Правовое регулирование инвестиций и инвестиционной деятельности




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование инвестиций и инвестиционной деятельности



Предпринимательская деятельность в сферах материального производства, транспорта, строительства и других невозможна без создания, приобретения для этих целей зданий, оборудования, технологий, транспортных средств, т.е. материальных и нематериальных активов с долгосрочным циклом использования. Для их приобретения предприниматели используют как собственные средства, так и привлекают средства третьих лиц - кредиторов, инвесторов. Предприниматель в механизме предпринимательской деятельности выступает в двух качествах - сначала привлекает средства - инвестиции, затем сам вкладывает их в основные средства, нематериальные активы, ценные бумаги.

Инвестициями являются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиционная деятельность обладает определенными признаками предпринимательской деятельности, такими как направленность на систематическое получение прибыли, самостоятельность, риск инвестора. На этом основании процесс вложения любых инвестиций рассматривают как разновидность предпринимательской деятельности (за исключением вложения в объекты иной, непредпринимательской деятельности). Инвестиционная деятельность может быть одной из сторон в деятельности предпринимателя. Например, юридическое лицо приобретает оборудование, необходимое для производства товара, реализуемого на рынке. В результате создаются необходимые условия для производства товара и его последующей реализации, т.е. для предпринимательской деятельности.

Необходимо различать непосредственную (осуществляемую самим предпринимателем) и опосредуемую инвестиционную деятельность. В первом случае предприниматель сам, от своего имени выступает в качестве участника инвестиционного процесса: вкладывает средства в качестве инвестиций (например, строит здание производственного назначения и вводит его в эксплуатацию), производит и реализует товар, получает прибыль, реинвестирует ее - закупает новое оборудование.

При опосредуемой деятельности инвестор передает средства в качестве инвестиций другому лицу, например вкладывает в уставный капитал хозяйственного общества, но инвестициями в основные средства, равно как производством и продажей товара, реинвестированием занимается не инвестор-учредитель, а юридическое лицо, участником которого инвестор является. Юридическое лицо получает прибыль от предпринимательской деятельности, которая после уплаты налога на прибыль распределяется между участниками общества в установленном учредительными документами порядке.

Соответственно инвестиционная и предпринимательская деятельность:

а) могут осуществляться одним лицом, и инвестиционная является важнейшей стороной в деятельности предпринимателя;

б) могут осуществляться разными лицами, в таком случае инвестиционная предшествует предпринимательской деятельности, а предпринимательская является продолжением инвестиционной деятельности;

в) в установленных случаях инвестиционная деятельность может быть предметом деятельности коммерческой организации - юридического лица, в таком случае инвестиционная деятельность является деятельностью предпринимательской (деятельность инвестиционных фондов).

Как и всякая деятельность, инвестиционная характеризуется тем, что имеет начало, осуществляется в течение определенного отрезка времени. От других видов деятельности она отличается тем, что между участниками инвестиционного процесса возникают долгосрочные, длящиеся и даже бессрочные правоотношения. Например, между инвесторами, создавшими хозяйственное общество, и этим юридическим лицом существуют бессрочные отношения. Они сохраняются, пока не будет ликвидировано юридическое лицо.

Инвестиционная деятельность в своем развитии проходит три этапа. Условно можно выделить организационный, инвестиционный и предпринимательский этапы.

На организационном этапе принимается решение об инвестициях, идет подготовка соответствующих документов, решаются различные процедурные вопросы с органами государственной и муниципальной власти. Инвестиционный этап характеризуется тем, что в этот период практически реализуются инвестиционный проект, инвестиционные программы. Предпринимательский этап - на этом этапе осуществляется предпринимательская деятельность на основе использования созданных новых технологий, с использованием современного оборудования, приобретенного на инвестиционном этапе. По достижении момента окупаемости инвестиционного проекта осуществляется процесс накопления прибыли, реинвестирования ее в аналогичные и иные объекты инвестиционной деятельности.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ (подрядчики), пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса

Законы об инвестиционной деятельности не дают понятия объекта инвестиционной деятельности, а лишь перечисляют их: это - вновь создаваемые и модернизируемые основные средства, ценные бумаги, научно-техническая продукция, имущественные права и проч. Коммерческие инвестиции вкладываются в объекты предпринимательской деятельности. Инвестор может вкладывать денежные средства, другое имущество в качестве инвестиций в объекты:

- "чужой" предпринимательской деятельности, например, вложение средств одним хозяйственным обществом в уставный капитал другого общества

- инвестиции могут вкладываться в объекты собственной предпринимательской деятельности. Например, предприниматель приобретает оборудование и другие основные средства для модернизации своего производства.

В этом случае объекты предпринимательской и инвестиционной деятельности (оборудование) совпадают и принадлежат одному лицу - инвестору, использующему это имущество в предпринимательской деятельности.

Объекты инвестиционной деятельности чаще всего используются самим инвестором в процессе осуществления им предпринимательской деятельности (основные средства и нематериальные активы), а также могут использоваться другими лицами-пользователями под контролем инвестора (например, имущество унитарных предприятий).

44. Правовое регулирование цен и ценообразования

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара, работы, услуги. В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом:

- уровня потребительского спроса на продукцию;

- эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции;

- возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции;

- мер государственного регулирования ценообразования;

- уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др.

В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.

В зависимости от роли в ценообразовании государства цены могут быть свободными и регулируемыми.

Под свободной ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее. Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара в зависимости от спроса и предложения и, как правило, включает два элемента: себестоимость и прибыль. Цена является инструментом коммерческой политики предпринимателя, поэтому выбор организацией методов и правил свободного ценообразования предопределяется основными целями ее коммерческой политики. Такими целями может быть максимизация темпов роста, прибыли или объема продаж. Выбранные цели определяют политику и стратегию ценообразования организации. Политика цен - это общие принципы, которых организация собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары или услуги. Стратегия ценообразования представляет собой набор методов, с помощью которых эти принципы можно реализовать на практике.

Выделяют два альтернативных подхода к свободному ценообразованию:

- затратный подход, принимающий в качестве отправной точки формирования цены фактические затраты организации на производство и сбыт товаров;

- ценностный подход, предполагающий установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало для организации получение большей прибыли за счет достижения выгодного соотношения цены товара и произведенных затрат.

Ценовая политика организации может быть пассивной или активной. Пассивное ценообразование предполагает установление цен строго на основе затратного метода или только под влиянием ценовых решений конкурентов. Активное ценообразование - установление цен в рамках политики управления сбытом в целях достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и целевого уровня прибыльности организации.

Регулируемая цена - цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер. Надо сказать, что государственное регулирование цен в том или ином объеме осуществляется во всех странах с рыночной экономикой.

Различают цены контролируемые и неконтролируемые. Данное деление тесно связано с предыдущим. Установление и применение регулируемых цен всегда контролируются соответствующими государственными органами. Что же касается свободных цен, контроль за их применением может осуществляться в отношении специальных субъектов либо в определенных целях. Например, законодательством предусмотрен контроль за формированием и применением свободных цен хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке. Применение свободных рыночных цен контролируется также в целях налогообложения.

Объективные экономические законы развития хозяйства позволяют провести деление цен на оптовые и розничные.

В оптовых ценах, как правило, можно выделить следующие элементы:

- себестоимость;

- налоги и сборы, не относящиеся на себестоимость;

- прибыль изготовителя или другого поставщика.

В розничную цену включены:

- оптовая цена предприятия-изготовителя или другого поставщика (цена закупки);

- торговая надбавка.

По территории действия цены можно классифицировать на внутригосударственные и мировые. Формирование и применение внутригосударственных цен определяются законодательством Российской Федерации. Мировые цены устанавливаются на основе данных биржевых котировок.

В настоящее время Правительством РФ утверждены три перечня государственного регулирования цен.

1. Перечень продукции, товаров и услуг, государственное регулирование цен на которые осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти.

В него включены, например: продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного назначения; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; отдельные услуги почтовой и электрической связи, этиловый спирт из пищевого сырья, торговые надбавки к ценам на лекарственные средства, и др.

2. Перечень продукции, товаров и услуг, государственное регулирование цен на которые осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Это, в частности, газ, реализуемый населению; топливо твердое, топливо печное, бытовое и керосин, реализуемые населению; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта и пр.

3. Перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

В этот перечень входят, например, тарифы на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах; наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, и т.д.

К способам директивного (прямого) регулирования ценообразования следует отнести установление:

1) фиксированных цен. 2) предельных (максимальных и минимальных) цен. 3) базовых цен и предельных коэффициентов их изменения. 4) индексации цен. 5) предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок. 6) предельного уровня рентабельности.7) гарантированных цен.

.45. Ответственность предпринимателя за нарушение государственной дисциплины цен

Вопросы применения санкций и ответственности хозяйствующих субъектов за нарушения в области цен регулируются Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и КоАП РФ. В субъектах Российской Федерации приняты свои законодательные и подзаконные акты. ".

Статьей 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования. Эти правонарушения наказываются штрафом: для граждан - в размере 5000 руб., для должностных лиц – 50000 руб, для юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки в случае завышения и 100000 руб в случае занижения цен.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.007 с.)