Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние формы поверхности потолка на акустику зрительного зала. Современные формы потолков залов различного назначения. Особенности проектирования многосекционных потолков.
Формы поверхности потолков
не дают отражений. На рис. 26 приведены примеры последовательного развития акустически благоприятных форм поверхности потолка, которые показывают, как использование акустических познаний приводит к новым архитектурно-строительным формам. На схеме 1 показано, как отражения от потолка содействуют снабжению звуковой энергией задних рядов партера в зале с горизонтальным полом. Угол между крайними лучами отражений и прямым звуком в задней половине зала составляет около 14°. Большая часть энергии потолочных отражений отбрасывается обратно в переднюю половину зала, которая и без того достаточно обеспечена энергией прямого звука. При большей высоте помещения эти отражения могут даже привести к неразборчивости звука (в случае превышения критического интервала времени прихода отраженных волн). На схеме 2 представлена форма потолка, при которой углы между прямыми и отраженными звуковыми волнами в задней половине зала составляют около 90°. Отдельным отрезкам поверхностей потолка приданы такие уклоны, что количество отражений по направлению к задней стене увеличивается. Это дает возможность достигнуть приблизительно одинаковой силы воспринимаемого звука на всех местах.
Дальнейшая задача заключалась в том, чтобы, исходя из этой формы, разработать такую форму поверхности потолка, ко-торая допускала бы любое превышение рядов мест, введение одного или нескольких ярусов и, кроме того, оставляла бы за архитектором достаточную свободу в вопросах архитектурного оформления зала. Если с этой точки зрения рассматривать форму потолка 2, то оказывается, что решающими в акустическом отношении являются не общая форма потолка а только величина и углы наклона отдельных его отрезков. От этого соображения был только один шаг до разработки формы потолка 3. Хотя наклон отдельных поверхностей соответствует наклону отрезков поверхности потолка 2, однако в архитектурно-строительном смысле получается совершенно новое решение. Если идти дальше в этом направлении и подразделить поверхность потолка на еще меньшие отрезки, как показано на схеме 4, то архитектурно - строительная форма зала становится все более независимой от исходной акустической формы. Это еще раз доказывает, что в конечном счете не форма в целом, а оформление деталей является решающим. Форма потолка 5 представляет практически дальнейшее развитие формы 4. Назовем следующие типы форм потолков: с горизонтальной плоской поверхностью, многосекционные потолки и потолки сформированные из большого количества элементов неправильной формы. Многосекционные потолки делятся на два вида: 1) когда секции составляют единое целое со строительными конструкциями; 2) когда секции представляют собой отдельные панели-отражатели, подвешиваемые к строительным конструкциям потолка. При этом вся поверхность секции должна создавать однократные полезные отражения за счет определенной ориентации ее в пространстве, т.е. быть зеркально отражающей, с малым значением коэффициента звукопоглощения (к.з.п.), а панели-отражатели должны быть достаточно массивны. При этом следует обращать внимание на то, чтобы звуковые отражения от смежных секций перекрывали друг друга, с тем чтобы происходило непрерывное увеличение количества отражений на зрителей по мере их удаления от сцены, при этом не должно быть зон, лишенных геометрических отражений, как это изображено на рис. 27.
В залах вместимостью более 600 слушателей целесообразно устройство одного или нескольких балконов. При этом надо не забывать о возможности экранирования нависающей части конструкции балкона, при которой зритель практически может не получать отражений от потолка. Поэтому, проектируя балконы, необходимо следить за тем, чтобы отношение выноса балкона a1 к средней высоте подбалконной пазухи h1 не превышало 1,5 (рис. 28). Это требование относится и к устройству лож. Для пазухи над балконом (если нет вышележащего балкона) отношение а2 / h2 может быть увеличено до 2. При соблюдении этих требований можно ожидать создания благоприятных акустических условий на местах, расположенных на балконе и под ним, в особенности если продумана поверхность потолка ложи, яруса или балкона, когда она спроектирована с учетом необходимого отражения как представлено на рис. 29.
14. Причины, вызывающие необходимость создания уклона пола. Основные требования к выбору формы зала в плане. На основании анализа распространения звука в помещении и создании акустического комфорта для зрителя оказалось возможным сформулировать некоторые основные требования к форме плана зала: 1) расстояние между источником звука и слушателем должно быть возможно меньшим. Данному условию удовлетворяет распределение зрителей в зале, кресла рядов которого располагались по окружностям, а в центре размещался источник звука В какой- то мере этому требованию удовлетворяет традиционная форма помещений цирков, однако в них и условия видимости, и условия слышимости далеки от идеальных; 2) многие источники звука не являются точечными, т. е. обладают направленностью. Это относится и к голосу человека -распределение у.з.д. по двум осям показано на рис. 22. Поэтому при проектировании формы плана помещения надо стремиться к тому, что угол, под которым от месторасположения источника 3) учитывая маломощность некоторых источников звука, в том числе и голос человека, необходимо, чтобы —поверхности вертикальных элементов сцены создавали полезные звуковые отражения, направленные в зал; 4) в любых случаях следует с большой осторожностью подходить к применению вогнутых поверхностей во избежание фокусирования звуковой энергии и образования сильного эха; 5) многократно отраженное эхо, вызываемое параллельными отражающими стенами при заглушённых остальных ограждений ях, должно быть устранено. Схемы, соответствующие последовательному развитию акустически благоприятных форм плана в соответствии с приведенными пунктами требований, приведены на рис. 23, где знаком „+" обозначено, что пункт требования выполняется, а знаком „-''не выполняется.
Проектирование комфортной видимости в отношении загораживания портальной стеной, балконом или другими конструкциями также может лимитироваться различными показаниями. Для залов, имеющих портальную сцену или эстраду, традиционным показателем является горизонтальный ограничительный угол размещения зрительских мест в плане, а, также по разрезу. Строительные нормы и правила (СНчП) трактует ограничительный угол в плане для драматических театров довольно жестко: по предельному' значению не более 30°. Однако такая регламентация сильно влияет на возможности проектирования зала в плане, ибо при очень большом числе зрителей зал получается удлиненным. Проведенные экспериментальные исследования по допустимости загораживания, сопоставленные с функциональными размерами концертного действия и его расположением на сценической площадке, позволили определить допуски на загораживания зоны сценического действия вертикальными элементами портала. В зависимости от жанра горизонтальный ограничительный угол зрительских мест нужно принимать переменным, или вычислять его как средне взвешенный для многожанровых залов. Углы, приведенные в табл. 2, применимы для сценических площадок традиционных пропорций и без развитого просцениума. В театрах со сценами колосникового типа ширина портала сцены всегда несколько меньше передней части зала за счет простенков. Однако размеры последних должны быть возможно меньшими, ибо при перемещении актера вглубь сцены простенки экранируют отражения от стен и поэтому особенно важной является правильная конфигурация стен вблизи эстрады или сцены. При плоских параллельных боковых стенах отражения от их участков попадают в передние ряды слушателей, где для слышимости достаточно прямого звука источника, а критический интервал выше нормируемого. Положение улучшается при устройстве передней части боковых стен в виде отражателей криволинейной формы. Боковые отражения от стен очень важны в залах с музыкальным исполнением для создания пространственного впечатления. В больших современных широких залах происходит слишком большое запаздывание и их ослабление за счет скользящего поглощения. К слушателям сначала поступают первые отражения от более низкого потолка, которые маскируют более поздние отражения от стен. Если же зал имеет очень сильное расхождение стен, то боковые отражения поступают к слушателям по направлениям, близким к направлениям прихода прямого звука и пространственный эффект ослабляется (рис. 24). Существуют несколько приемов позволяющих увеличить долю боковой энергии, например, в залах трапециевидной формы со сравнительно небольшой шириной сцены за счет дополнительного разбиения поверхностей стен (рис. 25) (театры в гг. Лафайет, Берлин). При таком разбиении необходимо следить за тем. чтобы отражения от смежных секций перекрывали друг друга. При значительной ширине можно получить мало запаздывающие боковые отражения, размещая слушателей зонами на разных уровнях так, чтобы между этими зонами образовывались вертикальные звукоотражатели (зал филармонии в Западном Берлине, Дворец культуры в Зеленограде).
15. Диффузность звукового поля. Меры по увеличению рассеяния звуковой энергии в зале. Диффузность звукового поля и меры по увеличению рассеяния звуковой энергии в зале. Начиная с раннего этапа развития архитектурной акустики большое внимание уделялось исследованиям диффузности звукового поля и методам ее измерения. Достаточно высокая степень диффузности звукового поля считалась показателем Хорошей акустики зала, особенно музыкального. Полным (идеальным) диффузным звуковым полем считается поле, в котором выполняются два условия: усредненная в времени плотность звуковой энергии во всех точках звукового поля одинакова (однородность поля); все направления прихода звуковой энергии в какую-либо точку равновероятны и по любому направлению усредненный во времени поток энергии одинаков (изотропность) поля. Если проследить за развитием пространственного решения внутреннего объема помещения» от культовых сооружений древних великих цивилизаций до наших дней, можно отметить, что современная архитектора до некоторой степени "вернулась" к конструктивным решениям нерасчлененных больших поверхностей, присущих храмам Египта, Вавилона и т.д. В связи с этим приходится слышать, что архитекторы-проектировщики прошлого века знали какие-то изюминки, одной из которых является сложный декор интерьеров и поэтому целый ряд ярусных театров прошлого столетия славится своей акустикой. Едва ли у архитекторов прошлого был свой секрет, тем более, что у них было явно меньше прав в реализации своих задумок. Так что имеющая место хорошая акустика некоторых театров это случайность, а не закономерность, обусловленная спецификой социальных требований к залу, когда функции и архитектурный облик в значительной степени были предопределены. В театр нередко ходили, чтобы показать себя, а не следить за действием и слушать музыку, русское купечество даже чаевничало в ложах. Придворный этикет дворянства требовал членить и богато украшать все, что попадало в поле зрения - отсюда и богатое, рассеянное отражение звуков. При этом наличие колонн, глубоких ниш, статуй, наличников, пилястр и т.д. способствовали еще и выравниванию частотной характеристики времени реверберации. С этим связано, что при глубоких расчленениях и большом их количестве значительно возрастает общая площадь поверхностей, а, следовательно, и дополнительное звукопоглощение, которое в современных залах приходится вводить специально, используя особые конструктивные элементы. Поэтому становится до некоторой степени понятным, почему некоторые театральные залы прошлого и позапрошлого веков имеют хорошую акустику.
Отказ от декоративных излишеств заставил искать новые архитектурно-акустические приемы, которые позволили бы улучшить акустику помещения с точки зрения ее диффузности. Для увеличения степени диффузности звукового поля могут быть использованы два пути: 1) размещение звукопоглощающих материалов небольшими разделенными и рассеянными участками; 2) применение различных видов членений. В первом случае при падении звукового фронта на границу раздела звукопоглощающий материал - стена происходит некоторая деформация фронта волны вследствие того, что фазы волн, отраженных от поглощающего материала и открытого участка стены несколько отличаются друг от друга. Этот случай изображен на рис. 30, где цифрой 1 обозначены лучи набегающего фронта волны, а цифрой 2 - отраженные лучи. Рассеянная таким образом звуковая энергия может возбудить дополнительное количество мод, возможных в данных условиях. Рассеянная таким образом звуковая энергия может возбудить дополнительное количество мод, возможных в данных условиях. Получаемая таким путем рассеянная звуковая энергия тем больше, чем больше таких участков. Желательно, чтобы они были распределены по всей поверхности неравномерно и размеры их были не слишком малыми - наименьшее значение стороны участка должно лежать в пределах от λ / 4 до λ / 2. Второй способ рассеяния звуковой энергии может быть решен тремя строительными возможностями (рис. 31). Первая возможность состоит в том, что в качестве рассеивающих элементов используются обычно применяемые строительные Если поверхности дают отраженные звуковые волны с большим запаздыванием, то часторебристые конструкции предпочтительны. Крупные элементы (b=1-2 м, d -5-1 м, g=2-4 м) дают рассеивание частот 200-500 Гц, а если применить еще более мелкую деталировку, то произойдет рассеивание звуков более высоких частот. При подобном членении не следует забывать о возможном отражении звуков высоких частот направленно, в этом случае вместо выгод можно получить больше недочетов. На рис. 31 (вариант в) как раз представлен случай, "когда звуки высоких частот, имеющие важное значение для разборчивости речи и полноты звучания музыкальных передач, направленно отражаются от взаимно перпендикулярных поверхностей элементов потолка (балки, ригели) и уходят обратно к источнику звука. В результате разборчивость речи в дальней половине зала ухудшается и, кроме того, обратные отражения, при превышении критического интервала времени пробега, могут вызвать помехи для оратора, а также для зрителей передней части зала. Этих недочетов можно избежать, придав поверхностям несущих элементов и заполнения целесообразную форму, как показано на рис. 31 (а и б). Однако при наличии периодических структур и при падении на них звукового сигнала от них возможно появление тона, частота которого будет определяться частотой прерывания импульса на элементах и тогда произойдет окрашивание сигнала. Но подобное возможно только, если угол падения звуковой волны на все элементы регулярного сечения остается неизменным. Такие случаи при распространении звука от сцены встречаются крайне редко, так как утлы падения на однотипную структуру различны Но вот в зале кинотеатра, где динамики расположены на стенах, а стены отделаны рейкой “посвистывание” звуков может проявиться. Примерами залов, в которых нашел применение прием рассеяния звука архитектурными элементами, являются Колонный зал Дома Союзов в Москве и зал Ленинградской консерватории, имеющие колонны по боковым сторонам зрительных залов, ограничивающих часть зрительских мест. Вторая возможность рассеяния звука сводится к членению поверхностей с помощью специальных акустических структурных форм. Разработка таких форм не только не ограничивает архитектурные замыслы проектировщика, но нередко дает иногда новые оригинальные решения. В большей степени это относится к элементам стен, так как из-за рассеяния звука от таких структур можно избежать концентрации звуковой энергии даже при общей криволинейной форме зада или застраховаться от появления порхающего эхо. Внешняя форма специальных структурных элементов может быть цилиндрической выпуклой, призматической, треугольной, прямоугольной или сферической. Последняя из таких форм пригодна в меньшей степени, так как слишком резко расчленяется поверхность и эстетически хуже смотрится, хотя есть примеры использования выпуклых и вогнутых элементов в радиостудиях. Волнообразные структуры часто могут служить ценным вспомогательным средством оформления и стен и потолков. Примером такого применения является использование волнообразной поверхности потолка концертного зала во Фрейбурге (рис.33). Продольный разрез городского концертного зала во Фрейбурге Рис. 33 Как видно на рисунке разреза зала в передней части потолка сконструировано несколько плоских элементов, которые создают направленное отражение звуков низких частот на задние ряды. Далее, ступенчатая форма потолка постепенно переходит в равномерную волнистую, причем глубина волны по направлению к задней стене зала возрастает при неизменной длине волны. Этим достигается эффективное рассеяние звука на средних и низких частотах и направленное на высоких. Имеются примеры применения структурных элементов в виде объемов пирамидальной формы. Так, потолок кинопанорамы в Дрездене представляет панели из четырехгранных пирамид малой высоты, а потолочные элементы в Большом зале Дворца Республики в Берлине из треугольных пирамид, причем наклон и высота подвеса может быть регулируема. Для рассмотренных выше структурных форм характерно, что членение стены или потолка происходит только в одной плоскости. Формы членения с переменными размерами элементов должны охватывать более широкий диапазон частот: если же отдельным элементам придать взаимный наклон еще и во второй плоскости, то можно ожидать повышения их рассеивающего эффекта. Исходя из этих соображений была разработана схема членения, представленная на рис. 34 в виде пирамид с чередующимися основаниями и вершинами. Рис. 34 Однако надо задуматься над вопросом, как придут к слушателю и звуки низких частот, ведь в зале оперного театра или при исполнении симфонических произведений не столь уж редки звуки низких частот в 100 Гц и ниже. Если эти частоты будут содержаться только в реверберационном сигнале, например, за счет высокого потолка, то они придут поздно или, наоборот, будут приходить к слушателю очень рано, скажем, из-за наличия отражателя над сценой. И в том и в другом случае слушатель регистрирует „окрашивание звука". Таким образом, нам требуются элементы, размеры которых более трех метров, чтобы рассеивались звуки низких частот. Обычные строительные конструкции для этой цели не подходят. Тем не менее в зале возможно конструктивное оформление, удовлетворяющее этим размерам. Прежде всего следует обратить внимание на использование портальной части сцены. К числу таких крупных строительных форм можно отнести также отдельные ложи, те из них, которые либо заглублены, либо выдвинуты вперед по отношению к поверхности стены. Такой прием использован в лондонском концертном зале "Ройял фести-вал-холл" (рис. 35), рассчитанном на 3000 мест и имеющем по двенадцать лож на передней части каждой боковой стены или Большом театре Кельна, в котором глубоко вскрыта ложами и вся поверхность стен. Чередование таких лож и выпуклая форма их поверхности способствуют прекрасному рассеянию звуковой энергии.
Наконец, существует еще одна возможность увеличения степени диффузности звукового поля: это подвеска под потолком достаточно большого числа разрозненных панелей плоской или выпуклой, но совсем необязательно правильной формы. Одновременно с рассеивающими свойствами, они придают залу большую своеобразность. Примером такого решения может служить многоцелевой университетский зал в Каракасе или потолок зала Бетховена в Бонне (рис. 36). Необходимо, правда, помнить, что размеры таких рассеивающих элементов не следует брать малыми, ибо при этом может искажаться частотная характеристика отраженной звуковой энергии: на низких частотах доля отраженной энергии низких частот за счет явлений дифракции может оказаться меньше, чем на средних или высоких, и нарушается частотный баланс при звучании различных инструментов.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 2153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.041 с.) |