Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние современных течений на творчество ГарборгаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для норвежской литературы второй половины 19 века характерны проявления переходности литературного процесса, выражающиеся в мозаичности картины литературной жизни, открытости границ различных художественных систем, множественности традиций. Влияние европейских веяний отразилось, в первую очередь, на упрочении роли реализма с проникновением в него различных течений, одним из которых стал натурализм. Обозначенный биологическим детерминизмом, концепцией среды и теорией наследственности, натурализм в литературе пошел рука об руку с общественной дискуссией о нем. Особенно яркие черты натурализма прослеживаются в ранних романах Гарборга – «Крестьяне-студенты» и «Мужчины». Изображая жизнь в детальных и зачастую нелестных проявлениях, автор показывает убожество нравов и социума в общем. Даг Скарштайн в своей работе приводит следующее признание Гарборга об увлечении этой школой: «Я считаю себя автором-натуралистом, но у меня есть собственная концепция натурализма, которая – согласно тому, что я знаю об этом – не похожа на концепцию Золя»[7]. Это отличие можно объяснить тем, что в своем следовании натурализму писатель не был последователен и не стремился к необходимости писать в соответствии с законами этой школы. Для Гарборга это течение выражает, скорее, натуралистические исследования природных возможностей человека и общества, но не физическими и медицинскими, а литературными методами. Для Гарборга натурализм становится логическим продолжением усилий века, всех созданных мыслей и научных открытий, подходящим, как и наука, предельно близко к природе и жизни. Для ранних воззрений писателя это литературное направление становится отражением актуальности и выражением социальных проблем и задач. Это не дань моде, не следование потребам публики, это живая и важная составляющая настоящего. Поэтому он признает, что все литературные творения должны находиться в живой связи со своим временем, в настоящий момент – веком Дарвина. По собственным утверждениям, Гарборг стремился осознать и признать натурализм, но исследователи его дневников говорят, что со временем это стремление сокращалось и свелось в итоге на нет. Писатель довольно долго продолжал настаивать на объяснении натуралистической составляющей в своих ранних литературных произведениях, хотя в реальности и его письма и литературная работа показывали изменяющееся отношение к этому литературному направлению. Начавшись в «Крестьянах-студентах» описаниями голода и бедности, проявившись с особенной силой в «Мужчинах», уже к «Усталым» натурализм Гарборга практически полностью теряет свою силу, трансформируясь в декаданс. Отход от него можно связать с желанием Гарборга найти для своих героев и личности в общем выход из мрака, в который загнал их век, спасти человека пессимизма. Не удовлетворившись поисками смысла в природе человека и науке, Гарборг идет дальше. Отыскав в человеке натурализма волю к жизни, которая не может быть понята и осознана посредством знания, он пытается испробовать иные пути поиска, поэтому оставаться далее в лоне натурализма не видит смысла.
Роман «Крестьяне-студенты» в свете натурализма Важное место в наследии Гарборга заняло социальное произведение «Крестьяне-студенты» 1883 года, своего рода воспитательный роман, показывающий подготовку молодого человека к жизни. Реалистическая основа ранних романов Гарборга связана с широкой картиной нравов, тех социальных сил, к которым писатель был особенно близок. Действие романа отнесено к 70-м годам 19 века, к условиям ломки старых общественных отношений, которые начинают захватывать и норвежскую сельскую жизнь. По словам Г. Брандеса, «...это глубокая, серьезная книга о бедности в Норвегии, ее причинах, характере и последствиях... Крестьянин-собственник... в настоящее время близок к тому, чтобы обратиться в миф. Настоящий крестьянин — это тот, чья усадьба заложена в поземельном банке; он уже не владеет той землей, на которой сидит, а работает, как раб, для банка, т. е. для капиталиста»[8]. Тема голода и образ молодого интеллигента, страдающего от нужды в негостеприимной Христиании, - одна из важных в ранних произведениях Гарборга. После выхода романа «Крестьяне-студенты» Гарборг заслужил всеобщее читательское признание. В период работы над романом Гарборг еще оставался достаточно радикальным в своих социальных и политических взглядах. Тем не менее, писатель надеялся своим творчеством внести вклад в дело искоренения социального неравенства. Роману «Крестьяне-студенты», написанному в целом в реалистической манере, в достаточной степени свойственно влияние натурализма. При социальной обусловленности характеров и, как определял Г. Брандес, «интенсивности» обобщений, Гарборг преувеличивает значение физиологических факторов, порой слишком абсолютизирует «беспросветность» и «дикость» деревенского существования. Главный персонаж романа Даниэль Браут рос в тяжелых жизненных обстоятельствах. Получив шанс вырваться из крестьянской среды, он все свои силы вкладывает в учебу, мечтая стать священником. Но на пути к тому, что он считал для себя идеальной жизнью, он изменяет самому себе и своему окружению. Противоречия между мечтой и действительностью оказывают разрушительное влияние на личность героя. В своем первом крупном произведении автор размышляет над острыми социальными и культурно-историческими проблемами. В «Крестьянах-студентах» заметна и популярная в те годы идея возрождения народного норвежского сознания через крестьянский дух – заметив в Даниэле тягу к знаниям, капеллан хочет взрастить в смышленом мальчике с божьей помощью такого человека, который бы поднял Норвегию с колен и освободил навсегда от гнета соседних государств. Показаны здесь и существовавшие в те годы политические группировки недовольной молодежи, желающие изменить власть у руля. Вводя главного героя в их число, Гарборг со всей тщательностью показывает дикую бедность и грязь этих людей, глазами Даниэля мы видим их безнравственность и опущение. Даниэль ведет счастливую жизнь студента, но до тех пор, пока не остается без помощи своих попечителей, без единого гроша в кармане. Писатель со всей тщательностью показывает дикую ненависть и злобу героя к окружающим людям, сидящим в кафе, катящимся на извозчике, даже покупающим хлеб в магазине. По мнению Даниэля, люди, имеющие деньги, не приложили ни единого усилия для их получения, более того, они не заслуживают того, что имеют не только в силу их кажущейся бездеятельности, но и потому, что действия их так или иначе были бы глупы. Оказавшись на краю, он готов на любое преступление, любую сделку с совестью, только сил ему уже не достает. В своем положении бедняка он винит Бога, который посмел бросить его на произвол и не поддержал в трудный момент. Но во время болезни, испугавшись подступающей смерти, Даниэль анализирует свое прошлое и понимает, что жил грешно, бесцельно и безнравственно, а осознав это и пообещав за исцеление встать на праведную дорогу, вновь попадает под покровительство Бога. Нельзя сказать, что Гарборг симпатизирует своему персонажу и представляет его в качестве положительного героя. Даниэль не любит трудиться, не держит слова, сам себя бесконечно обманывает и не имеет собственного мнения. Первая его осознанная самостоятельная мысль заключалась в том, что крестьяне должны трудиться физически, а не учиться, тогда как дело чиновников – управлять страной. Только такое устройство, по его мнению, способно привести страну к процветанию. Выбирая в финале романа брак по расчету, он не только отказывается от идей своего детства, молодости и юности, но и повертевшись немного в обществе купцов, решает, что все мысли, изобретенные молодостью, блажь и глупость, и в будущем он научит вверенных ему мужиков любить работу. Отношение автора к герою и его поведению двойственно. И это понятно, Даниель — Homo novus, интеллигент в первом поколении, которого и в городе не покидает нужда,— вызывает отчасти чувство сострадания. Однако истинного пути к освобождению от духовных оков он не находит. Слишком сильны в нем инстинкты собственника, предпочитающего любым путем «выбиться в люди». Гарборг видит и осуждает его моральное падение, но, как и его герой, сам оказывается неспособным разобраться в деятельности революционного кружка. Уже в этом романе проявляется религиозная тематика, которую Гарборг разовьет впоследствии. Даниэль еще в детстве не понимал деятельности Бога, его предназначения, взрослые были не в силах ответить на его вопросы, поскольку сами не понимали и не вчитывались глубоко в слова Писания. Их знание о религии поверхностно, но вера глубока и устойчива. Даниэль предельно удивлен смертью своего отца, его сознание не может понять, почему всемогущий Бог позволил верному рабу своему умереть и оставить массу долгов. Более подробно тема Бога и веры будет рассмотрена Гарборгом в последующих романах «Усталые» и «Мир».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.96.17 (0.007 с.) |