Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности правового регулирования ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска

Поиск

Законодательство РФ о труде, закрепляя в ст. 114 Трудового кодекса РФ право каждого работника на основной ежегодный оплачиваемый отпуск с сохранением места работы (должности), предоставляет некоторым категориям работников право при определенных условиях и на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска (ст. 116).

Дополнительный отпуск представляет собой период времени, включающий определенное количество дней для непрерывного отдыха работника, предоставляемых в порядке компенсации или поощрения за соответствующие условия труда, исчисленных, как правило, пропорционально отработанному времени в этих условиях, в течении рабочего года и суммируемых с основным отпуском при сохранении в данный период за работником его места работы (должности) и средней заработной платы.

Дополнительные отпуска отличаются от основного отпуска по своему статусу и различаются по своей правовой природе, правовым источникам, функционально-целевому назначению и основаниям предоставления, субъектной принадлежности, продолжительности и другим признакам.

Дополнительные отпуска предоставляются по основаниям и продолжительности, установленным в Трудовом кодексе РФ, других федеральных законах, законах субъектов РФ, иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, социально-партнерских соглашениях, коллективном договоре, локальных нормативных актах, трудовом договоре, ином соглашении. Они исчисляются, как правило, пропорционально отработанному времени в соответствующих условиях в течении рабочего года, суммируются с основным ежегодным оплачиваемым отпуском и предусматриваются, как правило, графиком отпусков.

Для получения дополнительного отпуска определяющими являются условия и характер работы, а также некоторые иные обстоятельства, с которыми связывается право на его получение.

В законодательстве и практике его реализации термин «дополнительный отпуск» понимается и применяется неоднозначно.

В Трудовом Кодексе употребляется так, во-первых, в главе 19 и главе 54 в качестве одного из видов отпуска, предоставляемого для отдыха, во-вторых, в качестве свободного от работы времени, предоставляемого для образовательных целей работникам, совмещающим работу с обучением, в соответствии с главой 26 ТК РФ, в-третьих, в главе 41 ТК РФ (ст.263 и ст. 264) в качестве дополнительного отпуска по уходу за детьми. Однако, представляется, что использование законодателем термина «дополнительный отпуск» применительно к образовательному процессу и повышению квалификации подменяет другие, более правильные термины в этих случаях – учебный отпуск и творческий отпуск, и не соответствует назначению и правовому режиму дополнительного отпуска.

В случае ухода в ежегодный отпуск, который предоставляется авансом, дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных и опасных условиях труда, согласно письму Роструда от 18.03.2008 № 657-6-0125, предоставляется не полностью, а пропорционально отработанному времени в соответствующих условиях.

В результате суммирования основного и дополнительного отпуска полученное количество календарных дней и будет являться общей продолжительностью ежегодного оплачиваемого отпуска, расчет которого следует производить по правилам, установленным ст. 139 ТК РФ, Постановлением Правительства РФ № 922. Ограничений по предоставлению дополнительных отпусков законодательством не предусмотрено, ограничения предусмотрены только для ежегодного основного отпуска в соответствии со ст. 124 ТК РФ.

Дополнительные отпуска, которые предоставляются работникам для отдыха, «различаются по основаниям возникновения права на получение этих отпусков, по продолжительности, сфере применения, и другим признакам.

Статьей 120 ТК РФ установлено, что продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются (ст.120 ТК РФ).

В части 1 ст. 116 ТК РФ указано, «что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам: занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями (ст. 117 ТК РФ); имеющим особый характер работы (ст. 118 ТК РФ); работающим на условиях ненормированного рабочего дня (ст. 119 ТК РФ); работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 321 и 322 ТК РФ, ст. 14 Закона РФ №4520-1)[96].

Кроме того, в Трудовом кодексе РФ указано, что ежегодные дополнительные отпуска могут предоставляться

- работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других регионов. Дополнительный отпуск им предоставляется в порядке и на условиях, предусмотренных для лиц, постоянно работающих в указанных районах (ст. 302 ТК РФ);

- спортсменам и тренерам. Продолжительность их дополнительного отпуска устанавливается в коллективных и трудовых договорах, локальных нормативных актах, она не должна быть менее четырех календарных дней (ст. 348.10 ТК РФ);

- отдельным категориям медицинских работников. Продолжительность дополнительного отпуска в этом случае определяет Правительство РФ (ст. 350 ТК РФ). Исходя из этих норм Трудового кодекса РФ, а также анализа научных комментариев можно сделать вывод, что дополнительные ежегодные оплачиваемые отпуска подразделяются на два основных виды: 1) компенсационные отпуска; 2) поощрительные отпуска.

В свою очередь компенсационные отпуска включают в себя отпуска: 1) за вредные и опасные условия труда; 2) за особый характер работы; 3) за ненормированный рабочий день; 4) за работу в условиях Крайнего севера и приравненных к ним местностях; 5) в других случаях, предусмотренных ТК РФ и ФЗ. За вредные и опасные условия труда предоставляются отпуска работникам в следующих отраслях: работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 117 ТК) — не менее семи календарных дней[97].

Право на указанный отпуск, в частности, имеют: работники, профессии, и должности которых перечислены в Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22: горными работами; в угольной, сланцевой, горнорудной промышленности; в геологоразведочных и топографо-геодезических работах; в металлургическом производстве и металлообработке; в метизном производстве; в абразивном производстве; в электроэнергетической промышленности; добычей и переработкой торфа; в нефтяной и газовой промышленности; в химических и микробиологических производствах; металлообработкой; сварочными работами; малярными работами; в паросиловом хозяйстве; в авиационном и оборонном производстве; в электротехническом производстве; в радиотехническом и электронном производстве; в ювелирном производстве; в стекольном производстве; в фарфорово-фаянсовом производстве; строительно-монтажными и ремонтно-строительными работами; в целлюлозно-бумажном, гидролизном и лесохимическом производстве; в деревообрабатывающем производстве; в текстильной и легкой промышленности; в пищевой промышленности; в полиграфическом производстве; в транспорте; в сельском хозяйстве; в учреждениях культуры; в здравоохранении и т. д.

Так, например, правом на дополнительный оплачиваемый отпуск обладают:

- работники угольной, сланцевой промышленности и шахтного строительства[98];

- работники организаций здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, и др.[99];

- работники, которые непосредственно оказывают помощь туберкулезным больным, согласно Перечню работников, участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, - 14 календарных дней[100];

- работники, оказывающие психиатрическую помощь 30 рабочих дней[101].

За особый характер работы предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, которые определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом РФ и Минздравом РФ133. В научной литературе и в комментариях трудового законодательства неоднократно указывается на необходимость закрепления в статье 118 ТК РФ понятия особого характера работы, за который предоставляется дополнительный отпуск, и установления нормативным правовым актом перечня категорий работников, которым устанавливается этот отпуск.

В качестве основного документа по этому вопросу можно назвать постановление Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы».

Согласно данному документу, особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, должны определяться соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России и Минздравом России, а при отсутствии соответствующего федерального органа исполнительной власти – Минтрудом России. Соответствующие федеральные органы исполнительной власти должны были утвердить до 1 апреля 2003 г. нормативные правовые акты, определяющие особенности режима рабочего времени и времени отдыха таких работников. Однако поручение Правительства РФ оказалось до сих пор до конца невыполненным, поскольку многие из такого рода актов появились позднее, да и приняты они были не во всех необходимых случаях. В качестве примера таких документов можно привести приказ МЧС России от 9 августа 2006 г. № 457 «О мерах по обеспечению социальной защищенности сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, проходящих службу или работающих на космодроме «Байконур» и в г. Байконуре, и членов их семей».

Согласно данному документу, указанным в нем категориям работников предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в зоне экологического кризиса продолжительностью 7 рабочих дней.

К отпускам за особый характер труда можно отнести устанавливаемые в централизованном порядке дополнительные отпуска работникам, предоставляемые, например, за продолжительный стаж определенной работы, применяемые во многих отраслях экономики.

Анализ действующего законодательства и его научно-практических комментариев ориентирует на отнесение к лицам с особым характером работы, которым установлены дополнительные оплачиваемые отпуска, такие их категории, как: работники с многосменным режимом работы; врачи общей практики (семейные врачи) и медицинские сестры врачей общей практики (семейных врачей); плавающий состав судов рыбопромыслового флота; члены экипажей судов; спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований за участие в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций; гражданский персонал Вооруженных Сил РФ, непосредственно занятый выполнением работ по хранению, техническому обслуживанию и транспортированию химического оружия и ирритантов; граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения с определенным превышением граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы; определенные работники, находящиеся на территориях в Чеченской Республике, Республики Северная Осетия, Ингушской Республики и др.

Работникам с ненормированным рабочим днем дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется не менее трех календарных дней (ст. 119 ТК). Конкретная продолжительность этого отпуска определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ[102], в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, — органами власти субъекта РФ, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, — органами местного самоуправления

За работу в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предоставляются дополнительные ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью — 24 и 16 календарных дней соответственно (ст. 321 ТК РФ), а в остальных районах Севера, где установлены районные коэффициенты и процентная ставка к зарплате - 8 календарных дней (ст. 14 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

К другим случаям предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска относятся определенные обстоятельства, характеризующие работников и лиц иных категорий занятого населения.

Это, в частности, лица, пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС:

1) граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями аварии на ЧАЭС; инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь инвалидности с катастрофой на ЧАЭС; участникам ликвидации последствий аварии в пределах зоны отчуждения на период 1986- 1987 гг.; граждане, отдавшие костный мозг для спасения жизней людей, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС - 14 календарных дней[103];

2) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение; граждане, постоянно проживающие на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом; граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы - 7 календарных дней[104].

Дополнительный отпуск положен также работникам, профессии и должности которых не включены в список, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22, но, если они временно выполняли работы во вредных условиях труда[105].

Поощрительные дополнительные отпуска предоставляются:

- за стаж службы в качестве прокурора, научного или педагогического работника системы прокуратуры РФ — от 5 до 15 календарных дней в зависимости от продолжительности стажа службы[106];

- за стаж работы по юридической профессии для судей — от 5 до 15 рабочих дней[107];

- за выслугу лет государственным гражданским служащим РФ — один календарный день за каждый год гражданской службы[108];

- за выслугу лет муниципальным служащим — продолжительностью не более 15 календарных дней в порядке и на условиях, определяемых законами субъектов РФ[109].

Поощрительные отпуска предоставляются и в других случаях, они могут определяться в коллективных договорах и локальных нормативных актах. При формировании современного российского законодательства в научных исследованиях отпусков отмечалось, что первым из всех дополнительных отпусков был введен отпуск за работу с вредными условиями труда, который стал одним из наиболее распространенных[110].

По каждой конкретной профессии, должности установлена продолжительность дополнительного отпуска от шести до 36 рабочих дней. Такой отпуск должен быть переведен в календарные дни, ибо ТК РФ предусматривает отпуска в календарных днях. Отпуск в рабочих днях ранее предоставлялся по режиму шестидневной рабочей недели. Поэтому шесть дней отпуска в рабочих днях соответствуют семи календарным дням отпуска, т.е. к рабочим дням присоединяется один выходной день, приходящийся на каждые шесть дней работы. Следовательно, продолжительность отпуска должна составлять от семи до 42 календарных дней.

Коллективным договором или локальным нормативным актом работникам, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, может быть предусмотрен дополнительный оплачиваемый отпуск большей продолжительности.

Если работник имеет право на дополнительный отпуск в связи с вредными условиями труда по нескольким основаниям, то отпуск предоставляется по одному (наибольшему) из них, но они не суммируются.

Работники, занятые на работах с вредными условиями труда, совмещающие профессии (должности) и выполняющие свою основную работу в полном объеме, имеют право на дополнительный отпуск, независимо от того, установлен ли такой отпуск по совмещаемой работе.

Замена дополнительного отпуска денежной компенсацией не допускается (кроме случаев увольнения работника). При установлении очередности отпусков может быть предусмотрено предоставление работнику полного дополнительного отпуска до наступления у него права на этот отпуск, если основной отпуск также предоставляется авансом. Отдельным категориям работников дополнительный отпуск предоставляется не по установленному Списку, а в соответствии с иными нормативными актами.

Как отметил Верховный Суд РФ, несогласие работодателя с таким решением на основе ссылки на пункт 4 ст. 2 Европейской социальной хартии (пересмотренной), предусматривающей либо сокращение продолжительности рабочего времени, либо предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков для рабочих, занятых на работах с вредными условиями труда, не может послужить поводом к отмене решения, поскольку суд, как орган государственной власти, при установлении несоответствия норм национального законодательства нормам международных договоров обязан применять именно тот документ, который предоставляет наибольшую защиту прав работника.

В Определении от 7 февраля 2013 года № 135-О[111] Конституционный Суд РФ проанализировал нормативное содержание статьи 117 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и определил, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней должен предоставляться всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа, не предусмотренная Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, но работа в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 7 февраля 2013 г. № 135-0, отсутствие соответствующего нормативного правового акта не освобождает работодателей от обязанности по предоставлению названных компенсаций всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, но работа, которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда (или специальной оценки условий труда в настоящее время).

Таким образом, исходя из изложенного выше, все перечисленные виды компенсаций должны предоставляться работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, одновременно в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870, а также по результатам специальной оценки условий труда.

Согласно общему правилу (ст. 119 Трудового кодекса РФ), работникам с ненормированным рабочим днем продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска, определяемая коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, не может быть менее 3-х календарных дней.

Работникам с ненормированным рабочим днем в организациях с бюджетным финансированием отпуск предоставляется в порядке и на условиях, определяемых соответствующими органами власти (РФ, субъекта РФ, муниципального образования).

В федеральных государственных учреждениях отпуск работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется в порядке и на условиях, устанавливаемых централизованным путем: действует постановление Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. № 884 «Об утверждении Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в федеральных государственных учреждениях». Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется за работу в условиях не - нормированного рабочего дня отдельным работникам федеральных государственных учреждений, если эти работники при необходимости эпизодически привлекаются по распоряжению работодателя к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. При этом не имеет значения продолжительность работы в условиях ненормированного рабочего дня.

Работодатель в своем локальном нормативном акте может установить любое количество дней такого отпуска и учитывать отпускные в налоговых расходах в полном размере. Расходы на оплату отпусков за ненормированный рабочий день можно признавать в размере фактических затрат. Конечно, при условии, что режим ненормированного рабочего дня и перечень должностей работников с таким режимом предусмотрены в коллективном договоре или локальном нормативном акте, а также, если в трудовых договорах с конкретными работниками есть указание на такой режим.

В письме Минфина России от 06.02.2007 № 03-03-06/2/17 указывается, что «все случаи работы сверх нормальной продолжительности рабочего дня» должны быть «оформлены локальным нормативным актом». Когда сложно определить переработку в часах, а значит, и проблематично оплатить работнику сверхурочные, тогда переработка компенсируется дополнительным отпуском, но в локальном нормативном акте должна быть указана категория (должность) такого работника. ТК РФ не требует, чтобы такой отпуск предоставлялся пропорционально времени, фактически отработанному за пределами нормальной продолжительности рабочего дня.

Работодатели самостоятельно определяют целесообразность установления ненормированного рабочего дня для тех или иных работников. Для работников этой категории должен быть предоставлен дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого не может быть менее трех дней. Продолжительность дополнительного отпуска целесообразно фиксировать в коллективном договоре.

В судебной практике указывается, что, когда работнику установлен ненормированный рабочий день, то работа за пределами нормальной продолжительности не может рассматриваться как сверхурочная работа, поскольку сам характер работы такого работника предполагает возможность переработки, которая компенсируется не по правилам оплаты сверхурочных работ, а путем предоставления дополнительного отпуска, что предусмотрено ст. 119 ТК РФ[112].

Помимо дополнительных отпусков, установленных ТК РФ, по сути, являющихся компенсацией за определенные условия труда, действующим законодательством предусмотрены также ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, которые в научной и учебной литературе, комментариях называют отпусками поощрительного или стимулирующего характера. Они предоставляются, как уже было указано, например, за выслугу лет, длительный стаж работы в организации или в отношении конкретной профессии. Их продолжительность, условия и порядок предоставления установлены федеральными законами и иными нормативными актами.

Так, в соответствии с Законом о статусе судей дополнительный отпуск с учетом стажа работы по юридической профессии установлен судьям, в соответствии с Законом о прокуратуре - прокурорским работникам, в соответствии с Законом о государственной службе - государственным служащим. Возможно предоставление дополнительных оплачиваемых ежегодных отпусков и по другим основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

В отношении расходов, связанных с предоставлением дополнительных отпусков, в Письме ФНС России от 08.05.2014[113] сообщается, в частности, что расходы работодателя на оплату дополнительного отпуска по повышенным нормам, предусмотренным трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда, затраты на повышенную оплату труда, предусмотренную трудовым либо коллективным договором, а также компенсационные выплаты работнику за увеличенную рабочую неделю в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций в составе расходов на оплату труда. Основной проблемой в регулировании ежегодных дополнительных отпусков является многочисленность и разрозненность норм, регулирующих данный вид общественных отношений.

Следует ограничить использование в законодательстве и иных нормативных правовых актах термина «дополнительный отпуск», сохранив его только в случаях предоставления его для дополнительного отдыха и суммирования данного вида отпуска с ежегодным основным оплачиваемым отпуском, а в остальных случаях использовать обозначения соответствующих видов специальных целевых отпусков (учебных, творческих, по уходу за детьми).

Более четкой регламентации дополнительных отпусков может и должна содействовать их классификация, которая должна осуществляться с учетом категорий занятого населения, общероссийского классификатора видов экономической деятельности и классификатора правовых актов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.107 (0.015 с.)