Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мировоззрение ( сущность, структура, исторические типы)↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мировоззрение (сущность, структура, исторические типы) Человек является доминирующей фигурой мира. Принцип отличия человека от животного – разум. Философское мировоззрение – это совокупность чувственного, эмоционального и рационального отношений человека к миру в стремлении постичь смысл последнего. Мировоззрение включает в себя бытовые взгляды, религиозные, мифологические элементы научного отношения к познанию природы и общества, пронизывают всю сферу человеческой деятельности. Мировоззренческий источник возникает в первобытную эпоху, когда человек впервые отделяет себя от природы. Мировоззрение представляет собой систему исключительно образно-художественную и чувственно эмоционального мироощущения. Особенностью мифологии является попытка целостного восприятия мира в образах. Религиозное мировоззрение, его особенность – попытка найти источник возникновения и существования мира во вне т.е. в боге, в сверхъестественном. Возлагая ответственность за судьбы мира на бога, человек выходит на более высокий уровень. При этом эволюция самого мира предстает в сознании человека как непонятный ему, прощитанный изначально самим богом процесс. Этот тип мировоззрения также как и 1-й отражает зависимость человека от внешней среды, неразвитость, слабость его познавательных возможностей. Следующим типом мировоззрения выступает обойденное (бытовое) сознание, которое позволяет человеку в наивных, элементарных образах судить о мире и своем положении в нем, охватывая все аспекты своего присутствия в мире. Первые три типа мировоззрения отличаются крайней простотой, примитизмом не выходя в целом за рамки эмоциональных, образных оценок. Человеку не достаточно здравого смысла, присущего обыденному сознанию, художественного смысла характерного для мифологии для объяснения мира. Человек неизбежно выходит по мере практического освоения природы и развития науки на теоретическом уровне миропонимания, формируя научное мировоззрение, элементом которого выступает философия. Для последнего типа характерно познание частных, общих и универсальных законов бытия, а также логическое мышление и система аргументации для установления истины т.е. подлинной природы и сущности мира.
Предмет философии, ее функции и роль в обществе. Термин философия был дан Пифогором, означает любовь, почитание мудрости. Философия; ее предметом выступает объяснение наиболее общих законов развития природы, общества и мышления. Основными проблемами философского знания выступает проблема субстанции. В эпицентре философской проблематики лежат вопросы изучения природы, познания и сознания, т.е. субстанции. Функции философии: выступая предельно обобщенной формой знания, в теоретической форме познающая сущность вещей и процессов философия реализует на этом пути ряд задач, т.е. функций, соотношения ее проблематики. Главными из них выступают онтологическая, мировоззренческая, методологическая, прогностическая. Онтологическая функция ставит целью объяснение сущности процессов, происходящих в окружающих нас действительности. Выходя на предельные в теоретическом отношении уровни понимания этих процессов. При этом философия учитывает опыт и информацию целого комплекса частных наук, где каждая из них освещает тот или иной аспект данного процесса или явления. Философия обобщает информацию о предмете, аккумулирует ее в предельных характеристиках объекта, включая последний в более общую систему фрагментов мировоззрения. Это позволяет квалифицировать все явления действительности упорядочивать картину мира, систематизировать значения о мире. Мировоззренческая являясь формой научного знания философия не отрицает важность чувственных аспектов, но решающее значение придает теоретическое освоению мира являясь формой теоретического сознания философия вооружает общество предельными исчерпывающими сущность явлений знаниями, дает возможность формировать систему истинного научного знания о мире в целом и о каждом его элементе. При этом философия выражает общую тенденцию развития науки. От мифологического мировоззрения, которое воспринимает мир в целом, но не точно, через процесс дробления науки на частные дисциплины, изучающие мир. Фрагментом, к объединению их в единое русло в рамках философского целостного, но уже научного мировоззрения. Методологическая функция: Философия является не только наукой, но и методом (способом) освоения и понимания мира. Она указывает частным наукам в каком направлении и каким образом осуществляется познание мира, вооружая частные науки перспективным видом научных поисков, давая им общую основу в объяснении мира: метафизика, софистика, эклектика, диалектика. В настоящее время отдельные философы выделяют концепцию объяснения мира как хаотического образования. В качестве аксеологической функции философия дает возможность обществу формировать систему идеалов, арентирующих науку на достойную ее внимания проблематику и цели, выделяя в этой системе наиболее существенных из них. 3. Философские традиции Индии (буддизм, джайнизм, ведизм, локаята) Философские искания Др. Индии- буддизм, джайнизм, ведизм, локаята. ЕЕ генезис обусловила оппозиция Брахманизму, религии, освящавшей родоплеменной строй. Основой духовности др. Индии были Веды. Главной книгой Вед выступают Самхиты, остальные – коментарии к ним: Ригведа, Брахманы – ритуальные тексты, арамъяки – идеология отшельников, Упанишады – философские тексты. В основе этих книг лежат философские идеи, основанные на религии. Но в Индии сложилась оппозиция Ведов – Буддизм, Джайнизм, Локоята. Джайнизм являет собой этическую композицию. Доминантам – освобождение души от страстей путем праведного поведения и стремления к святости. Источником мудрости являются не Боги, а святые – Орхаты, которые достигли совершенного знания. Джайнизм, признавая, что вещи состоят только из атомов, имеющих материальную основу, ставили существование души в зависимость от тела, и отрицали идею бога, устанавливали диктаторские отношения, основанные на соблюдении ритуалов. Они исключали сострадание к другим культивировали силу и богатство на ряду с тезисом эстетичности существования. Слабых презирали, а уничтожали, провозглашая принцип ахимсы – не нанесение вреда живым существам. Буддизм выступив против жречества, развивал принципы покорности и поцефизма – отказ от агрессии. В основе буддизма лежит учение о 4-ех истинах, смыслом которых выступает избавление страдания. Буддизм не является единым, существовали десятки его течений, в настоящее время более 300 течений. Б. – это идеология. В нем отрицается существование души, существует лишь поток сознания. Суть б. – стремление к совершенствованию в процессе осуществления 8 добродетелей. Идеи духовности и спасения не четки. Буддизму присущи многобожие и даже открытый атеизм. Отрицание логики и разума в системах Дзем. Это делает буд. Не совершенной и в целом ложной системой. Локаята – оттэ98изм. Отрицание творца. Провозглашает доминирование вайшьев. Мир – комбинация первоэлементов и их сочетания. Человек решен души, временный гость этого мира. После смерти человек распадается на химические вещества. Наслаждение до разврата – это смысл бытия. Его наряду с верой существования творцов, принцип ахизма, упражнения. Насчитывает более 10 уровней или форм, различия между которыми сводятся к переходу от физических занятий к манипуляции сознанием человека, погружающим в мир иллюзий. Принцип во всех учениях – авторитет учителя. Проявление – мистицизма и созерцательности.
Философия нового времени Новое время охватывает 17-19 вв. Естественно-научной основой этапа стали открытия Миртона, давшее механическое объяснение строения мира. Опорой для философии было не богословие, а наука. В центре естество-философской проблематики был вопрос об отношении способов познания мира. Философы подразделяются на 2 части: по отношению к средствам и путям познания: эмпирики и рационалисты. Эмпирия с лат. – опыт. Эмпирики полагали, что человек познает мир лишь с помощью чувств данных в процессе жизни, опыта, эксперимента. Одни утверждали, что реальный мир дает материал для познания (Ф. Бэккон, Локк), а другие (Беркли, Юм, Мах) считали, что человеческие чувства формируют мир; комплексы ощущений человека рождают не только представление об окружающем мире, но сами вещи (их называют сенсуалистами). Эмпирики преувеличивали роль чувственного познания, недооценивали теорию рационального познания. Декард учил; что человек живет пока мыслит, пока познает мир, что человек рождается уже с готовыми представлениями о мире, и в ходе жизни лишь получает дополнительные знания о нем. Беккон, исходя из принципа пользы как основы существования человека, считал науку главным инструментом познания, обеспечивающим власть над природой и ставил перед наукой задачи: выявить причины заблуждения в ходе познания природы и преодоление заблуждений. Эти причины находил в предубеждениях, которые называл идолами сознания: 1. Идолы рода, вытекающие из ограниченности ума и чувств; 2. Идолы пещеры, заставляющие воспринимать мир индивидуально, без помощи других; 3. Идолы рынка, которые искажают восприятия объекта в следствии иных мнений; 4. Идолы театра, каждая философская система сравнима с пьесой, которая полна вымысла, люди склонны доверять вымыслу, впадая в заблуждение. Идолы рода и пещеры устраняются по средствам проверки. Идолы рынка и театра, которые преобразуются по средствам разума в следствии доверия к авторитету (церковь, политики), преодолеваются борьбой против авторитета, поэтому он призывал не доверять ни религии, ни церкви, ни мнениям общества, а полагаться только на науку. Само научное познание происходит при использовании метода индукции (наведения), путем рассуждения от частичного к общему с помощью чувств. Сбор фактов (фиксация признаков), сопоставление их и анализ. Напротив, дедуктивный метод как единичный метод познания развивал Декарт, который опирался на рациональный метод познания, считал, что опыта мало и познать нужно либо с помощью интуиции, сомневаясь во всем, либо через дедукцию, идя от общего к частному, следуя математическим расчетам и формулам. Именно Декарт, вслед за Да Винчи, привнес в науку и искусство формальные точные методы познания действительности, исключающие эмоциональность и чувствительность. Спиноза относился к рационалистам, но полагавшим, что познание сочетает в себе чувственное восприятие и рассудок; чувственные восприятия находятся на низкой ступени; а рассудок является абсолютным (высшим). Спиноза родился в Португалии, жил в Испании, воспитывался в сеногоге, подвергал критике идею Бога с детства, за это его преследовали и он бежал, но все равно продолжал развивать свою концепцию. Субстанция мира состоит из самого Бога, этот Бог не определен и абстрактен, и полностью сливается с природой, при этом Бог не является творцом, а только рождает из себя мир. Центральными признаками субстанции выступает атрибут и модус. Атрибут – главное свойство субстанции и из очень много, но важных только два: протяженность и мышление. Протяженность указывает на физические параметры вещей. Мышление позволяет человеку познать субстанцию, установить связь с ней. Взгляды развивались в рамках французского просвещения 18 в. В это время образование обретает более демократичный характер, перестает быть элементарным занятием; развитие производства, буржуазных отношений приводит к усилению роли науки, знания в обществе, ослабляется значение церкви, которая консервирует традиционную культуру. В социальных отношении философия Нового времени ориентировала людей на земной образ жизни, целью которого были личная польза, успех, счастье, комфорт, поэтому теории того времени исходили из конкретно-практичных установок, предписывающих ликвидацию феодализма, сословных барьеров и расширение прав. Идея равенства означала ликвидацию ряда сословных элементов общества и механизмов их регламентации. Эпоха породила новые колонии, создала империи. Концепция природной доброты чел-ка ставила целью опровергнуть христианское учение по всеобщей греховности. Однако непонимание нравственной природы че-ка, критика христианских ценностей, игнорирование экономики как основы земного существования общества обусловило недостатки и противоречия философов Нового времени. Они полагали, что общественный прогресс возможен лишь на путях образования общества без соответственного восприятия и без опоры на традиции.
10. немецкая классическая философия. Немецкая классическая философия это эталонный тип в истории философии, представленный следующими именами: Кант, Гегель, Шеменг, Фихте. Главным явл. Кант, который предметом философии считал познание мира, а само познание происходит с помощью достоверного, объективного знания, основанного на точных науках. Философия не способна сама познать мир. Кант признает невозможность существования вещей, независимых от субъекта, различает два типа вещей: вещи в себе и вещи для нас. Они воздействуют на наши чувства, вызывая образы, но даже разум не способен проникнуть внутрь вещей, оставляя познания на уровне явлений. Таким образом вещи, скрывающие от нас свою суть Кант называет вещами в себе. Вещи, элементы которых человек смог познать и испытать на практике, наз. вещью для нас. Человек неспособен познать мир в целом и не нуждается в этом в силу своей слабости и несовершенства и даже желания обратить познанные вещи себе во вред. 11. Философская мысль России ведет начиная с 11 в., с сочинения митрополита Иллориона «Слово о благодате». В сер. 19 в. в России обозначились 2 тенденции: славянофилы и западники. Западника: демократы (Белинский, Чернышевский), впитавшие идеи фр. просвещения, являлись членами тайных антигосударственных обществ, выражали стремление вписать Россию к европейской культуре. Славянофилы исходили из принципа самобытности и неповторимости славянской жизни, были сторонниками православного направления в русской философии. В основе ее идей об исключительности и мессианстве. Славянофилы постулировали тезис о решающей роли православия на мир, цивилизации, эти положения идут в концепции Хомякова, который исследует роль и сущность познания религий; он делит их на: иеранство и кушнитство по признаку соотношения свободы и необходимости, а не догматики м культа. Кушнитство: католицизм, иудаизм… основаны на необходимости, что приводит последователей этих религий к бездумному подчинению, воспитывает в них пренебрежение к ценностям и интересам. Иранство апеллирует к идее свободы, требует особенность выбора между добром и злом, а не рекомендации священника по каждому поводу. Христианство выражает сущность иранства, но в результате расколов ослабло и по-разному трактует отношение свободы и необходимости. Протестанты абсолютируют человеческую свободу, доходя до крайнего индивидуализма, разрушающего церковь. Православие гармонизирует необходимость и свободу, т.е. человек с Богом, человек и церковь, устанавливается вселенский порядок. Хомяков разрабатывает учение о соборности, которое трактует как единство во множественности, объединение людей духовно, что составляет сущность человека. Соборное единство действует и в семье и в быту, и в политике, означает результат взаимодействия свободного человеческого начала и божественного. Соборность основана на внутренних духовных истинах, неподвластных рациональному началу. Соборность понятна лишь славянскому человеку. Соборное сознание формируется участием в таинствах церкви и догматике. Аналоги этого в исламе, но в католицизме соборностью даже не пахнет. Важнейшей целью словянофилов была проблема соотношения веры и знания, поэтому Самарин, Хомяков и др. критики православных богословов за игнорирование рационального начала, обращаясь к проблеме народа и личности в истории считается народ носителем высших истин, т.к. тот признает принципы православия; личность считали выразительностью народной истины, поэтому признавали монархию высшей формой гос. правления для России. Но царь получал власть в России не от церкви, как на западе или востоке, а от народа, и главной мыслью его является забота о державе. Специфика России в основном носит религиозный характер, запад изменился, т.к. предал соборность, что привело к эгоизму, меркантильности людей. Россия выросла на своем фундаменте (в сельской общине главные признаки это православие и коллективизм). У общины два начала: хозяйственное и нравственное. В истории русской культуры возникает парадокс по поводу устройства общества, благодаря реформам Столыпина с одной стороны произошло разрушение общины, пройдя по пути запада, Столыпину удалось за 10 лет вывести Россию в число 3-з государств по производству промышленной и с/х продукции, обеспечив расцвет гос-ва: а большевики продолжая спекулировать на общине в форме концлагерей, колхозов, и т.д., устроили тотальный контроль над обществом, террор, что привело Россию к зависимому от власти состоянию, но и обнищанию. В. Соловьев, П. Флоренский, С. Франк, Булгаков, и др. пытались создать систему, сочетавшую религию и земные человеческие ценности на основе коррекции православия. Главная мысль заключалась в идее всеединства как извращенном принципе соборности, т.к. распространялось это учение не только на общество, но и на космос, таким образом возраждая язычество с его культом природы и человека, одновременно уравнивая творца с творением. По их мысли Бог не личность, а космический разум. Бог распадается на множество сущностей, атомов, кот. и образуют мир вещей и процессов. Для управления людьми Бог имеет обсолютную энергию, которая называется Софией, мудростью. Человек становится богочеловеком, а Христос примером для всех людей, которые равны ему по статусу.
12. Философская мысль Белоруссии. С 14-15 вв. благодаря тому, что канцлер ВКЛ Сапега подготовил статут, т.е. конституцию, где допускались теоретические льготы для белорусского народа. Результатом введения статута стало развитие идеи просвещения и образования в форме перевода богословной и античной литературы, развития книгопечатания, строительства школ при церквях и монастырях. Книгопечатанием занялись Ф. Скарина, Цяпинский, Мстиславич, Фёдоров и другие православные деятели. Скарина исходил из концепции теоцентризма, устанавливающей гармонию и порядок на земле. Скарина адресует свою деятельность простому народу, стремясь путём просвещения вырвать народ из бесправного состояния, невежества, духовно образовав его. Скарине присуща идея социальной гармонии. Начиная с 16в. в западной Европе усиливается движение в рамках реформации. Это происходит в результате ориентации общества на материальные ценности, отказа от идеи теоцентризма, усиления рационализма, развития естествознания, техники, денежно системной торговли. Основными философскими идеями этого времени были соотношение веры и разума в пользу разума, усиление борьбы против крепостного права, за свободу народа, за союз с Россией.
14. Крупнейшие философии, считающие, что позитивное знание добывается частными науками, что наука не нуждается в философии как общественная теория познания. Задачей науки является ответ на вопрос как развивается мир, а не почему. Наука лишь описывает факты и систематизирует в пределах своего объекта исследования. Позитивисты отвергают философию, потому что считают её метод метафизикой, неспособной дать полную картину мира. Признавая только право описывать факты, ставят в положение метафизической концепции неопозитивизма (Н). Достоинство П.: интенсивное развитие естествознания, особенно после кризисов в начале 20 века. В настоящее время П. развивается в направлении психологических и лингвистических исследований, причём диапазон разновидностей Н. очень широк. Суть в отказе от философской теории. Логический П. считает основой познания конкретные факты и события, которые находятся в сфере сознания человека. В результате изучаемый объект равносилен теории объекта. Отождествление понятий «объективный факт» и «научный факт» приводит к пониманию роли науки, как системы протокольных положений, что приводит научную ф-ту, статус языкового, при этом является, что по-настоящему реальны языковые конструкции. И язык огромнейшего масштаба явления.
15. Экзистенциализм возник в результате крупных социальных потрясений в России и Западной Европе, которые привели общество в неустойчивое состояние, вызвав разложение и страх за свою личную судьбу. Э. трактует бытие как взаимосвязь природы и человека в виде переживания, существования. Человека влечет жизнь к неведомой цели, существование выражается в существовании страха, решимости, заботы, т.е. в пограничной ситуации, в которой человек познает свою подлинную сущность. Крайним выражением пограничной ситуации выступает страх смерти. Перед лицом смерти человеку свойственно максимальное напряжение его чувств и самовыражение, индивидуальность человека перед лицом конфликта с обществом стремится расширить рамки своей зависимости от внешней среды, увеличить степень свободы, но общество ставит ей предел, ограничивая реальный выбор человека в условиях смертельной опасности. Человек пытается обрести спасение именно в обществе, растворится в нем, но развитие событий однолинейно и в обществе нет никого, кто умрет за тебя. Смерть находит человека, поэтому смыслом жизни экзистенциалисты объявляют саму жизнь с её неизбежным финалом. Свобода выбора, пограничная ситуация, страх смерти – основные термины Э.
16. Эволюция представлений о бытие. Проблема бытия в совр философии. Впервые проблема была поставлена в 6 в. до н.э. древ. греками, Элейской школой (Героклит), кот. считали бытие космосом, при этом Парменит пологал, что космос един,совершенен и неизменен, а Героклит учил, чтовсе в космосе течет и изменяется, но не развивается. Платон пртивопоставлял чувств. бытие (предметы,вещи) чистым идеям, представл-м об идеальном, кот. считал истинным Б. Аристотель снимает это противоречие, вводя понятие формы как уровня организации многообр-го Б., придающей Б. упорядоч. хар-р. Таким образом, в Др.Греции в зачатке сущ-ли все смыслы и символы проблемы Б. Схоластика снова противопоставляет реальное Б. как рез-т твор-ия Богом мира, считает мир несовершенным и абсолютное идеальное Б. в виде божест. возможностей неогр-х и соверш-х. Возрождение, абсолбтизирующие матер. начало, сводило Б. к природе, проивостоящей человеку, отсюда берет начало трактовка Б. человека как объекта субъекта. В нов. время (17-19 в-ка) ставится проблема ист-ка Б., субстанции с четко обозначеным субстратом и его свой-ми, при этом Б. сводится к конкретным его проявлениям, имеющим предметный, матер. хар-р, все духовн. проявления Б. не берутся в расчет. Немец. клсич. философия считала Б. не св-вом конкр-х вещей, а способом связи наших понятий и суждений у Канта, либо началом эволюции духа у Гегеля. В последнем случаи рационализм достигает предельн. значений, поэтому существенно обедняет анализ проблемы Б.
17. проблема субстанции в философских системах современности. Экзистенциолизм рассм. Б. как форму человеческого существования, как смену эмоц.-волевых или речевых состояний, как борьбу между человеком и холод., бездушн., отсталым миром, ограничивающим человеческие возможности. Другое совр. течение неопозитивизм, критикуя традиционную философию вообще сч-т Б. лишенным смысла, содержания, т.е. ложной проблемой, поэтому в лучшем случаи сводит Б. к языку наблюдений и описаний в науке. Марксизм трактует Б. как проявление матер. начала, а идеальное Б. признает вторичным, основанным на деят-ти психич. и мозговых процессах, кот имеют матер. природу, при этом марк-з упорядочивает в рамках учения о формах движения материи, выделяя низшую, неорганич. часть физич. форм и высшую органич. сщставляющюю биологич. и соц-ой, при этом считается, что высшие формы включают в себя низшие, но имея более соверш. законы существования не сводятся к низшим. Кл-ция Б. требует реше-ния проблемы субстанции, что считать первичным реальный объективный мир либо противостоящие ему духовн. начало творца. Совр. фил-фия пытается уйти от подобной постановки проблемы, сводя ее к соотношению категорий "нечто" (что-то сущ-щие) или "ничто" ка разновидности небытия, при этом объявляется, что все сущ-ее Б. (нечто) становится таковым возникая из небытия (ничто), а затем снова уходит в небытие, но наш здрав. смысл, что потвержд. наукой, считающей,что абсол. небытия не существует, а речь идет о преобраз-х Б. в др. состояния. Таких состояний 4: 1) бытие вещей, тел, процессов, им-х прир. хар-р и отличающихся объективностью (сущ-е независимо от нас), бесконечностью, а с др. стороны Б. вещей проявляется в существовании объектов к-ры, произ-х человеком; вещи созданные человеком т.е. ноосфера; 2) Б. природы появл. в реальн. мире и к-ре; Б. человека имеет 2 тенденции: 1. деят-ть человека в мире вещей как биол-го и разумного сущ-ва; 2. в специфике чел-ой сферы как личности и вида как социально-исторического сущ-ва; 3). Б. духовного выражается в 2-х традиц.: 1. индивид-я, идеальная деят-сть проявляется в сознании отдельного человека в потоке эмоций и идей; 2. в в обществ., идеальном процессе (в худ. творч.); 4) Б. соц-ое состоит из: Б. личности и Б. чел-ка, изучает их взаимоотношения
Фил.понимание природы. Матер.воплощением Бытия выступает природа и общество. Термин природа имеет как широкое так и узкое толкование. В 1 случае- весь мир, бытие в целом, во 2 случае –окр.среда, геолог среда, среда обитания человека. Различают естеств и искусств.среду. к 1 мы относим биологич и геологич сферы. Во 2 входят: рукотворная природа (породы животных). Искусств среда традиционно наз. техносфера или ноосфера. Геогр.среда-естеств ниша общ-ва, дающая нам солнечн свет, воздух, воду, флору и фауну. Феномену природы по содержанию противостоит к-ра, но природа явл.предпосылкой к-ры.
И методы познания В современной гносиологии доминирует рациональный подход к познанию, присущий всем кроме религии. В античную эпоху, теория П выступала в форме соотношения знания и мнения, где знание считалось копией объекта, поэтому главной проблемой было переведение предмета в знание, причем сам субъект доверял своим чувствам и был пассивен в обретении знания, ожидая, что знание будет дано ему свыше. В средневековье П рассматривалось как постижение сущности Бога, призывая в помощ чувству веру, для удовлетворения материальных потребностей чела, сделали акцент на разум как главный инструмент познания, поставив главной задачей – поиск абсолютного, достоверного знания, как исходного пункта и смысла чел-ой деятельности: складываются 2 подхода в П бытия: 1) эмпирический 2) рациональный. 1 – несходит к чувствам чела, 2 – восходит к интеллекту. Немецкая класич-я фил-я в лице Гегеля, соединила интересы объекта и субъекта, разные уровни, типы и формы познания в рамках концепции саморазвития и самопознания абсолютной идеи. В 20 в. появилась своя специфика: в идеалистической философии, которая начинает П мир - антогонически, занимая промежуточное положение м-ду материализмом и идеализмом, признавая что данные чувственного опыта, не являются результатом субъективных переживаний, а – фрагмент реальной действительности. Экзистенционализм отказывается признавать систему правил, выводимых из опыта чувственных данных, отрицает знание как элемент бытия. Главным средством П в экзистенционализме считаются личные переживания субъекта.
Феномен власти. Принцип власти коренится в межличностных отношениях, и интуитивно каждый человек стремится подчинить себе окружающих. Поскольку власть- это возможность реализовать свою волю то обладание властью сопровождается борьбой. В новое время рационалистический анализ истоков власти, её функции, создание теории власти ощущается исключительно в целях подчинения природы обществу, а общества власти, хотя были попытки опоры на мораль. Дополнить содержание власти этическими идеалами пытались русские мыслители. Пушкин считал, что власть должна уважать человека. Соловьёв указывает, что власти должна быть присуща жестокость. В Западной Европе- концепции насилия. Гегель учил, что власть должна быть ответственной перед народом. Маркс- власть должна быть беспощадной к несогласным с ней. В современном обществе преобладают оценки, смягчающие идеи принуждения и диктата.
45. Философское содержание политики и права. Одним из главных принципов государства выступает правовой комплекс, складывающийся на основе морального. Ленин писал: «Право- это воля господствующего класса, возведённая в закон». В древности отношения в обществе регулировались привычкой, традицией, общественным мнением, моральным авторитетом старейшин. Общество не может существовать без регламентации отношений. Поэтому право обретает объективный, официальный статус в государстве, сохраняя свою двойственность. Таким образом право- это система социальных норм, границ поведения человека в государстве. Но власть не учитывающая интересы общества, злоупотребляет своими правами, создавая законы усиливающие социальный дискомфорт. Сущность права заключается в соблюдении принципа социальной справедливости. Этот принцип связывает право с моралью. Отход права от морали противоестественен. 47. Философская проблема личности и государства не случайно обрела приоритетное значение в процессе радикальной перестройки и социального обновления светского общества. Идея правового государства имеет первостепенное значение для положения личности в обществе. Ибо именно гос-во призвано самым непосредственным образом отстаивать “неотъемлемые права человека” в обществе. Именно правовое государство является демократической альтернативой тоталитарному гос-ву, т.к. в основе концепции правового гос-ва лежит принцип свободы выбора народом своего социального и политического устройства. Правовое гос-во не признаёт какого-либо иного источника суверенности, кроме свободного волеизъявления своих граждан. Правовое гос-во опирается на основной закон (конституцию) и всякая власть в правовом гос-ве ограничена законом, а само гос-во является правовым в той мере, в которой оно печется об интересах общества, охраняет права человека. Иначе говоря, не общество служит гос-ву, а гос-во обществу. И правовое гос-во является сильным гос-ом, т.к. оно защищает и охраняет интересы общества и личности от посягательств на их права, от кого бы они ни исходили.
Феномен культуры. Совокупность матер. и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком; совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и вообще существенную форму их выражения составляет система символов. Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура. Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!). Цивилизация = окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего обитания + обществ. отношения (формы социальной организации культуры), обеспечивающие сущ-е Ц. и ее продолжение. Ц. - социокультурное образование. Не Ц., а К. - единственный критерий социального развития общества. Многообразными способами включается культура в движение истории. Она выраж. личностную сторону деятельности ч-ка в обществе, выполн. F трансляции опыта, знаний, рез-тов чел. деят-сти. Нов. идеи включаются затем в историч. процесс, внося в него новые элементы. Любое изобретение человека может превратиться в фактор историч. развития и начать оказывать на него воздействие. Пример - изобретение ядерн. оружия, которое с момента своего изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих странах мира.Так создание научно-технич. мысли вошло в социальную жизнь, оказывая влияние на протекающие в обществе социальн., экономич. и политич. процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в обществ. жизнь, в культуру, стало моментом историч. процесса. Многие изобретения не были реализованы по различным причинам, напр. изобрет. Ползуновым в 18 веке паровой машины (Россия не была к этому готова); работы в обл. генетики советских ученых. В ходе обществ. историч. процесса из тех "предложений", кот. идут со стороны культуры, данным о-вом осуществляется "социальн. отбор" этих предложений и то, каким он будет от текущ. состояния разв-я о-ва.
Сущность техники. Понятие «техника» происходит от греческого слова «techne», означающего искусство, мастерство, умение. В технике воплощено единство духовного и материального, их взаимопроникновение и взаимопревращаемость. С одной стороны, это система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности (орудия, машины), с другой – определенная совокупность навыков и умений в любом виде деятельности. Различным видам техники соответствует необходимые знания, духовные и производственные навыки. Эта двухзначность техники предполагает рассмотрение ее как реального воплощения мощи человеческого разума, его творческого потенциала, как освещенную силу знания. Односторонее понимание техники до сих пор связанно с традиционным отношением к истории, с представлениями о том, что цивилизованные изменения зависят приемущественно от уровня и содержания материального производства, орудий техники. Целостное рассмотрение техники опредляется как результат социокультурной деятельности человечества, профессиональных, научных, организационных и иных творческих качеств человека. Современное общество находится на одном из самых крупных переломов в свой истории. Он соотносится со становлением качественно нового технического и технологического уровня развития, связанного с переустройством всей общественной системы на информационной основе. Главный смысл вступления в эру антропогенной (информационной) цивилизации состоит в преодолении пороков и противоречий индустриальной цивилизации и в придании процессу научно-технического и технологического развития действительно гуманистического характера. Его содержанием является преобразование, связанные с поиском, накоплением, обработкой, хранением, передачей, преобразованием и практическим использованием непрерывно нарастающего потока информации во всех сферах общественной жизни. Сторонники самых различных направлений антитехницизма – от эвоюционистских до иррационалистических подходов (Дж.Бернал, А.Бергстон, А.Вебер, Н.Бердяев, О.Шпенглер, К.Ясперс, Э.Фромм и др.) – рассматривают технику как исходное зло, причину тотального социального отчуждения человека, гибели культуры, уничтажения естественных основ человеческого существования вплоть до возможностей деформации человечества и изменения видовых признаков. Они абсолютируют значение техники в решении всех нынешних и будующих проблем. Другие, ради спасения, человечества, предлагают вернутся назад к природе, к естественному образу жизни.
НТР В ходе НТП выделяют особо крупные вехи,связанные с качественным преобразованием производительных сил. 1-м этапом стал этап механизации,освободивший человека от изнурительного физ.труда. Главное направление современной НТР (2-й этап) автоматизация, связанная с развитием электроники и вычислительной техники. Основная черта современной НТР - превращение науки в ведущую силу производства. НТР ведет также к и
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.162 (0.021 с.) |