Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, источники, задачи археологии

Поиск

Предмет, источники, задачи археологии

Археология — самостоятельная историческая наука, изучающая человеческое прошлое и закономерность его развития, преимущественно на основании материальных источников. Археология, как наука, имеет свой предмет исследования и свои, особые, методы накопления и изучения источников. В этом отношении археология является самостоятельной исторической наукой. Вместе с тем история и археология неразделимы, их различают только источники и методы исследования, цели же исследования одни и те же. О прошлом человечества мы узнаём на основании изучения исторических источников. Источников много, однако их все можно разделить на 2 группы: письменные и вещественные (это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда,произведения искусства — всё, что является результатом трудовой деятельности человека). Археология изучает в большинстве своём вещественные источники. Иногда археологам приходится иметь дело с письменными источниками и памятниками не скрытыми под толщей земли, например с наскальными рисунками. Однако основные археологические источники добывают из земли.Археология тесно связана с другими гуманитарными и естественными науками: антропологией (изучающей строение человека в историческом и расовом аспектах развития), языкознанием, геологией, физикой, химией, ботаникой, почвоведением и многими другими науками.Задача археологии состоит в том, чтобы на основании археологических источников как можно полнее восстановить картину исторического прошлого человечества.

Археологическая периодизация. Методы полевой археологии

Археологическая периодизация – деление истории человечества на большие, существенно отличающиеся друг от друга эпохи. Основой для археологической периодизации выступает техника (из чего сделаны орудия труда, то есть технические орудия). В зависимости от преобладающего материала эпохи делят на каменную, [+энеолит], бронзовую и железную. Именно датский учёный Томсен впервые предложил раскладывать экспонаты по материалам(кам. предметы – цветные материалы – железо). Он был одним из отцов археологической периодизации.В основе периодизации лежит: 1.Каменный век (начало 3 млн. лет – около 10 тыс. лет до н. э.) -палеолит (свыше 3 млн. лет – 10 тыс. лет до н. э.) –выделение человека из животного мира, первые орудия труда. Появление огня. -мезолит (10-6 тыс. до н.э.) –распространение лука и стрел. -неолит (5-3 тыс. до н.э.) –неолитическая революция. Открытие керамики.2.Бронзовый век (3-2 тыс до н.э.) Открытие цветных металлов (медь. серебро, золото).3.Железный век (в начале 1-го тыс. до н. э.- середина 1-го тыс. н. э.) Открытие навыков добытия и переработки железа. Время образования народов.4.Средневековье (5 в. н. э. – 15 в. н. э.) Время большого количества письменности.Полевая археология не ограничивается правилами археологических разведок и раскопок. Полевая археология — совокупность научных методов изучения археологических памятников, расположенных под открытым небом, как говорят, в поле, хотя это «поле» может оказаться лесом, горами, пустыней и даже дном моря.

Ранний палеолит. Олдувай. Ашель

Начальный и наиболее продолжительный период развития материальной культуры, когда ее основу составляли изделия из оббитых камней, принято выделять как древнекаменный век, или палеолит. Первая стадия палеолита – нижний, или ранний палеолит – включает появление примитивных каменных орудий и последующее медленное развитие технологий расщепления камня и набора типов орудий, ведущую роль среди которых играли рубяще-режущие макро-орудия. Создаются древние поселения/ стоянки (в основном в пещерах), они имеют примитивный облик. В начале палеолита человек начинает добывать и поддерживать огонь. Человек проходит путь от первобытного стада к родовой общине. Начинает формироваться парная семья. Самые древние стоянки были обнаружены британской семьёй Лики в 1960 году в северо-восточной Африке (Олдувай). Они обнаружили окаменевшие остатки человека (homo habilis-человек умелый), напоминавшие австралопитековых обезъян, но уже перешагнувших рубеж, отделявший человека от животного царства. Был также обнаружен череп австралопитека, расколотые кости убитых на охоте животных и очень грубые каменные орудия, относящиеся к древнейшей эпохе палеолита. На основании своих находок семья Лики выдвинула гипотезу африканского происхождения человека с первичной локализацией в том числе и в районе Олдувайского ущелья.Олдувайская культура- наиболее примитивная культура обработки камня, когда для получения острого края камень раскалывался обычно просто пополам, без дополнительной доработки. Ашельская культура — культура раннего палеолита. Возникла на основе шелльской, либо (если шелльскую рассматривать как ранний период ашёльской) олдувайской культуры. Первая человеческая культура, покинувшая пределы Африки. В Евразии сменяется мустьерской культурой, а в Африке сангойской. Активное распространение ашельской культуры произошло примерно 1,6 млн лет назад. Население данной культуры находилось на ранней стадии первобытнообщинного строя, пользовалось огнём, занималось собирательством и охотой, пользовалось примитивными каменными (кремнёвыми) орудиями (макролиты — ручные рубила, отщепы).

Мустьерская эпоха

Мустьерская эпоха, наиболее поздняя эпоха древнего палеолита, следует за ашельской культурой(эпохой) и сменяется культурами позднего (верхнего) палеолита. которая получила свое наименование от названия пещеры Ле-Мустье(Франция).Многими исследователями выделяется под названием «средний палеолит».Со среднего палеолита можно более надежно реконструировать ход исторического процесса в Европе. Это время первого относительно широкого расселения человека, своего рода демографической волны, в результате которой палеоантроп (так называют человека среднего палеолита) расселился почти на всю свободную от ледового покрова территорию Европы. Значительно возросло по сравнению с нижним палеолитом число археологических памятников.В среднем палеолите значительно усовершенствовалось производство каменных орудий, прежде всего самих нуклеусов, т. е. ядрищ для скалывания отщепов, и крупных пластин. Орудия мустье изготавливались в основном из отщепов. Они отличаются устойчивостью форм. Двусторонне обработанные орудия сохраняются и в среднем палеолите, но существенно изменяются. Ручные рубила уменьшаются в размерах, часто изготавливаются из отщепов. Появляются листовидные наконечники и острия различных типов, которые использовались в составных орудиях и оружии, например в метательных копьях. Типичное орудие мустье - скребло - имеет многолезвийные формы. Мустьерские орудия многофункциональны: они служили для обработки дерева и шкур, для строгания, резания и даже сверления.

 

Палеолитическое искусство

Из бивней мамонта, костей животных вырезали фигурки животных, реже людей (в основном женщин), получил развитие орнамент. Появляются палеолитические венеры –изображения/статуэтки женщин, Большинство статуэток «палеолитических Венер» обладают общими художественными характеристиками. Наиболее распространены ромбовидные фигурки, суженные вверху (голова) и внизу (ноги), и широкие в средней части (живот и бёдра). У некоторых из них заметно подчёркнуты определенные анатомические особенности человеческого тела: живот, бёдра, ягодицы, груди. Другие части тела, напротив, часто пренебрегаемы или вовсе отсутствуют, особенно руки и ноги. Головы также обычно относительно небольшого размера и лишены деталей. Многие попытки понять и интерпретировать значение и использование статуэток основаны на малом количестве фактов. Тем не менее археологи предполагают, что они могли быть талисманами, оберегающими и приносящими удачу, символами плодородия, порнографическими изображениями, или даже напрямую соотносились с Матерью-Богиней или иными местными божествами. Женские статуэтки, представляющие собой примеры портативного искусства позднего палеолита, по-видимому, не имели никакого практического применения для добычи средств к существованию. Большей частью они обнаружены на местах древних поселений, как на открытых стоянках, так и в пещерах. Их использование при захоронениях встречаются гораздо реже.Живопись появляется в конце позднего палеолита. Она встречается на скалах и выполнена минеральными красками. Изображались мамонты, зубры, олени, лошади. Рисунки делались в глубине пещер, приходилось пользоваться лампами (каменные плошки в которые заливался жир и клался фитиль). Первобытные лампы найдены например в Костёнках, Мезине. Живопись реалистична. Процесс рисования был священнодействием и сопровождался магическими актами. Пещеры с росписями считают родовыми святилищами.

 

Костенковские стоянки

Костёнковские стоянки-это палеолитические стоянки человека, обнаруженные в Воронежской области. Стоянки состояли из шалашей, остовами которых были кости мамонта.Открыть самую первую стоянку в Костенках посчастливилось в 1879 году молодому ученому Ивану Семеновичу Полякову, который считал, что стоянки людей каменного века надо искать там, где есть находки мамонтовых костей. И по заданию Русского географического общества он отправляется в экспедицию, где одним из пунктов его маршрута должны были стать Костенки, известные своими остатками «слоновьих костей».1879 года Поляков и восемь рабочих приступили к работе. Рядом с костями мамонта были найдены кусочки золы, угля, каменных орудий, тем самым предположение Полякова о наличии в Костенках древних стоянок каменного века было неопровержимым образом доказано. В 1881 году небольшие работы на стоянке были поведены А.И. Кельсиевым, а в 1915 году польский археолог С.А. Круковский исследовал довольно большую ее часть. Круковский попытался вывезти за пределы Российской империи каменные орудия и женскую статуэтку, но на таможне эти предметы были конфискованы и переданы в Воронежский музей.

В 1923 году была создана Костенковская экспедиция, которую возглавил известный исследователь каменного века П.П. Ефименко. В этом же году Ефименко нашел на стоянке Костенки 1 целую статуэтку женщины, изготовленную из бивня мамонта. Так в Костенках начинаются ежегодные исследования, одна за другой открываются новые стоянки, делаются важнейшие научные выводы, формируется костенковская методика полевых исследований, характеризующаяся раскопками большими площадями. Костенки становятся объектом пристального внимания.На протяжении восьми лет с 1939 по 1947 годы раскопок в Костенках не проводилось. Это было связано с началом второй мировой, а затем Великой Отечественной войн. Возобновились работы лишь в 1948 году. В пятидесятые годы открываются новые стоянки.

В 90-е годы стоянки не изучались, из-за глобальных изменений в экономике страны, и возобновлены исследования были лишь в 1998 году.

С 2001 года музеем-заповедником «Костенки» и Институтом истории материальной культуры РАН ведутся совместные исследования. Выяснилось что костенковские верхнепалеолитические памятники оказались одними из самых древних в Европе.

Микролиты и макролиты

Итак, мезолит – время поисков новых основ культуры. Его значение – в появлении зачатков производящих форм хозяйства – скотоводства и земледелия. Большое значение имело возобладание новой кремневой техники.В южных областях появляются геометрические кремневые орудия, представляющие собой маленькие кремни поперечником 1—2 см в виде сегментов, трапеций, треугольников. За свои размеры они получили название микролитов. Их использовали в качестве вкладышей в костяную или деревянную основу, расщепленную вдоль, закрепляли каким-нибудь вяжущим веществом (например, смолой) и перевязками. Получалось режущее орудие, не уступающее по своим рабочим качествам орудиям, сделанным целиком из кремня. Производство цельнокремневого орудия было трудоемко, при этом неэкономно расходовался кремень, который на поверхности земли стал встречаться гораздо реже, чем раньше. При поломке такое орудие починить было нельзя, а составное чинилось — достаточно было заменить сломавшийся вкладыш. Орудиями с кремневыми вкладышами пользовались даже в бронзовом веке.Микролиты имели и другое назначение — их использовали в качестве наконечников стрел. Изобретение лука и стрел — одно из важнейших изобретений мезолита. На юге наконечниками стрел служили геометрические орудия, на севере, в среднерусских лесах и аналогичной им зоне, были распространены наконечники из ножевидных пластинок, правильных очертаний, часто имевших иволистную форму. Это тоже вкладыши, так как стрела с наконечником является составным орудием.Наряду с тонкими и лёгкими орудиями в мезолите появляются массивные, иногда называемые макролитами (по-гречески макрос- большой, длинный). Появляются топоры, значение которых было особенно велико для лесной зоны, где человеку приходилось осваивать обработку дерева.

 

Вопрос 17:Неолит Беларуси

В 5 тыс.до н.э. племена, населявшие территорию Белоруссии, вступили в последний период каменного века - неолит.

Кремневые орудия раннего неолита очень сходны по типу и технике изготовления с мезолитическими. Но главная отличительная особенность - появление орудий с двухсторонней обработкой и техникой шлифования камня. Распространяются клиновидные орудия из нуклеусов, топоры различных форм, долота. В позднем неолите широко распространяются шлифование и сверление. Наиболее ярким признаком нового периода является изобретение и широкое распространение глиняной посуды. Характерной формой неолитического сосуда на территории Белоруссии был вылепленный от руки остродонный горшок. Впервые были созданы надежные вместилища для хранения продуктов. Однако в лесной полосе природные условия не благоприятствовали развитию земледелия и скотоводства. Поэтому на территории Белоруссии в эпоху неолита люди продолжали вести прежний образ жизни охотников и рыболовов. Неолитические стоянки спустились ближе к воде. Почти вся территории Белоруссии входит в область гребенчатой и накольчатой керамики. Названа она так по преобладанию в орнаментации посуды ямочных наколов и оттисков гребенки. Одной из составляющих этой культурной общности является днепро - донецкая неолитическая культура. Период ее существования определяется серединой 5 - концом 3 тысячелетия до н.э.Основная форма посуды представлена широко открытым остродонным горшком со слаборазвитым венчиком и толстыми стенками. Орнаментация сосудов очень разнообразна. Основными ее элементами являются гребенка, наколы и линии.Область верхнего течения Западной Двины попадает в зону распространения памятников валдайской культуры. Ее отличительной особенностью является обилие кремневых орудий и полуфабрикатов.В юго - западных районах Белоруссии и на на Волыни встречается керамика, характерная для культуры «воронковидных кубков». Культура эта считается пришлой. Она появляется во второй половине 3 тыс. до н.э. и продолжается до начала эпохи бронзы.

18: основные итоги исследований белорусского неолита в трудах В.ФИсаенко,М.М.Чернявского и Е.Г.Калечиц До III—V вв. н. э. значительные области западной половины лесной полосы Восточной Европы заселяли многочисленные племена, имевшие различные культуры. В Верхнем и Среднем Подвинье, в районе Себежских озер и в левобережье верхнего течения р. Великой, а также в Смоленском Поднепровье обитали племена днепро-двинской культуры. К югу от них, в Подесенье, жили родственные им племена юхновской культуры, а к востоку, в верховьях Оки — племена верхнеокской культуры. Северную и северо-западную часть Белорусского Поднепровья и бассейн Верхнего Понеманья заселяли племена культуры штрихованной керамики. Полное отсутствие генетической связи между этими культурами, с одной стороны, и более поздними, бесспорно,славянскими древностями, с другой, позволяет относить все эти племена к дославянскому населению. В настоящее время можно считать доказанным, что ареалы всех культур, исключая зарубинецкую культуру, полностью совпадают с теми областями, в которых распространена массовая восточнобалтийская гидронимия.На поселениях были развиты разнообразные ремесла, которые, вероятнее всего, носили домашний характер. Железо добывалось сыродутным способом, но кузнечное дело все больше совершенствовалось. Было развито бронзолитейное дело. Наряду с бронзой использовались легкоплавкие металлы — олово и свинец. Продолжали развиваться прядение и ткачество. При строительстве жилищ и других хозяйственных и производственных построек широко применялось дерево. Из дерева изготавливали также рукояти серпов, шильев, ножей, копьевищ, древков и т. п.Прекращение жизни на открытых поселениях и исчезновение городищ-убежищ на территории Белоруссии, несомненно, было связано с продвижением восточнославянских племен, начавшимся не ранее VII— VIII вв.: на севере кривичей, а на юге дреговичей и радимичей. Как по- казали исследования языковедов и археологов, восточнославянские племена, осваивая новые земли, не вытесняли местное балтоязычное на- селение, а постепенно ассимилировали его. Процесс ассимиляции балтовславянами завершился в основном в IX—X вв.

19:днепро-данецкая культура: Дне́про-доне́цкая культу́рная о́бщность — восточноевропейская субнеолитическая археологическая культураV—III тыс. до н. э., переходная к земледелию Основное занятие носителей культуры — охота и рыболовство[2]. Хотя на стоянках встречаются кости собак, свиней и крупного рогатого скота, кости диких животных преобладают[3]. Поселения состояли из землянок. Погребения в виде ингумации, чаще не в индивидуальных, а в братских могилах, которые использовались многократно. Останки посыпали охрой.Днепро-Донецкая культура включена в восточно-финскую группу керамики, которая характеризуется как гребенчатая. Узор на сосудах напоминал следы оставляемые зубцами гребенки, поэтому и получил такое название. Хронологически за древней гребенчатой керамикой следует ранняя гребенчатая керамика (4 200 - 3 300 гг. до н. э.). Жилища наземные, выявлены остатки кострищ. Хозяйство - рыболовство, охота, собирательство, разведение домашних животных (бык, свинья), земледелие (отпечатки зёрен ячменя на керамике). К раннему периоду относятся остродонные горшки с растительной примесью в тесте, орнамент - отпечатки гребенчатого штампа, прочерченные прямые линии. Кремнёвые орудия - микролиты, топоры. Средний период - расцвет культуры. Горшок приобрёл профилированную форму - перегиб в верхней или средней части сосуда, выделяется венчик, появляется плоское дно; в тесте примесь песка; накольчатый орнамент покрывает всю поверхность сосуда (иногда и дно). Бытуют кремнёвые топоры, ножи, наконечники стрел и копий, сланцевые тесла, топоры, "челн Поздний период характеризуют остродонные и плоскодонные горшки с прямыми или отогнутыми венчиками, изредка - мисочки, орнамент - оттиски гребёнки, ямки, "жемчужины" в верхней части сосуда, вертикальные расчёсы на венчиках; некоторые находки керамики свидетельствуют о контактах с трипольскими племенами. В инвентаре отмечены кремнёвые ножи, скребки, наконечники копий, каменные тёсла.

20:буго-днестровская культура:Бу́го-днестро́вская культу́ра неолитическая археологическая культура VI тыс. до н. э. Поселения Буго-днестровской археологической культуры небольшие, жилища - наземные, с каменными очагами и ямами для отбросов. Хозяйство - охота, рыболовство, разведение домашних животных (свинья, бык), земледелие (отпечатки зёрен пшеницы на керамике). Выделены два варианта культуры - южнобугский и днестровский. В раннем периоде южнобугского варианта распространены остродонные горшки (результат восточных связей), миски, сосуды с отогнутым венчиком (криволинейный и вертикальный проглаженный орнамент), бомбовидные сосуды с небольшим дном. В ср.периоде много плоскодонных сосудов, характерных для европейских культур Кёреш, Старчево (бомбовидные горшки, ребристые миски, вазы, кубки, фляги), орнамент пластический - шишечки, налепные валики, пальцевые защипы, а также криволинейные ленточные композиции; к к.периода под влиянием днепро-донецкой культуры появляются остродонные сосуды, украшенные отпечатками гребенчатого штампа. Появляются новые орудия - мотыги из трубчатых костей, развивается техника кремнёвых вкладышей. В позднем периоде аряду с остродонными горшками представлены чаши, вазы на ножках ("фруктовницы"), ребристые сосуды (орнамент сложные криволинейные угловые композиции, каннелюры, есть и отпечатки гребенчатого штампа). В керамике сказывается влияние балканских культур Турдаш, Винча, Хаманджия. Увеличиваются размеры кремневых орудий.Буго-днестровкая археологическая культура по-видимому, явилась одним из компонентов формирования трипольской культуры.

21Нарвская (нарвенская) и неманская неолитическая культуры.Нарвская культура(3-2 тыс.д.н.э.)охватывает Эстонию, Литву, Южную Прибалтику, а стоянки позднего этапа – еще Латвию и Северную Белоруссию. Для нарвских племен характерны орудия из кости и рога кундского типа. Предметов из кремня мало.Сосуды остродонные,часто без орнамента,изредка встречается гребенчатый и ямочный. В ней можно предположить зачатки скотоводства: на ее стоянках находили кости коров,которые часто служили сырьем для изготовления орудий.Охота у нарвских племен была важным видом хоз-ва.К нарвской культуре относят сарнатскую торфяниковую стоянку в Латвии.На стоянке найдено почти 400 янтарных изделий – амулетов и украшений.На стоянке имеются жилища 2-х типов: местного, сарнатского. Неманская культура — археологическая культура, или общее название двух археологических культур позднего мезолита — раннего и среднего неолита (7 — 3 тыс. до н. э.). Развилась из свидерской культуры и была вытеснена культурой шнуровой керамики. Существовала в верховьях реки Неман: на севере Польши, юге Литвы, западе Беларуси и в Калининградской области. На севере неманская культура граничила с кундской культурой в мезолите и с нарвской культурой в неолите. Неолитическая неманская культура была наследником мезолитической. Она возникла в 5 тыс. до н. э. вместе с появлением керамики. Большинство орудий неолитической неманской культуры напоминают прежние, мезолитические. Новым широко распространённым изобретением были ножи с заострённым и расширенным остриём.[6] Керамика неманской культуры имела заострённое дно, изготавливалась из глины, смешанной с другим органическим материалом или размолотым кварцитом.[6] У некоторых более поздних экземпляров были плоские днища. Сосуды были несколько уже и с более изогнутым профилем, чем сосуды нарвской культуры. Их украшали тонким слоем белой глины и рядами небольших отпечатков вдоль верхней кромки.[7] На прочей части сосуда были диагональные полосы, образовывавшие орнамент в виде рыбачьей сети, или несколько рядов небольших отпечатков.[8] Часть керамики, обнаруженной в поселениях неманской культуры, относится к нарвской культуре. Такой феномен объясняется торговлей кремнем, который отсутствовал в землях нарвской культуры.[9] Ближе к концу существования неманской культуры керамика становится более разнообразной, в ней заметно влияние жуцевской культуры: отпечатки шнура или в виде ёлочки.[10] Со временем неманская культура была поглощена культурами шнуровой керамики и шаровидных амфор.

22 Льяловская и волосовская культуры Бассейн Клязьмы и прилегающие к нему течения Оки и Волги занимали племена Льяловской культры( 5-3 тыс.до.н.э)названные по стоянке у деревни Льялово,недалеко от Москвы,у города Зеленограда.Она относится к типу торфяниковых и расположена на берегу Клязьмы.Здесь открыто шалашовое жилище.Найдены полированная плита и заготовки орудий,которые должны были подвергнуться полированию,а также большие каменные рубящие орудия.Характерна полуяйцевидная глиняная посуда,укршенная правильными рядами углублений.Часто встречается гребенчатый орнамент.Счатают,что на коренном своем месте льяловская культура распалась на ряд родственных культур. Волосовская культура (3-начало 2 тыс.)получила свое название по стоянке около Мурома.Она относится к типу ямочно-гребенчатых.О ее происхождении единого мнения нет. Хоз-во волосовцев рыболовецко-охотничье.На позднем этапе своего развития волосовские племена расширили вою территорию,ассимилировав племена льяловской культуры.Поселения обширны,на них расположены большие землянки.Интерес представляет собой волосовский клад – множество предметов из камня,покрытых тонкой отжимной ретушьб.Среди них копья,ножи,стрелы,а также изображения животных- своеобразная каменная скульптура лесного неолита

 

23.Общая характеристика энеолитической эпохи. Основные центры энеолита на территории бывшего СССР Первую эпоху металла называют энеолитом (греч. энус – «медь», литос – «камень»). В этот период появляются медные вещи, но преобладают каменные. Две теории о распространении меди: 1) возникла в региона от Анатолии до Хузистана (8-7 тыс. до н.э.) и распространилась на соседние территории; 2) возникла сразу в нескольких очагах. Четыре стадии развития цветной металлургии: 1) самородная медь как разновидность камня; 2) плавление самородной меди и отливка форм; 3) выплавка меди из руд, т.е. металлургия; 4) сплавы на медной основе – например, бронза. Месторождения меди открывали по внешним признакам (зеленые пятна окислов). При добычи руды использовали каменные молоты. Границы энеолита определяются уровнем развития металлургии (третий этап). Зачатки земледелия и скотоводства получили дальнейшее развитие, благодаря расширению культивируемых злаков. На смену роговой мотыге приходит пахотное орудие, требующее использование тягловых животных. В разных областях почти одновременнопоявляется колесо. Тем самым получает развитие скотоводство, происходит обособление скотоводческих племен. Энеолит – начало господства патриархально-родовых отношений, главенство мужчин в скотоводческих коллективах. Взамен могилам появляются насыпи курганов. Изучение керамики показывает, что ее изготовляли специалисты, мастерски овладевшие техникой гончарного производства (ремесло). Обмен сырьем – кремнем. Энеолит был временем появления классовых обществ в ряде регионов Средиземноморья. Земледельческий энеолит СССР имеет три центра – Среднюю Азию, Кавказ и Северное Причерноморье.

24)Трипольская культура Трипольская культура (конец 5- третья четверть 3 тыс.)названая по селу Триполье близ Киева.Трипольская культура была земледельческой.Некоторые племена укреплены низкими земляными валами,что говорит о происходивших межродовых столкновениях.Поселения раннего периода занимали небольшую площадь и располагались в долинах рек Молдавии,на Западе Украины.Дома имели небольшие размеры(15-30 кв.м)Основу стен жилищ составлял плетень,обмазанный глиной.Были так же и землянки.Посередине жилищ вблизи очаганаходился семейный жертвенник.Землю обрабатывали мотыгами.Возделывали пшеницу,ячмень,просо,бобовые.Урожай убирали серпапи с кремневыми вкладышами.Зерно размалывали зернотерками.Сущесвовало скотоводство,разводили коров, свиней.Большое значание имела охота.Еще в раннем периоде известна металлаобработка.Но металич. Предметов находят мало.Каменный инвентарь триполья господствует.Керамика триполья с углубленным или прочерченным,часто змеевидным ормаментом.Кухонная посуда более грубая.Много статуэток изображавших сидещих женщин с развитой стеатопигией.Среди предметов клада имеются крупные:например два топора из чистой меди.Поселения иногда укреплены валом и рвом и располагались высоко над рекой.Входит в употребление расписная посуда.На сосудах иногда изобр. животные.Трипольцы изготавливали одежду из шкур животных.Расписная кирамика обжигалась в гончарных горнах.Погребения одиночные.

25 Культуры воронковидных кубков и шаровидных амфор археологическая культура, существовавшая в период около 3400-2800 гг. до н. э. Занимала большинство территории прежней культуры воронковидных кубков, а в центральной части делила территорию с культурой шнуровой керамики. На юге и западе соседствовала сбаденской культурой, на северо-востоке с нарвской культурой. Название предложил археолог Густаф Коссинна в связи с характерной керамикой, шаровидными сосудами с 2-4 ручками. Наиболее ранние поселения найдены на территории Беларуси[1]. Культура локализуется от бассейна Эльбы на западе до Вислы на востоке, распространяется на юг до середины Днестра и на восток до Днепра. Шаровидные амфоры, как заимствование соседними культурами, встречаются на гораздо более широкой территории, достигая Осетии[2]. К западу от Эльбы несколько шаровидных амфор найдено в мегалитических погребениях. Находки, связанные с культурой шаровидных амфор, в степной зоне Украины и России, обычно связываются с поздним этапом её распространения около 2950—2350 гг. до н. э. из центра в Волыни и Подолии. Экономика была основана на выращивании различных животных, причём на ранней стадии преобладали свиньи, в отличие от культуры воронковидных кубков, отдававшей предпочтение крупному рогатому скоту. Поселения — редкие, удалённые друг от друга, и обычно в них обнаруживаются только фундаментные ямы. Более-менее идентифицируемые останки домов до сих пор не обнаружены. Предполагается, что некоторые из поселений были населены не круглый год, или были временными. Погребения происходили путём положения трупа в саркофаг или в колодец. Сохранилось большое количество погребальных даров, включая части животных (например, челюсть свиньи) или даже целых животных, например, быков.

 

30) Среднеднепровская культура начала формироваться на Киевщине. В 2400-1400 (2200-1600) гг. до н.э. местные племена сумели овладеть почти всем Поднепровьем на восток от Горыни и Случи, кроме нижнего теченья Днепра. Они пользовались шнуровой керамикой, являлись сначала больше животноводами, чем земледельцами. В небольшом количестве они имели медные и бронзовые вещи. Известно до 80 стоянок и 10 могильников среднеднепровской культуры, значительно больше единичных захоронений и случайно найденных каменных топоров. На стоянках Быхов и Лучин Рогачевского района выявлены остатки прямоугольных жилищ с 6-14 опорными столбами по периметру, очагами в ямах.Три полуземляночные жилища прямоугольной формы раскопаны в Струмени. Длина жилищ 3,5-4м. Рядом с ними были захоронения. В Среднем Поднепровье известны двухкамерные жилища с двускатной крышей, ими застраивали поселения в два ряда. На Украине встречаются захоронения в курганах, одиночных или групповых. Умершего клали на спину в вытянутом положении или с подогнутыми ногами, посыпали охрой. Рядом помещали каменные топоры, лук со стрелами, 1-2 посудины, личные украшения.В курганах, которые были раскопаны около д. Ходосовичи (Рогачевский район) найдены от одного до четырех захоронений в ямах, которых покрывались настилом. Скелет, покрытый тонким слоем красной охры, обнаружен в захоронении в Ветковском районе. Умерших клали на бок в скорченном положении: мужчин головой на север, женщин на юг. Встречаются и трупосожжения. Кроме привычного инвентаря в могилы изредка клали изделия из меди (ножи, шилья, наконечники копий, топоры), бронзовые подвески, кольца, браслеты. Часть изделий происходит с Кавказа, другие из Закарпатья. Некоторые захоронения свидетельствуют о богатстве умершего. Грунтовые могильники были раскопаны около д. Рудня Шлягина Ветковского с трупоположениями и трупосожжениями. Посуда среднеднепровской культуры резко отличается от неолитической, изготавливалась из глиняного теста, в которое добавлялся песок, кварц. Он был тонкостенным, неплохо обжигался, приобретал серый цвет. В употреблении были низкие миски, конические кубки. В обычных горшках орнаментировались только верхняя часть и шейка. 2-3 поперечные ленты разделялись рядами треугольников, сверху и снизу зона ограничивалась вертикальными чертами. Треугольные фигурки перекрещивались. В других случаях вместо них на посуде нанесен двойной зигзаг. Такие композиции исполнялись шнуровыми и прямоугольными отпечатками, насечками, перекрещенными линиями. Мелкие горшки иногда были полностью орнаментированы.

 

31) Фатьяновская культура - распространена в центре европейской территории России (эпонимный памятник - могильник у д.Фатьяново Ярославской области, открытый в 1873) в первой пол.II тыся.до н.э., известна в основном по могильникам. Погребальный обряд предусматривал захоронения в ямах (скорченно на боку, реже - на спине), известны внутримогильные сооружения с выступающими углами из плах или досок и скопления угля (иногда - красная краска). Самыми массовыми находками являются круглодонная керамика, кремнёвые клиновидные и каменные боевые топоры (в т.н. могилах "вождей" - медные топоры в футлярах). По костям животных (свиньи и овцы) можно судить о развитии скотоводства (некоторые признаки указывают на существование подсечно-огневого земледелия), сохраняли значение охота и рыболовство. Фатьяновская культура, по мнению большинства учёных, принадлежит к общности культур шнуровой керамики и боевых топоров и распространяется на территории, занятой волосовскими племенами (вещи Фатьяновской культуры встречаются в поздних слоях волосовской культуры). В с.II тыс.до н.э. Фатьяновская культура растворилась в новых культурах региона (памятники Ср.Волги, некоторыми учёными выделяемые в балановскую культуру, существуют дольше).

 

32) Полесская группа культуры шнуровой керамики В Западном Полесье примерно в 1800 - 1400 гг. до н.э. получили распространение памятники особой полесской группы культуры шнуровой керамики. Поселения этой культуры располагались на песчаных вехолмлениях и краях I надпойменной террасы. Жилища представлены полуземлянками овальной формы с открытыми очагами внутри.Погребальные памятники культуры шнуровой керамики курганные и грунтовые. В курганах встречаются трупоположения в скорченном состоянии, которые лежат в подкурганных ямах. Эти ямы иногда обкладывали каменными плитками. В грунтовых погребениях обнаружены трупосожжения. Посуда культуры шнуровой керамики многофункциональна. Это - горшки колоколовидной формы, яйцевидные амфоры, вазоподобные сосуды с утолщенным венчиком, кубки. В орнаментации преобладали горизонтальные пояса из отпечатков шнура. Широко употреблялись зигзагообразные и елочные мотивы.В обиходе племен культуры шнуровой керамики сохранились почти все типы орудий, которые были еще известны в неолите. Наряду с ними широкое применение нашли шлифованные кремневые топоры-клинья, боевые сверленые топоры. Попадаются также серповидные кремневые ножи и каменные мотыги, кремневые наконечники стрел и дротиков. Изделия из бронзы редки и представлены, в основном, украшениями.Племена шнуровой керамики вели производящее хозяйство. Они разводили крупный рогатый скот. свиней, овец, лошадей. Важную роль играло и земледелие. Существенным подспорьем были охота и рыбная ловля.

 

34) ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК Распространение железа произвело настоящую революцию в человеческой жизни. О значении этого металла Энгельс писал: «Железо сделало возможным полеводство на более крупных площадях, расчистку под пашню широких лесных пространств; оно дало ремесленнику орудия такой твердости и остроты, которым не мог противостоять ни один камень, ни один из других известных тогда металлов».Открытие железа и изобретение металлургического процесса было весьма сложным. Если медь и олово имеются в природе в чистом виде, то железо встречается только в химических соединениях, главным образом с кислородом, а также с иными элементами. (При этом мы пренебрегаем использованием метеоритного железа — «го в природе ничтожно мало.) Сколько бы ни держать железную руду в огне костра, она



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1767; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.69.58 (0.021 с.)