Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и принципы таможенного контроляСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Для целей проведения таможенного контроля создаются зоны таможенного контроля. Принципы: 1. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. 2. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками. 3. В целях совершенствования таможенного контроля таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами. 5. Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза. 6. При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение не требуется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможеннуюграницу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазиновбеспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств - членов таможенного союза. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случае регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными в случае их создания на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций. Формы таможенного контроля Таможенный контроль осуществляется в следующих формах (ст. 366): 1. Проверка документов и сведений (При проведении таможенного контроля должностным лицам таможенного органа, уполномоченным производить таможенный контроль, должны быть представлены соответствующие документы и сведения, а также перемещаемые через таможенную границу РФ товары и транспортные средства. При этом таможенный орган исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенных документах вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения. При проведении проверки документов и сведений лицо, в отношении которого она проводится, о ней не уведомляется.); 2. Устный опрос (Опросу подлежат физические лица, а также лица, являющиеся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении оформленных товаров и транспортных средств, например специалист по таможенному оформлению, в случае таможенного декларирования товаров таможенным брокером. Данная форма таможенного контроля применяется без письменного закрепления полученных сведений); 3. Получение пояснений (возможность получения пояснений не ограничена институтом таможенного контроля и допускается везде, где Таможенным кодексом Российской Федерации предусмотрено проведение таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров для внутреннего потребления, Получение пояснения оформляется в письменной форме); 4. Таможенное наблюдение (гласное, целенаправленное, систематическое или разовое непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций; в процессе таможенного оформления товаров и транспортных средств); 5. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств (форма таможенного контроля, которая заключается во внешнем визуальном осмотре уполномоченными должностными лицами таможенного органа товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, без вскрытия транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушения упаковки товаров. Особенностью таможенного осмотра товаров и транспортных средств является то, что это всегда внешнее исследование, которое не связано со вскрытием упаковки товаров, транспортного средства либо его грузового помещения); 6. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств (заключается в проведении должностными лицами таможенного органа осмотра товаров и транспортных средств, связанного со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары. Проведению таможенного досмотра товаров и транспортных средств предшествует обязательное уведомление о нем декларанта. досматриваются следующие виды товаров: 1) подакцизные товары; 2) товары, подлежащие обложению таможенной пошлиной; 3) товары, подпадающие под действие нетарифного регулирования (квотирование, лицензирование и т.д.); 4) товары, классификация которых в соответствии с ТН ВЭД вызывает сомнение у должностного лица таможенного органа (когда такое сомнение не может быть разрешено без их досмотра); 5) товары, в отношении которых у таможенного органа имеется оперативная информация. В зависимости от оснований (рисков) проведения таможенного досмотра, последний, может быть: - основным (обычный досмотр, обусловленный технологией проверки грузовой таможенной декларации); - повторным (с целью проверки результатов основного таможенного досмотра, проведенного в процессе таможенного декларирования товаров); - направленным ((с целью проверки сведений о перемещении товаров и транспортных средств в нарушение установленных запретов и ограничений, а также с целью выявления фактов сокрытия от таможенного контроля); - идентификационным. Личный досмотр - форма таможенного контроля, применяемая физическому лицу, при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Российской Федерации и находящегося в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка установленного Таможенным кодексом Российской Федерации (ст.373 ТК РФ). Основаниями для проведения личного досмотра считаются: 1. Информация, содержащаяся: - в сообщениях и заявлениях российских и иностранных лиц; - в материалах, поступивших от других правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов Российской Федерации; - в информации, поступившей от таможенных и иных правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций; - в материалах, поступивших от других таможенных органов Российской Федерации; 2. Непосредственное обнаружение должностным лицом таможенного органа любых признаков, прямо или косвенно указывающих на то, что физическое лицо скрывает при себе и не выдает товары. Должен проводиться только в отдельном изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра со стороны должны быть исключены. О проведении личного досмотра составляется акт, в двух экземплярах, причем второй экземпляр вручается под расписку досматриваемому лицу; 7. Проверка маркировки товаров специальными марками и проверка наличия на них идентификационных знаков - форма таможенного контроля, проводимого таможенными органами с целью проверки наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации. Данная форма таможенного контроля применяется в отношении товаров не находящихся под таможенным контролем путем проверки сведений, подтверждающих выпуск таких товаров таможенными органами, путем проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров; 8. Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля - форма таможенного контроля проводимого в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации. Осмотр помещений и территорий проводится при наличии информации об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом, Осмотр помещений и территорий должен проводиться в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться больше одного дня. 9. Таможенная ревизия - форма таможенного контроля, которая заключается в проведении таможенными органами (в общей и специальной формах) проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в грузовой таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности со счетами, с другой информацией, имеющейся у проверяемых лиц (декларантов, лиц осуществляющих деятельность в области таможенного дела и других проверяемых лиц). Проведение общей и специальной таможенной ревизии допускается только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Результаты проведения таможенной ревизии оформляются актом по форме определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченной в области таможенного дела. При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. Виды таможенного контроля В соответствии с п. 1 ст. 360 Таможенного кодекса РФ товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации. Анализ положений Таможенного кодекса РФ позволяет выделить перечень оснований, при которых ввезенные в Российскую Федерацию товары и транспортные средства утрачивают статус находящихся под таможенным контролем: - выпуск товаров для свободного обращения; - уничтожение товаров; - обращение товаров в федеральную собственность; - фактический вывоз товаров с таможенной территории РФ. В зависимости от субъектов, подпадающих под таможенный контроль, можно выделить: таможенный контроль физических лиц (личный досмотр), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля и пр.). Так, в соответствии со ст. 373 ТК РФ исключительной формой таможенного контроля, применяемой в отношении физических лиц, является личный досмотр, который может быть проведен при наличии соответствующих оснований и в порядке, установленном таможенным законодательством. Однако следует согласиться с О. Анганзоровым, который отмечает вероятность возникновения трудностей в практике применения процедуры личного досмотра, поскольку нет юридической формулировки понятия данного вида таможенного контроля. Помимо этого, в Таможенном кодексе РФ нет четкого определения порядка проведения личного досмотра (в частности, не указаны пределы досмотра для обнаружения скрытых в одежде, на теле досматриваемого лица товаров, не предусмотрено проведение принудительного личного досмотра в случае отказа досматриваемого лица от досмотра и т.п.), а имеется лишь отсылочная норма о форме акта проведения личного досмотра. В зависимости от характера осуществления: документальный и фактический таможенный контроль. Согласно Приказу ГТК России от 28 ноября 2003 г. N 1356 под документальным таможенным контролем понимается проверка документов и сведений, а под фактическим - таможенный досмотр (осмотр) товаров и транспортных средств; таможенное наблюдение; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков. На наш взгляд, совершенно правомерно отнести к документальному контролю также проверку сведений в результате осуществления таможенной ревизии, при проведении которой, как правило, предоставляется наибольший объем документальной информации. Помимо этого, к фактическому таможенному контролю можно отнести личный досмотр и осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля, хотя учеными отмечается, что фактически таможенный контроль как самостоятельное действие проявляется только при проведении таможенного досмотра, во всех остальных случаях, как правило, применение мер контроля является составной частью собственно таможенного оформления. При рассмотрении критерия "в зависимости от предмета таможенного контроля", как правило, мнение ученых в отношении предмета таможенного контроля сводится к тому, что под ним понимается то, на что непосредственно направлена проверочная деятельность таможенных органов. В этой связи различают следующие виды таможенного контроля: - контроль товаров; - контроль транспортных средств; - контроль документов и сведений; - контроль средств таможенной идентификации; - контроль объектов авторского права и смежных прав; - контроль помещений и территорий; - контроль товарных знаков и знаков обслуживания; - контроль наименования мест происхождения товаров. В зависимости от формы осуществления таможенного контроля (ст. 366 ТК РФ) следует различать: - контроль необходимых для таможенных целей документов и сведений; - контроль устных сведений, получаемых в ходе опроса физических лиц, пересекающих таможенную границу РФ; - контроль сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля. В этой связи опрашиваются лица, имеющие отношение к перемещению товаров через таможенную границу РФ и располагающие необходимыми сведениями; - гласный, целенаправленный, систематический или разовый, иногда с применением технических средств, контроль за перевозкой товаров, находящихся под таможенным контролем, совершения с ними иных операций; - контроль товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, не связанный со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров (визуальный контроль); - контроль товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары; - контроль физического лица (включая осмотр одежды и тела) при наличии оснований предполагать, что данное лицо скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного ТК РФ; - контроль наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза в Россию; - контроль помещений и территорий для подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных. Контроль осуществляется на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов; - контроль факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и с другой информацией. Помимо этого, А.Б. Новиков предлагает выделять таможенный контроль в виде проверки автотранспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем, в соответствии с порядком, установленным ст. 410 ТК РФ, а также приостановление выпуска объектов интеллектуальной собственности. В зависимости от направления движения товаров: таможенный контроль ввозимых (импортируемых) на таможенную территорию России, вывозимых (экспортируемых) с таможенной территории России товаров и товаров, следующих транзитом через территорию России. Так, на фоне замедления темпов экономического роста возникает вполне реальная угроза ухудшения условий формирования доходной базы бюджета. Сохраняется неблагоприятная с точки зрения финансовой безопасности ситуация, когда доходная часть бюджета формируется преимущественно за счет поступлений в бюджет таможенных платежей. В этой связи серьезные требования к качеству и эффективности таможенного контроля предъявляются одинаково как к ввозимым, так и к вывозимым товарам. Одной из причин недопоступления таможенных платежей в бюджет является недостоверное декларирование ввозимых товаров недобросовестными импортерами. При этом используются две схемы уменьшения размера таможенных платежей: занижение декларируемой стоимости товара (за счет неверного указания его цены или реального количества) и ввоз товара под другим наименованием (так называемого товара прикрытия), на который установлена низкая ставка пошлины. Наибольшие потери российского бюджета связаны с импортом из Германии, Китая, Польши и Италии, по которому таможенная стоимость занижалась более чем на 2/3. Помимо этого, в настоящее время актуальна проблема роста связанных с возмещением налога на добавленную стоимость при экспорте товаров злоупотреблений со стороны недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности, которая является результатом недостаточной эффективности процессов таможенного и налогового контроля в части подтверждения факта вывоза с целью проверки правомерности применения налогоплательщиком ставки 0% по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров. В частности, об этой проблеме указывалось в распоряжении Правительства РФ от 7 марта 2008 г. N 288-р, когда Правительство РФ выступило с предложением о создании системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0% по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров. Основной целью данной системы контроля является обеспечение эффективного контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения соответствующей ставки НДС. Концепция создания системы контроля вывоза товаров предполагает: - создание информационно-технологической инфраструктуры системы контроля; - информационно-технологическое обеспечение процессов регистрации и контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, осуществляемых Федеральной таможенной службой на всех уровнях внутриведомственного управления; - обеспечение информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при осуществлении ими функций контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий; - перевод в электронную форму ведомственного и межведомственного документооборота; - техническое обеспечение функционирования системы контроля с применением территориально распределенных каналов передачи данных. В отношении товаров, помещаемых под таможенный режим "международный таможенный транзит" (МТТ), таможенный контроль заключается в проверке соблюдения данного таможенного режима. Так, письмом ФТС России от 11 августа 2008 г. N 01-11/32365 в целях предотвращения нарушений таможенных правил при МТТ товаров, происходящих из Китая и стран Юго-Восточной Азии, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации через пункты пропуска, расположенные в регионах деятельности Дальневосточного, Приволжского, Сибирского или Уральского таможенных управлений, и вывозимых через пункты пропуска, расположенные в регионах деятельности Северо-Западного, Центрального или Южного таможенных управлений, предлагается: - принимать решение о выдаче разрешения на МТТ и завершении МТТ товаров по согласованию с соответствующим региональным таможенным управлением; - устанавливать на основании ст. 86 ТК РФ маршруты перемещения транспортных средств, перевозящих товары; - при перевозке товаров по процедуре МДП организовывать обязательное таможенное сопровождение транспортных средств, перевозящих товары, в случае превышения предела гарантии по книжке МДП; - указывать в обязательном порядке в электронном уведомлении о направлении товаров их коды и наименования. В зависимости от вида транспортного средства, применяемого в ходе перемещения или способа перемещения товаров, следует выделить: - таможенный контроль товаров, перемещаемых автомобильным, железнодорожным, морским, речным, воздушным видами транспорта; - таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях (глава 24 ТК РФ); - таможенный контроль товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линии электропередачи (глава 26 ТК РФ). С точки зрения осуществления таможенных процедур и структуры таможенного процесса можно выделить: - таможенный контроль, связанный с осуществлением таможенного оформления; - таможенный контроль, связанный с помещением товаров под определенный таможенный режим. Таможенный контроль является собирательным понятием, включающим в себя осуществление комплекса контрольных мероприятий. Так, в соответствии с Инструкцией, утвержденной Приказом ГТК России от 28 ноября 2003 г. N 1356, при таможенном оформлении товаров таможенные органы обязаны осуществить следующие виды контроля: - контроль правильности определения классификационного кода товара по ТН ВЭД России; - контроль правильности определения страны происхождения товаров; - контроль соблюдения актов законодательства РФ, устанавливающих запреты и ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ отдельных товаров; - контроль в целях применения мер, связанных с защитой интеллектуальной собственности; - валютный контроль и контроль за исполнением внешнеторговых бартерных сделок; - контроль таможенной стоимости; - контроль статистической стоимости; - контроль правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей; - контроль соблюдения условий помещения под заявленный таможенный режим, а также специальной таможенной процедуры; - контроль соблюдения дополнительных условий выпуска.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.27.119 (0.014 с.) |