Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Архитектурная акустика помещений и ее задачи. Диффузное и зеркально отражения звука, условия, определяющие их, построение мнимых источников. Критический интервал запаздывание звуков.
Анализ временной структуры ранних отражений, которые особенно важны в процессе восприятия как речи, так и музыки, не может быть сделан методами статистической теории, оперирующей с энергиями огромного количества отражений, а требует подхода, основанного на применении методов геометрической акустики. В его основе лежит расчет геометрических отражений, который является основным способом контроля правильности выбора формы помещения и очертаний его внутренних поверхностей, опасности образования эха и порхающего эха, а также для определения акустического качества помещения. Главной задачей архитектурной акустики является создание таких архитектурно-планировочных и конструктивных решений, которые обеспечили бы наиболее полное выполнение основных характеристик звукового поля, определяющих оптимальные условия слухового восприятия при сохранении возможно лучших условий видимости. Существуют два вида отражений от поверхностей помещения: зеркальное и диффузное. Поэтому надо знать достаточно определенно, когда будет тот или иной вид отражений. Последнее условие зависит от соотношения между размерами отдельных элементов расчленений, имеющихся на поверхности, и длиной звуковой волны. Если эти размеры того же порядка, что и длина звуковой волны, то отражение приобретает диффузный характер. В том же случае, когда размеры неровностей заметно меньше либо, наоборот, в несколько раз больше длины волны, то звуковые волны отражаются зеркально (рис. 3). На обычных поверхностях зала, имеющих членения, звуки одних частот могут
отражаться зеркально, а других - диффузно. Суть геометрического метода состоит в том, что при определенных условиях вместо звуковых волн можно рассматривать звуковые лучи, в направлении которых распространяются эти волны. При этом построение этих отраженных лучей осуществляется по правилам закона геометрических отражений, известного в оптике. Для зеркального отражения справедливы два закона: 1)Луч падающий и луч отражённый лежат в одной плоскости с нормалью в точке падения. 2)Угол падения равен углу отражения. Применение этих законов позволяет построить мнимый источник звука при однократном отражении звуковых волн от поверхности.
- Используется (рис. 4) мнимый источник S', симметричный с действительным точечным источником S по отношению к отражающей плоскости и находящийся по другую ее сторону. Для построения мнимого источника необходимо опустить из точки S перпендикуляр SO на отражающую плоскость АВ и на продолжении его отложить отрезок OS', равный отрезку SO. Прямые, проведенные из мнимого источника S, после пересечения ими отражающей плоскости удовлетворяют условию равенства углов падения и отражения, т.е. являются искомыми отраженными лучами, создаваемыми действительным источником S. Данная поверхность создает однократные отражения от всех точек поверхности АВ, лежащих между точками О и В. Метод мнимых источников применим и при построении отражений от криволинейных поверхностей: если требуется найти отражение от какой-либо точки О кривой поверхности С (рис. 5) при заданном положении источника Q, то следует в точке О построить плоскость Тк, касательную к поверхности С. Мнимый источник в этом случае - точка Q1, расположенная симметрично действительному источнику относительно касательной к плоскости; продолжение ОМ прямой O1O после пересечения ее с поверхностью. С является искомым отраженным лучом. Для каждой точки отражающей поверхности приходится находить свой мнимый источник Q1, в отличие от плоскости, у которой для отражения от любой ее точки мнимый источник один и тот же (при заданном положении источника Q). Иногда возникает необходимость в построении мнимого источника при вторых отражениях. В этом случае первый мнимый источник становится как бы истинным, а дальше построение ведется так как описано ранее (рис. 6). Рассмотренные приемы построения геометрических отражений относятся к случаям, когда лучевая плоскость параллельна одной из плоскостей проекций (вертикальной или горизонтальной). Не представляет затруднений построение отраженного луча в тех случаях, когда лучевая плоскость не параллельна плоскости проекции, но ей параллельна нормаль к отражающей поверхности в точке отражения. Это равносильно тому, что касательная плоскость к отражающей поверхности (в той же точке) перпендикулярна плоскости проекции.
Для примера на рис.7 дано построение геометрического отражения от отражателя в виде цилиндрической поверхности с В данном случае касательная плоскость к поверхности отражателя в этой точке перпендикулярна вертикальной плоскости проекции; вертикальная проекция этой касательной плоскости есть прямая t' и t'. Прямые q 'а и qа являются вертикальной и горизонтальной проекциями луча, исходящего из источника и достигающего точки отражения. Вертикальную проекцию мнимого источника q1' находим, опустив из точки перпендикуляр q'O' на прямую t't' и отложив на его продолжении отрезок Oq1', равный отрезку q'O'. Вертикальная проекция отраженного луча пересекает в точке е' поверхность слушательских мест, проходящую на 1,2 м выше пола зала. Снося точку е' на горизонтальную проекцию отраженного луча, находим горизонтальную проекцию е точки пересечения отраженного луча с поверхностью мест. Длина ломаной линии, имеющей проекции qe и q'e', равна полному пути отраженного звука от источника до точки приема с проекциями е и е'. Эта длина равна расстоянию от мнимого источника до точки приема. Прямая с проекциями qe и q'e' дает путь прямого звука. Как видна из рис.7, длина пути отраженного звука (от источника до точки приема) равна: l отр= (q1 е)2+(ƒ ’ q1') (7) где f’ - точка пересечения горизонтальной прямой, проведенной через точку е', с вертикальной прямой q1'q1. Длина прямого звука: l пр= (qе)2+(е ’ е1) (8) где e1 — точка пересечения горизонтальной прямой, проведенной через точку q',с вертикальной прямой e'e. Критический интервал запаздывания звуков Для обеспечения распознавания двух разнородных сигналов необходимо, чтобы запаздывание отраженных звуков должно быть меньше половины промежутка времени между отдельными сигналами. Это связано с тем, что барабанная перепонка к моменту прихода последующего сигнала должна быть подготовлена, т. е. она должна иметь как можно меньше впечатлений от предыдущего сигнала (во всяком случае это справедливо для речи). Потому для наиболее четкого восприятия звукового сигнала очень важен промежуток времени между моментами прихода прямого и первого отраженного звуков. Предельное значение этого промежутка времени, не ухудшающего восприятие речи, называется критическим интервалом запаздывания. Численное значение критического интервала зависит от некоторых факторов: 1. Специфичности прослушиваемого материала (число слогов или нот за одну секунду) - чем быстрее следуют друг за другом эти слуховые раздражения, тем меньше должен быть критический интервал. 2.Интенсивности отраженного звука по сравнению с прямым - чем меньше уровень интенсивности отраженного сигнала по сравнению с прямым, тем больше может быть величина интервала.
3.Направления прихода отраженного сигнала по сравнению с прямым: отдельные исследования показали, что если отраженный сигнал приходит к слушателю сзади, то численное значение критического интервала меньше, чем когда оба звуковых сигнала приходят спереди. 4.Частотного состава (тембра): если заглушаются низкие частоты, то критический интервал возрастает незначительно, в то время как приглушение высоких частот может значительно его увеличить. Быстрота нормальной речи может меняться от 5 до 10 слогов в секунду. Эксперименты показали, что для хорошей разборчивости речи желательно, чтобы это опоздание составляло величину не больше 30 мс (оптимально 20 мс). Музыкальные сигналы более длительны, чем речевые, и при восприятии музыкальных сигналов не очень оправданным будет требование полного затухания барабанной перепонки к моменту прихода следующей ноты, ибо при плавной мелодии это создаст превратный музыкальный образ - ноты будут отрывисты. Исходя из значения критического интервала можно оценить, насколько может быть больше путь, проходимый отраженным лучом по сравнению с прямым, до момента образования эха, т. е. за время равное Δt кр . Дня речи это составит величину критического интервала Δ1кр = с * Δt кр = 340 * 0,02 = 7 м; для залов многоцелевого назначения – 10 м; для музыкальных - 17 м. Для выяснения критического интервала запаздывания звука для разных точек зрительного зала надо знать истинную длину звукового луча которую, имея план и разрез зала, можно определить простым измерением лишь для прямых и отраженных от элементов потолка лучей, лежащих в плоскости, перпендикулярной задней стене и сцене. Для всех остальных случаев (и прямых и отраженных лучей) их величины могут быть определены только через длины проекций луча на плане и разрезе зала как это было отмечено ранее. Если Δl = loтp – lпр ≤ Δ1кр то критический интервал запаздывания для данной точки выполняется. Если Δ1 > Δ1кр, то необходимо приблизить поверхность отражения к источнику звука. Методика определения истинной длины прямого луча и отраженного от боковой поверхности та же, только необходимо начинать с плана. Какие же точки необходимо проверять в зале для выяснения вопроса выполнимости критического интервала? Это связано, по существу, с анализом отражающего действия всех поверхностей зала, но при этом можно ограничиваться проверкой отраженных лучей от точек поверхностей, лежащих ближе к источнику звука, именно они создадут отраженные лучи, которые могут привести к невыполнению критического интервала запаздывания.
6. Отражение звука от плоских, выпуклых вогнутых поверхностей и их влияние на акустику зала. Эхо. Фокусирование звуковой энергии. Некоторые приемы устранения эха и фокусирования. Эхо. Поздние звуковые отражения при определенных условиях могут вызвать эхо - заметное на слух повторение прямого звука. Заметность эха и его мешающее действие зависят от целого ряда объективных параметров. Наиболее важными из них являются время запаздывания и интенсивность отражения по отношению к прямому звуку, а также тип звукового сигнала. Взаимосвязь этих трех параметров характеризуют пороги заметности эха. Наиболее низкий порог - для речи, а наиболее высокий - для медленных скрипичных и органных пассажей. Эхо, заметное при речевом сигнале, может совсем не мешать восприятию при исполнении музыкальных произведений. На субъективную оценку эха влияют и другие физические параметры звукового поля. К ослаблению эха приводят достаточно интенсивные промежуточные отражения, расположенные (по времени запаздывания) между эхом и прямым звуком. Немаловажным условием для возникновения эха является и абсолютный уровень прямого звука, при увеличении которого порог заметности (мешающего действия) эха уменьшается. Существенное значение для формирования эха имеет также спектр запаздывающего отражения. Так же, немаловажным фактором, влияющим на порог эха, является направление прихода позднего звукового отражения. Было установлено, что время появления слышимого эха зависит от частоты импульса. Для частоты 500 Гц оно составляет 45 мс, для частоты 1000 Гц - 35 мс и для частоты 2000 Гц - 25 с.
фортиссимо по Отношению к некоторой ожидаемой громкости на месте прослушивания. Порхающее эхо. Многократное или порхающее эхо представляет собой периодическую последовательность эха. Порхающим обычно считается, по крайней мере, трехкратное эхо. Порхающее эхо возникает прежде всего при отражении звука между двумя параллельными поверхностями, скажем в вестибюлях и длинных коридорах, пол которых как правило, покрыт плитками, но может быть и между вертикальными поверхностями. Например, звук выстрела во дворе замка Симонетта в Италии, недалеко от Милана, имеющего здание в плане в виде буквы П, повторяется 40 - 50 раз. Вероятность его появления можно предугадать между большими остекленными параллельными поверхностями.
Особенно сильное порхающее эхо наблюдается при отражении звука между вогнутой и плоской поверхностью или между двумя вогнутыми поверхностями. На практике это можно наблюдать в помещениях со сводчатым или куполообразным покрытием и плоским горизонтальным полом, например, как это наблюдалось в одном из танцевальных залов, где каждое шестое отражение возвращалось в исходную точку (рис. 1). Порхающее эхо связано не просто с отражением звуков, но и с взаимодействием отраженных волн друг с другом, т.е. с интерференцией звука (приход в точку волн в одной фазе приводит к их усилению, а в противоположных фазах - к ослаблению). Можно отметить также, что порхающее эхо возникает не только между двумя поверхностями, но и большим количеством непараллельных поверхностей, как, например, это имело место в одной из студий Датского Дома радио (рис. 2). Связи субъективной оценки порхающего эха и объективных характеристик звукового поля исследованы довольно слабо, практически отсутствуют объективные критерии оценки. Минимальный временной интервал (период), при котором возникает порхающее эхо, зависит от разницы в уровнях предыдущего и последующего отражений, а также от типа звукового сигнала. Для речи этот интервал близок к 50 мс, а для музыки к 100 мс. Мешающее действие порхающего эха (как и однократного) уменьшается при наличии промежуточных отражений. Устранение мешающих акустических эффектов (стр.27-36) Метод геометрических отражений позволяет на стадии проектирования определять наличие целого ряда неблагоприятных акустических эффектов, наиболее крупными из которых являются простое эхо, порхающее и звучное эхо, высокий уровень проникающих шумов. Они могут ухудшить или даже сделать невозможным восприятие полезного сигнала. Кроме того, эхо является причиной нарушения правильной локализации источника звука. Порхающее эхо может стать причиной искажения тембра сигнала. Меры по устранению мешающих факторов должны проводиться на стадии проектирования, в готовом зале исправлять их затруднительно, а иногда и невозможно. Наибольшую опасность с точки зрения образования эха могут представлять вогнутые поверхности и весьма важно знать, как расположены источник звука и приемник относительно фокуса вогнутой поверхности. Если источник звука расположен в фокусах сферы, поверхностей, образованных вращением параболы, цилиндрической поверхности, то 'отраженные волны пойдут параллельным пучком. Отражения такого рода создаются, например, в рупорных устройствах, использующихся в мегафонах, громкоговорителях, музыкальных раковинах эстрад (рис. 10). Естественно, что обратный ход звуковых волн (из бесконечности параллельным пучком) даст действительную концентрацию их в фокусе криволинейной поверхности. Ответим только, что лучи должны идти параллельно главной оптической оси. Интересен случай возможной концентрации в зале эллиптической формы: если источник звука будет находиться в 0днОМ из фокусов эллипса, то звуковые волны, отражаясь от Поверхностей, собираются в другом фокусе.Если источник находится за фокусом, но не слишком далеко, не в бесконечности, то звуковые волны, отражаясь от поверхности, соберутся в одной точке, положение которой определяется из уравнения: 1/а+1/b = 2/R. (15) где а - расстояние от источника звука до сферической поверхности; Ь - расстояние от сферической поверхности до точки, в которой сходятся отраженны. Если источник, звука находится на расстоянии меньшем R / 2 (R - радиус сферической или цилиндрически поверхности) (a≤R/ п,п>2). (рис 11)от вогнутой поверхности то Звуковые лучи никогда не фокусируются а пределах помещения и энергия распределяется по всей отраженной поверхности, скажем, поверхности пола. Если центр кривизны расположен вблизи от источника звука, то концентрация звука получается особенно сильной, а точки концентрации перемещаются вместе с перемещением источника звука. Концентрация отраженного звука и его большое запаздывание приводит к сильному эхо, но и при меньшем запаздывании получается неприятная местная неравномерность звукового поля. Средствами борьбы с концентрацией энергии является изменение геометрии вогнутой поверхности, ее звукопоглощающая отделка или членение. Изменение геометрии поверхности сводится к увеличении радиуса кривизны до значений, составляющих не менее, чем у военное расстояние от поверхности до источника звука. Однако двукратное превышение в ряде случаев может оказаться недостаточным. Так, например, если такой вогнутой поверхностью будет задняя стена или барьер балкона, то интенсивность отражённой волны при R=2a, будет убывать значительно медленнее, чем при сферическом распространении (рис. 14). Такое отражение, имея значительное запаздывание, вызовет эхо на сиене или Круглая или овальная форма плана зрительного зала, несмотря на свою привлекательность с точки зрения восприятия, неудобна как с точки зрения возможности эхообразования, так и зон концентрации не только от первично отраженных волн, так и возможных случаев образования зон вторичных отражений, как это изображено на рис 16. Поздние отражения от угла между вогнутой стеной и потолком концентрируются в передней зоне зала, вызывая сильное эхо. Цифрой 1 обозначена зона концентрации первичных отражений, цифрой 2 - зона концентрации вторичных отражений. Достаточно простыми способами ослабления возможности образования эха на передних рядах при овальной задней поверхности является компоновка сопряжения задней стены и потолка так, чтобы отраженные звуки попадали к слушателям последних рядов с возможно меньшим запаздыванием. Рациональные типы примыкания потолка к задней стене(рис.17): а) наклон задней стены; б) наклон примыкающего к стене участка потолка; в) наклон участка потолка, и задней стены; г) острый угол между потолком и задней стеной. Возможно эхо и при плоской задней стене, но оно не является ощутимой помехой из-за слабой интенсивности отраженного сигнала и исправляется теми же приведенными приемами. Ослабление концентрации отраженного звука можно достичь и путем звукопоглощающей отделки вогнутой поверхности, но это не всегда возможно, а иногда даже и нежелательно. Третьим достаточно эффективным средством ослабления концентрации является членение вогнутой поверхности, но так, чтобы размеры их были близки к длине волны рассеиваемых звуков. Особенно выгодны в этом отношении элементы с криволинейной поверхностью (выпуклой) (рис. 18). ' Концентрация звука является причиной возникновения интенсивного порхающего эха Она усиливается, если напротив плоскости размещается вогнутая поверхность или же при расположении двух вогнутых поверхностей друг против друга. Увеличение радиуса кривизны или отклонение противоположных стен от параллельности (в пределах 5°) не дает существенного ослабления поохающего эха. Большего успеха здесь можно добиться путем звукопоглощающей отделки, особенно если v она требуется и для снижения времени реверберации или же путем расчленения, по крайней мере, одной из противоположных стен. Двойное фокусирование может встретиться в метро со сводчатым потолком (рис. 19). Не исключен случай образования нескольких фокусов, например, в круглом зале (рис. 20). Условие, соответствующее рис. 20 может встретиться и в зрительном зале. Например, концертный зал Дома Брукнера в Линце (Австрия). В помещениях, имеющих гладкие вогнутые поверхности (в плане эллиптической или круглой формы), может иметь место еще один акустический феномен. Если около поверхности, как можно ближе к ней, произнести шепотом слово, то отраженные многократно от поверхности звуковые волны могут проходить по хордам разного размера достаточно большое расстояние и после концентрации их уровень сигнала намного больше, чем по прямому направлению. Этот феномен иногда называют эффектом шепчущих сводов или шепчущих галерей.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 2179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.06 с.) |