Период с середины XV до конца XVIII. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Период с середины XV до конца XVIII.



Экономическая политика Европейских государств данного времени вошла в историю как политика меркантилизма. Таможенный аспект этой политики заключался в том, что государство устанавливало запрет на вывоз из страны драгоценных металлов и камней, а с другой наоборот всячески поощряло их ввоз на свою территорию. В России явные признаки этой политики начинают проявляются в царствовании Ивана Грозного. Он запретил ввозить в Россию некоторые предметы роскоши, например, шелк с целью экономии цен оплаты, а также запретил вывозить драгоценные металлы и изделия из них. Дальнейшее развитие этой политики получает в торговом и новоторговом уставах. Торговый устав, принятый в 1653г. явился важной вехой в развитии таможенного дела. В соответствии с этим уставом многочисленные таможенные сборы, носившие в том числе и натуральный характер были заменены единой рублевой пошлиной. Новоторговый устав 1667г. подтверждал запрет на вывоз из России драгоценных металлов и камней, но кроме этого он содержал ряд положений, направленных на укрепление позиции русского купечества и обеспеченье за русскими купцами внутреннего рынка. Предусматривал ликвидацию льгот и привилегий для иностранных купцов, торговавших с Россией и обложение товаров иностранных купцов пошлиной внутри страны. При этом размер пошлины на товары иноземцев был увеличен в 4 раза. Торговать они могли только в пограничных городах, они не имели права самостоятельно ввозить товары вглубь страны. К концу XVII складывается достаточно разветвленная система таможенных учреждений. Сбор таможенных доходов был сосредоточен в приказе большой казны, также существовали большая таможня, посольская новая таможня, померная изба (зерно и овощи), мытная изба (скот и фураж), конюшенный приказ. В уездах были созданы таможенные избы, в которых бесплатно в качестве выборных таможенных голов служили первостатейные купцы. Действовала система откупа т.е. устанавливалась сумма, которая идет в казну, остальное шло ему.

Очень большое внимание развитию таможенного дела уделял Петр I. Одно из первых его мероприятий был указ 1699г. «О взимании в Архангельске пошлины с привозимых иностранных напитков». С 1718г.управление таможенными доходами стала осуществлять комерц.коллегия. Уездные таможенные головы, которые все еще избирались из купечества, с этого времени стали получать жалование как государевы служащие. Запрещенный к провозу товар разрешалось передавать откупщикам. Для привлечения иностранных судов в новую столицу Петр I с 1722г уменьшил размер пошлины на 1/3 по отношению к пошлине в Архангельске. В 1731г. был принят морской пошлинный устав, определивший порядок захода иностранных судов в российские порты. Ширина вод в балтийском море территории России была определена дальностью пушечного выстрела. Каждое судно должно было извещать форт о своем прибытии и брать на борт таможенных служащих, которые на время следования в порт должны были осмотреть и опечатать трюмы, люки и места с пассажирской кладью. В 1753г. по инициативе графа Шувалов была проведена крупная таможенная реформа. В частности указом 1753г. с 1-го января 1754г. в России и Сибири отменялась единая рублевая пошлина и все существовавшие в то время 17 видов таможенных сборов с внутренней торговлей. Упразднялись все внутренние таможни в том числе таможни по границам России и Украины, все таможенные операции выносились на линию внешней государственной границы. В 1758г. была сделана попытка передать сбор таможенных доходов на западной сухопутной дороге в частные руки (Шемякину и Яковлеву) в 1762г. опять вернули в казенное управление. В 1766г. был принят первый таможенный тариф Российской Империи – это был весьма умеренный и либеральный тариф, согласно которого большинство ввозимых и вывозимых товаров облагалось относительно невысокими пошлинами от 12% до 30% от их стоимости. В 1776г. принимается жесткий протекционистский тариф, согласно которого размер пошлины достигал 200% от их стоимости. Еще через 6 лет принимается очередной тариф он освобождает большинство товаров от обложения пошлиной, для всех остальных был установлен в 10%. Охрана границ не была централизованна к тому времени т.е. не была сосредоточена в руках одного органа и в 1770г. князь Мищерский, проводивший ревизию на западной сухопутной дороге в своем докладе отмечал в качестве недостатков не соподчиненность таможенной пограничной и администрации, плохую караульную службу, удаленность таможенных постов друг от друга и отсутствие связи, взяточничество. Реакция последовала в 1782г. была учреждена «особая таможенная пограничная цепь и стража для отвращения потайного провоза товара». Эта стража состояла из таможенных надзирателей и объездчиков. Каждый надзиратель обеспечивал охрану 50 верстного участка границы, объездчик 10 веростного. У каждого надзирателя было 5 объездчиков. Объездчики несли службу надзора на границе, основной задачей было недопущение контрабанды и поиск контрабандистов. Если же объездчик не был в состоянии задержать их, то он должен был следовать за ними до ближайшего пункта поселения. Поиск контрабанды стимулировался. Часть захваченных контрабандных товаров передавалось в пользу задержателей. Великая французская революция очень сильно всех напугала и соответственно Екатерину II. Сначала Россия договаривается с Англией, Пруссией о том, чтобы не вывозить во Францию хлеб и сырье не ввозить французскую мануфактуру. А В 1793г. был запрет на всяческие сношения с Францией.

XIX начало XX века.

В 1801 был заключен Тельзитский мир, а в 1810г. был запрет на ввоз товаров из Франции. В 1810г. дополнительно к пограничной страже была введена воинская охрана границ донскими казачьими полками. Каждый такой полк обеспечивал охрану 150 верстного участка границы. После победы над Наполеоном Россия восстанавливает нормальные связи с Европой и в 1816г. отменяется запрет на ввоз европейских товаров. С этого времени начинается политики либерализма. Одним из наиболее ярких проявлений политики было введение в Одессе режима порто-франко (свободный порт). Одесса и прилежащая к ней территория были выведены из общей таможенной черты РИ и в этой области товары разрешалось не только разгружать, перегружать и хранить без пошлины, но также перерабатывать их и осуществлять оптовую торговлю, все без пошлины, до тех пор пока эти товары не выходили за эту территорию вглубь России. Просуществовал до 1857г. В 1819г. был принят самый либеральный за всю историю таможенного дела таможенный тариф по сути он полностью освободил товары от пошлины. В 1822г. эта ошибка была исправлена опять становится крайне жесткий тариф в соответствии, с которым «Иностранные товары, допускаемые в Россию облагаются настолько высокими пошлинами, чтобы их ввоз не отразился на развитие машинного производства». Он существовал более 20 лет. Только поражение в крымской войне показало, что такой тариф не привел к хорошему результату. В 1819г. был принят таможенный устав.:

1. Уточник понятие контрабанды. Теперь под ней стало пониматься не только пронос и провоз товар в обход заставы, но и не указание сведений о товаре.

2. Устав упорядочил охрану границ. В соответствии с этим уставом охрана границ возлагалась на таможенную и пограничную стражу минфина. В 1822г. в Казачьей части были выведены во вторую линию и стали располагаться на расстоянии 3-5 верст.

В 1827г. принимается положение об устройстве пограничной таможенной страже. В соответствии, с которым эта стража сводится в особые части бригады, полбригады и роты, которые делятся на отряды. Управляющие таможни помощники стали числиться не на гражданской, а на военной службе. Таможенные тарифы 1850г., 1857г. и 1868г. отличались либеральным характером и способствовали развитию внешней торговли. Система таможенных учреждений середины XIX можем рассмотреть на основании таможенного устав 1857г. В соответствии с этим уставом таможни и таможенные заставы учреждались по внешней сухопутной границы до царства Польского, а на северо-западе по границе между Россией и Финляндией. Таможня как базовый орган обеспеченья экономической безопасности делились на три класса, и оно проводилось в зависимости от объема таможенных операцией:

1. Таможни первого класса – крупнейшие (10).

2. Средняя таможня второго класса.

3. Малая таможня третьего класса.

Устав 1857г. предъявлял особые требования к таможенным служащим. Он закреплял, что управляющими и членами таможен не могут назначаться лица раннее по таможенной части не служившие. В уставе подчеркивалась самостоятельность таможенных органов. Ст.226 этого устава закрепляла, что никакое начальство ни гражданское, ни военное не входит в какие-либо распоряжения по таможенной части. Либеральные тарифы существовали до 90-ых годов. В 1891г. принимается новый таможенный тариф, который носит жесткий протекционистский характер. В соответствии с ним не облагались пошлиной товары, которых хватало в России. Все остальные облагались пошлинной 3-10 раз. Вслед за тарифом 1891г. принимается таможенный устав в 1892г, который был посвящен вопросам борьбы с контрабандой. Он закреплял, что контрабанда по прежнему не только пронос, провоз товара, но и не указание информации. Он вводил понятие квалифицированный контрабандой. Такой признавалась путем открытого вооруженного прорыва границ, с подкупом таможенного чиновника, совершаемая группой лиц, в крупных и особо крупных размерах, оружия и подрывной социалистической литературы. Санкции были дифференцированы. Если товар был запрещен к провозу, то контрабанда наказывалась изъятием товара и штрафом в размере 2х его стоимости. Контрабандный ввоз облагаемого пошлиной товара, наказывалась конфискацией и штрафом в размере 5х. Контрабандный вывоз, облагаемый пошлиной товара, наказывался штрафом в размере 5х. Контрабанда, не облагаемого пошлиной товара, наказывалась 10% штрафом от стоимости товара. Размер санкции стал единым для европейской части России и Сибири. Устав упорядочивал таможенную охрану на море. Прибрежные воды в 3 мили от Русского моря признавались территориальными водами России и каждое судно подлежало обязательному досмотру русских таможенных властей. Учреждение кормченной стражи. Была создана на западной сухопутной границы. Состояла из вооруженной стражи и объездчиков, который на расстоянии 20-30 верст от границы устраивали засады на дорогах и досматривали обозы с целью предотвращения ввоза иностранного алкоголя. В 1894г.между Россией и Германией происходит «таможенная война». Началось с того, что Россия в одно стороннем порядке увеличила размер пошлины на немецкие товары в 15-30%.Германия аналогично увеличила на 50%. Длилась полгода. Закончилась заключением между Россией и Германии конвенционного тарифного договора. Он предусматривал конвенционные ставки т.е. ставки взаимосогласованные. Он был заключен сроком на 10 лет.

Таможенную систему начала XX века можно рассмотреть на примере таможенного устава 1904г. В соответствии с этим уставом таможенная система РИ состояла из департаментов таможенных сборов при минфин, окружных и таможенных, участковых управлений, таможенных застав, постов и пунктов. Таможни одного района объединялись в таможенный округ и каждая таможня состояла под гласным надзором, управляющего из числа таможенных и канцелярских чиновников. В целях борьбы с контрабандой, устав предоставил органа таможенного надзора самостоятельно проявлять инициативу в производстве обысков и выемок контрабандных товаров в домах и других жилых помещения в пограничной полосе шириной 875 сажений. Субъекты таможенного надзора могли на тех же правах, чтобы были предоставлены полицейским чинам при производстве следственных действий. Нужно отметить, что этот устав содержал новый раздел. О привозе товаров по железной дороге. Таможенный устав 1910г. существенных изменений не внесен. Он лишь уточнил некоторые вопросы по борьбе с контрабандой. Определял размер вознаграждения, а также права органа таможенного надзора по проведению обысков и выемок контрабандных товаров в пограничной полосе шириной в 100 верст от линии государственной границы и морских вод вглубь страны. В этой полосе они могли производить обыск и выемки товара с привлечением полиции, а за пределами с участием судебных следователей и мировых судей. Вывоз Российских товаров 1910-1913гг. увеличился на 21%. В основном это был сырьевой экспорт.

Гг.

Советская власть весь плохо отнеслась к старой таможенной системе. В период военного коммунизма речь о регулировании идти не могла. Речь даже шла о ликвидации всех таможенных служб. Здравый смысл все же возобладал. Стало пристально стало уделять внимание таможенному делу. Уже 29 декабря 1917г. совет народных комиссаров принял декрет «о разрешении на ввоз и вывоз товаров». Этот декрет устанавливал разрешительно-запретительный порядок на провоз товаров через границу. Ввоз и вывоз товаров. Ввоз допускался только при наличии разрешения, которое выдавалось отделом по внешней торговли и промышленности СНК. Без разрешения – контрабанда. В начале 1918г. возобновляет свой работу департамент таможенных сборов, который действует под руководством наркома финансов. 28 мая 1918г. СНК издает декрет «О разграничении прав центральных и местных советских властей по собиранию таможенных пошлин и регулирования деятельности местных таможенных учреждений». Он устанавливал, что обложение перемещаемых через границу товаров таможенных пошлин и иными сборами являются исключительной компетенцией центральной советской власти. Местные таможенные учреждения признавались органами центральной власти и подчинялись народному комиссариату финансов. Никакие профессиональные учреждения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов. Местные осуществляли лишь общий надзор за деятельностью таможен, таможенных учреждений, не входя в административную часть их работы. Этот декрет заложил основы советской таможенной системы. 29 июня того же года департамент таможенных сборов был преобразован в главное управление таможенного контроля, которое из подчинение народного комиссариата финансов торговли и промышленности. Постановление ЦИК СССР от 12 ноября 1923г. определяло таможенное дело как составную частью внешней экономической деятельности. 12 ноября 1920г. был принят декрет СНК «о порядке прием, хранения и отпуска импортных и экспортных товаров. Этот декрет устанавливал, что пропуск товаров через государственную границу РСФСР допускается исключительно в местах расположения таможенных учреждений. Существенное значение для упорядочивания значений мир ответственности имел декрет СНК «О Реквизициях и конфискациях» он предусматривал, что подлежат конфискации товары, деньги, всякого рода предметы, скрытые от таможенного контроля путем какого-либо ухищрения, оружия, боеприпасы, предметы воинского снаряжения и значительные денежные суммы. Он предусматривал 2 ступенчатый рассмотрения данных дел судебный и административный. Были уточнены меры лицам, задержавшим контрабанду. Такие лица премировались 20% от суммы задержанного контрабандного имущества. Эти 20 распределялись, что 1/3 шла на поощрение самих задержателей, на поощрение косвенных задержателей, на поощрение округа. 31 марта 1922г. СНК утвердил временное положение о местных таможенных учреждениях. В соответствии с этим положением совместного согласовывали перечень таможенных округов, начальники которых подчинялись исключительно комиссариату внешней торговли. Было создано 8 таможенных округов. В соответствии с этим положением главное управление таможенного контроля было преобразовано в главное таможенное управление оно подчинялось народному комиссариату внешней торговли и осуществляло руководство деятельностью таможенных учреждений на местах. Местные таможенные учреждения в зависимости от объема распределялись на таможни трех разрядов и таможенные посты. С переходом к НЭПу предоставлением правом выхода на внешней рынок возникает необходимость возврата к тарифным методам и это существенно повысило его роль. Первый советский таможенный тариф по европейской привозной торговли был утвержден 14-го февраля 1922г, а 15 июля того же года. Был утвержден первый тариф по вывозной торговли. Для подготовки таможен-пошлинных вопросов при СНК был создан тарифный комитет. В его задачи входило разработка списка разрешенных и запрещенных к ввозу товаров, решение вопросов, вносимые таможенными учреждениями по применению тарифов к товарам. Рассмотрение жалоб на решение таможенных органов по вопросам применения тарифов, а также таможено тарифный комитет давал постановления по всем вопросам тарифов. В этой связи наделялась правом издания нормативных инструкций и разъяснений к этим инструкциям. Непосредственное руководство таможенными учреждениями на местах осуществляли таможенные районные инспекторские управления 11 штук. Местные таможенные учреждения подразделялись на таможни первого, второго и третьего разряда и таможенные посты. Таможни первого разряда создавались при крупных железнодорожных станциях и в портах с большим грузооборотом. Вторые создавались в набольших портах на реках и озерах. Третьи создавались на грунтовых дорогах. Осуществлять пропуск товара через границу, контроль за перемещением, контроль могли только таможни первого и второго разряда. Таможни третьего разряда имели права, если при проведение таможенного контроля не требовалось специальной таможенной экспертизы. Таможенные посты занимались ручной кладью и пересылкой международной почтой. Таким образом, была создана сложная четырехзвенная система. Таможенный устав просуществовал всего 4 года и в 1928г. на смену таможенному уставу пришел таможенный кодекс СССР. Этот кодекс уточнял правовое положение Главного таможенного управления, а во-вторых, в соответствии с этим кодексом районные таможенные инспекторские управления были преобразованы в отделения ГТУ. В 1930г. был принят свод таможенных тарифов СССР, который практически без изменений просуществовал более 30 лет. В 1932-1934 гг. был введен упрощенный, ускоренный порядок пропуска через границу грузов обобществленного сектора, а также упрощенный порядок централизованных расчетов по этим грузам. В 1942г. ГТУ утвердило инструкцию о порядке введения дел по контрабанде. Она предусматривала упрощенный порядок для рассмотрения дел. Отменялся судебный порядок и дело о контрабанде должно было рассмотрено за 7 дней. Таможни стали без пошлины пропускать благотворительные грузы, направляемые в адрес красной армии и ВМФ.В 1951 г. 14 августа для лиц начальствующего состава таможенных органов была введена система персональных званий. Нужно отметить, что система этих званий с незначительными вариациями просуществовала до 1996 г. в 1953 г. были утверждены правила таможенного досмотра и пропуска ручной клади и багажа лиц, следующих через государственную границу СССР. Этими правилами вводилась пассажирская таможенная декларация, т.е. официальный формализованный бланк-документ, которые должны были заполнять все лица, следующие через государственную границу СССР. В 1955г. был введен упрощенный льготный порядок перемещения через государственную границу СССР товаров, лицами прибывшим из развивающихся государств Азии, Африки и латинской Америки. В 1964г. принимается очередной советский таможенный тариф и практически одновременно с ним принимается новый таможенный кодекс СССР. Непосредственное руководство таможенным делом на всей территории СССР осуществляло ГТУ при министерстве внешних экономических связей СССР. Таможенное дело на местах таможни и таможенные посты. Таможенные посты рассматривались не как самостоятельные таможенные учреждения, а как структурные подразделения таможен территориально удаленные от их администрации. 1989 г. ГТУ министерства внешнеэкономических связей было преобразовано в Главное управление государственного таможенного контроля при совете министров СССР. Можно сделать вывод о том, что за всю историю этот орган приобрел статус центрального органа государственной власти. По своему правовому положению ГТУ было приравнено к союзным министерствам. 1991 г. был принят очередной и последний таможенные кодекс СССР, который должен был вступить в силу 1 января 1992г.. но этого не произошло в силу распада СССР. 17 июля 1993 был принят первый таможенный кодекс России.

Органы таможенного союза

Высшими органами таможенного союза являются:

- Межгосударственный Совет на уровне глав государств (состав: Президент Республики Беларусь, Президент Республики Казахстан, Президент Российской Федерации);

- Межгосударственный Совет на уровне глав правительств (состав: Премьер-министр Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Казахстан, Председатель Правительства РФ)

Постоянно действующим регулирующим органом таможенного союза выступает Комиссия таможенного союзав составе:
- Председателя Комиссии таможенного союза - (Первого заместителя Председателя Правительства РФ);
- (Заместителя Председателя Правительства РБ);
- (Первого заместителя Председателя Правительства РК);
- ответственным секретарем Комиссии таможенного союза утвержден Глазьев Сергей Юрьевич.

Порядок работы Комиссии таможенного союза, организация и проведение ее заседаний, а также процедура подготовки и принятия решений и рекомендаций определены Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 15 "О вопросах организации деятельности Комиссии таможенного союза".

Таможенные органы стран Таможенного Союза

В РФ – Федеральная Таможенная служба РФ

В республике Беларусь – государственный таможенный комитет Республики Беларусь

В Казахстане – Комитет таможенного контроля министерства финансов Республики Казахстан.

 

Одной из важнейших задач таможенных органов является обеспеченье экономической составляющей государственного суверенитета РФ, т.е. таможенные органы способствует проведению экономической политики внутри страны в тоже время с помощью мероприятий тарифного и не тарифного характера обеспечивают защиту страны от финансовых, экономических посягательств извне. Нормативное установление размером ставок ввозных и вывозных. Если говорить о мерах нетарифного характер, то они могут носить экономический, административных или технический характер. Экономический – порядок определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу; также к числу мер данного характера можно назвать таможенные налоги (НДС, Акциз). Меры административного характера – установление прямых запретов на ввоз и вывоз товара; установление ограничений на ввоз и вывоз товара пути: квотирование, добровольные самоограничения импортера и экспортера. Лицо, перемещающие товары через границу, обязуются добровольно ограничить ввоз товара. Установление разрешительного порядка для осуществления деятельности в области таможенного дела. Меры технического характеры – соответствие гостам, техническим регламентам, например, требования к упаковки товаров, информация и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.196 (0.015 с.)