Право обжаловать в суд решение общего собрания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право обжаловать в суд решение общего собрания



Данное право возникает, если акционер не принимал участия в собрании или голосовал против; если решение нарушает его права.

Информационное письмо Пленума ВАС №19 (выше написано) указывает такие случаи:

1) Акционер не был извещен о проведении собрания

2) Не было возможности ознакомиться с документами

3) Бюллетени для голосования были предоставлены не своевременно

Суд вправе отменить решение общего собрания, в исключительных случаях решение собрания может быть оставлено в силе: например, голосование акционера не могло повлиять на исход голосования; принятие оспаривания решения не повлекло возникновение убытков у общества

Право на заключение акционерного соглашения

Возможность заключать акционерные соглашения введена в 2009 году. В 2008 году аналогичная норма была включена в закон «Об ООО». Применительно к акционерным обществам правила содержатся в статье 32.1. Акционерным соглашением является договор об осуществлении прав, удостоверенных акциями и/или об особенностях осуществления прав на акции.

Предметом соглашения может выступать обязанность акционера осуществлять свои права определенным образом либо воздерживаться от их осуществления. Акционерное общество может устанавливать обязанность голосовать по определенным вопросам конкретным образом; приобретать или отчуждать акции при наступлении определенных условий или по заранее определенной цене. Также может вытекать обязанность воздерживаться от отчуждения акции до тех пор, пока не наступят определенные условия. Иные согласованные действия могут быть предусмотрены.

Акционерное соглашение заключается в письменной форме в виде единого документа, подписывается сторонами, акционерное соглашение должно заключаться в отношении всех акций.

Обязательным акционерное соглашение является только для лиц, в нем участвующих. Если нарушено акционерное соглашение – это все равно не является основанием для признания недействительными решений органов управления общества.

Обязанности акционера – самостоятельно\

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) по законодательству РФ

Соотношение понятия несостоятельность и банкротство

Различаются ли эти понятия или нет – этот вопрос дискуссионный.

Есть 3 подхода к этому вопросу:

1) Понятие несостоятельность – гражданско-правовой термин, понятие банкротства – уголовно-правовой термин. Сформировался данный подход еще в дореволюционном российском праве.

Под несостоятельностью понималось состояние имущества,официально засвидетельствованное, которое дает основание полагать недостаточность имущества для покрытия долгов собственника.

Банкротство – это неосторожное или умышленное причинение несостоятельным должником ущерба кредиторам посредством уменьшения или сокрытия имущества. Банкротство в чистом виде было уголовно-правовым термином.

Поэтому несостоятельность и банкротство могли не наступать одновременно. При наличии банкротства должна была быть несостоятельность, но при несостоятельности не обязательно было наступление банкротства.

В законодательстве зарубежных стран (некоторых) несостоятельность также относится к ГП, а банкротство к УП.

Статья 195-197 УК – фиктивное банкротство, умышленное банкротство и неправомерные действия при банкротстве. Но содержания банкротства в УП не раскрывается, речь идет не просто о банкротстве как таковом, т.е. сам по себе термин банкротство не является уголовно-правовым.

2) Понятия несостоятельность и банкротство диалектически взаимосвязаны. Несостоятельность – основа и предпосылка банкротства, при этом несостоятельность не всегда приводит к банкротству. Банкротство должно быть подтверждено судебными органами. Несостоятельность – это социально-экономическая составляющая банкротства; по содержанию термин несостоятельность не является юридическим, а скорее характеризует экономическое положение субъекта.

Банкротство – это гражданско-правовой термин, свидетельствующий об особом состоянии должника, подтвержденного в судебном порядке арбитражным судом.

3) (С ЭТИМ ПОДХОДОМ МЫ И ДОЛЖНЫ СОГЛАСИТЬСЯ)

Этот подход основан на законе, поэтому данные термины являются синонимами. Такой подход характерен, например, для англо-саксонского права.

Сторонники данного подхода аргументирует это тем, что термины дополняют друг друга, синонимичное использование данных терминов является исторической традицией российского права. Попытка разграничить эти термины по содержанию привела бы к необходимости ревизии или изменению нормативных актов

Противники этого подхода аргументирует это тем, что употребление 2 терминов для одного явления нелогично, непонятно, потому и обосновано. Каждое явление должно иметь лишь одно название. Ошибочность позиции можно подтвердить к нашему законодательству (например, финансовая аренда – лизинг; закон «Об ипотеке»)

Общая характеристика законодательства РФ о несостоятельности (банкротстве)

Несостоятельность представляет собой отрицательный результат, к наступлению которого ни одни субъект не стремится. Чем опасна позиция несостоятельности. Если банкротство возникает у одного субъекта, то другие субъекты отношений взаимных может вызвать цепочку неплатежей, приводящих к банкротству других субъектов.

Для чего необходимо конструтировать специальное законодательство для несостоятельности (банкротства). Суть законодательства – определяются правила государственного вмешательства в регулирование ситуации несостоятельности. В том случае, если б должник был вправе выбирать самостоятельно в пользу каких субъектов осуществлять платежи при несостоятельности, весьма вероятно, что оплачивались бы требования одних в полном объеме, а другие – вовсе без оплаты были бы. Поэтому вмешательство государства направлено на предотвращение таких ситуаций с момента возбуждения процедуры банкротства погашение долгов должника производится только в специальном порядке. Цель такого порядка – справедливое удовлетворение требований кредиторов.

Процедуры банкротства носят публично-правовой характер. Предполагают понуждение одного субъекта другим. Это понуждение двоякого рода возникает:

1) Процедура банкротства вынуждает должника действовать определенным образом

2) Банкротство связано с понуждением меньшинства кредиторов с большинством

Невозможно учесть требования каждого кредитора. Чтобы избирать политику поведения, необходимо принимать или прислушиваться к определенному большинству кредиторов.

В зависимости от того, на защиту чьих интересов встает законодатель, в литературе принято выделять различные модели законодательства о несостоятельности (банкротстве).

Можно все модели разделить на 3 большие группы:

Продолжниковая модель

Предполагает реабилитацию должника, активное вмешательство должника в процесс банкротства и устанавливает ограничение прав кредиторов. В рамках этой группы модели законодательства также не однородны, можно выделить:

1. радикально должниковое законодательство

2. умеренное должниковое законодательство

В чистом виде такое законодательство существует в США

Прокредиторская модель

Суть – ущемление прав должника, немедленное отстранение должника от управления и преимущественная защита интересов кредитора.

Действует такое законодательство в Англии, Австралии, Ирландии. Цели достигаются за счет жесткого контроля за активами должника; активы оперативно реализуются, что приводит к удовлетворению требований кредитора

Нейтральная модель

Это компромисс между интересами должника и кредиторов.

Дания, Италия, Словакия – именно такая модель

Мнение ученых относительно российского законодательства разделяются. Некоторые утверждают, что российское законодательство тяготеет к нейтральному, но другие говорят, что скорее это продолжниковая модель банкротского законодательство. В пользу последнего свидетельствует процедура финансового оздоровления; статья 146 закона «О несостоятельности».

Источники правового регулирования несостоятельности (банкротства) – н/б

Можно выделить разные этапы выделения источников:

Дореволюционный этап

Особенности – преимущественно регулирование банкротства физических лиц. Нормативные акты – Русская Правда, Уставы судопроизводства торгового и гражданского, Уставы о банкротстве. Различалась торговая и гражданская несостоятельность.

Советский период

ГПК РСФСР 1922 года включал в себя нормы о банкротстве. Однако, законодательные правила эти практически не применялись и следует отменить, что плановая экономика несовместима с институтом банкротства (плановая экономика противоречит даже)

Современный этап

Начался этап с 1992 года с принятия закона «О несостоятельности предприятий», с которого и исчисляется законодательство о банкротстве.

Закон 1992 года «О несостоятельности» включал все основные тенденции законодательства о банкротстве того времени. Имелся у этого закона ряд недостатков:

1) Закон не дифференцировал правила о банкротстве по категориям должников (сейчас же разделяется на ЮЛ, ИП, ФЛ и другие категории)

2) Данный закон критерием банкротство использовал исключительно неоплатность. Неоплатность – ситуация, когда имущества должника недостаточно для покрытия долгов.

3) Узко определялся круг лиц, к которым мог данный закон применяться (только банкротство предприятий).

Данный закон просуществовал недолго, до 1998 года. Новый закон 1998 года «О н\б». Должники уже бились по группам, особые правила для категорий. Недостатки:

1) Недостаточно обеспечивались интересы должника

2) Недостаточно обеспечивались интересы государства

3) Степень ответственности арбитражных управляющих не была должным образом конкретизирована

Ныне действующий НПА – закон «О н\б» от 26.10.02 № 127 ФЗ.

Во-первых, большой объем нормативного материала в данном законе (раньше 151 статья, 189 статей, а ныне 233 статьи).

Новизна закона 2002 года - это новые институты:

1) Процедура финансового оздоровления

2) Введены саморегулируемые организации арбитражных управляющих

3) В судебном порядке осуществляется обоснованность требований кредиторов

Данное законодательство объединяет большое количество НПА. Некоторые эти нормативные акты носят общий характер; ГК – общий, АПК – общий акт; есть специальные акты о н\б - закон «О н\б кредитных организаций». Большое количество подзаконных актов:

1) Постановление Правительства от 29.05.04 №257 «об обеспечении интересов РФ как кредитора»

2) Постановление Правительства от 22.05.06 «О реализации мер по предупреждению банкротства в стратегических предприятиях»

3) Постановление Правительства от 20.10.10 №851 «О порядке осуществления расчетов в целях погашения учредителями требований об уплате обязательных платежей»

Закон «О н\б» является стержневым, основным актов в системе законодательства о банкротстве. Содержит он нормы преимущественного прямого действия, некоторые положения носят отсылочный характер. Некоторые акты являются комплексным правовым актом (содержат нормы частного и публичного права).

В связи с банкротством возникают отношения двоякого рода:

1) Собственно банкротские отношения (возникают между должником и кредиторами)

Данные отношения являются предметом гражданско-правового регулирования (данные нормы принято обособлять в специальный институт – конкурсное право)

Данные правоотношения можно охарактеризовать охранительные обязательства с активной множественностью лиц. Реализуются в арбитражно-процессуальной форме.

2) Связаны с организацией процедуры банкротства; возникают между субъектами конкурсного права – между должником и кредиторами с одной стороны и публичными органами с другой стороны. По сути, входят в предмет публично-правого регулирования такая отрасль, как АПП. Процессуальное производство принято именовать конкурсный процесс.

Законодательство о банкротстве включает и иные нормы публичного права – административного права; к таким нормам относятся правила, регулирующие отношения с участием контрольного органа. Таким органом является федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии. Именно данный орган контролирует деятельность саморегулируемых организаций, арбитражных управляющих.

Нормы закона «О н\б» являются специальными по отношению к иным НПА (ГК, АПК и т.д.). Пример: принудительное исполнение актов арбитражного суда по делу о банкротстве осуществляется по правилам закона «о н\б»; нормы закона «об исполнительном производстве» не применяются. Исполнительное производство подлежит приостановлению при возбуждении производства о банкротстве; при признании должника банкротом исполнительно производство прекращается (статья 63 закона «о н\б» и ст.22 «Об испол. производстве»).

В отношении закона «Об АО» тоже является закон «О н\б» специальным. Есть специальные правила о размещении дополнительных обыкновенных акциях должника (114); о замещении активов должника (115).

Нельзя не сказать о судебной практике (хотя это и не является источником).

Постановление пленума ВАС от 30.06.11 №51 «О рассмотрении дел о банкротстве ИП»

Постановление пленума ВАС от 23.07.09 №60

Постановление пленума ВАС от 23.12.10 №63 «О некоторых вопросах применения главы 3.1 закона «О н\б» - речь идет об оспаривании сделок должника

Постановление пленума ВАС от 17.12.09 №91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве»

Информационное письмо Президиума ВАС от 13.04.10 №136 «О некоторых вопросах, связанных с капитализацией платежей о банкротстве»

Сфера деятельности закона «о н\б»

Данный закон распространяет свое действие на:

1) Юридические лица

Коммерческие и некоммерческие организации; среди коммерческих организаций не может быть признано банкротом казенное предприятия, среди некоммерческих организаций – политические партии, религиозные организации.

Государственные корпорации могут признаваться банкротом, если это допускается законом об их создании; однако практически все законы не допускают применении закона «о н\б» (РосАтом; РосЭнергия)

2) Физические лица

Правила о физических лицах применимы сегодня только к ИП. Банкротство физических лиц законом «о н\б» предусмотрено, но положения ГК РФ не предусматривают банкротство физических лиц. Пока эта коллизия не устранена, мы не можем признавать физических лиц банкротами

Понятие и признаки несостоятельности (банкроства)

Несостоятельность (банкротство) (статья 2 ФЗ) – признанная АС неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Предпосылки признания должника банкротом:

1) Неспособность удовлетворить требования по денежным обязательствам

2) Неспособность удовлетворить требования по обязательным платежам (налоги в бюджет, внебюджетные фонды)

3) Состояние неплатежеспособности трансформируется в несостоятельность только, когда АС установит наличие признаков

Критерии несостоятельности:

1) Неоплатность или абсолютное банкротство

Означает, что сумма обязательств должника превысила стоимость его имущества. Критерий неоплатности – соотношение активов и пассивов в имуществе должника; пассив должен превышать актив, т.е. нет возможности для восстановления платежеспособности за счет собственных средств.

В литературе по поводу данного критерия говорится: ранее это был единственный критерий для признания лица банкротом. С одной стороны это было хорошо. Но есть минусы: данный критерий налагает дополнительные обязанности на кредитора, так как кредиторы сами должны представить доказательства превышения обязательств должника над его активами. Сложность связана с получением данной информации.

Критерий неоплатности в российском современном законодательстве применяется только в отношении граждан. В отношении юридических лиц применяется критерий неплатежеспособности.

Неплатежеспособность

Это прекращение должником платежей по денежным обязательствам и обязательным платежам. Неважно, есть средства или нет. Если не платит, значит есть основания признавать банкротом. Применять данный критерий проще, чем критерий неоплатности.

На основании критерия сформированы признаки банкротства (статья 3 ФЗ). Они различны для физических и юридических лиц. п.1 ст.3 – гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, если требования не исполнены им в течение 3 месяцев с момента, когда они должны были быть исполнены, если сумма обязательств превышает стоимость имущества. Признаки, таким образом, для физических лиц:

1) 3 месяца не гасятся платежи

2) Имущества недостаточно для погашения имущества.

Для юридических лиц - неисполнение требований в течение 3 месяцев с момента, когда они должны были быть исполнены.

Закон формирует «порог подведомственности». Для начала процедуры банкротства недостаточно только наличия признаков, необходимо, чтобы размер задолженности позволил суду возбудить дело. Данный «порог» установлен в статье 6 пункте 2 ФЗ – требования к должнику-юридическому лицу в совокупности превышают 100 тысяч рублей; к должнику-гражданину (в том числе ИП) не менее 10 тысяч рублей.

При определении размера требований суд принимает во внимание не все требования – учитываются исключительно денежные обязательства.

Денежные обязательства (статья 2 ФЗ) – обязанность должника уплатить кредитору определенную сумму по гражданско-правовой сделке или иному основанию, предусмотренному гражданским или бюджетным кодексом.

Денежные обязательства – это разновидность гражданско-правовых обязательств; может быть договорными (вытекать из договора) и внедоговорными (неосновательное обогащение или деликтные обязательства).

Неденежные обязательства при определении суммы задолженности должника не учитываются (поставить товары в натуре, выполнять услугу или работу).

Обязательные платежи (статья 2 ФЗ) – налоги, сборы, иные обязательные взносы, которые уплачиваются в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды.

Не входят в сумму задолженности (не учитываются при определении порога подведомственности):

1) Обязательства перед гражданами по возмещению вреда жизни, здоровью

2) Обязательства перед учредителями и участниками

3) Выплаты, предусмотренные трудовым законодательством – з\п, выходные пособия и так далее

4) Штрафные санкции – неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяется на дату подачи заявления в АС. В соответствии с законом размер задолженности должника перед кредиторами должен быть установлен (п.3 ст.4 ФЗ «О н/б»).

Установленная задолженность – задолженность, подтвержденная решением суда. По закону «О н/б» 1998 года установленными считались также требования, признанные должником. Спорные ситуации возникали.

В настоящее время признание должником требования не соответствует требованию закона об установленности требований. Для рассмотрения дела о банкротстве существует исключительная подведомтсвенность – рассматривают только АС; также существует исключительная подсудность (по месту нахождения должника).

Момент подачи о признании банкротом – это лишь начало процедуры банкротства (это даже не свидетельствует о том, что он будет банкротом).

Текущие платежи (!)

Статья 5 ФЗ «О несостоятельности/банкротстве» содержит в себе легальное определение текущих платежей.

Постановление Пленума ВАС от 23.07.09 №63 «О текущих платежах по денежным обязательствам»

До закона 2002 года термин текущие платежи существовал только в доктрине. После принятия заявления о признании должника банкротом на требования кредиторов распространяется особый правовой режим. Цель данного режима – справедливое распределение конкурсной массы среди кредиторов. Требования кредиторов по общему правилу могут быть предъявлены только с соблюдением закона «О н/б», включаются в реестр требований, удовлетворяются в соответствии с очередностью (предусмотрена законом). Закреплена статьей 134.

При этом хозяйственная деятельность должника не прекращается. Наш должник ведет хозяйственную деятельность и в дальнейшем. Расходы у него есть (аренда, коммунальные расходы и прочие).

Для того, чтобы побудить участников гражданского оборота вступать в гражданские правоотношения с должником, закон конструирует категорию «текущие платежи». Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр; сами кредиторы по текущим платежам не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве; главная особенность текущих платежей – они удовлетворяются вне очереди, т.е. до удовлетворения требований кредиторов первой очереди.

Изначально редакция закона «о н/б» предусматривала 2 критерия отнесения платежей к текущим:

1) Момент возникновения денежного обязательства

2) Момент наступления срока исполнения

В соответствии с данными критериями выделялись 2 категории текущих платежей:

Абсолютные текущие платежи

Денежные обязательства, обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом.

2) Денежные обязательства, обязательные платежи, возникшие до принятия заявления, срок исполнения которых наступил после введения процедуры банкротства.

В 2008 году в статью 5 были внесены существенные изменения. По действующему законодательству под текущими платежами понимаются денежные обязательства, обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом (абз.1 п.1 ст.5).

ВАС в постановление пленума от 30.?.08 разъяснил положения статьи 5 и указал, что денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве не являются текущими ни в какой процедуре независимо от срока их исполнения.

абз.2 п.1 ст.5 ФЗ указывает требования кредитора об оплате поставленных товаров оказанных в услугах и выполненных работах, возникшие после возбуждения производства по делу относятся к категории текущих платежей. В тех договорах, которые порождают длящееся обязательство, например, аренды, лизинга, хранения, оказания коммунальных услуг и т.д., текущими являются требования об уплате за те периоды времени, которые истекли после возбуждения дела о банкротстве.

Желательно все-таки разобраться очень хорошо!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.074 с.)