Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мешающие факторы, влияющие на качество восприятия слуховой информации: нарушение локализации источника звука, искажение тембра, несовершенное исполнение, мешающие шумы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Нарушение локализации источника звука. Правильная локализация источника звука (совпадение зрительного образа со слуховым) особенно важна в речевых помещениях. В концертных залах требование правильной локализации не столь жесткое, некоторое „рассеяние" звукового образа даже иногда желательно. Прежде всего к нарушению локализации источника звука может привести эхо, которое приходит по направлению, отличающемуся от направления прихода прямого звука. Слушатель воспринимает звук из двух направлений. Первое совпадает с направлением прихода прямого звука, а второе обычно соответствует направлению прихода эха. При значительной интенсивности эха (и концентрации звуковых отражений) прямой звук может вообще не восприниматься слушателем. Однако для этого энергия отражений должна быть много больше энергии прямого звука. Так, например, при запаздывании порядка 20 мс энергия отражений должна превосходить энергию прямого звука в 100 раз. В помещениях, не имеющих эха или сильной концентрации отражений, нарушения локализации обычно не наблюдается. Здесь следует упомянуть так называемый „закон первой волны", в силу которого направление прихода звука определяется звуковым сигналом, первым поступившим к слушателю, т.е. прямым звуком источника. Правильная локализация источника звука сохраняется даже в том случае, когда энергия отражений в 10 раз превышает энергию прямого звука. Однако запаздывание этих отражений должно быть не более 30 мс. Искажения тембра. Искажение первоначального звукового сигнала является недопустимым акустическим дефектом. Искажение тембра сигнала может, например, возникнуть при упомянутом дефекте порхающего эха, если период последовательности отражений меньше 20 мс (частота более 50 Гц), В этом случае звуковой сигнал получает выраженную тональную окраску, связанную с эффектом гребенчатой фильтрации. В частотной характеристике передачи помещения появляются периодические провалы, частота которых соответствует частоте последовательности запаздывающих отражений. Слушатель помимо основного сигнала воспринимает тон, частота которого равна частоте последовательности. Аналогичный эффект частот наблюдается при наличии в помещении членений с мелким регулярным шагом (например, отделке поверхностей деревянной рейкой, волнистой асбофанерой и т.п.). Такая отделка помещений вызывает периодические отражения звуковых импульсов, воспринимаемых на слух как неприятное посвистывание. К искажению тембра излучаемого в зал звукового сигнала приводит также отделка поверхностей звукопоглотителем с резко выраженным максимумом коэффициента звукопоглощения. При больших количествах такого звукопоглотителя может образоваться провал в частотной характеристике реверберации или частотной характеристике передачи помещения. Несовершенное исполнение. К существенному ухудшению качества восприятия речи и особенно музыки может привести несовершенство исполнения, связанное с отсутствием в исполнительской зоне необходимых акустических условий. Трудность заключаются в том, что нет четкого определения этих условий. Несмотря на очевидную важность, вопрос акустики сценической зоны изучен очень слабо. Субъективная оценка акустических условий в сценической зоне зависит от возможности слышать собственное исполнение и исполнение партнеров, а также от реверберации (гулкости) помещения и наличия перечисленных мешающих факторов. Слышимость собственного исполнения и взаимная слышимость в настоящее время связываются в основном со структурой ранних отражений. Однако недостаточно ясно, какой должна быть эта структура в смысле запаздывания и уровня отражений - требуются ли интенсивные малозапаздываюшие отражения, обеспечивающие достаточно жесткое нарастание звука, или же возможно рассеяние отражений, приводящее к более мягкому нарастанию; каким должен быть частотный состав ранних отражений и так ли важны для исполнителей боковые отражения. Все эти вопросы ждут своего решения. В качестве объективной меры - гулкости в исполнительской зоне (как и в слушательской) предлагается использовать стандартное или начальное время реверберации. Однако отсутствуют сведения о том, какие значения и какая частотная характеристика времени реверберации предпочтительны для исполнителей. Неясно также, в какой мере существующие критерии объективной оценки мешающих факторов соответствуют требованиям исполнителей. Мешающие шумы. В условиях эксплуатации помещений шумовой режим определяется шумом, создаваемым публикой и проникающими шумами. Шум, создаваемый людьми находящимися внутри помещения, не нормируется, так как в основном зависит от их дисциплинированности и физического состояния (например, большое число простуженных в зале) или может быть связан с жестким полом помещения (шорох от подошв), с наличием жестких старых кресел (скрип), а также с плохой акустикой, вызывающей нервозность слушателей. Обычно уровень шума публики в паузах составляет 40-50 дБА. Когда говорят о мешающих шумах, то, как правило, имеют в j виду шумы, проникающие в зал из соседних помещений или с улицы, а также создаваемые различным инженерным оборудованием здания. Уровни этих шумов зависят от эффективности шумозащитных мероприятий (звукоизоляция ограждений помещений, виброизоляция инженерного оборудования, наличие глушителей шума в системах вентиляции и кондиционирования воздуха). Измерение шумовых характеристик помещений проводится в соответствии с ГОСТом. Измеренные уровни шума в октавных полосах частот в диапазоне 63-8000 Гц не должны превышать значений, указанных в СНиП П-12-77. Уровень проникающего шума в концертных залах должен быть не более 35 дБ А, а в остальных залах - не более 40 дБА. Существенное превышение допустимых уровней свидетельствует о серьезных ошибках в проектировании мероприятий по защите помещения от шума и является грубым акустическим дефектом. Особенно неприятны тональные шумы, так как ухо человека особенно.
8. Лучевой метод анализа распространения звука в помещении. Особенности применения метода для выявления поверхностей, создающих благоприятные и неблагоприятные отражения. Критерий допустимости метода геометрических отражений и условия допустимости его применения.
Существуют 2 вида отражений от поверхностей помещения: зеркальное, диффузное. Поэтому нужно знать достаточно определенно, когда будет тот или иной вид отражений. Последнее условие зависит от соотношения между размерами отдельных элементов расчленений, имеющихся на поверхности, и длиной звуковой волны. Если эти размеры того же порядка, что и длина звуковой волны, то отражение приобретает диффузный характер. В том же случае, когда размеры неровностей заметно меньше либо, в несколько раз больше длины волны, то звуковые волны отражаются зеркально (рис. 3). На обычных поверхностях зала, имеющих членения, звуки одних частот могут отражаться зеркально, а других - диффузно. Суть геометрического метода - при определенных условиях вместо звуковых волн можно рассматривать звуковые лучи, в направлении которых распространяются эти волны. При этом построение этих отраженных лучей осуществляется по правилам закона геометрических отражений, известного в оптике. Для зеркального отражения справедливы два закона: 1. Луч падающий и луч отражённый лежат в одной плоскости с нормалью в точке падения. 2. Угол падения равен углу отражения. Для примера на рис.7 дано построение геометрического отражения от отражателя в виде цилиндрической поверхности с произвольной криволинейной направляющей и с образующими, перпендикулярными к вертикальной плоскости проекции. Отражатель помещен над верхним порталом зала. Точечный источник звука задан его проекциями q и q'. Требуется найти геометрическое отражение от некоторой точки отражателя, имеющей проекции а и а'. В данном случае касательная плоскость к поверхности отражателя в этой точке перпендикулярна вертикальной плоскости проекции; вертикальная проекция этой касательной плоскости есть прямая t' и t'. Прямые q 'а и qа являются вертикальной и горизонтальной проекциями луча, исходящего из источника и достигающего точки отражения. Вертикальную проекцию мнимого источника q1' находим, опустив из точки перпендикуляр q'O' на прямую t't' и отложив на его продолжении отрезок Oq1', равный отрезку q'O'. Вертикальная проекция отраженного луча пересекает в точке е' поверхность слушательских мест, проходящую на 1,2 м выше пола зала. Снося точку е' на горизонтальную проекцию отраженного луча, находим горизонтальную проекцию е точки пересечения отраженного луча с поверхностью мест. Длина ломаной линии, имеющей проекции qe и q'e', равна полному пути отраженного звука от источника до точки приема с проекциями е и е'. Эта длина равна расстоянию от мнимого источника до точки приема. Прямая с проекциями qe и q'e' дает путь прямого звука. Как видна из рис.7, длина пути отраженного звука (от источника до точки приема) равна: l отр= (q1 е)2+(ƒ ’ q1') (7) где f’ - точка пересечения горизонтальной прямой, проведенной через точку е', с вертикальной прямой q1'q1. Длина прямого звука: l пр= (qе)2+(е ’ е1) (8) где e1 — точка пересечения горизонтальной прямой, проведенной через точку q',с вертикальной прямой e'e. Если для рассматриваемой точки помещения построены геометрические отражения от поверхностей зала, то нетрудно определить и запаздывания этих отражений. Так, для приведенного выше примера ∆t=(l отр- l пр)/c (9) где С - скорость звука, м/с. Необходимо однако учесть, что метод геометрических отражений имеет ограничения. Допустимость применения методов геометрической акустики зависит от длины звуковой волны, размеров отражающей поверхности, ее расположения по отношению к источнику звука и точке приёма. При этом отражающая поверхность должна быть достаточно жесткой и иметь поверхностную массу не менее 20 кг/м2 в залах с музыкальными программами и не менее 10 кг/м2 в залах с речевыми программами. Коэффициент поглощения поверхности не должен превышать 0,1. Можно считать, что звуковые волны отражаются направленно, если наименьший размер поверхности отражения не менее чем в 1.5 раза превышает длину звуковой волны. Если это условие не выполняется, то волны рассеиваются и построение теряет смысл. Для оценки допустимости метода геометрических отражений введен некоторый критерий допустимости его применения. Оценка осуществляется через два безразмерных параметра U и V, которые зависят от размеров поверхности, длины волны и расположения поверхности по отношению к источнику и приемнику звука. На рис.8 изображен плоский отражатель прямоугольной формы, одна из сторон которого равна 2а, а вторая 2b. Центр прямоугольника О совпадает с точкой падения луча от источника Q. Две стороны прямоугольника параллельны плоскости падения, то есть плоскости, содержащей луч падения QO, луч отражения и нормаль ON. Абсолютное отклонение уровня звукового давления (у.з.д.), найденное с применением приближенного метода геометрических отражений для точки М от у.з.д., получающегося при строго геометрическом отражении находится по формулам: ∆L=4,4(1/u +1/v) (10); u = a cos 2/λ*(1/R0 +1/R) (11); v = b 2/λ*(1/R0 +1/R) (12) Если AL < 5 дБ, а наименьшая сторона отражателя (2d) больше (либо равна)1,5 λ, то метод геометрических отражений применим. Длина волны, принимаемая при расчётах, может быть взята порядка одного метра, так как рассчитана на частотный диапазон 300-400 Гц, который и соответствует средней длине волны в I м, наиболее важный для лучшей разборчивости речи. Если площадь отражений представляет собой многоугольник, отличный от прямоугольного, то критерий допустимости можно осуществить, произведя расчеты по тем же формулам для прямоугольника, вписанного в контур отражателя и удовлетворяющего рисунку. Поверхности, дающие направленные отражения, следует проектировать таким образом, чтобы приведенные выше условия применимости геометрических отражений выполнялись, по крайней мере, для частот, превышающих 300-400 Гц, (т.е. для звуковых волн длиной примерно 1 м и менее). Если условия применимости геометрических отражений выполнены, то их построение допустимо не только от центра отражателя, но и от других точек его поверхности, удаленных от краев отражателя не менее чем на половину длины волны. При заданном требовании X = 1 м это означает, что точки геометрического отражения должны браться не ближе 0,5 м от краев отражающей поверхности. Формулы применимы и для отражателя обладающего кривизной, если наименьший размер радиуса кривизны не менее, чем в 2 раза превышает длину звуковой волны, т.е. более 2 м.В этом случае относительный уровень геометрического отражения в случае направленного источника звука определяется по формуле ΔL = 10 lg (r2d Ф21 β k / (r ' + r '')2 Ф2d). (13). где rd - расстояние от источника звука до точки приема по прямому направлению, м; г' расстояние от источника звука до точки отражения, м; f" - расстояние от точки отражения до точки приема, м; - коэффициент направленности источника звука для угла между его акустической осью и направлением на точку приема; Фd - коэффициент направленности источника звука для угла между его акустической осью и прямой Г’; (β — коэффициент звукоотражения поверхности; к - коэффициент концентрации (рассеяния) отраженного звука. В случае ненаправленного источника звука формула (13) приобретает вид: ΔL = 10 lg (r2d β k / (r' + r'')2). (14). При отражении от выпуклой поверхности к< 1, при отражении от вогнутой к>1, а при отражении от плоской к=1. Для расчета коэффициента k в случае выпуклой или вогнутой отражающей поверхности может быть использован довольно простой прием. Путем графических построений (рис. 9; 1,2 – выпуклый и плоский отражатель) выделяется (в зоне слушательских мест) площадь S, которую рассматриваемая криволинейная поверхность обеспечивает первыми отражениями и на которой находится наша расчетная точка (точка приема). Затем определяется площадь So из условия, что рассматриваемая отражающая поверхность является при тех же ее размерах плоской. Отношение S0/S и дает нам коэффицициент к. Для цилиндрического звукоотражателя, изображенного на рис. 9, коэффициент k—lo/l.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 987; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.232.94 (0.009 с.) |