Влияние современных течений на творчество Гарборга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние современных течений на творчество Гарборга



Для норвежской литературы второй половины 19 века характерны проявления переходности литературного процесса, выражающиеся в мозаичности картины литературной жизни, открытости границ различных художественных систем, множественности традиций. Влияние европейских веяний отразилось, в первую очередь, на упрочении роли реализма с проникновением в него различных течений, одним из которых стал натурализм. Обозначенный биологическим детерминизмом, концепцией среды и теорией наследственности, натурализм в литературе пошел рука об руку с общественной дискуссией о нем.

Особенно яркие черты натурализма прослеживаются в ранних романах Гарборга – «Крестьяне-студенты» и «Мужчины». Изображая жизнь в детальных и зачастую нелестных проявлениях, автор показывает убожество нравов и социума в общем. Даг Скарштайн в своей работе приводит следующее признание Гарборга об увлечении этой школой: «Я считаю себя автором-натуралистом, но у меня есть собственная концепция натурализма, которая – согласно тому, что я знаю об этом – не похожа на концепцию Золя»[7]. Это отличие можно объяснить тем, что в своем следовании натурализму писатель не был последователен и не стремился к необходимости писать в соответствии с законами этой школы. Для Гарборга это течение выражает, скорее, натуралистические исследования природных возможностей человека и общества, но не физическими и медицинскими, а литературными методами.

Для Гарборга натурализм становится логическим продолжением усилий века, всех созданных мыслей и научных открытий, подходящим, как и наука, предельно близко к природе и жизни. Для ранних воззрений писателя это литературное направление становится отражением актуальности и выражением социальных проблем и задач. Это не дань моде, не следование потребам публики, это живая и важная составляющая настоящего. Поэтому он признает, что все литературные творения должны находиться в живой связи со своим временем, в настоящий момент – веком Дарвина.

По собственным утверждениям, Гарборг стремился осознать и признать натурализм, но исследователи его дневников говорят, что со временем это стремление сокращалось и свелось в итоге на нет. Писатель довольно долго продолжал настаивать на объяснении натуралистической составляющей в своих ранних литературных произведениях, хотя в реальности и его письма и литературная работа показывали изменяющееся отношение к этому литературному направлению.

Начавшись в «Крестьянах-студентах» описаниями голода и бедности, проявившись с особенной силой в «Мужчинах», уже к «Усталым» натурализм Гарборга практически полностью теряет свою силу, трансформируясь в декаданс. Отход от него можно связать с желанием Гарборга найти для своих героев и личности в общем выход из мрака, в который загнал их век, спасти человека пессимизма. Не удовлетворившись поисками смысла в природе человека и науке, Гарборг идет дальше. Отыскав в человеке натурализма волю к жизни, которая не может быть понята и осознана посредством знания, он пытается испробовать иные пути поиска, поэтому оставаться далее в лоне натурализма не видит смысла.

 


 

Роман «Крестьяне-студенты» в свете натурализма

Важное место в наследии Гарборга заняло социальное произведение «Крестьяне-студенты» 1883 года, своего рода воспитательный роман, показывающий подготовку молодого человека к жизни. Реалистическая основа ранних романов Гарборга связана с широкой картиной нравов, тех социальных сил, к которым писатель был особенно близок. Действие романа отнесено к 70-м годам 19 века, к условиям ломки старых общественных отношений, которые начинают захватывать и норвежскую сельскую жизнь. По словам Г. Брандеса, «...это глубокая, серьезная книга о бедности в Норвегии, ее причинах, характере и последствиях... Крестьянин-собственник... в настоящее время близок к тому, чтобы обратиться в миф. Настоящий крестьянин — это тот, чья усадьба заложена в поземельном банке; он уже не владеет той землей, на которой сидит, а работает, как раб, для банка, т. е. для капиталиста»[8].

Тема голода и образ молодого интеллигента, страдающего от нужды в негостеприимной Христиании, - одна из важных в ранних произведениях Гарборга. После выхода романа «Крестьяне-студенты» Гарборг заслужил всеобщее читательское признание. В период работы над романом Гарборг еще оставался достаточно радикальным в своих социальных и политических взглядах. Тем не менее, писатель надеялся своим творчеством внести вклад в дело искоренения социального неравенства.

Роману «Крестьяне-студенты», написанному в целом в реалистической манере, в достаточной степени свойственно влияние натурализма. При социальной обусловленности характеров и, как определял Г. Брандес, «интенсивности» обобщений, Гарборг преувеличивает значение физиологических факторов, порой слишком абсолютизирует «беспросветность» и «дикость» деревенского существования.

Главный персонаж романа Даниэль Браут рос в тяжелых жизненных обстоятельствах. Получив шанс вырваться из крестьянской среды, он все свои силы вкладывает в учебу, мечтая стать священником. Но на пути к тому, что он считал для себя идеальной жизнью, он изменяет самому себе и своему окружению. Противоречия между мечтой и действительностью оказывают разрушительное влияние на личность героя. В своем первом крупном произведении автор размышляет над острыми социальными и культурно-историческими проблемами.

В «Крестьянах-студентах» заметна и популярная в те годы идея возрождени­я народного норвежского сознания через крестьянский дух – заметив в Даниэле тягу к знаниям, капеллан хочет взрастить в смышленом­ мальчике с божьей помощью такого человека, который бы поднял Норвегию с колен и освободил навсегда от гнета соседних государств. Показаны здесь и существовавшие в те годы политические группировки недовольной молодежи, желающие изменить власть у руля. Вводя главного героя в их число, Гарборг со всей тщательностью показывает дикую бедность и грязь этих людей, глазами Даниэля мы видим их безнравственность и опущение.

Даниэль ведет счастливую­ жизнь студента, но до тех пор, п­ока не остается без помощи своих попечителей, без единого гроша в кармане. Писатель со всей тщательностью показывает дикую ненависть и злобу героя к окружающим людям, сидящим в кафе, катящимся на извозчике, даже покупающим хлеб в магазине. По мнению Даниэля, люди, имеющие деньги, не приложили ни единого усилия для их получения, более того, они не заслуживают того, что имеют не только в силу их кажущейся бездеятельности, но и потому, что действия их так или иначе были бы глупы.

Оказавшись на краю, он готов на любое преступление, любую сделку с совестью, только сил ему уже не достает. В своем положении бедняка он винит Бога, который посмел бросить его на произвол и не поддержал в трудный момент. Но во время болезни, испугавшис­ь подступающей смерти, Даниэль анализирует свое прошлое и понимает, что жил грешно, бесцельно и безнравственно, а осознав это и пообещав за исцеление встать на праведную дорогу, вновь попадает под покровительство Бога.

Нельзя сказать, что Гарборг симпатизирует своему персонажу и представляет его в качестве положительного героя. Даниэль не любит трудиться, не держит слова, сам себя бесконечно обманывает и не имеет собственного мнения. Первая его осознанная самостоятельная мысль заключалась в том, что крестьяне должны трудиться физически, а не учиться, тогда как дело чиновников – управлять страной. Только такое устройство, по его мнению, способно привести страну к процветанию.

Выбирая в финале романа брак по расчету, он не только отказывается от идей своего детства, молодости и юности, но и повертевшись немного в обществе купцов, решает, что все мысли, изобретенные молодостью, блажь и глупость, и в будущем он научит вверенных ему мужиков любить работу.

Отношение автора к герою и его поведению двойственно. И это понятно, Даниель — Homo novus, интеллигент в первом поколении, которого и в городе не покидает нужда,— вызывает отчасти чувство сострадания. Однако истинного пути к освобождению от духовных оков он не находит. Слишком сильны в нем инстинкты собственника, предпочитающего любым путем «выбиться в люди». Гарборг видит и осуждает его моральное падение, но, как и его герой, сам оказывается неспособным разобраться в деятельности революционного кружка.

Уже в этом романе проявляется религиозная тематика, которую Гарборг разовьет впоследствии. Даниэль еще в детстве не понимал деятельности Бога, его предназначения, взрослые были не в силах ответить на его вопросы, поскольку сами не понимали и не вчитывались глубоко в слова Писания. Их знание о религии поверхностно, но вера глубока и устойчива. Даниэль предельно удивлен смертью своего отца, его сознание не может понять, почему всемогущий Бог позволил верному рабу своему умереть и оставить массу долгов. Более подробно тема Бога и веры будет рассмотрена Гарборгом в последующих романах «Усталые» и «Мир».

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.006 с.)