Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диалог с Ф. Ницше, переработка идей декадансаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Идеи Ницше, популярные в 19 веке в Европе, затронули и норвежское общество, живо отреагировавшее на них. Именно в «Усталых» Гарборг выразил свое отношение к идеям и мыслям философа. Рольф Тесен[14], изучая Гарборга, делает акцент на философских и научных направлениях, характерных для писателя после его знакомства с интеллектуальной жизнью Христиании. Позитивизм Августа Конта, теория Чарльза Дарвина, мысли о задачах литературы Брандеса и натурализм Эмиля Золя оказали на Гарборга определенное влияние, но ни один из этих мыслителей не смог создать основу для позитивного мировоззрения. А это было особенно актуально, поскольку в конце 1880-х Гарборг боролся с пессимизмом как сам, так и в качестве выразителя современности. Тесен подчеркивает необходимость для Гарборга в человеке, который бы смог обеспечить его необходимым оптимизмом и жизненными силами. Для Гарборга этим человеком стал Ницше. Мыслитель стал для писателя своего рода идеальным человеком, и «Усталые» в значительной степени были написаны под воздействием Ницше. Тем не менее, нельзя сказать, что Гарборг был верным последователем ницшеанских идей, особенно что касается теории о сверхчеловеке. В статье 1896 года о Ницше он писал: «Что есть сверхчеловек? Самоидеализация. Аполлоническое искусство, которое позволит достигнуть света и примирения» [15]. По свидетельствам исследователей Гарборга, он оставался демократом, несмотря на то, что с годами Ницше занимал его все больше. С Ницше его связывало наличие смысла жизни, которое для немецкого философа было моральным требованием. Гарольд Байер в своем исследовании о влиянии Ницше на скандинавскую литературу отмечает также[16], что и форма и содержание «Усталых» являются результатом влияния мыслей Ницше. С влиянием ницшеанства связано как основное настроение романа, так и мотивы декаданса, пронизывающие роман. Декаданс эстетизирует темное, такой взгляд на мир, который предусматривает непреходящее и неотторжимое присутствие мотива и образа смерти, постоянно сохраняющего значимое место в сознании автора, героя и читателя. Архетипом человека декаданса становится сверхчеловек, созданный Ницше. Рассмотрим и другие встречаемые в романе мотивы, относящиеся к декаденству. Внешние события произведения отходят здесь на задний план, уступая место сюжету, созданному трансформированным сознанием. Развитие и изменение героя также уходят с переднего плана, акцент падает на детальное представление тяжелого состояния и объемное описание кризисного положения персонажа. Вместо динамичных диалогов, обеспечивающих разнородность психологических типажей, мы находим доминирующую общую речь, единый стиль сознания, воплощенный в монологическом взаимодействии с миром. Особенно ярко это отражает дневниковое повествование книги, где все происходящее извне преподносится как бы невзначай, а самые главные изменения совершаются в сознании героя. Поскольку межчеловеческие связи оказываются здесь вторичны, то оппонент конфликта героя – не определенная личность, герой беседует и спорит с бытием, не признавая при этом рациональную сущность мира и мелочность бытовых конфликтов. Одинокая душа болезненна и герметична, в рамках романа она не может найти какой-либо альтернативы. Изначальная фатальная предрасположенность к исходу из реальности и существующего мира позволяет смотреть на все отстраненно и с некоторой надменностью. Герой декаданса обращает внимание лишь на отрицательные, с точки зрения обычного человека, позиции. На подсознательном уровне он выделяет лишь нисхождения, его привлекают только маргинальные ситуации, двусмысленность и обреченность, все, что выходит из обозначения социального стандарта. Он не бежит состояния депрессии, он ищет его. Для него понятие Апокалипсиса – не образ христианского учения в виде праведного суда – это всеобреченность, где пустота – абсолютно нормальна и лишь временно скрыта образами иллюзий. Габриэль Грам обладает, как герой декаданса, чуткой способностью выбирать между здоровьем и болезнью непременно второе, отказывая себе в лечении и помощи ради продления боли как душевной, так и физической, ради сгорания и уничтожения, в котором обретается нечто близкое и знакомое. Естественное состояние – отчаяние, он отказывает себе от веры во что бы то ни было – в любовь, дружбу, счастливое будущее, возможность выхода из тупика и забвения. «Я предпочитаю чувствовать себя дурно (если только это не физическая боль). Чувствовать себя плохо – тоска, лишения, горе и страдания – это именно и есть жизнь. Это напрягает нервы, наполняет время, держит в ходу душевную машину…»[17]. На пути к ницшеанскому сверхчеловеку, он благословляет жизнь в наиболее экстремальных её проявлениях. Но он бежит от этой возможности, в страхе неприятия он отвергает возложенную на него возможность и, не желая рисковать, выбирает жизнь. Мотивы декаданса в «Усталых» тесно переплетаются с ницшеанскими идеями. Так, в своих работах Ницше обращается к образу Диониса[18], представляя того в качестве архетипа становления стихийной, иррациональной личности. Для философа Дионис выступает в образе трагедии, это героическое усилие человека, который обречен на конечную индивидуальность, на воплощение бессмертной воли, преодолев конечность телесного существования. Но Дионис – не только воплощение страсти и дерзости, это в значительной степени и состояние апатии, разочарованности, интеллектуального похмелья после чрезвычайного избытка испытанных страстей. Это еще и безумие, рассматриваемое, тем не менее, в качестве высшей формы рассудка, но и преступление, непременно ощущаемое человеком, осознающим, что он переходит границу не только принятого обществом, но и законами жизни. Это есть вызов закону, стоящему на страже принципов здоровой жизни, цель которой – нести продолжение, а потому и поддерживать себя в бодрость и долголетие. Но герой декаданса выбирает путь отступления от нормы, это путь, на который потенциальные долгожители не ступают. Декаданс – пространство сознания, в котором этот вопрос провоцирует рассуждения и конфликты, без особой надежды на скорое разрешение, на обнаружение однозначного ответа и снятие проблем. Пространство декаданса не допускает ни твердой религиозной позиции, ни спокойной сознательной веры. У героев нет возможности и способности действительной веры, согласия с догматами и традициями духовной системы. Но нет здесь и уверенного и безоговорочного атеизма, который бы исключал метафизические сомнения и предчувствия. Подсознательное стремление верить, обрести твердую и уверенную почву сочетается здесь с невозможностью сделать этот шаг, безотчетным сохранением беспочвенности как платформы свободы, не приносящей счастья: «Я должен создать себе Бога…Мне необходим Бог, поэтому я создаю его»[19]. Но приход к вере, как произошло с героем «Усталых», возможен: только с усилением всех трагических подтекстов, с несением черного флага, с мыслями о погибших и погибающих, которым никак не спастись в мире постоянных провокаций и искушений. Приход к религии как попытке спасения, причем с полным изначальным осознанием того, что спастись и укрыться под колпаком веры будет невозможно: «И вот священник и атеист дружески гуляют вместе», чтобы попытаться в спорах найти истину или какое-то ей подобие, чтобы найти успокоение и опять же, самое главное, забыть и забыться» [20]. Со временем герой теряет веру в силу своих записей, как источника нахождения истины о себе, он не находит необходимых связей ни в жизни, ни в текстах. Когда пропадает вера в собственный текст, когда исчезает вера в дневник, а потребность в поиске остается прежней, Грам начинает мечтать о настоящей исповеди. Искупление становится подтверждением разрыва с самим собой, со своим прошлым. Самоспасение в то же время становится самоуничтожением. Парадокс христианской традиции состоит в том, что покаяние является средством достижения разрыва с прошлым. Чтобы найти правду о себе, необходимо отвергнуть свое «я». Но важно помнить, что сам Ницше под декадансом понимает христианскую религию, не уставая винить ее в забвении телесных наслаждений, воли как к духовному, так и к физическому созиданию, его нападки касаются замены идеала ощущаемого земного счастья метафизическими абстракциями, иллюзией потусторонней, загробной, лишь обещанной жизни. Говоря о принятии Грамом религии, стоит обратиться к такому важному аспекту философии 20 века, как абсурдность – в этой категории понять приход Грама в церковь будет очевиднее. Оставив попытки разобраться в устройстве мира, осознав его нелогичность и непоследовательность, Грам приходит к пониманию абсурдности существования. Столкновение с таким мощным показателем, по теории Камю[21], ставит человека перед выбором: самоубийство, прыжок веры или принятие. Габриэль Грам отчаявшись окончательно, оказавшись один на один с пустотой, не переходит на религиозную стадию, но совершает прыжок веры – в отрицание абсурдности и правды Вселенной, ее бессмысленности, обращаясь взамен к комфорту и спокойствию догматического учения для примирения с собственным абсурдным существованием. Совершая этот прыжок, в соответствии с теорией Камю, индивид спасается от безумия благодаря своей субъективной духовности, связанной с Богом. В то же время это своеобразный отказ от знания и познания, от результатов работы разума. По Ницше, духовный бунт необходим и даже целителен, поскольку заполняет внутренний мир человека несравнимыми ни с чем мгновениями битвы. И хотя битва и не принесет земного счастья, но позволит появиться сверхчеловеку – как раз в тот момент, когда все каноны будут отвергнуты, а человек останется наедине со своей свободой. В жизни Габриэля Грама тоже была такая битва, но он не позволил себе одержать в ней победу и приблизиться к состоянию ницшеанского сверхчеловека, отказавшись от свержения канонов и обретения безграничной свободы. Единственное, чем он поступился – своими прежними верованиями, но не сделав шаг вперед, он отступил далеко назад. Мир Ницше, как и религиозный, претендует на всего человека, на целостный захват и полное подчинение души, которой следует переродиться, чтобы приобщить себя полностью новой правде. Следуя логике Ницше, только отрицание европейской религии спасет личность от декаданса, вырождающего душу, боящуюся своей воли к жизни и своего тела – его желания и страсти существовать вне законов морали и навязанных аскетических принципов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.96 (0.007 с.) |