Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука как специфическая форма познавательной дея-ти.Основные направления развития совр. науки.

Поиск

Особенности научного познания. Наука — это специализированная познавательная деятельность, нацеленная на получение объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

Как и всё человеческое познание, наука возникла и развивалась в тесной связи с практической жизнедеятельностью людей. И в науке, и в обыденном, неспециализированном познании человек использует чувственный опыт и выполняет различные мыслительные операции. Основные формы чувственного познания — ощущение, восприятие и представление. Мышление же оперирует понятиями и образует с их помощью суждения, а также формулирует умозаключения, или выводы, которые должны быть логически правильными. В обыденном познании человек использует различные формы постижения мира без тщательно обоснованного плана или замысла. В повседневной жизни он познаёт различные явления, не особенно задумываясь, как именно делает это. Познание здесь подчинено решению жизненно-практических задач. Научно-познавательная деятельность, наоборот, основывается на выработке и осознанном, целенаправленном применении особых средств и методов исследования различных объектов. Для получения надёжных, достоверных эмпирических (взятый из опыта) данных учёные используют детально организованные наблюдения, точные измерения. Особую роль в научном познании играет эксперимент (проба, опыт), в ходе которого изучаемый предмет помещается в специально созданные условия, позволяющие строго контролировать все изменения, повторять наблюдения и измерения. Их назначение состоит в том, чтобы исходя из установленных законов объяснять уже известные факты и прогнозировать новые. Средства научного исследования — это приборы и оборудование, измерительная техника, а также особые, строго определяемые понятия, составляющие специальный язык науки. Если обыденное познание в принципе доступно каждому человеку и не требует специальной подготовки, то научно познавательная деятельность отличается высокой сложностью. Для того чтобы результативно заниматься научными исследованиями, часто бывает недостаточно даже высшего образования, поэтому молодых учёных направляют в аспирантуру. Важную роль в подготовке учёного играет общение с более опытными коллегами, работа в научном коллективе.

Роль науки в жизни общества. Наука возникает тогда, когда прежних, донаучных и вне научных, способов познания мира становится недостаточно для решения новых задач, встающих перед людьми. Необходимость решения практических задач счёта и измерения земельных участков обусловила появление арифметики и геометрии. Наблюдения за положением небесных светил породили астрономию. Потребность совершать дальние путешествия, изучать природные условия различных стран стимулировала развитие географии. Усложнение хозяйственной жизни вызвало появление экономической науки.

Развитие науки приводит к тому, что изучению начинают подвергаться предметы, с которыми человек непосредственно не сталкивается в повседневной жизни. Это и мнимые величины, и многомерные пространства в математике, и электромагнитные волны в физике, и многое другое. Исследуя такие предметы и их связи, наука открывает для людей новые возможности освоения и использования окружающей действительности, новые способы практической деятельности. Итак, наука выполняет прежде всего познавательную функцию. Она открывает объективные факты и законы, вырабатывает убедительные объяснения явлений, наблюдаемых в природе и обществе.

Ещё одна функция науки — производственная, технико- технологическая, т. е. она активно влияет на развитие экономики. Наука обеспечивает познавательные предпосылки создания новых производств, повышения производительности труда, освоения новых и экономии ранее освоенных природных ресурсов. Наконец, наука выполняет мировоззренческую функцию, связанную с разработкой и постоянным уточнением, совершенствованием научной картины мира. Научные знания не являются достоянием одних лишь учёных. Они имеют важное значение для самых разных областей общественной жизни, широко внедряются в образование, становятся основой содержания учебных предметов. Неоспоримое мировоззренческое значение имеет ценностная установка науки на поиск истины и непримиримость к её умышленному искажению. Посредством своих связей с экономикой и образованием наука существенно влияет на социальную жизнь общества — на изменение профессионально-квалификационной структуры населения, статус различных социальных слоёв и т. д. Наука оказывает также большое влияние на политику, поскольку в наши дни общепризнано, что рациональная и эффективная деятельность управления общественными процессами должна иметь научную основу. В свою очередь, все сферы жизни общества активно воздействуют на науку. От состояния образования зависит приток в науку новых исследователей; от общего состояния экономики — возможности финансирования широкого спектра научно-исследовательских работ и практического освоения их результатов. Естественные, социально-гуманитарные и технические науки различаются прежде всего по характеру решаемых ими задач. Задача естественных наук — изучение природы. Социально гуманитарные науки — это науки о человеке и обществе. Техническими называют науки, разрабатывающие пути эффективного применения достижений первых двух групп наук в сфере производства. Этим и обусловлена связь между социально гуманитарными, естественными и техническими науками. Проводимые в науке исследования делят обычно на фундаментальные и прикладные. Фунд. нацелены на решение основополагающих познавательных проблем. Применение таких решений может быть очень разным, и наперёд не известно, где оно окажется наиболее полезным, результативным. Прикладные, исследования решают всякий раз конкретную практическую задачу. Различия между естественными, техническими и социально-гуманитарными науками, а также между фундаментальными и прикладными науками не следует преувеличивать. Так, медицина — наука о человеке — опирается не только на другие гуманитарные науки, но и на химию, биологию и др. Современные научные знания об обществе тоже требуют обращения к выводам экологии и других наук, изучающих природу в её связи с человеком. Фундаментальные исследования часто приводят к результатам, которые непосредственно имеют практическое значение и дают толчок соответствующим прикладным исследованиям. В свою очередь, в ходе выполнения прикладных исследований учёный иногда наталкивается на фундаментальные проблемы, без решения которых невозможно получить требуемые практические результаты. Так, прикладной характер имели исследования, направленные на создание атомной бомбы, но они поставили много новых фундаментальных проблем, в результате разработки которых наука в целом шагнула далеко вперёд. Научно-технический прогресс. Развитие науки не является для общества самоцелью. Научные знания нужны людям для решения жизненных, практических задач. Прогресс — это восходящее развитие, переход от менее совершенного состояния чего-либо к более совершенному. В наши дни научный прогресс неотделим от технического, технологического и, что самое главное, социального прогресса. От успешного применения научных достижений в производстве, обеспечивающего совершенствование техники и технологий, зависит производительность труда и в конечном итоге благосостояние людей. Но и наука не может успешно развиваться без должного технического прогресса. Современная наука требует огромных материальных вложений, использования сложных приборов, совершенных технических устройств. Для их создания нужна мощная, успешно действующая экономика. Научно-технический прогресс — это совместное, взаимно обусловленное восходящее развитие науки, техники, технологии, призванное обеспечивать экономический и социальный прогресс.Существует, однако, опасность того, что достижения науки и техники будут использованы не во благо, а во вред человеку, обществу, окружающей природе (разработка оружия массового поражения, бесконтрольное загрязнение природной среды и т. д.). Поэтому развитие науки и техники вызывает пристальный интерес общественности, озабоченной тем, чтобы это развитие направлялось высокими целями гуманизма, социальной справедливости, заботой не только о сиюминутных выгодах, но и о будущем человечества и всей нашей планеты.

 

 

Геополитический статус РБ.

Геополитический статус Республики Беларусь. Геополитический статус нашей страны характеризуется ее нахождением на стыке между западноевропейской и славяно-православной цивилизациями. С одной стороны, огромная выгода для страны — находиться на границе цивилизаций. Это способствует формированию поликультурного общества, включающего в себя многообразие религий, верований, национальностей, обычаев, языков и диалектов, художественных и литературных стилей, фольклора. Поликультурное общество закладывает основы национальной и языковой толерантности, веротерпимости, уважения к другим народам. С другой стороны, в поликультурном обществе существует опасность конфликтов, вызванных несхожестью культурных типов живущих в нем людей. Геополитика — это теория, утверждающая зависимость политики государства от географических факторов (климат, природные условия, территория и др.), или учение о географической обусловленности политических явлений. Термин геополитика ввел шведский историк и политолог Р. Челлен (1864—1922), рассматривавший государство как географический организм. В последнее время геополитика все более концентрирует внимание на учете не только географических, но и связанных с ними экономических, национальных, военных и других факторов, которые влияют на расстановку политических сил на международной арене.

В начале XXI в. геополитическая картина мира характеризуется многополюсностъю (полицентричностъю), т. е. наличием многочисленных полюсов (центров), вокруг которых концентрируются политические, военно-стратегические, экономические, культурные интересы участников мирового процесса. Основная функция геополитики заключается в поиске государством взаимовыгодных союзников и партнеров, а также направлений и регионов распространения своего влияния. Беларусь по своему географическому положению находится в центре Европы и является как бы связующим звеном между Россией и остальной Европой. Территория нашей страны характеризуется внутренней спаянностью и компактностью. Протяженность территории с севера на юг составляет 560 км, с запада на восток — 650 км. Республика Беларусь граничит с пятью странами, три из которых — Литва, Латвия и Польша — входят в состав Европейского Союза (ЕС). На севере и востоке Беларусь граничит с Российской Федерацией, на юге — с Украиной, на западе — с Польшей, на северо-западе — с Литвой и Латвией. Общая протяжённость границ составляет 2969 км. В геополитическом аспекте Беларусь находится на пересечении транспортных путей с севера на юг и с запада на восток. К западу и северу от нашей страны находятся страны ЕС (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, страны Балтии), к югу от нас — страны Черноморского бассейна (Украина, Молдова, Румыния, Болгария, Турция), а к востоку — Россия.  Таким образом, Республика Беларусь является транзитным коридором для энергоносителей, автомобильного транспорта, соединяющим между собой Балтийский и Черноморский регионы, Россию со странами Центральной и Западной Европы, а также европейские страны и Центральную Азию. Другой особенностью географического положения Беларуси является отсутствие выхода к морю, в связи с чем возникает необходимость сотрудничества со странами Балтийского региона, Россией и Украиной с целью использования их морских портов.

В экономическом отношении Беларусь ориентирована на высокоразвитые в научно-техническом отношении современные отрасли машиностроения, химической и электронной промышленности. Однако нехватка сырья и энергоносителей обусловливает потребность в разностороннем партнерстве. Из геополитического положения Республики Беларусь вытекает, прежде всего, необходимость развития отношений с Российской Федерацией. Россия обеспечивает Беларусь энергоносителями и некоторыми другими важными видами продукции, а также является главным рынком сбыта белорусской продукции. Кроме того, через Беларусь проходит около 80 % российских перевозок в страны ЕС. В военно-стратегическом отношении РБ выступает за сохранение добрососедских отношений со всеми странами. В то же время существует необходимость постоянного повышения боеспособности армии в целях обеспечения надлежащей обороноспособности страны. Беларусь участвует в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), является членом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и других подобных международных организаций. Наша страна добровольно отказалась от статуса ядерной державы и с конца 1996 г. формально и фактически является безъядерной зоной, а также участницей всех договоренностей в сфере нераспространения оружия массового поражения: Договора о нераспространении ядерного оружия, Конвенции о запрещении химического оружия, Конвенции о запрещении биологического и токсического оружия, Договора о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний. Внешняя политика государства — это общий курс государства за пределами его территории, направленный на реализацию национальных интересов. В сферу национальных интересов любого государства входят обеспечение национальной безопасности как основы внутренней стабильности государства, его надежной обороноспособности, независимости и территориальной целостности, а также национальные экономические интересы, заинтересованность в поддержании мирового порядка. С момента обретения независимости РБ приступила к проведению самостоятельной внешней политики, направленной на плодотворное включение страны в мировые политические и экономические процессы. Стратегическая задача РБ во внешней политике состоит в налаживании взаимовыгодного сотрудничества с различными регионами мира. Во внешней политике РБ ориентируется на приоритет общепризнанных норм международного права. Важным принципом внешней политики РБ является многовекторност ь, означающая развитие сотрудничества со всеми регионами мира. Основные геополитические ориентиры Беларуси включают тесное экономическое сотрудничество и внешнеполитическое партнерство с Россией и другими странами СНГ, взаимовыгодные связи с Европейским Союзом, поиск новых экономических партнеров, дальнейшее развитие экономического и иного сотрудничества с Китаем, странами Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америкой, Индией, Африкой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.104.118 (0.009 с.)