Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическая система общества и ее составляющиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Экономическая система - это сложившаяся в конкретной стране совокупность правил, норм, институтов, опред. форму осуществления эконом. отношений. Эти отнош. возникают в процессе произ-ва, распределения, обмена и потребления продуктов хоз. деят-ти, т.е. пронизывают все фазы эконом. цикла. В эконом. системе хоз-ные связи между людьми упорядочены и организованы. Для этих целей создаются институты собственности, денежного обращения, банков, налогов и т.д. Экономический цикл состоит из 4-х фаз : производство, распределение, обмен, потребление. 1) Производство – воздействие человека на предметы и природные процессы, в рез-те которого создаются жизненные блага, нужные людям. Этот процесс включает в себя следующие элементы: Труд – осознанная целенаправленная деят-ть человека по произ-ву матер. и духовных ценностей. Она направлена на преобразование предметов природы, среды обитания, на подчинение условий жизни чел-ка его потребностям. Благодаря труду изменяется не только эти условия, а и сам чел-к, и общ-во, в кот. он живет. Предметом труда явл. все то, на что направлен труд человека. Они могут быть даны самой природной (деревья, золото). Предметы труда, ранее подвергавшиеся воздействию труда – сырые материалы или сырье. Средства труда –все вещи, с помощью которых человек воздействует на предметы своего труда и видоизменяет их. В их составе выделяют орудия труда (оборудование, станки, приборы, машины), производств. здания и сооружения, дороги, трубопроводы, средства связи и др. Средства производства – совокупность предметов труда и средств труда. Рабочая сила – способность чел-ка к труду, совокуп. физ. и дух. сил чел-ка, благодаря кот. он может производить жизненные блага. Производительные силы общества составляют рабочая сила и средства производства. Производство завершается созданием предметов, предназнач. для использования, потребления. 2) Распределение произведенных благ – установление доли каждого человека, причастного к произ-ву, в созданном богатстве. Доля зависит от того, кто явл-ся собств-ком средств произ-ва и рабочей силы. 3) Обмен – фаза, в ходе которой полученные при распределении продукты обмениваются на другие. Отнош. обмена устанав. не только между отдельными людьми, но и между предприятиями. Важную роль здесь играют деньги. 4) Потребление – использование полученных благ для удовлетворения потребностей. Бывает производительным (использование ранее созданных ценностей в новом процессе произ-ва; при этом станки и оборудование изнашиваются, сырье расходуется, и все нужно произв. вновь) или личным (употребление чел-ком благ, получ. через распред. или обмен, для своих нужд, их тоже необходимо воспроизводить). Процесс общественного воспроизводства – постоянное возобновление процесса произ-ва и след. за ним фаз распред., обмена и потребления.
35. Белорусская социальная экономическая модель. Эконом. показатели, характ. состояние экономики страны, позволяют сравнивать экономики разных стран, анализ-ть эконом. процессы, оценивать эффект-ть эконом. деят-ти и гос. эконом. политики. Важнейшими из них явл.: валовой внутренний продукт (показатель произведенного продукта, который представляет собой стоимость произведенных конечных товаров и услуг); качество и состав труд. ресурсов: доля занятых высококвалиф. трудом, распред. работников по отраслям произ-ва; доля наукоемких и высокотехнологичных отраслей в структуре произ-ва. Есть также специальные эконом. показ. (произ-ть труда, материалоемкость и энергоемкость произ-ва, прибыль, рентабильность и др). Показатели отражающие уровень социальной защиты человека – размеры пенсий, пособий по безработице, доступность и кач-во мед. помощи и др. От уровня развития нац. экономики зависит состояние система образ-я, его доступность, кач-во, соотв. потребностям чел-ка, общ-ва, гос-ва. Экономический рост – положительная динамика развития экономики в рез-те происход. в ней колич. и кач. изменений. Экстенсивный темп эконом. роста – колич. увеличение эконом. показателей за счет привлечения доп. ресурсов. Интенсивный рост обеспеч. за счет кач. совершенствования факторов произ-ва, использ. достижений научно-тех. прогресса. Эффективность производства определяется соотношением затрат, кот. понес производитель в процессе произ-ва, и рез-тов, кот. он получил в виде опр. дохода. Особенности нац. экономики обусловлены спецификой географ. среды, наличием тех или иных прир. ресурсов, общ. традициями, менталитетом населения, истор. различиями, особенностями организации полит. власти. Сильные стороны РБ: выгодное экономико-географ. и геополит. положение, развитые системы транспортных коммуникаций, знач. земельные, водные, лесные ресурсы, наличие нек. полезных ископаемых, значит. научно-техн. потенциал, многоотраслевой пром. комплекс, сильное с\х, высокий образ. уровень населения, многовекторные внешнеэконом. связи. Главная задача совр. этапа экономики – обесп. устойчивое соц.-эконом. развитие страны. Концепция устойчивого развития утверждает, что развитие общ-ва должно быть ориентировано на рост произ-ва и потребления с учетов сост. природы, ее ресурсов и интересов послед. поколений людей. Приоритеты соц-эконом. развития: 1) всесторонне гармоничное развитие чел-ка, совершенствование системы обр., форм. эффект. системы здравоохр. 2) переход на инновационный путь развития экономики, энерго- и ресурсосбережение. 3) наращивание экспортного потенциала страны. 4) развитие агропром. комплекса и сопряженных отраслей, соц. сферы села. 5) развитие малых и средних городов, жилищное стоит-во. Гос-во – важнейший фактор развития экономики. Стремление бел. гос-ва реализовать модель социально ориентированной рыночной экономики. (высокая доля гос. собсв-ти, широкие масштабы гос. регул. эконом., гос. поддержка малого и среднего бизнеса, высокая доля соц. расходов в гос. бюджете, участие работников в упр. предприятием.; сочетание свободной частной инициативы, конкуренции с активной ролью гос-ва, эконом. эффект. с высоким уровнем соц. защиты населения) Особенности бел. модели соц-эконом. развития: 1) Высокая доля гос. собств. при равноправном функц-нии всех форм собств. 2) Гос. регулирование экономики и соц. сферы 3) Многовекторные внешнеэконом. связи 4)Сильная соц. политика гос-ва. Социальная политика – совокупность мероприятий, кот. проводит гос-во по развитию соц. сферы общ-ва. Ее главная задача – обеспеч. благопр. условий для развития всех общ. групп, гармон. взаимодейст. между ними, достиж. баланса их интересов. Соц. политика РБ включ. политику в обл. доходов населения, в сфере труда и труд. отнош.; соц. поддержку населения и поддержку нетрудоспособ. и малоимущ. слоев населения; развитие отраслей соц. сферы; меры по развитию инфраструктуры; семейную, молодежную, миграционную политику. Успешное функц-ние соц. ориентированной рыночной экономики создает условия для форм-ия среднего класса.
Государство, его признаки Государство - единая полит. организация общ-ва, кот. распространяет власть на всю свою территорию и население, располагает спец. аппаратом управления, издает обяз. для всех законы и обладает суверенитетом. Задача – обеспечение полит. целостности общ-ва на опр. территории. (с помощью власти). Признаки гос-ва: 1) Т ерритория складывается исторически, нередко в рез-те войн. Земля, водное и воздушное пространство, а также пространство водных и воздушных судов, ходящих под гос. флагом, тер-рии посольств гос-ва за гран. 2) Верховенство власти гос-ва на своей территории, в пределах своих границ. 3) Население – естественное условие сущ-ния гос-ва, его главный ресурс. Связь чел-ка и гос-ва опред. гражданством (правовой принадлеж. чел-ка к гос-ву, распростр. на него устан. гос-вом прав и обяз.) 4) Система спец. органов по управлению общ-вом, через кот. реализ. гос. власть. Распространяется на всех граж-н. Законодательные, исполнительные, судебные органы + милиция, тюремные и исправит-труд. учреждения. 5) Право. Гос. управление населением происходит путем издания законов, кот. регул. практ. все знач. сферы жизни общ-ва. 6) Суверенитет – особое свойство гос. власти, которое заключ. в ее верховенстве внутри страны и независимости от сил, внешних для данного гос-ва. (РБ – 25.08.1991). Символы гос-ва выражают его самостоятельность и независимость. Герб, флаг, гимн. Функции гос-ва: Внешние: установление и поддержание благопр. отнош. с др.гос-вами, обеспеч. обороны страны от внешней агрессии. Внутренние: 1) Экономическая. Гос-во содействует развитию эконом. потенциала страны, призвано создавать надлеж. условия для реализации эконом. прав населения. 2) Социальная. Обеспечение такого жизн. уровня, который необходим для поддержания здоровья каждого чел-ка, благосост. каждой семьи. 3) Экологическая. Гос-во принимает меры по созданию друж-ной к чел-ку окр. среды, устан. нормативы предельно допустимых выбросов вредных вещ-в, разрабатывает сан. правила и нормы. 4) Культурная. Гос-во создает условия, необход. для дух. развития гр-н, воспитания подрастающего поколения, приобщения его к мировой культуре. 5) Функция охраны правопорядка. Обеспеч. гос-вом порядка и безопасности в общ-ве. 6) Функция финансового контроля. Учет гос-вом доходов его гр-н. Часть их отправляется в гос. бюджет в виде налогов и др. общегос. нужд. Гос-во конролир. правильность исп. налогов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.91.223 (0.009 с.) |