Прекращение полномочий Президента РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прекращение полномочий Президента РФ



Полномочия Президента РФ прекращаются в случаях:

1) истечения срока полномочий;

2) отставки Президента РФ в силу невозможности осуществлять свои полномочия по состоянию здоровья;

3) смерти Президента РФ;

4) отрешения Президента РФ от должности Федеральным Собранием РФ в установленном порядке.[17]

С истечением срока полномочий назначаются новые выборы Президента РФ. Это наиболее естественный способ прекращения полномочий Президента РФ. Еще в период осуществления полномочий действующим Президентом РФ назначаются и проводятся выборы нового Президента РФ. С его вступлением в должность связывается момент окончания полномочий прежнего Президента РФ. Моментом окончания срока полномочий Президента РФ признается момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ (процедура иногурации). Добровольная отставка Президента РФ возможна по причине тяжелого физического состояния Главы государства. В этом случае Президент РФ предварительно извещает население страны о своей отставке. Отрешение Президента РФ от занимаемой должности проводится в строго установленном федеральным законодательством порядке. Решение об отрешении принимается Советом Федерации ФС РФ 2/3 голосов от общего числа членов палаты Федерального Собрания. Это решение Совет Федерации должен принять в 3-месячный срок со дня выдвижения Государственной Думой РФ обвинения против Президента РФ. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным. Вопрос об отрешении Президента РФ от должности выносится на обсуждение Совета Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой РФ обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Обвинение Государственной Думы РФ в отношении Президента РФ выдвигается при наличии заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключения Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения на основании инициативы не менее чем 1/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ принимается 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ.

Во всех случаях прекращения полномочий (кроме случаев отрешения от должности за совершение государственной измены или иного тяжкого преступления) бывшему Президенту РФ гарантируется:

1) неприкосновенность за мнения и действия, выраженные в связи с исполняемыми обязанностями по должности Президента РФ, если они не содержат в себе оскорбления или иного состава преступления;

2) выплата Президенту установленной пенсии в размере, отвечающем его положению;

3) сохранение всей его личной собственности, за исключением предоставленной ему в связи и на срок исполнения полномочий Президента РФ;

4) другие права, установленные федеральным законодательством.

5) В случае смерти Президента РФ его семье и близким гарантируется выплата соответствующего пособия и пенсий, а также сохранение всей собственности, за исключением предоставленной Президенту РФ для исполнения полномочий и на их срок.

 

 

Заключение

Теперь, в соответствии с поставленными целями и задачами, подведем основные выводы настоящей курсовой работы.

Очевидно, что по совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со ст. 11 Конституции являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов Российской Федерации, поскольку полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета.

Необходимым условием соблюдения прав и свобод человека и гражданина является положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции. Обеспечить такое положение в государстве должен Президент. Для этого Конституцией ему предоставлены особые полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Будучи юридически десантирован от всех ветвей власти, Президент управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Реализуя полномочия по защите прав и свобод, глава государства взаимодействует с Правительством, федеральными судами, прокуратурой, правоохранительными органами, общественными объединениями. При Президенте действует Комиссия по правам человека. Комиссия призвана содействовать совершенствованию государственного механизма обеспечения прав и свобод.

Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция и нормативные акты субъектов федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству, задачам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В противном случае Президент имеет право потребовать от любого федерального органа власти либо органа власти субъекта федерации соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а в случае их попрания - требовать восстановления нарушенных прав в полном объеме. При этом Президент может предпринять самые решительные меры, вплоть до принудительных.

Конституционные полномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина Президент реализует, используя свое право законодательной инициативы. Он также издает указы по защите правового положения личности в целом и отдельных групп населения, а также по обеспечению граждан всей полнотой личных, политических и социально-экономических прав.

Власть Президента ограничивается пределами Конституции. Многие россияне воспринимают обязанности Президента гарантировать Конституцию, права и свободы человека и гражданина достаточно широко. Часто они адресуют Президенту свои жалобы на решения, например, правоохранительных органов или даже приговоры судов. Однако Президент, исходя из конституционного принципа разделения властей, не имеет права подменять функции и полномочия этих органов. Общие рамки полномочий Президента определяются принципом разделения властей и требованием Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Сказанное о высокой роли Президента РФ как главы государства не означает, что его правомочия ничем не ограничены и он может взять на себя решение любого вопроса. Как видно из приведенных конституционных положений, рамки его деятельности определяются Конституцией РФ и федеральным законодательством, базирующихся на принципе разделения властей. Вместе с тем на этой основе на Президента РФ возлагается задача обеспечения условий нормального и согласованного функционирования всех ветвей власти и их институтов, верховного контроля за практической реализацией указанного принципа. Как указывалось в постановлении Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. по вопросу о конституционности ряда решений Президента РФ, связанных с разрешением кризиса в Чечне, общие рамки президентских действий определяются принципом разделения властей и конституционным положением о том, что акты Президента не должны противоречить Конституции и законам России.

Некоторые исследователи считают, что российская модель президентской власти ближе всего к французской модели президентской власти в полупрезидентской республике. Но при этом необходимо учитывать, что полномочия Президента РФ во многих отношениях значительно шире, чем у Президента Франции. Поэтому чаще всего говорят не о полупрезидентской, а о президентской республике с частичными элементами парламентаризма. Такой статус президентской власти в нашей стране сегодня определяется во многом конкретными историческими и национальными особенностями периода переходного и кризисного развития нашего общества и государства, требующего концентрации высшей государственной власти в одних руках.

 

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М., 2005. – 44 с.;

2. Концепция внешней политики Российской Федерации

3. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. «Об обороне»

4. Федеральный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»

5. Указ Президента Российской Федерации от 1 января 2000 г. «О концепции национальной безопасности»

6. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ»

7. Федеральный закон от 1 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации»

8. Федеральный конституционный закон «О военном положении» № 1-ФКЗ от 30.01.2002 г.

9. Федеральный закон «О выборах Президента РФ» № 19-ФЗ от 10.01.2003 г.

10. Федеральный закон «О безопасности» № 2446-1 от 05.03.1992 г. (в ред. от 25.07.2002 г.)

11. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» № 1948-1 от 28.11.1991 г. (в ред. от 31.05.2002 г.)

12. Федеральный закон «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 г. (в ред. от 09.10.2002 г.)

13. Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» № 5-ФЗ от 14.06.1994 г. (в ред. от 22.10.1999 г.)

14. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» № 175-ФЗ от 20.12.2002 г. (в ред. от 23.06.2003 г.)

 

Учебная литература

1. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России. - М., 2007. – 188 с.;

2. Зазнаев О. Российская форма правления: прошлое, настоящее и будущее //Сравнительное конституционное обозрение. - 2006. - №4.

3. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. - М., 2003. – 244 с.;

4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М., 2004. – 346 с.;

5. Колюшин Е.И. Конституционное право России. - М., 2006. – 416 с.;

6. Окуньков Л.А. Правительство и Президент (грани взаимодействия) //Журнал российского права. - 1998. - №9.

7. Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) //Журнал российского права. - 2001. - №2.

8. Снежко О.А. Президент РФ - гарант прав и свобод граждан //Право и политика. - 2005. - №2.

9. Зазнаев О. Российская форма правления: прошлое, настоящее и будущее //Сравнительное конституционное обозрение. - 2006. - №4.

10. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. - М., 2003. – 784 с.;

11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М., 2004. – 346 с.;

12. Колюшин Е.И. Конституционное право России. - М., 2006. – 416 с.;

13. Окуньков Л.А. Правительство и Президент (грани взаимодействия) //Журнал российского права. - 1998. - №9.

14. Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) //Журнал российского права. - 2001. - №2.

15. Снежко О.А. Президент РФ - гарант прав и свобод граждан //Право и политика. - 2005. - №2.

16. Кузнецов Е.Л. Из истории создания института Президентства СССР //Государство и право. 1996. № 5.

17. Окуньков Л.А. Комментарий к Конституции РФ // М., Юрист, 2002.

18. Карпович В.Д. Комментарий к Конституции РФ //М., Юрайт, 2002.

19. Лазарев В.В. Научно-практический комментарий к Конституции РФ //М., Спарк, 2002.

20. Топорнин Б.Н. Конституция Российской Федерации: научно-практический комментарий// М., Юрист, 1997.

21. Дугажапов Т. История института Президента в России// Восточно-Сибирская Правда 2000. № 53.

 

 


[1] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М., 2005. – С.44.

[2] Концепция внешней политики Российской Федерации

[3] Федеральный закон от 31 мая 1996 г. «Об обороне»

[4] Указ Президента Российской Федерации от 1 января 2000 г. «О концепции национальной безопасности»

[5] Федеральный закон от 1 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации»

[6] Федеральный закон от 1 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации»

[7] Федеральный закон «О выборах Президента РФ» № 19-ФЗ от 10.01.2003 г

[8] Федеральный закон от 1 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации»

[9] Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России. - М., 2007. – С. 1124.

[10] Зазнаев О. Российская форма правления: прошлое, настоящее и будущее // Сравнительное конституционное обозрение. - 2006. - №4.

[11] Колюшин Е.И. Конституционное право России. - М., 2006. – С.416.

[12] Окуньков Л.А. Правительство и Президент (грани взаимодействия) //Журнал российского права. - 1998. - №9.

[13] Снежко О.А. Президент РФ - гарант прав и свобод граждан // Право и политика. - 2005. - №2.

[14] Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. - М., 2003. – С.784.

[15] Окуньков Л.А. Комментарий к Конституции РФ // М., Юрист, 2002.

[16] Топорнин Б.Н. Конституция Российской Федерации: научно-практический комментарий// М., Юрист, 1997.

[17] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М., 2004. – С. 346.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.23.133 (0.08 с.)