Философия эпохи Возрождения(идеи гуманизма, натурфилософии и диалектики . Социальное учение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия эпохи Возрождения(идеи гуманизма, натурфилософии и диалектики . Социальное учение.



Идеи: попытка преодоления концепции двойственной истины, утверждение истины, утверждение истины лишь за наукой; идея бесконечности и несотворенности вселенной; аппозиция христианству; развитие идей гуманизма и эстетики; оппеляция к земным ценностям и возврат к наследию античной эпохи. Непоследовательность и противоречивость учений представителей этого этапа, обусловленно слабостью естествознания. Становление Ренисанса происходит на фоне урбанизации. Становление буржуазных отношений не только в промышленной сфере, но и финансовой, развитие товарно-денежных отношений, стирание межсословных барьеров, формой происходящих процессов в духовной сфере стал гуманизм и антропоцентризм. На основе противостояния христианству. Сущностью эпохи стало стремительное освоение окружающего мира, природы в форме открытий. Сущностью Возрождения явилось в духовной сфере возврат к ценностям античности, особенно к языческим ее элементам, через обожествление природы, признание человека высшей ценностью мира и даже наделение атрибутами творца. Это реабилитация физической, телесной красоты человека и самой светской жизни, которая в средние века была признана вторичной, бессмысленной. По всем направлениям мысли Возрождение противостоит христианству, хотя и опирается на средневековую схоластику. Основной целью гуманизма было оправдание посюстороней жизни и обоснование права человека на счастье, комфорт и материальное благополучие в ней. Человек объявлялся не только основой и центром мира, главным объектом философии, но и творцом его, поскольку развитие Возрождения проходило в форме эстетических гепотиз. Развитие искусства и литературы, где заметно проявляются творческие созидательные способности человека. Искусство опсалютизирует их, делая вывод о том, что человек- творец художественных образов способен творить сам мир. Общество признается результатом деятельности человека, возможности которого не чем не ограничены. Антропоцентризм и гуманизм эпохи проявлялись в форме дерзкого, основоного на гордыне отношения к идеи Бога, что привело к утрате управляемости в обществе, распределению порядка в нем и ликвидации общественного строя, который освящал этот порядок – феодализма. Объявление человека самодостаточным существом позволило исказить принцип свободы воли, приведя его до признания человеком

абсурдного права на абсолютную свободу в обществе, поведении, выборе стиля жизни. Проблема гуманизации общества решается не на пути абсолютизации человека и его интересов и тем более не на отрицании творца, а лишь на выявлении специфики человека. Христьянство считает человека лишь венцом творения, созданного в последний день

Философия нового времени

Новое время охватывает 17-19 вв. Естественно-научной основой этапа стали открытия Миртона, давшее механическое объяснение строения мира. Опорой для философии было не богословие, а наука. В центре естество-философской проблематики был вопрос об отношении способов познания мира. Философы подразделяются на 2 части: по отношению к средствам и путям познания: эмпирики и рационалисты. Эмпирия с лат. – опыт. Эмпирики полагали, что человек познает мир лишь с помощью чувств данных в процессе жизни, опыта, эксперимента. Одни утверждали, что реальный мир дает материал для познания (Ф. Бэккон, Локк), а другие (Беркли, Юм, Мах) считали, что человеческие чувства формируют мир; комплексы ощущений человека рождают не только представление об окружающем мире, но сами вещи (их называют сенсуалистами). Эмпирики преувеличивали роль чувственного познания, недооценивали теорию рационального познания. Декард учил; что человек живет пока мыслит, пока познает мир, что человек рождается уже с готовыми представлениями о мире, и в ходе жизни лишь получает дополнительные знания о нем. Беккон, исходя из принципа пользы как основы существования человека, считал науку главным инструментом познания, обеспечивающим власть над природой и ставил перед наукой задачи: выявить причины заблуждения в ходе познания природы и преодоление заблуждений. Эти причины находил в предубеждениях, которые называл идолами сознания: 1. Идолы рода, вытекающие из ограниченности ума и чувств; 2. Идолы пещеры, заставляющие воспринимать мир индивидуально, без помощи других; 3. Идолы рынка, которые искажают восприятия объекта в следствии иных мнений; 4. Идолы театра, каждая философская система сравнима с пьесой, которая полна вымысла, люди склонны доверять вымыслу, впадая в заблуждение. Идолы рода и пещеры устраняются по средствам проверки. Идолы рынка и театра, которые преобразуются по средствам разума в следствии доверия к авторитету (церковь, политики), преодолеваются борьбой против авторитета, поэтому он призывал не доверять ни религии, ни церкви, ни мнениям общества, а полагаться только на науку. Само научное познание происходит при использовании метода индукции (наведения), путем рассуждения от частичного к общему с помощью чувств. Сбор фактов (фиксация признаков), сопоставление их и анализ. Напротив, дедуктивный метод как единичный метод познания развивал Декарт, который опирался на рациональный метод познания, считал, что опыта мало и познать нужно либо с помощью интуиции, сомневаясь во всем, либо через дедукцию, идя от общего к частному, следуя математическим расчетам и формулам. Именно Декарт, вслед за Да Винчи, привнес в науку и искусство формальные точные методы познания действительности, исключающие эмоциональность и чувствительность.

Спиноза относился к рационалистам, но полагавшим, что познание сочетает в себе чувственное восприятие и рассудок; чувственные восприятия находятся на низкой ступени; а рассудок является абсолютным (высшим). Спиноза родился в Португалии, жил в Испании, воспитывался в сеногоге, подвергал критике идею Бога с детства, за это его преследовали и он бежал, но все равно продолжал развивать свою концепцию. Субстанция мира состоит из самого Бога, этот Бог не определен и абстрактен, и полностью сливается с природой, при этом Бог не является творцом, а только рождает из себя мир. Центральными признаками субстанции выступает атрибут и модус. Атрибут – главное свойство субстанции и из очень много, но важных только два: протяженность и мышление. Протяженность указывает на физические параметры вещей. Мышление позволяет человеку познать субстанцию, установить связь с ней.

Взгляды развивались в рамках французского просвещения 18 в. В это время образование обретает более демократичный характер, перестает быть элементарным занятием; развитие производства, буржуазных отношений приводит к усилению роли науки, знания в обществе, ослабляется значение церкви, которая консервирует традиционную культуру. В социальных отношении философия Нового времени ориентировала людей на земной образ жизни, целью которого были личная польза, успех, счастье, комфорт, поэтому теории того времени исходили из конкретно-практичных установок, предписывающих ликвидацию феодализма, сословных барьеров и расширение прав. Идея равенства означала ликвидацию ряда сословных элементов общества и механизмов их регламентации. Эпоха породила новые колонии, создала империи. Концепция природной доброты чел-ка ставила целью опровергнуть христианское учение по всеобщей греховности. Однако непонимание нравственной природы че-ка, критика христианских ценностей, игнорирование экономики как основы земного существования общества обусловило недостатки и противоречия философов Нового времени. Они полагали, что общественный прогресс возможен лишь на путях образования общества без соответственного восприятия и без опоры на традиции.

 

10. немецкая классическая философия.

Немецкая классическая философия это эталонный тип в истории философии, представленный следующими именами: Кант, Гегель, Шеменг, Фихте. Главным явл. Кант, который предметом философии считал познание мира, а само познание происходит с помощью достоверного, объективного знания, основанного на точных науках. Философия не способна сама познать мир. Кант признает невозможность существования вещей, независимых от субъекта, различает два типа вещей: вещи в себе и вещи для нас. Они воздействуют на наши чувства, вызывая образы, но даже разум не способен проникнуть внутрь вещей, оставляя познания на уровне явлений. Таким образом вещи, скрывающие от нас свою суть Кант называет вещами в себе. Вещи, элементы которых человек смог познать и испытать на практике, наз. вещью для нас. Человек неспособен познать мир в целом и не нуждается в этом в силу своей слабости и несовершенства и даже желания обратить познанные вещи себе во вред.

11. Философская мысль России ведет начиная с 11 в., с сочинения митрополита Иллориона «Слово о благодате». В сер. 19 в. в России обозначились 2 тенденции: славянофилы и западники. Западника: демократы (Белинский, Чернышевский), впитавшие идеи фр. просвещения, являлись членами тайных антигосударственных обществ, выражали стремление вписать Россию к европейской культуре. Славянофилы исходили из принципа самобытности и неповторимости славянской жизни, были сторонниками православного направления в русской философии. В основе ее идей об исключительности и мессианстве. Славянофилы постулировали тезис о решающей роли православия на мир, цивилизации, эти положения идут в концепции Хомякова, который исследует роль и сущность познания религий; он делит их на: иеранство и кушнитство по признаку соотношения свободы и необходимости, а не догматики м культа. Кушнитство: католицизм, иудаизм… основаны на необходимости, что приводит последователей этих религий к бездумному подчинению, воспитывает в них пренебрежение к ценностям и интересам. Иранство апеллирует к идее свободы, требует особенность выбора между добром и злом, а не рекомендации священника по каждому поводу. Христианство выражает сущность иранства, но в результате расколов ослабло и по-разному трактует отношение свободы и необходимости. Протестанты абсолютируют человеческую свободу, доходя до крайнего индивидуализма, разрушающего церковь. Православие гармонизирует необходимость и свободу, т.е. человек с Богом, человек и церковь, устанавливается вселенский порядок. Хомяков разрабатывает учение о соборности, которое трактует как единство во множественности, объединение людей духовно, что составляет сущность человека. Соборное единство действует и в семье и в быту, и в политике, означает результат взаимодействия свободного человеческого начала и божественного. Соборность основана на внутренних духовных истинах, неподвластных рациональному началу. Соборность понятна лишь славянскому человеку. Соборное сознание формируется участием в таинствах церкви и догматике. Аналоги этого в исламе, но в католицизме соборностью даже не пахнет. Важнейшей целью словянофилов была проблема соотношения веры и знания, поэтому Самарин, Хомяков и др. критики православных богословов за игнорирование рационального начала, обращаясь к проблеме народа и личности в истории считается народ носителем высших истин, т.к. тот признает принципы православия; личность считали выразительностью народной истины, поэтому признавали монархию высшей формой гос. правления для России. Но царь получал власть в России не от церкви, как на западе или востоке, а от народа, и главной мыслью его является забота о державе. Специфика России в основном носит религиозный характер, запад изменился, т.к. предал соборность, что привело к эгоизму, меркантильности людей. Россия выросла на своем фундаменте (в сельской общине главные признаки это православие и коллективизм). У общины два начала: хозяйственное и нравственное. В истории русской культуры возникает парадокс по поводу устройства общества, благодаря реформам Столыпина с одной стороны произошло разрушение общины, пройдя по пути запада, Столыпину удалось за 10 лет вывести Россию в число 3-з государств по производству промышленной и с/х продукции, обеспечив расцвет гос-ва: а большевики продолжая спекулировать на общине в форме концлагерей, колхозов, и т.д., устроили тотальный контроль над обществом, террор, что привело Россию к зависимому от власти состоянию, но и обнищанию.

В. Соловьев, П. Флоренский, С. Франк, Булгаков, и др. пытались создать систему, сочетавшую религию и земные человеческие ценности на основе коррекции православия. Главная мысль заключалась в идее всеединства как извращенном принципе соборности, т.к. распространялось это учение не только на общество, но и на космос, таким образом возраждая язычество с его культом природы и человека, одновременно уравнивая творца с творением. По их мысли Бог не личность, а космический разум. Бог распадается на множество сущностей, атомов, кот. и образуют мир вещей и процессов. Для управления людьми Бог имеет обсолютную энергию, которая называется Софией, мудростью. Человек становится богочеловеком, а Христос примером для всех людей, которые равны ему по статусу.

 

12. Философская мысль Белоруссии.

С 14-15 вв. благодаря тому, что канцлер ВКЛ Сапега подготовил статут, т.е. конституцию, где допускались теоретические льготы для белорусского народа. Результатом введения статута стало развитие идеи просвещения и образования в форме перевода богословной и античной литературы, развития книгопечатания, строительства школ при церквях и монастырях. Книгопечатанием занялись Ф. Скарина, Цяпинский, Мстиславич, Фёдоров и другие православные деятели.

Скарина исходил из концепции теоцентризма, устанавливающей гармонию и порядок на земле. Скарина адресует свою деятельность простому народу, стремясь путём просвещения вырвать народ из бесправного состояния, невежества, духовно образовав его. Скарине присуща идея социальной гармонии.

Начиная с 16в. в западной Европе усиливается движение в рамках реформации. Это происходит в результате ориентации общества на материальные ценности, отказа от идеи теоцентризма, усиления рационализма, развития естествознания, техники, денежно системной торговли. Основными философскими идеями этого времени были соотношение веры и разума в пользу разума, усиление борьбы против крепостного права, за свободу народа, за союз с Россией.

 

 

14. Крупнейшие философии, считающие, что позитивное знание добывается частными науками, что наука не нуждается в философии как общественная теория познания. Задачей науки является ответ на вопрос как развивается мир, а не почему. Наука лишь описывает факты и систематизирует в пределах своего объекта исследования. Позитивисты отвергают философию, потому что считают её метод метафизикой, неспособной дать полную картину мира. Признавая только право описывать факты, ставят в положение метафизической концепции неопозитивизма (Н). Достоинство П.: интенсивное развитие естествознания, особенно после кризисов в начале 20 века. В настоящее время П. развивается в направлении психологических и лингвистических исследований, причём диапазон разновидностей Н. очень широк. Суть в отказе от философской теории. Логический П. считает основой познания конкретные факты и события, которые находятся в сфере сознания человека. В результате изучаемый объект равносилен теории объекта. Отождествление понятий «объективный факт» и «научный факт» приводит к пониманию роли науки, как системы протокольных положений, что приводит научную ф-ту, статус языкового, при этом является, что по-настоящему реальны языковые конструкции. И язык огромнейшего масштаба явления.

 

15. Экзистенциализм возник в результате крупных социальных потрясений в России и Западной Европе, которые привели общество в неустойчивое состояние, вызвав разложение и страх за свою личную судьбу. Э. трактует бытие как взаимосвязь природы и человека в виде переживания, существования. Человека влечет жизнь к неведомой цели, существование выражается в существовании страха, решимости, заботы, т.е. в пограничной ситуации, в которой человек познает свою подлинную сущность. Крайним выражением пограничной ситуации выступает страх смерти. Перед лицом смерти человеку свойственно максимальное напряжение его чувств и самовыражение, индивидуальность человека перед лицом конфликта с обществом стремится расширить рамки своей зависимости от внешней среды, увеличить степень свободы, но общество ставит ей предел, ограничивая реальный выбор человека в условиях смертельной опасности. Человек пытается обрести спасение именно в обществе, растворится в нем, но развитие событий однолинейно и в обществе нет никого, кто умрет за тебя. Смерть находит человека, поэтому смыслом жизни экзистенциалисты объявляют саму жизнь с её неизбежным финалом. Свобода выбора, пограничная ситуация, страх смерти – основные термины Э.

 

16. Эволюция представлений о бытие. Проблема бытия в совр философии.

Впервые проблема была поставлена в 6 в. до н.э. древ. греками, Элейской школой (Героклит), кот. считали бытие космосом, при этом Парменит пологал, что космос един,совершенен и неизменен, а Героклит учил, чтовсе в космосе течет и изменяется, но не развивается. Платон пртивопоставлял

чувств. бытие (предметы,вещи) чистым идеям, представл-м об идеальном, кот. считал истинным Б. Аристотель снимает это противоречие, вводя понятие формы как уровня организации многообр-го Б., придающей Б. упорядоч. хар-р. Таким образом, в Др.Греции в зачатке сущ-ли все смыслы и символы проблемы Б. Схоластика снова противопоставляет реальное Б. как рез-т твор-ия Богом мира, считает мир несовершенным и абсолютное идеальное Б. в виде божест. возможностей неогр-х и соверш-х. Возрождение, абсолбтизирующие матер. начало, сводило Б. к природе, проивостоящей человеку, отсюда берет начало трактовка Б. человека как объекта субъекта. В нов. время (17-19 в-ка) ставится проблема ист-ка Б., субстанции с четко обозначеным субстратом и его свой-ми, при этом Б. сводится к конкретным его проявлениям, имеющим предметный, матер. хар-р, все духовн. проявления Б. не берутся в расчет. Немец. клсич. философия считала Б. не св-вом конкр-х вещей, а способом связи наших понятий и суждений у Канта, либо началом эволюции духа у Гегеля. В последнем случаи рационализм достигает предельн. значений, поэтому существенно обедняет анализ проблемы Б.

 

17. проблема субстанции в философских системах современности.

Экзистенциолизм рассм. Б. как форму человеческого существования, как смену эмоц.-волевых или речевых состояний, как борьбу между человеком и холод., бездушн., отсталым миром, ограничивающим человеческие возможности. Другое совр. течение неопозитивизм, критикуя традиционную философию вообще сч-т Б. лишенным смысла, содержания, т.е. ложной проблемой, поэтому в лучшем случаи сводит Б. к языку наблюдений и описаний в науке. Марксизм трактует Б. как проявление матер. начала, а идеальное Б. признает вторичным, основанным на деят-ти психич.

и мозговых процессах, кот имеют матер. природу, при этом марк-з упорядочивает в рамках учения о формах движения материи, выделяя низшую, неорганич. часть физич. форм и высшую органич. сщставляющюю биологич. и соц-ой, при этом считается, что высшие формы включают в себя низшие, но имея более соверш. законы существования не сводятся к низшим. Кл-ция Б. требует реше-ния проблемы субстанции, что считать первичным реальный объективный мир либо противостоящие ему духовн. начало творца. Совр. фил-фия пытается уйти от подобной постановки проблемы, сводя ее к соотношению категорий "нечто" (что-то сущ-щие) или "ничто" ка разновидности небытия, при этом объявляется, что все сущ-ее Б. (нечто) становится таковым возникая из небытия (ничто), а затем снова уходит в небытие, но наш здрав. смысл, что потвержд. наукой, считающей,что абсол. небытия не существует, а речь идет о преобраз-х Б. в др. состояния. Таких состояний 4: 1) бытие вещей, тел, процессов, им-х прир. хар-р и отличающихся объективностью (сущ-е независимо от нас), бесконечностью, а с др. стороны Б. вещей проявляется в существовании объектов к-ры, произ-х человеком; вещи созданные человеком т.е. ноосфера; 2) Б. природы появл. в реальн. мире и к-ре; Б. человека имеет 2 тенденции: 1. деят-ть человека в мире вещей как биол-го и разумного сущ-ва; 2. в специфике чел-ой сферы как личности и вида как социально-исторического сущ-ва; 3). Б. духовного выражается в 2-х традиц.: 1. индивид-я, идеальная

деят-сть проявляется в сознании отдельного человека в потоке эмоций и идей; 2. в в обществ., идеальном процессе (в худ. творч.); 4) Б. соц-ое состоит из: Б. личности и Б. чел-ка, изучает их взаимоотношения

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.049 с.)