Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ядро личности в способностях и нарушенияхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В главе «Я и его судьба» (ср. стр. 8) уже была предпринята попытка охарактеризовать ядро личности, человеческое Я. Далее говорилось о сущностных структурах человека, особенно о Я-организации, которая отличает человека от животного. Эта Я-организация, как уже было сказано, ни в коем случае не идентична с Я, с ядром личности. Четыре сущностные структуры заново создаются в зависимости от предстоящих задач в каждой земной жизни (ср.стр 25). Но все же согласно закономерностям судьбы в них продолжают оказывать свое влияние поступки и события прежних земных жизней. Они являются инструментами Я в данной земной жизни, его инвентарем, возможностью выражения, рабочим полем -но они все же не сама суть. Нигде нельзя это наблюдать лучше, чем у людей с тяжелейшими многократными повреждениями или у людей, находящихся при смерти. Т.к. при такой форме проявления человеческого существования сущностная структура представляется не более чем оболочка, которая не может больше служить Я для работы или как инструмент для жизни. Чем меньше Я может выражаться через свои сущностные структуры, тем четче можно отделить его от сущностный структур. У людей, которые часто сопровождают умирающих или ухаживают за людьми с тяжелейшими нарушениями, развивается особая чувствительность этой собственной сущности, которая может проявляться через оболочку сущностных структур при крайнем напряжении и часто очень незначительно. Они ощущают присутствие больного как силу, как тепло, как сильное чувство присутствия определенного духа - существование другого. Это ощущение присутствия познается в окружении больного; или оно вспыхивает внутри ухаживающего за ним, в сердечной области. Таким образом, ясно, что вопрос о человеческой сущности нельзя рассмотреть, не сформировав понятия о бестелесном духовном мире. Кто испытывал предсмертное состояние, в реанимации, в результате тяжелого шока или при употреблении наркотиков, испытал свое бестелесное существование - он познал себя в виде светлого, легкого и все же сильного мыслящего существа, которое может проходить через предметы и больше не привязано к пространству. Кто сам не испытал этого, тот зависит от своего мышления. И даже элементарное наблюдение за собой показывает, что человек в мышлении может ощутить себя свободным, независимым от плоти, бестелесным существом (см. стр. 28). Каждый человек может покинуть физическое тело, ощутить себя в эфирном теле мыслящим существом и познать астральное тело и Я вих чисто духовной природе как бестелесное ощущение и желание. После смерти человек ощущает себя еще некоторое время в надчувственной оболочке, состоящей из мыслей, чувств и волевых импульсов. В жизни после смерти они тоже изымаются и прорабатываются в сфере иерархии ангелов. Человеческое существо берет с собой из сущностной структуры только то, с чем оно могло себя полностью идентифицировать на протяжении земной жизни, то, что стало его собственностью. Такие возможности идентификации в достаточной мере предоставляет мыслительная, чувственная и волевая жизнь сущностных структур. Для того чтобы мысль, чувство или волевая интенция стали неотъемлемой частью сущности Я, человек должен прежде осознанно присвоить их себе. Идентификационная сила Я принадлежит к самому таинственному природы человеческого Я (ср. стр. 9). Так, вооружившись самым «существенным», человеческая сущность входит в следующей жизни после смерти мир духов и переживает там полуночные часы бытия, издавна описанные в мистериях, прежде чем будет подготовлена новая инкарнация.40 Рассматривая человека таким образом, необходимо различать между вечным ядром сущности и личностью, проявляющейся в течение земной жизни. “Personare” означает по чувству слова «звучать, пробиваться (о звуке)». Личность показывает, как вечное человеческое Я «пробивается» через конфигурацию сущностных структур, неповторимую, специфическую в каждой земной жизни, и проживается соответствующим образом.
58 Элис Миллер (Alice Miller) в своей книге «Драма одаренного ребенка — и поиски настоящего себя» („Das Drama des begabten Kindes - und die suche nach dem wahren Selbst“)4' представила личность ребенка как изначальное, спонтанное самовыражение и действие. Главная идея ее книги заключается в том, что самоуважение и нахождение себя в последующей жизни зависит от того, мог ли ребенок в раннем детстве непосредственно и спонтанно выражать себя, разрешалось ли ему открыто проживать свои чувства и эмоции, одним словом: приветствовали ли родители и воспитатели богатое сокровище его способностей, его такого, какой он есть, или считали, что это дико, невоспитанно, дерзко, неуважительно и мешает; или страх перед тем, что родители отвернутся, лишат своей любви, если он будет продолжать вести себя так, положил конец этой спонтанности; было ли это богатство задушено полезными наставлениями, репрессиями и условностями или задавлено пренебрежением, строгостью, смирением и злоупотреблением. Элис Миллер также показывает, в какой степени депрессии в дальнейшей жизни или стремление проявить себя особо успешным, сильным и способным на протяжении всей жизни являются попыткой компенсировать нарекания и обиды раннего детства. Ее работа представляет, насколько это существенно для воспитателя развить доверие в личностном ядре ребенка, особенно тогда, когда оно выражается через сущностные структуры неожиданным, необычным, возможно агрессивным способом. Если воспитателю не удастся наладить надежный доверительный контакт с сущностью ребенка, то могут быть действительно разрушены многие задатки и возможности. Особенно это может нанести вред самоуважению и воспрепятствовать развитию здорового самосознания. Следствием этого является то, что данный человек может уважать себя лишь в зеркале признания другими людьми или вследствие достигнутых им результатов, и сразу лишает себя права на существование, если результаты не такие успешные или нет признания других. Об этих закономерностях речь пойдет и далее в главе о возможностях развития посредством воспитания (см. стр. 62).
Барбара Бейс (Barbara Beuys) в книге «Родители детей с нарушениями заново учатся жить» („Eltem behinderter Kinder lernen neu leben“) показала, как родители, у которых появился больной ребенок, прорабатывают шок и заново учатся жить. Она пишет: «В этой книге родители рассказывают о том, как они справляются с шоком от нарушения. Как они учатся любить ребенка и воспринимать таким, какой он есть. Как они, «семья с нарушением», снова радуются жизни. Это происходит в первые годы, когда проходит учебный процесс и решается, выйдет ли семья из кризиса и каким образом. Но конфронтация с миром, где нарушениям не отведено само собой разумеющегося места, не прекращается. Будущее, о котором думают родители вместе со своими больными детьми, не выглядит для этих семей в розовом свете. Сегодня (1984) около 120.000 людей с тяжелыми нарушениями не имеют работы. Германские федеральные земли выплачивают в год 25 миллионов марок, чтобы не трудоустраивать законодательно установленное количество инвалидов в своих учреждениях. По информации федерального правительства от апреля 1984 года, отсутствуют 10.000 мест жительства для взрослых инвалидов. Тем временем финансирование первых амбулаторных служб, которые должны сделать независимыми некоторых инвалидов и «семьи с нарушениями», полностью не застраховано. [...] Работа родителей, без которой всякое раннее развитие детей с нарушениями не имеет смысла, во многих местностях находится под угрозой. Больничная касса оплачивает только медицинские услуги, так что для важных
60 совместных, разговоров между родителями, лечебным гимнастом, лечебным педагогом и психологом денег не находится. В церковных общинах есть много начинаний. Учреждения не скупятся на разглагольствования, но создают трудности, если студенты-инвалиды после сдачи экзаменов хотят пойти на церковную службу. Священник в инвалидном кресле у алтаря? Нет, это немыслимо. [...] И этот список можно продолжать»42. А что происходит в 1997 году? Кто дружит с человеком, у которого физическое или умственное нарушение, или профессионально имеет дело с такими людьми, с их родителями и воспитателями, часто находится вне себя от социального опыта, через который должен пройти инвалид. Непонимание, страх, даже отвращение и ненависть проявляются таким образом, что это не сразу воспринимается возможным. Сегодня сюда добавляется плачевная финансовая ситуация в общинах и в сфере страхования или вопрошающий или даже полный упрека взгляд обычно дружелюбных соседей, почему же не была предпринята дородовая диагностика и/или «терапевтическое» прерывание беременности. Наряду с этим по всему миру наблюдается всплеск активности союзов инвалидов и лечебно-педагогических и социально-терапевтических учреждений, где создаются образцовые социальные формы, в которых человек с нарушениями может жить, сохраняя свое человеческое достоинство. Если же мы посмотрим на особо способных детей и их родителей и воспитателей, то на первый взгляд ситуация кажется совершенно иной: гордость за отличные математические, музыкальные или технические способности, уважение за особые интеллектуальные заслуги, хороший способ языкового выражения, возможность полезного социального применения. Но если судить, находясь вблизи, то и в такой биографии обозначится множество проблем. Выдающиеся способности часто вызывают зависть окружающих. Одаренные люди не уверены, любят ли их за их выдающиеся качества или это действительно уважение, дружелюбие и дружественные отношения. Одиночество, конфронтация с завистью и ненавистью ведут к кризису, когда дарование перешагнет свой зенит, подойдет к концу, а ничего нового не произойдет. Если способности односторонние, то одаренных людей часто переоценивают, т.к. невозможно себе представить, что выдающийся ум идет рука об руку с поразительным инфантилизмом в эмоциональной сфере и с социальной незрелостью. Или, обманываясь крупным, сильным строением тела и красивой внешностью, на ребенка постоянно возлагают чрезмерные требования, принимая его за более старшего, зрелого и осознающего
проблему, чем он есть. Также односторонние способности могут приводить к тому, что в процессе воспитания не уделяется внимание другим важным способностям. Ведь в человеке заложена многосторонность. Так же как в организме должны вместе работать согласованные друг с другом функции различных систем органов, чтобы он оставался здоровым, так и основой здоровой душевной и духовной деятельности служит гармоничное взаимодействие познавательной, чувственной и волевой жизни. Поэтому при воспитании способных детей или детей с нарушениями, нужно иметь в виду личностное развитие в целом, и не уделять отдельной способности или нарушению слишком много внимания и уж ни в коем случае не уделять им все внимание. Но, прежде всего, необходимо удалить из сознания спонтанную симпатию к любым способностям, как к некоему желаемому и полезному качеству, и спонтанную антипатию к нарушениям как чему-то, что нужно избегать, и не позволять им проявляться. Если не удастся поставить в центр интереса сущность воспитываемого ребенка, то мы сможем не многим поспособствовать тому, чтобы одаренный ребенок или ребенок с нарушениями научился обращаться с тем, что ему принадлежит. Это проясняет то, что без определенной школы, самовоспитания и постоянных упражнений невозможно создать такой педагогический климат, в котором дети с особыми способностями и нарушениями могли бы процветать. Воспитание предполагает самовоспитание. Кто не ищет в самом себе личностное ядро, Я, не сможет воспринять его и у воспитываемого ребенка и не сможет помочь ребенку в его личностном развитии. Чем родители и учителя будут более едины в том, что они сами еще учатся и нуждаются в самовоспитании, тем больше дети смогут открыться в основанной и действующей на этом принципе школе и участвовать в учебном процессе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.210 (0.009 с.) |