Физическая реабилитация при забол. Ссс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическая реабилитация при забол. Ссс



Ответы Медико-биолгический блок

Физическая реабилитация при забол. ССС

Наиболее часто у детей встречаются ревматизм, пороки сер­дца, миокардит и функциональные нарушения в работе сердца.

Ревматизм

Это инфекционно-аллергическое заболевание, при котором воздействие стрептококка группы «А» вызывает изменение в коллагеновой структуре сердечно-сосудистой системы. Для за­болевания характерно длительное циклическое течение, пора­жающее сердечную мышцу. Ревматизм является основной при­чиной приобретенных пороков сердца и инвалидности в дет-

ском возрасте. Во время ревматической атаки чаще всего пора­жаются миокард, эндокард и реже — перикард. Для ревматиз­ма характерно высыпание гранулем в сердечной мышце. Если гранулемы высыпали в эндокарде, это приводит к деформации и нарушению функций клапанов сердца, клинически проявля­ясь в виде клапанного порока. Чаще всего поражается митраль­ный клапан, реже — аортальный.

Система физической реабилитации делится (для детей в активной фазе ревматизма) на 3 периода: щадящий, функцио­нальный и тренировочный, которые определяются степенью активности ревматического процесса, клиническим течением заболевания и функциональными возможностями сердечно­сосудистой системы.

Основные задачи физической реабилитации для детей в активной фазе ревматизма:

— организация двигательного режима детей;

— облегчение работы сердца путем активизации перифери­
ческого кровообращения и функции дыхания;

— воспитание правильного дыхания диафрагмального типа;

— активизация обменных процессов в миокарде;

— постепенная тренировка сердечно-сосудистой системы;

— восстановление физической работоспособности детей.
Физическая реабилитация в щадящий период проводится в фор­
ме занятия лечебной гимнастикой и утренней гигиенической
гимнастикой. В занятиях лечебной гимнастикой применяются
простые физические упражнения для малых и средних мышеч­
ных групп с ограничением для крупных. Включаются дыха­
тельные упражнения всех типов и паузы в виде релаксации
мышц. Темп упражнений медленный и средний. Продолжи­
тельность занятий лечебной гимнастикой — 15—20 мин. Заня­
тия проводятся в исходном положении — лежа.

Физическая реабилитация в функциональном периоде про­водится в форме занятий лечебной и утренней гигиенической гимнастикой. В занятиях лечебной гимнастикой применяются упражнения для всех мышечных групп в медленном и среднем темпе. Включается тренировка в дозированной ходьбе. Заня­тия проводятся в исходных положениях лежа, сидя, стоя (огра­ниченно). Продолжительность занятий — 20—25 мин


Физическая реабилитация в тренировочном периоде прово­дится в форме занятий лечебной гимнастикой, утренней гигие­нической гимнастики, дозированных прогулок. Занятие лечеб­ной гимнастикой проводится в исходном положении стоя. Вклю­чается дозированная тренировка в подъеме и спуске с лестни­цы в сочетании с правильным дыханием. Продолжительность занятий — 25—30 мин, темп упражнений — медленный и сред­ний.

Учитывая возрастные особенности детей, в комплексы физических упражнений включают упражнения на воспитание правильной осанки. На этом этапе рекомендуется проводить физические упражнения игровым методом.

Нередко ревматизм у детей приводит к возникновению по­рока сердца. Однако у 8 детей на 1000 могут быть и врожден­ные пороки сердца, причем у 35% таких детей клиника врож­денного порока начинает проявляться на первом году жизни. Из множества видов врожденных пороков наибольшее распро­странение имеет дефект иежжелудочковой перегородки. Каж­дый вид порока сердца имеет особенности клинической карти­ны. Общими симптомами являются: бледность, цианоз, одыш­ка, тахикардия, шумы в сердце. Лечение врожденных пороков может быть консервативным или оперативным, во втором слу­чае физическая реабилитация детей проводится в предопераци­онном и послеоперационном периоде по тем же задачам и прин­ципам, которые были указаны выше.

Основные средства ЛФК: общеразвивающие упражнения в сочетании с дыхательными, упражнения на расслабление, уп­ражнения для развития основных движений. На занятиях ЛГ главным принципом является принцип постепенности, плав­ное повышение нагрузки в течение курса ЛФК с вовлечением в работу всех мышечных групп. Специальными являются упраж­нения, активизирующие экстракардиальные факторы кровооб­ращения, — дыхательные упражнения динамического и стати­ческого характера, диафрагмальное дыхание, упражнения для мелких и средних мышечных групп.

В случае приобретенных пороков методика физической ре­абилитации у детей зависит от вида порока и степени компен­сации или декомпенсации кровообращения и осуществляется в соответствии с положениями, описанными в разделе 3.7. Отличие лишь в том, что при реабилитации детей важное место отводится играм и игровому методу в любой части занятия.

Миокардит

Это заболевание сердечной мышцы воспалительно-дегене­ративного характера, при котором поражаются мышечные во­локна, или соединительнотканая строма. Наиболее распрост­раненными по характеру течения являются острый и подострый миокардиты, возникающие как осложнения при различных ви­русных инфекциях (скарлатина, краснуха, ангина и т.д.). Дети больше, чем взрослые, предрасположены к воспалительным заболеваниям сердечной мышцы. Характер и тяжесть клини­ческой картины при миокардитах зависят от степени распро­страненности поражения миокарда, возраста ребенка, сопутству­ющих заболеваний. Отмечаются одышка, бледность кожных покровов, слабость. При объективном обследовании — пульс частый, малого наполнения, характерно снижение АД. Тече­ние и реабилитационный период заболевания зависят от тяже­сти основного заболевания, реактивности организма, своевре­менности и правильности проводимого лечения. Благоприят­ный прогноз наблюдается, как правило, при скарлатине и крас­нухе, дифтерийный миокардит протекает гораздо тяжелее и нередко может явиться причиной летального исхода.

Лечение детей с миокардитом комплексное и направлено в первую очередь на устранение ведущего заболевания, вызвав­шего развитие миокардита. Значительное место в реабилита­ции занимает ЛФК. Задачи ЛФК для детей-дошкольников: улучшение периферического и коронарного кровообращения, сократительной способности миокарда; активизация метаболиз­ма миокарда и обмена веществ в целом; развитие и усиление экстракардиальных факторов кровообращения; совершенство­вание моторно-висцеральных рефлексов с целью развития ком­пенсации и адаптации организма к физическим нагрузкам; улуч­шение психоэмоционального состояния больного ребенка. Ме­тодика ЛФК определяется задачами лечебно-двигательных ре­жимов на каждом периоде и этапе реабилитации.

Основная форма ЛФК — занятия ЛГ, которые на постель­ном режиме проводятся индивидуально, на палатном (полу­постельном) — малогрупповым методом и на свободном режиме

 

жиме — групповым. Средства ЛФК: физические упражнения с предметами и без предметов, естественные факторы природы, массаж. Начиная со свободного режима в занятия ЛГ включа­ются велотренажер, игры. Учитывая возрастные особенности детей, в комплекс ЛГ (начиная со 2-го периода) включаются упражнения на воспитание и закрепление навыков правильной осанки. Лечебный массаж также является эффективным сред­ством активной функциональной терапии. Рекомендуется ис­пользование сегментарного и точечного массажа для устране­ние застойных явлений в малом и большом кругах кровообра­щения. Проводится массаж паравертебральных зон спинномоз­говых сегментов (Ц—L2, C7—С4), спины, шеи, вибрация 7-го шейного позвонка, сдавливание и растяжение грудной клетки, ее сотрясение, массаж верхних и нижних конечностей.

Виды локализации переломов позвоночника икостей таза. Этапы физ р еаб. При указанных переломах

 

 

Переломы позвоночника

В анатомическом отношении позвоночник представляет собой сложный костно-суставной аппарат, являющийся основ-яой осью тела человека. Он состоит из отдельных позвонков, межпозвонковых дисков и хорошо развитого связочно-мышеч-яого аппарата. В зависимости от состояния нервной системы:

— с повреждением спинного мозга;

-без повреждения спинного мозга:

— переломы остистых и поперечных отростков, переломы
дужек позвонков;

— переломы тел (компрессионные) позвонков;

— вывих и подвывих позвонков;

— растяжения и разрывы связок;

— повреждения межпозвонковых дисков.

 

Переломы поперечных отростков, как правило, встречаются в поясничном отделе и часто

Лечение начинается с обезболивания переломов (10 мл 0,5— 1 %-ного раствора новокаина), а затем осуществляется иммоби­лизация больного на кровати со щитом до исчезновения ост­рых болей..

Чаще всего при подобных травмах возникают компресси­онные переломы тел позвонков, обычно в нижнем шейном, нижнем грудном и верхнем поясничном отделах, т.е. в тех местах, где более подвижная часть позвоночника переходит в менее подвижную. Лечение компрессионных переломов может осуществ­ляться длительным вытяжением методом одномоментной или постепенной реклинации позвоночного столба с после­дующим наложением гипсового корсета; комбинированным методом (вытяжение и гипсовая иммобилизация) и опера­тивным методом — различным способом фиксации сегмен-

и)В позвоночного столба в зоне повреждения. При всех спо-»обах лечения применение физических факторов (ЛФК, мас­сажа и физиотерапии) является обязательным, так как они интенсифицируют регенеративные процессы в позвоночни­ке, предотвращают последствия длительной гиподинамии, укрепляют мышечный корсет, сохраняют нормальную под­вижность и рессорность позвоночного столба и др.

После операции на шейном отделе позвоночника после выхода больного из состояния наркоза, ему рекомендуют каж­дые 2—3 часа делать 5—6 глубоких дыхательных движений и откашливать мокроту. На следующий день после операции или наложения вытяжения петлей Глиссона при консерватив­ном лечении больные начинают заниматься лечебной гимна­стикой.

Задачи ЛФК: стимуляция регенеративных процессов в по­врежденном сегменте, улучшение деятельности сердечно-со­судистой, дыхательной и пищеварительной систем, профи­лактика застойных явлений, атрофии мышц тела и конечнос­тей, укрепление мышц шеи.

Примечание: 1. Число повторений, темп, амплитуда уп­ражнений соответствуют незначительной общей нагрузке.

2. Большое внимание уделяется обучению больных пра­вильному дыханию: грудному и брюшному. Соотношение ды­хательных упражнений к общеразвивающим 1:1, 1:2. Дина-



Таблица 4

Переломы таза

Повреждения таза возникаюг при сдавливании его в сагит­тальной или фронтальной плоскостях, во время автоаварий, при обвалах, при падении с высоты и т.д. Наиболее частой локализацией переломов таза яв­ляются его передние отделы. Различают следующие виды пе­реломов таза:

 

— краевые переломы костей таза (отрыв передневерхней
ости повздошной кости); поперечные и продольные пе­
реломы крыла повздошной кости; переломы копчика,
переломы крестца;

— переломы костей таза без нарушения его непрерывнос­
ти;

— переломы костей таза с нарушением его непрерывности
(переломы типа Мальгеня — вертикальный перелом двух
повздошных, двух лонных и седалищных костей,

 


— переломы вертлужной впадины;

— переломы таза в сочетании с повреждениями тазовых
органов;

— комбинированные переломы.

—В большинстве случаев больных с переломами костей таза Яечат консервативно. При изолированном переломе одной кос­ти или костей тазового кольца (в любом варианте) больного укладывают на постель с деревянным щитом, ноги кладут на валик диаметром 60—80 см(в зависимости от роста) так, что­бы угол сгибания в коленных суставах был 140°, пятки ног соединены, колени разведены (положение «лягушки»), ножной конец кровати поднимают на 30 см от пола, под голову подкла-дывают обычную подушку. Такое положение больного способ­ствует расслаблению мышц, прикрепляющихся к костям таза, сопоставлению отломков и уменьшению болевых ощущений.

—При разрыве лонного сочленения ноги больного укладыва­ют на валик параллельно, тазовая область фиксируется поясом Гильфердинга. При переломе вертлужной впадины наклады­вают скелетное вытяжение (спицу вводят за мыщелки бедра или большеберцовой кости). Больного укладывают на кровать с щитом, ногу с поврежденной стороны — на шину Беллера. Величина груза (5—8 кг) зависит от стояния головки бедра в вертлужной впадине и тяжести повреждения. При переломе типа Мальгеня одна половина костей таза смещена кверху. Ске­летное вытяжение с грузом 7—10 кг накладывается на конеч­ность со стороны смещения, а при двусторонних смещениях — с двух сторон, с большим грузом с той стороны, которая боль­ше смещена. Смещение контролируется рентгенографически и корригируется величиной груза. Помимо скелетного вытяже­ния накладывается пояс Гильфердинга.

 


—ЛФК назначается на 2-й день после травмы и подразделя­ется на три периода, длительность которых зависит от характе­ра переломов (табл. 5).


Первый период ЛФК длится до момента, когда больной может поднять прямые ноги вверх, выше валика и перевер­нуться на живот. Задачи ЛФК в первом периоде:

— способствовать повышению общего тонуса организма;

— способствовать расслаблению мышц тазового пояса для
правильной консолидации отломков и снятия болевых
ощущений;

— ликвидировать кровоизлияние и отечность;

— восстановить мышечный тонус нижних конечностей


(больной не может поднять прямую ногу вверх выше валика);

— нормализовать работу кишечника, органов выделения и
кровообращения, улучшить обмен веществ;

— укрепить мышцы плечевого пояса, спины;

— обеспечить профилактику контрактуры суставов и атро­
фии мышц.

Под руководством инструктора ЛФК больной ежедневно зани­мается лечебной гимнастикой. После обучения больного спе­циальным упражнениям рекомендуется выполнять их самосто­ятельно по 6—8 раз в течение одного занятия, 3—4 раза в день. Комплекс специальных упражнений при переломе костей таза в первом периоде ЛФК (исходное положение — лежа на спине, прямые ноги на валике):

1. Согнуть пальцы ног, выпрямить (8—10 раз).

2. Поочередно, отрывая пятку от кровати, поднимать го­
лень до высоты валика. Затем то же, но поднимая обе голени
одновременно (6—8 раз).

3. Всевозможные движения в голеностопных суставах: со­
гнуть стопу на себя, от себя, наклонить ее вправо (6—8 раз).

4. Подтянуть левую ногу к животу, согнуть ее в коленном
и тазобедренном суставах, то же правой ногой (8—10 раз каж­
дой ногой).

5. Отвести левую ногу в сторону, затем вернуться в исход­
ное положение. То же — правой ногой (8—10 раз каждой но­
гой). Упражнение противопоказано при разрыве лонного со­
членения.

6. Поднять правую ногу вверх, затем левую, потом обе од­
новременно (8—10 раз).

Задачи ЛФК второго периода:

— повысить общий тонус организма;

— восстановить мышечный тонус нижних конечностей;

— укрепить мышцы спины и тазовой области;

— нормализовать работу кишечника, органов выделения и
кровообращения, улучшить обмен веществ.

ЛФК этого периода способствует укреплению мышц нижних конечностей и тазового пояса, создавая тем самым устойчивое Положение тазового кольца. Период начинается с поворота на


 




живот и длится до вставания и хождения. Переход из положе­ния лежа на спине в положение лежа на животе осуществляет­ся следующим образом: лежа на спине больной должен пере­двинуться на край кровати с поврежденной стороны; ногу, ко­торая ближе к краю кровати, положить на другую ногу и быст­ро повернуться на живот.

Комплекс специальных упражнений при переломах костей таза во втором периоде ЛФК. Исходное положение — лежа на животе и на подушке, верхний конец которой находится на уров­не гребешков подвздошных костей и пупочной линии, руки вдоль туловища, упираясь ногами.

1. Согнуть ноги в коленях, затем максимально выпрямить
(6—8 раз).

2. Поднять прямую правую ногу вверх, опустить, затем
левую (8—10 раз).

3. Согнуть правую ногу в колене и выпрямить. То же левой
ногой (6—8 раз каждой ногой).

4. Ноги выпрямлены, одновременно поднять голову, грудь
вверх, руки отвести назад, вернуться в исходное положение (6—
8 раз).

5. Ноги прямые, носки оттянуть, одновременно поднять
ноги и опустить (6—8 раз).

6. Руки прижать к туловищу, одновременно поднять ноги,
туловище, голову, руки отвести назад (6—8 раз).

7. Опираясь на предплечья, выгнуть спину, затем прогнуть
(8—10 раз).

8. Выпятить живот и втянуть (8—10 раз).

9. Выпрямить и поднять правую ногу вверх, вернуться в
исходное положение, то же левой ногой (8—10 раз).

 

10. Левым коленом достать локоть левой руки, затем ле­
вую ногу выпрямить и поднять вверх-назад и вернуться в ис­
ходное положение, то же правой ногой (6—8 раз каждой но­
гой).

11. Сесть на пятки и вернуться в исходное положение (8—
10 раз).

12. Выгнуть спину, сблизив локти и колени, затем вернуться
в исходное положение (6—8 раз).

13. Правым коленом достать локоть правой руки, затем ле­
вым коленом локоть левой руки (6—8 раз).




 

14. Сесть на пятки, вытянуть руки и вернуться в исходное
положение (8—10 раз).

15. Передвинуть правое колено к кисти левой руки и вер­
нуться в исходное положение, то же левой ногой к правой руке
(6—8 раз каждой ногой).

16. Упираясь коленями и носками ног и перебирая прямы­
ми руками, переместиться вправо, затем влево (6—8 раз в каж­
дую сторону).

17. Поднять правую руку, отвести ее в сторону и вернуться
в исходное положение, то же левой рукой (8—10 раз).

18. «Перешагивать» прямыми руками вперед и назад к ко­
ленным суставам, выпрямляя и округляя спину (8—10 раз).

19. Подняв руки, голову и туловище, встать на колени, за­
тем вернуться в исходное положение (6—8 раз).

Переходить из положения лежа на животе в положение стоя разрешается через 4—8 недель после травмы при условии, что лежа на спийе больной может свободно выполнять следующие упражнения, поднять прямые ноги вверх, на весу согнуть их в коленях и подтянуть к животу, выпрямить на весу, развести в стороны (это движение не делают при разрыве лонного сочле­нения), соединить и опустить на кровать.

Встать с кровати из положения лежа на животе поперек нее можно так: опираясь на руки, спустить обе ноги на пол на нос­ки и передвигать руки к краю кровати, одновременно опуска­ясь на всю ступню; когда стопы будут полностью стоять на полу, выпрямиться и перенести руки на пояс.

Задачи ЛФК в третьем периоде:

— создать предпосылки для перехода в положение стоя; - — восстановить нормальную походку.

Когда больной может поднимать ноги высоко от пола (руки на поясе), он начинает медленно передвигать ноги вперед (не­сколько первых дней), постепенно переходя на ходьбу обыч­ным шагом. Для освоения ходьбы рекомендуются упражне­ния в положении стоя: ходьба на носках, на пятках, с движе­нием рук в разных направлениях, полуприсев, боком, назад, скрестным шагом; маховые движения ногами во всевозмож­ных направлениях; круговые движения в тазобедренных сус­тавах; сгибание ног к животу; упражнения на гимнастической стенке (лазание, приседание, отжимание). Сидеть разрешает- ся при условии, если после двухчасового пребывания на но­гах больной не ощущает тяжести в ногах и боли в области перелома

 

Реабилитация больных с переломами костей таза помимо лечебной гимнастики, упражнений в воде состоит также из массажа, физиотерапевтических процедур и при необходимос­ти психотерапевтической коррекции.

Специально разработанной методики массажа не существу­ет, несмотря на это сеанс массажа начинается совместно с ле­чебной гимнастикой и проводится на двух участках:

— сегментарно-рефлекторный массаж проводится по пара-вертебральным зонам поясничных и крестцовых сегмен­тов;

' — массаж мышц, окружающих тазйвую область, — погла­живание, разминание и потряхивание; растирание сус­тавных элементов, костных выступов.

Физиотерапевтические средства реабилитации при перело­мах таза в основном те же, что и при переломах позвоночника

 

21. Виды и периодизация физической реабилитации. Медицинская, социальная, профессиональная виды реабилитации

Реабилитация — это восстановление здоровья, функцио­нального состояния и трудоспособности, нарушенных болез­нями, травмами или физическими, химическими и социальны­ми факторами. Цель реабилитации — эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым про­цессам, в общество; восстановление личностных свойств чело­века.

22. Первое и основное направление реабилитации (медицин­ской и физической) — восстановление здоровья больного по­средством комплексного использования различных средств, на-


23. правленных на максимальное восстановление нарушенных фи­зиологических функций организма, а в случае невозможности достижения этого — развитие компенсаторных и заместитель­ных приспособлений (функций).

24. Психологический аспект реабилитации направлен на коррек­цию психического состояния пациента, а также формирование его отношений к лечению, врачебным рекомендациям, выпол­нению реабилитационных мероприятий. Необходимо создать условия для психологической адаптации больного к изменив­шейся вследствие болезни жизненной ситуации.

25. Профессиональный аспект реабилитации затрагивает во­просы трудоустройства, профессионального обучения и пере­обучения, определения трудоспособности больных.

26. Социально-экономическая реабилитация состоит в том, что­бы вернуть пострадавшему экономическую независимость и социальную полноценность. Эти задачи решаются не только медицинскими учреждениями, но и органами соцобеспечения.

27. Из всего этого ясно, что реабилитация — многогранный процесс восстановления здоровья человека и реинтеграции его в трудовую и социальную жизнь. Естественно, что виды реа­билитации следует рассматривать в единстве и взаимосвязи. Три вида реабилитации (медицинская, трудовая, социальная) соответствуют трем классам последствий болезней: 1) медико-биологические последствия болезней, заключающиеся в откло­нениях от нормального морфофункционального статуса; 2) сни­жение трудоспособности или работоспособности в широком смысле слова; 3) социальная дезадаптация, т. е. нарушение связей с семьей и обществом. Отсюда следует, что выздоров­ление больного после перенесенного заболевания и его реаби­литация — совсем не одно и то же, так как помимо восстанов­ления здоровья пациента необходимо восстановить еще и его работоспособность (трудоспособность), социальный статус, т. е. вернуть человека к полноценной жизни в семье, обществе, кол­лективе.


28. К средствам реабилитации относятся психотерапевтичес­кое воздействие, медикаментозная коррекция, ЛФК (кинезо-терапия), физиотерапия, массаж, трудотерапия, курортно-са-наторное лечение, музыкотерапия, фитотерапия, аэротерапия, хореотерапия, мануальное воздействие и др. Ведущее место среди средств физической реабилитации отводится физическим упражнениям, так как двигательная активность — важнейшее условие формирования здорового образа жизни, основа правиль­ного построения медицинской реабилитации.

Принципы физической реабилитации. Этапность процесса физ. Реаб. Содержание и методы контроля в системе физической реабилитации.

К основным принципам реабилитации относятся:

— раннее начало проведения реабилитационных мероприя­
тий (РМ),

— комплексность использования всех доступных и необхо­
димых РМ,

— индивидуализация программы реабилитации,

— этапность реабилитации,

— непрерывность и преемственность на протяжении всех
этапов реабилитации,

— социальная направленность РМ,

— использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитации

Этапность процесса реабилитации. В медицинской реаби­литации выделяют три или четыре этапа.

При трехэтапной реабилитации:

— специализированный стационар;

— специализированный реабилитационный центр или са­
наторий;

— отделение реабилитации поликлиники.

При четырехэтапной реабилитации, применяемой в трав­матологии:

— специализированная бригада скорой помощи;

— специализированный травматологический стационар;

— стационарный центр реабилитации;

-отделение реабилитации поликлиники

Исходы реабилитации и оценка степени восстановления. Степень восстановления может быть оценена по четырехбал­льной шкале: полное восстановление; частичное восстановле­ние; без изменения от исходного уровня; ухудшение.

Согласно материалам Международного отдела по вопро­сам труда разработана следующая шкала динамики восстанов­ления и возможных исходов заболеваний и оценка функцио­нальных возможностей:

1. Восстановление функциональной способности в той или
иной степени.

1.1. Полное восстановление.

1.2. Частичное восстановление.

1.3. Компенсация при ограниченном восстановлении функ­
ций и отсутствии восстановления.

1.4. Замещение (ортопедическое или хирургическое) при от­
сутствии восстановления.

2. Восстановление адаптации к повседневной и профессиональ­
ной жизни.

2.1. Воспитание готовности к труду и бытовой деятельнос­
ти.

2.2. Трудотерапия.

 

3. Вовлечение в трудовой процесс — определение пригоднос­
ти к трудовой деятельности, переподготовка.

4. Диспансерное обслуживание реабилитируемых.

Изучение ближайших и отдаленных результатов реабили­тационных мероприятий позволяет планомерно и эффектив­но вести весь процесс реабилитации, определяя основные за­дачи на каждом из этапов, и путем подбора комплекса адек­ватных и эффективных средств добиваться благополучного результата.

К средствам реабилитации относятся психотерапевтичес­кое воздействие, медикаментозная коррекция, ЛФК (кинезо-терапия), физиотерапия, массаж, трудотерапия, курортно-са-наторное лечение, музыкотерапия, фитотерапия, аэротерапия, хореотерапия, мануальное воздействие и др. Ведущее место среди средств физической реабилитации отводится физическим упражнениям, так как двигательная активность — важнейшее условие формирования здорового образа жизни, основа правиль­ного построения медицинской реабилитации.

Средства физической реабилитации можно подразделить на активные, пассивные и психорегулирующие. К активным средствам относятся все формы лечебной физической культу­ры: разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, хореотера-пия, трудотерапия и др.; к пассивным — массаж, мануальная терапия, физиотерапия, естественные и преформированные природные факторы; к психорегулирующим — аутогенная тре­нировка, мышечная релаксация и др.

Сопутствующие заболевания

И вторичные нарушения.

Ответы Медико-биолгический блок

Физическая реабилитация при забол. ССС

Наиболее часто у детей встречаются ревматизм, пороки сер­дца, миокардит и функциональные нарушения в работе сердца.

Ревматизм

Это инфекционно-аллергическое заболевание, при котором воздействие стрептококка группы «А» вызывает изменение в коллагеновой структуре сердечно-сосудистой системы. Для за­болевания характерно длительное циклическое течение, пора­жающее сердечную мышцу. Ревматизм является основной при­чиной приобретенных пороков сердца и инвалидности в дет-

ском возрасте. Во время ревматической атаки чаще всего пора­жаются миокард, эндокард и реже — перикард. Для ревматиз­ма характерно высыпание гранулем в сердечной мышце. Если гранулемы высыпали в эндокарде, это приводит к деформации и нарушению функций клапанов сердца, клинически проявля­ясь в виде клапанного порока. Чаще всего поражается митраль­ный клапан, реже — аортальный.

Система физической реабилитации делится (для детей в активной фазе ревматизма) на 3 периода: щадящий, функцио­нальный и тренировочный, которые определяются степенью активности ревматического процесса, клиническим течением заболевания и функциональными возможностями сердечно­сосудистой системы.

Основные задачи физической реабилитации для детей в активной фазе ревматизма:

— организация двигательного режима детей;

— облегчение работы сердца путем активизации перифери­
ческого кровообращения и функции дыхания;

— воспитание правильного дыхания диафрагмального типа;

— активизация обменных процессов в миокарде;

— постепенная тренировка сердечно-сосудистой системы;

— восстановление физической работоспособности детей.
Физическая реабилитация в щадящий период проводится в фор­
ме занятия лечебной гимнастикой и утренней гигиенической
гимнастикой. В занятиях лечебной гимнастикой применяются
простые физические упражнения для малых и средних мышеч­
ных групп с ограничением для крупных. Включаются дыха­
тельные упражнения всех типов и паузы в виде релаксации
мышц. Темп упражнений медленный и средний. Продолжи­
тельность занятий лечебной гимнастикой — 15—20 мин. Заня­
тия проводятся в исходном положении — лежа.

Физическая реабилитация в функциональном периоде про­водится в форме занятий лечебной и утренней гигиенической гимнастикой. В занятиях лечебной гимнастикой применяются упражнения для всех мышечных групп в медленном и среднем темпе. Включается тренировка в дозированной ходьбе. Заня­тия проводятся в исходных положениях лежа, сидя, стоя (огра­ниченно). Продолжительность занятий — 20—25 мин


Физическая реабилитация в тренировочном периоде прово­дится в форме занятий лечебной гимнастикой, утренней гигие­нической гимнастики, дозированных прогулок. Занятие лечеб­ной гимнастикой проводится в исходном положении стоя. Вклю­чается дозированная тренировка в подъеме и спуске с лестни­цы в сочетании с правильным дыханием. Продолжительность занятий — 25—30 мин, темп упражнений — медленный и сред­ний.

Учитывая возрастные особенности детей, в комплексы физических упражнений включают упражнения на воспитание правильной осанки. На этом этапе рекомендуется проводить физические упражнения игровым методом.

Нередко ревматизм у детей приводит к возникновению по­рока сердца. Однако у 8 детей на 1000 могут быть и врожден­ные пороки сердца, причем у 35% таких детей клиника врож­денного порока начинает проявляться на первом году жизни. Из множества видов врожденных пороков наибольшее распро­странение имеет дефект иежжелудочковой перегородки. Каж­дый вид порока сердца имеет особенности клинической карти­ны. Общими симптомами являются: бледность, цианоз, одыш­ка, тахикардия, шумы в сердце. Лечение врожденных пороков может быть консервативным или оперативным, во втором слу­чае физическая реабилитация детей проводится в предопераци­онном и послеоперационном периоде по тем же задачам и прин­ципам, которые были указаны выше.

Основные средства ЛФК: общеразвивающие упражнения в сочетании с дыхательными, упражнения на расслабление, уп­ражнения для развития основных движений. На занятиях ЛГ главным принципом является принцип постепенности, плав­ное повышение нагрузки в течение курса ЛФК с вовлечением в работу всех мышечных групп. Специальными являются упраж­нения, активизирующие экстракардиальные факторы кровооб­ращения, — дыхательные упражнения динамического и стати­ческого характера, диафрагмальное дыхание, упражнения для мелких и средних мышечных групп.

В случае приобретенных пороков методика физической ре­абилитации у детей зависит от вида порока и степени компен­сации или декомпенсации кровообращения и осуществляется в соответствии с положениями, описанными в разделе 3.7. Отличие лишь в том, что при реабилитации детей важное место отводится играм и игровому методу в любой части занятия.

Миокардит

Это заболевание сердечной мышцы воспалительно-дегене­ративного характера, при котором поражаются мышечные во­локна, или соединительнотканая строма. Наиболее распрост­раненными по характеру течения являются острый и подострый миокардиты, возникающие как осложнения при различных ви­русных инфекциях (скарлатина, краснуха, ангина и т.д.). Дети больше, чем взрослые, предрасположены к воспалительным заболеваниям сердечной мышцы. Характер и тяжесть клини­ческой картины при миокардитах зависят от степени распро­страненности поражения миокарда, возраста ребенка, сопутству­ющих заболеваний. Отмечаются одышка, бледность кожных покровов, слабость. При объективном обследовании — пульс частый, малого наполнения, характерно снижение АД. Тече­ние и реабилитационный период заболевания зависят от тяже­сти основного заболевания, реактивности организма, своевре­менности и правильности проводимого лечения. Благоприят­ный прогноз наблюдается, как правило, при скарлатине и крас­нухе, дифтерийный миокардит протекает гораздо тяжелее и нередко может явиться причиной летального исхода.

Лечение детей с миокардитом комплексное и направлено в первую очередь на устранение ведущего заболевания, вызвав­шего развитие миокардита. Значительное место в реабилита­ции занимает ЛФК. Задачи ЛФК для детей-дошкольников: улучшение периферического и коронарного кровообращения, сократительной способности миокарда; активизация метаболиз­ма миокарда и обмена веществ в целом; развитие и усиление экстракардиальных факторов кровообращения; совершенство­вание моторно-висцеральных рефлексов с целью развития ком­пенсации и адаптации организма к физическим нагрузкам; улуч­шение психоэмоционального состояния больного ребенка. Ме­тодика ЛФК определяется задачами лечебно-двигательных ре­жимов на каждом периоде и этапе реабилитации.

Основная форма ЛФК — занятия ЛГ, которые на постель­ном режиме проводятся индивидуально, на палатном (полу­постельном) — малогрупповым методом и на свободном режиме

 

жиме — групповым. Средства ЛФК: физические упражнения с предметами и без предметов, естественные факторы природы, массаж. Начиная со свободного режима в занятия ЛГ включа­ются велотренажер, игры. Учитывая возрастные особенности детей, в комплекс ЛГ (начиная со 2-го периода) включаются упражнения на воспитание и закрепление навыков правильной осанки. Лечебный массаж также является эффективным сред­ством активной функциональной терапии. Рекомендуется ис­пользование сегментарного и точечного массажа для устране­ние застойных явлений в малом и большом кругах кровообра­щения. Проводится массаж паравертебральных зон спинномоз­говых сегментов (Ц—L2, C7—С4), спины, шеи, вибрация 7-го шейного позвонка, сдавливание и растяжение грудной клетки, ее сотрясение, массаж верхних и нижних конечностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.79.206 (0.123 с.)