Структура избирательного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура избирательного процесса



Избирательный процесс как юридический процесс подготовки и проведения выборов имеет достаточно сложную структуру. Различают его субъектную, технологическую и институциональную (стадийную) компоненты избирательного процесса.

Субъектная составляющая избирательного процесса охватывает собой участников избирательной кампании, которые вследствие наделения их правами и обязанностями выступают в качестве субъектов избирательного процесса.

Технологическая компонента избирательного процесса включает в себя временные (сроки) и формальные (документы) составляющие юридического режима избирательных кампаний. Избирательные сроки играют исключительно важную роль в осуществлении электоральных прав российских граждан, выступают в качестве одного из основных связующих элементов избирательных действий всех участников подготовки и проведения выборов. Вследствие этого избирательное законодательство чрезвычайно скрупулезно регламентирует временные параметры избирательного процесса, как правило, напрямую привязывая возникновение, изменение или прекращение образующих его отношений с конкретными датами (сроками).

Институциональную часть избирательного процесса образуют стадии подготовки и проведения выборов, формирующиеся на основе избирательных действий и этапов. Соответственно избирательный процесс оформляется в законодательстве и реализуется на практике, прежде всего, как система последовательно сменяющих друг друга стадий организации и проведения выборов.

В избирательном законодательстве Российской Федерации в соответствии с конституционной моделью организации системы органов публичной власти представлены федеральный, региональный и муниципальный уровни выборов. Сообразно этому можно говорить о федеральном, региональном и муниципальном избирательных процессах. Общие принципы организации избирательного процесса в Российской Федерации очерчены соответствующими положениями Конституции.

Стадии избирательного процесса в России

Назначение даты выборов.

Составление списков избирателей. Включение гражданина в список избирателей или участников референдума служит основанием для его участия в голосовании. Основанием для регистрации избирателей на конкретном избирательном участке является факт проживания граждани­на РФ на территории этого участка, а также временного пре­бывания или наличия открепительного удостоверения. Гражданин РФ может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке, участке референду­ма.

Образование избирательных округов и участков. Для про­ведения выборов образуются избирательные округа и участки. Округа образуются на основании данных о численности заре­гистрированных избирателей. Границы избирательных окру­гов и число избирателей в каждом избирательном округе (схе­ма образования округов) определяются соответствующей из­бирательной комиссией не позднее чем за 80 дней до дня голосования и утверждаются соответствующим представи­тельным органом. Для проведения голосования и подсчета голосов избирате­лей избирательный округ разбивается на избирательные уча­стки. Эти участки образуются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комис­сиями. Границы избирательных участков не должны пересе­кать границ избирательных округов. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующим главой местной администра­ции не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

Выдвижение и регистрация кандидатов. Право выдвиже­ния кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избира­тельным объединениям, а также лицам в порядке самовыдви­жения с последующим сбором подписей в поддержку или внесением избирательного залога. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин, не обладающий пассивным избира­тельным правом на соответствующих выборах. Зарегистрированный кандидат обладает статусом, гаранти­рованным законом. Все кандидаты обладают равными права­ми и несут равные обязанности. Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работа­ющие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязан­ностей и не вправе использовать преимущества своего служеб­ного положения. Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, воен­ных сборов и учебы на время участия в выборах.

Глава 3: Участие политических партий в выборах и референдумах

Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.

Политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации. Политическая партия, представившая в уполномоченные органы документы, подтверждающие государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, и ее региональные отделения, иные структурные подразделения вправе принимать участие в референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о референдумах.

Политическая партия считается участвующей в выборах в одном из следующих случаев проведения голосования на выборах за:

выдвинутый ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит) и зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

выдвинутых ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит) и зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не менее чем в 5 процентах одномандатных избирательных округов;

выдвинутого ею и зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации;

выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов на должность высшего должностного лица;

субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не менее чем в 10 процентах субъектов Российской Федерации;

выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации не менее чем в 20 процентах субъектов Российской Федерации;

выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов Российской Федерации.

Политическая партия, не принимавшая в течение пяти лет подряд участия в выборах в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 26.04.2007) "О политических партиях" (принят ГД ФС РФ 21.06.2001), подлежит ликвидации согласно статье 41 этого Федерального закона.

Заключение

Политическая практика свидетельствует, что в обществах с политической и экономической стабильностью наметилась тенденция к сокращению количества партийных блоков и партий.

В современной политической теории все большее распространение получают идеи необходимости сочетания прямой и представительной демократии.

Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или оказывают опосредованное влияние на него. Немаловажной чертой деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры.

Политические партии выиграют, если будут развиваться как демократические и плюралистические организации, основанные на принципе большинства и ответственности. Деятельность политических партий является реальным показателем процесса становления гражданского общества, демократизации политической системы, развития самоуправления. И чем результативнее становится их работа, тем зрелее и прочнее становится гражданское общество.

Проделанная работа позволила проследить исторический процесс образования политических партий, их постепенный рост, превращение их из мелких общественных групп, имеющих влияние внутри своего класса, в более крупные объединения, которые способны в современном обществе результативно бороться за власть и при, удачном исходе этой борьбы, успешно осуществлять управленческие функции.

Вся эта политика вырабатывается путем борьбы между различными фракциями и течениями. В своей работе я попыталась проанализировать, какие задачи вынуждены решать политические партии в своей повседневной деятельности. Дала характеристику политических партий - кадровых и массовых. В работе была дана характеристика достоинств и недостатков двухпартийной и многопартийной систем. В дальнейшем, чтобы ясно представлять роль партий в политической жизни, надо проводить глубокий анализ каждого политического объединения.

Литература

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 2114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.008 с.)