тягот работы, а доход получать от придумывания различных умных мыслей. Обучение в университете не изменило его стремлений, он отказался от развития в пользу развлечений и удовлетворения довольно примитивных потребностей.

Всей его жизнью руководили посторонние, он целиком отдался на волю случая, не считая необходимым сделать что-либо самостоятельно. Подойдя к решающему моменту своей жизни, выбору дальнейшего пути, он сознательно отказался от духовного развития, выбрав спокойную и прямую дорогу, пойдя при этом на сделку с совестью. Однако нельзя отнять у Даниэля понимания совершаемых им поступков и осознания отчаяния от совершения последнего выбора.

В качестве альтернативы эстетическому идеалу Кьеркегор предлагает этический стиль жизни. Причем переход от одной системы к другой возможен через отчаяние и отказ от дальнейшей бесцельности своей жизни: когда поступками человека начинает управлять не только разум, но и осознание ответственности и долга, когда нравственность приобретает особое значение. Переход от отчаяния на новую стадию возможен в том случае, если поступками и действиями человека руководит чувство долга.

Этик не чувствует пустоту и бессмысленность своего существования, осознание выполняемого им долга делает его жизнь осмысленной и наполненной, а развитое нравственное чувство не позволяет совершать дурных поступков. Причем эта стадия не означает абсолютного отказа от эстетической составляющей, так, например, этик тоже живет с женщиной, но главное для него в этих отношениях – любовь и верность.

В этой стадии индивидуальность человека достигает абсолюта, самоопределение и самопознание становятся главной задачей. Этик создает самого себя посредством собственного выбора, лишь в этой ситуации самосозидание превращается для него в определенную цель существования. Человек-эстет принимает себя таким, какой он есть, без желания и осознания необходимых изменений, для этика же важно познать способности и возможности своего «я» и преобразиться в соответствии с сознательным выбором. Его желание – не принимать на веру найденное в себе, а направить свои возможности на саморазвитие.

Принципиальным отличием эстетической и этической стадии является отношение к окружающей действительности. Если взгляд эстетика направлен во внешний мир, то этик старается заглянуть в мир внутренний. Его цель – всеми возможными способами приблизиться к идеалу. Благодаря самопознанию, он находит в себе недостатки, и раз за разом исправляя их, достигает желания выйти за пределы самого себя, достигнуть высшей жизни. Он не подвластен случайности, свое бессознательное он стремится вывести на чистую воду.

К человеку этической категории сознания следует отнести Габриэля Грама, главного героя «Усталых». Он постоянно проверяет себя на прочность, пытаясь найти скрытые мотивы и побуждения. Его дневник – попытка разобраться в своих эмоциях и поступках – также говорит об этом. Отказавшись от внешних факторов, он посвящает себя попытке разобраться в вопросах нравственности и морали, дойти до сути человеческого сознания. В этом контексте его приход к Богу становится еще одной возможностью разобраться в происходящем, последствием кризиса и отчаяния, к которому приводит и этический путь.

В какой-то момент своей жизни и этик может прийти к пониманию того, что и этический и эстетический образ жизни ограничен. Испытав отчаяние, он может выйти на следующий, наивысший уровень существования, в этом случае может произойти прорыв на духовную стадию, где жизнью человека руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму. Человек, достигнувший религиозной стадии, понимает, что он не совершенен. Он знает, что он грешен и нуждается в Боге, в неком Абсолюте, которому теперь посвящает свою жизнь.

Эта стадия отличается тем, что экзистенциальная вовлеченность распространяется здесь на веру не только в абстрактного, но именно в живого Бога. Вера эта – не предмет объективного знания, не то, что можно постичь посредством разума, это не результат интеллектуальной работы. Религиозный человек открывает для себя принципиально новое и уникальное отношение к жизни, к самому себе и миру вокруг.

По Кьеркегору, религиозное есть диалектическое сочетание эстетического и этического, объединение внутренней и внешней жизни. Это синтез достоверности и недостоверности, необходимый для прыжка веры, находящегося по ту сторону всякой достоверности. Размышляя о понятии веры в книге «Страх и трепет», Кьеркегор приходит к выводу, что это – последний субъективный акт, что вера эта – полностью иррациональная, своеобразный переход на сторону всех возможных рациональных доказательств. Такая вера не имеет ничего общего с этическим или нравственным поведением.

Этическая стадия с категориями самосозидания и ответственности выбора не может полностью вобрать в себя прыжок веры, поскольку неподвластна пониманию разумом. Высшая иррациональность, необходимая для этого, находится за пределами этического сознания, которое предполагает исключительно рациональное поведение. К квинтэссенции всего этического приведет человека сама вера, поскольку высшее – и есть вершина этического. Кьеркегор же связывает этическую стадию с социальным аспектом религии, тогда как религиозная стадия требует «преодоления этического теологическим». Для достижения более глубоких целей следует отбросить и превзойти этические стандарты.

В творчестве Гарборга выразителем последней стадии стал герой романа «Мир» Энок Хове. Можно сказать, что за период своей жизни он успел прочувствовать все способы бытия – от материально-накопительской жизни зажиточного крестьянина до истинно религиозной личности, познавшей Абсолют. Но Гарборг не позволяет ему закончить жизнь в гармонии с собой и обрести так необходимый герою душевный мир.

Испытывая тревожный страх перед грехом и перед Ничто своей жизни, человек оказывается на грани выбора: жить в вере и доверии Богу или остаться во грехе. Испробовав на себе эйфорию от общения с Всевышним, Энок решает навсегда избавить себя и своих близких от прикосновения к греху. Но способ, который он выбирает для достижения этой цели, - субъективная вера с полным отказом от церкви и признанием ее полной некомпетентности, становится мучением для разума и тела не только самого Энока, но и его семьи, и источником непонимания со стороны окружающих.

Вера Энока подводит под основополагающую категорию религиозного учения Кьеркегора – категорию парадокса. Абсолютная несоизмеримость человеческого и божественного побуждает человека к мышлению парадоксами, которые с точки зрения обыденной логики абсурдны. Парадоксальные измышления Энока встречают резкое неприятие со стороны окружающих, достигнув этого кьеркегоровского религиозного пласта, герой не находит умиротворения и страшится достигнутой им высоты.

Пытаясь осуществить абсолютный долг перед Богом, по сравнению с которым этическое сводится к относительному, Энок переносится в категорию «единичного индивида», который стоит выше всеобщего, т.е. моральных норм социума.

В «Страхе и трепете» Кьеркегор дискутирует с тезисом о том, что представления человека о нравственности основаны и предопределены традициями и нормами современного ему общества. Приводя в качестве примера библейского Авраама, он показывает, что подлинно верующий человек высшей нормой для себя определяет не правила и обычаи современников, а указ высшего порядка. Причем несмотря на то, что общество, состоящее из этиков и эстетиков, воспринимает такую веру как нечто абсурдное, совершенно не вяжущееся с их представлениями о морали. Таким нелогичным поступком в глазах окружающих становится устройство Эноком в своей усадьбе приюта для блуждающих цыган, попытка их исправления. Кьеркегор противопоставляет «рыцаря веры» «трагическому герою», который, в конечном счете, не выходит из рамок этического, хотя бы в его действиях, на поверхностный взгляд, и было нечто подобное поступку Авраама.

Самоубийством героя, его полной неспособностью удержаться на высшей точке, Гарборг показал невозможность достижения в реальной жизни теоретических категорий Кьеркегора, их неприспособленности к действительности.

Рассмотрение романов Гарборга через призму философии Кьеркегора позволяет увидеть постепенное психологическое развитие персонажей и выявить развитие методов философских идей самого писателя. В своих произведениях Гарборг изобразил постепенный переход от одной стадии человеческого существования к другой, показав идейную эволюцию своих героев.


 

Заключение

Литература Норвегии второй половины 19 века представляет собой сплав различных литературных течений и стилей. Внутригосударственные политические изменения начала века вызвали среди интеллигенции Норвегии живой интерес к европейским литераторам и мыслителям, что отразилось на заметном влиянии последних. Творчество Арне Гарборга стало отражением социальных и философских проблем современности, впитав все актуальные проблемы и идеи, на основе и в споре с которыми писатель сформировал свое собственное видение литературы.

Цель представленной работы заключалась в том, чтобы проследить эволюцию идейной и философской составляющей романов норвежского писателя.

Для достижения поставленной цели был поставлен ряд задач, решение которых привело к следующим выводам:

· Анализ социальной и политической ситуации Норвегии второй половины 19 века показал изменения в самосознании общества, начало консолидации деревни и города, подъем национального движения. Все эти изменения способствовали слому старых устоев, породив в сознании общества неустойчивость переходного периода от одной системы ценностей к другой.

· Рассмотрение литературной ситуации Норвегии второй половины 19 века показало мозаичность картины литературной жизни, открытость границ различных художественных систем, множественность влияний и традиций. К упрочившему свою роль реализму добавились новые течения, такие как неоромантизм, натурализм и декаданс, характерные для литературы переходного периода

· Исследование философских систем, преобладавших в Норвегии того времени, показало особое влияние идей Ницше и Кьеркегора, их теорий о человеке и божественном. Интерес именно к этим философам объясняется сломом прежней системы и поисками обществом нового смысла существования.

· Анализ первого романа Гарборга «Крестьяне-студенты» показал преобладание социальной тематики, постановку и поиск решений актуальных вопросов современного норвежского общества. Мы видим господство натуралистического стиля и уже здесь – зарождение религиозной темы.

· Изучение романа «Мужчины» показало расширение авторских границ и масштабов письма Гарборга. Обозначить и выявить основные проблемы современности автор решает с помощью показа различных слоев населения, отказ от единственного главного героя говорит о желании автора показать срез общества и сравнить проблемы, затрагивающие каждую из категорий граждан.

· Рассмотрение тематической составляющей романа «Усталые» и стиля письма позволяют говорить о том, что роман стал переломным в творчестве автора. Отказавшись от обсуждения и выявления социальных и политических противоречий общества напрямую, писатель углубился в психологию своего персонажа, попытавшись раскрыть его подсознательные мотивы. Рассмотрение романа в сопоставлении с философией Ф. Ницше позволило открыть дополнительные смыслы и лучше разобраться в обозначенных.

· Анализ последнего романа Гарборга «Мир» показал, что автор полностью отступил от позиционировавшихся им ранее течений и стилей, создав на их основе собственную индивидуальную версию литературного письма. Тематический и идейный анализ произведения показал дискуссию автора с теориями мыслителей, с помощью которых Гарборг пытался разобраться в философских теориях и применить их к реальной жизни.

На основе представленного решения поставленных задач можно сказать, что заявленная цель работы достигнута.

Подводя итог исследования, касающегося преобразований, происходящих в творчестве норвежского писателя Арне Гарборга, нами был сделан вывод о том, что постепенные изменения, происходящие с романами Гарборга, их эволюция, отход от актуальных течений и выработка собственного стиля, –результат не только экономических и политических изменений в окружающем мире, но и глубоких преобразований в сознании самого писателя, его философских измышлений, поисков и ответов.

Это развитие, в первую очередь, происходящее с сознанием автора на основе впитанных им философских концепций и развитием собственных представлений на их основе. Роман за романом он описывает, будто, одного и того же героя, но в различных не только возрастных категориях, но и в индифферентных психологических состояниях. Этот человек разочаровывается в одной ипостаси и пробует себя в другой, раз за разом глубже узнавая себя, познавая окружающий мир и постоянно спотыкаясь о непознаваемость того и другого.


 

Библиография

1. Гарборг Арне, Собрание сочинений; Под ред. Я. Сегал. Т. 1-7. - Москва: В.М. Саблин, 1911-1912.

2. Гарборг Арне «Мир», перевод с норв. А. Сельницин, Москва, Импэто, 2006

3. Джерело, Ковалева Т.В. и др. «История зарубежной литературы (Вторая половина ХIX - начало ХХ века)». Леонова Е.А. «Литература скандинавских стран (Конец ХIX - начало ХХ века)», Минск, Завигар, 1997

4. Неустроев В.П. «Литература скандинавских стран (1870-1970)» учебное пособие для филологических факультетов. М., Высшая школа, 1980

5. Татаринов А.В. «Дионис и декаданс: поэтика депрессивного сознания» (субъективная монография), Краснодар, ZARLIT, 2010

6. Трыков В.П. «История зарубежной литературы рубежа XIX-XX веков», учебное пособие, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, Москва, 2002

7. Справочное издание «Триумф в Германии. Писатель Арне Гарборг», Москва, Импэто, 2002

8. NORskrift. Tidsskrift for nordisk språk og litteratur. Institutt for nordistikk og litteraturvitenskap, Oslo, 2001

9. «Å lese Garborg i dag», artiklar, H. Aschehoug & Co. (W. Nygaard), Oslo, 1981

10. Buvik Per «Trætte Mænd, Garborg og dekadansen», H. Aschehoug & Co. (W. Nygaard), Oslo, 1991

11. Erichsen Valborg «Søren Kierkegaards betydning for norsk aandsliv», Aschehoug, 1923

12. Garborg Arne, «Tankar og utsyn», Bd. I-II. Aschehoug, Oslo, 1950

13. Obrestad Tor «Arne Garborg. Ein biografi», Gyldendal norsk forlag, Oslo, 1991

14. Obrestad Tor «Om Fred og nihil» Nordahls Trykkeri, Oslo, 1994

15. Sjåvik Jan «Arne Garborg. Kristiania-romaner», Aschehoug, Oslo, 1985

16. Skarstein Dag «Gabriel Grams bekjennelse i lys av Arne Garborgs naturalisme i Trætte Mænd», Bergen, D. Skarstein, 2001

17. Thesen Rolv «Ein diktar og hans strid» H. Aschehoug & Co. (W. Nygaard), Oslo, 1991

18. Thorn Finn «Arne Garborg og kristendommen», H. Aschehoug & Co. (W. Nygaard), Oslo, 1972

19. Wiehr Josef «Arne Garborg», Scandinavian Studies and Notes Volume 5, 1919

20. Åmlid Ånund «Arne Garborg. Svein og meister», J.W. Cappelens forlag, Oslo, 1938

 


[1] Skarstein Dag «Gabriel Grams bekjennelse i lys av Arne Garborgs naturalisme i Trætte Mænd», Bergen, D. Skarstein, 2001

[2] Предисловие к изданию романа «Усталые», Buvik Per «Trætte Mænd, Garborg og dekadansen», H. Aschehoug & Co. (W. Nygaard), Oslo, 1991

[3] Сборник статей «Å lese Garborg i dag», H. Aschehoug & Co. (W. Nygaard), Oslo, 1981

[4] Неустроев В.П. «Литература скандинавских стран (1870-1970)» учебное пособие для филологических факультетов. М., Высшая школа, 1980

[5] Татаринов А.В. «Дионис и декаданс: поэтика депрессивного сознания» (субъективная монография), Краснодар, ZARLIT, 2010

[6] Е.А. Леонова «Литература скандинавских стран (Конец ХIX - начало ХХ века)»,

Джерело: Ковалева Т.В. и др. «История зарубежной литературы (Вторая половина ХIX - начало ХХ века)». Минск: Завигар, 1997

[7] Глава «Naturalisme, impresjonisme og ny-idealisme», Skarstein Dag «Gabriel Grams bekjennelse i lys av Arne Garborgs naturalisme i Trætte Mænd», Bergen, D. Skarstein, 2001

[8] Брандес Г. Собр. соч. 2-е изд., т, 1—20. Спб., 1906—1914, т. 1

[9] Гарборг Арне, Собрание сочинений; Под ред. Я. Сегал. Т. 1-7. - Москва: В.М. Саблин, 1911-1912. - 7 т., Мужчины / Пер. с нар. норв. диалекта (Landsmaal) Я. Сегал. - 1911

[10] Там же

[11] Там же

[12] Там же

[13] Справочное издание «Триумф в Германии. Писатель Арне Гарборг», Москва, Импэто, 2002

[14] Thesen Rolv «Ein diktar og hans strid», H. Aschehoug & Co (W. Nygaard), Oslo, 1991

[15] Garborg Arne, «Tankar og utsyn», Bd. I-II. Aschehoug, Oslo, 1950

[16] Beyer Harald «Nietzsche og Norden», Årbok, Universitetet i Bergen, Bergen, 1958

[17] Гарборг Арне, Собрание сочинений под ред. Я. Сегал. Т. 1-7. - Москва: В.М. Саблин, 1911-1912. - 7 т.; 19, Усталые / Пер. В. Рудиной. - 1911

[18] Ницше Фридрих «Рождение трагедии из духа музыки», любое издание

[19] Там же

[20] Гарборг Арне, Собрание сочинений под ред. Я. Сегал. Т. 1-7. - Москва: В.М. Саблин, 1911-1912. - 7 т.; 19, Усталые / Пер. В. Рудиной. - 1911

[21] Камю Альбер «Миф о Сизифе», любое издание

[22] Thesen Rolv «Ein diktar og hans strid» H. Aschehoug & Co. (W. Nygaard),Oslo, 1991

[23] Beyer Harald «Søren Kierkegaard og Norge», H. Aschehoug & Co. (W. Nygaard) Kristiania, 1914

[24] Erichsen Valborg «Søren Kierkegaards betydning for norsk aandsliv», Aschehoug, 1923

[25] Там же



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.043 с.)