Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Почему я? — Мотивы вопроса о смыслеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На приеме у детского врача задаешься снова и снова вопросом: «Почему мой ребенок должен так страдать, почему это произошло с моим ребенком?» И тот, кто, будучи взрослым человеком, заболевает, — как гром среди ясного неба - спрашивает себя: «Почему это должно было произойти со мной и почему именно сейчас?» Намного реже задаются соответствующим вопросом родители особо одаренных детей; вообще особые способности воспринимаются скорее как само собой разумеющееся или как «подарок природы». Ответ на вопрос о происхождении и смысле болезни или особого дарования откроется тогда, когда мы посмотрим на дальнейшую жизнь, что мы смогли сделать с помощью данного дарования или что появилось как следствие заболевания у нас самих и людей в нашем окружении. Уже было упомянуто, что человеческой природе принадлежит особенность черпать опыт из страданий, боли
46 Даже безобидные инфекционные заболевания, например, обычный насморк, открывают в этом плане смысл; т.к. они активирую г иммунную систему, дают ей возможность поупражняться, и когда все проходит, она познает укрепление. Поэтому целесообразно, что именно в первые годы жизни, на протяжении которых иммунная система еще строится и тело должно научиться противостоять возбудителям заболеваний, имеется так много острых инфекций, сопровождающихся высокой температурой. Также при относительно безобидных психосоматических заболеваниях в подростковом и взрослом возрасте несложно ответить на вопрос об их смысле. Нарушения сна, отсутствие аппетита, головная боль и боль в желудке — все эти функциональные жалобы указывают на то, что Я еще не научилось, душевно перерабатывать проблемы и заботы так, чтобы из-за них не страдало эфирное тело и как следствие этого также физическое тело в виде его функций. Понимание этих закономерностей, вместе с соответствующими упражнениями для внутреннего спокойствия и избавления от страха, вскоре прекращают эти проявления. Наконец, на вопрос о смысле болезни несложно ответить, когда речь идет о некоторых хронических заболеваниях последней трети жизни, которые не являются тяжелыми и не препятствуют явно профессии и повседневной жизни человека. Ведь каждый, у кого есть какое-либо заболевание, о котором он знает, что оно будет сопровождать его до конца жизни, — как это и имеет место при хронических болезнях - тот должен задавать себе вопрос, почему уже сейчас он так явно сталкивается с проблемой бренности своего тела. Благодаря этому он будет сильнее и более экзистенциально задаваться вопросом о конце жизни и разрушении тела в смерти, чем тот, кто до преклонных лет имеет стабильное здоровье. Перед лицом хронических заболеваний в старости к человеку подступает вопрос, как же будет продолжаться жизнь и духовная экзистенция после смерти. Три вышеназванные группы заболеваний - безобидные острые инфекции, легкие психосоматические заболевания и нетяжелые хронические болезни в старости - четко показывают, как человек может что-то извлечь для своего телесного, душевного и духовного развития, что полезно и важно для дальнейшей жизни. Намного сложнее ответить на вопрос о смысле перед лицом тяжелых врожденных нарушений, неизлечимых или очень болезненных заболеваний или перед лицом внезапных несчастных случаев с тяжелыми последствиями для дальнейшей жизни. Имея дело с такими ударами судьбы, которые кажутся на первый взгляд бессмысленными и вызывают горечь и отчаяние, спрашивать в том направлении, откуда могут прийти полезные ответы. В поиске такого направления полезных вопросов и возможных ответов может помочь рассмотрение различных историй о больных в Евангелии. Объясним это. Кто читал историк о больных в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, может распознать три различных типа повествования о больных, либо в чистой форме, либо связанных друг с другом. Но эти типы не имеют ничего общего с болезнью, о которой идет речь. Напротив, они опираются исключительно на вид лечения или исцеления. При этом это всегда сами обстоятельства судьбы, при которых наступает болезнь, и которые дают повод для определенного вида лечения. При первом типе историй о больных речь идет о совершенно личных обстоятельствах судьбы. В качестве примера можно привести встречу со слепым из Иерихона: «Приходят в Иерихон. И когда выходил он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать, но он еще более стал кричать: Иисус, сын Давидов! помилуй меня. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от меня? Слепой сказал ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.»35 В этом повествовании называется имя больного, происходит индивидуальная встреча, «разговор пациента с больным». Описано, как больной должен был вести себя и как вел себя после этого исцеленный: «... и пошел за Иисусом по дороге». Этот тип повествований о больных более всего похож на те, что мы сегодня главным образом наблюдаем: речь идет об индивидуальной медицинской консультации. И на таком индивидуальном уровне переживается также и смысл исцеления, которое - в Евангелии всегда — сопровождается внутренним пробуждением или обращением. Меньше внимания уделяется сегодня повествованиям о больных, где не сам больной находится в центре, а люди в окружении, на которых все это обрушивается, и которые вместе с исцелением переживают внутреннее преобразование. Здесь в качестве примера можно назвать «сотника из Капернаума»: «Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум. У одного сотника слуга, которым он дорожил. Был болен при смерти, Услышав об Иисусе он прислал к нему Иудейских старейшин — просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. И они, пришедши к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу. Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает. Услышав сие, Иисус удивился ему и обратившись сказал идущему за ним народу: сказываю вам, что в Израиле не нашел Я такой веры. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.» В этом повествовании индивидуальная судьба больного не показана. Соответствующие изменения, о которых сообщается в связи с исцелением происходят в людях, окружающих волею судьбы больного. Из-за внезапно заболевшего слуги до Христа доходят Иудейские старейшины, сам сотник и его друзья. Кто здесь задает вопрос о смысле, должен признать, что «успех», смысл болезни, проявляется не в самом больном, а у людей волей судьбы его окружающих. На первый взгляд, это может казаться чуждым, что человек переносит тяжелую болезнь, а смысл этой болезни, в первую очередь, не для него, а заключен в том, что выстрадают люди, ухаживающие за ним и принимающие участие в его жизни и его развитии. Но, посмотрев на ежедневную практику ухода за больными, мы увидим, что часто все происходит именно так. Есть больные, которых вопрос о смысле затрагивают напрямую, в то время как люди окружения стараются помочь ему в этом учебном процессе, причем сами они при этом не подвергаются большим изменениям их жизненной установки и взглядов на жизнь. И есть также абсолютно противоположное: Заболевший воспринимает свою судьбу как богом данную, доволен, несмотря на тяжесть своего состояния, в то время как люди его окружения испытывают отчаяние, крайнюю степень озабоченности, страха и неуверенности. Они потрясены болезнью. Также, как дети совершенно по-разному воспринимают родителей и наоборот (см. первую главу) и каждый проходит что-то свое вместе с другим, так и здесь Взаимосвязи судьбы между людьми крайне дифференцированы. Что всегда важно, это, с одной стороны, индивидуальность ситуации развития индивида и, с другой стороны, отношения с людьми вокруг него. Говоря о судьбоносных взаимоотношениях людей друг с другом, мы попадем в сферу, где нет ничего сопоставимого, все неповторимо. Ни одна судьба не похожа на другую; т.к. все, что внутренне переживается людьми, очень различно, даже если внешние биографии так похожи. Это станет видно, если удастся, внушить людям столько доверия, чтобы увидеть все то, что он действительно в течение своей жизни испытал, выстрадал, достиг. Наряду с индивидуальной и социальной формой есть и третий уровень затронутости судьбы. Это уровень человечества. Так же как у отдельного человека есть свой путь судьбы, так он есть и у групп людей, религиозных сообществ, народов, больших и малых социальных объединений, таких как семья или рабочая группа. Кроме этого, есть также всеобъемлющая взаимосвязь судьбы всего человечества. Человечество как целое развивалось на протяжении тысячелетий, у него есть прошлое, настоящее и будущее - у него есть судьба всемирного целого. И здесь болезнь имеет потрясающее значение, т.к. она пробуждает в людей чувство их принадлежности к человечеству в целом. И тогда смысл заболевания находится не на индивидуальном уровне, и не на социальном, а в царстве, где индивид осознает сою взаимосвязь с человечеством в целом. Примером такого вида повествования о больных послужит первая история из Евангелия от Луки: «И пришел в Капернаум, город Галилейский. И учил их в дни субботние. И дивились учению Его ибо слово Его было со властию. Был в синагоге человек. Имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: Оставь; что тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему. И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властию и силою повелевает нечистым духом, и они выходят? И разнесся слух о нем по всем окрестным местам.» 17В сравнение с двумя другими примерами бросается в глаза, как мало мы узнаем о больном человеке в синагоге Капернаума. С ним не происходит индивидуальной беседы. Христос говорит лишь с духом его болезни, с демоном, и приказывает ему покинуть больного. И стоящие вокруг не удостаиваются ни единым словом. Они переговариваются между собой и удивляются, как исцеление было возможно. Здесь указывается на чисто духовный уровень понимания болезни. Вопрос о смысле в таком виде историй о больных указывает на то, что человечеству для его развития необходимо противостояние со злом, с болезнью. Это провозглашают все мифы о творении, все 50 Этот третий, труднее всего понимаемый тип болезни иллюстрирует история об Иове38. Она начинается с эпилога «на небесах». Господь Бог говорит с Дьяволом и хвалит слугу своего Иова, который безупречен. Дьявол слушает и затем открывает Господу Богу глаза, указывая ему на то, что Иову нетрудно вести богоугодную жизнь, т.к. у него все в порядке. У него есть все, что нужно мужчине для жизни: любимая жена, дети, богатство, друзья и - здоровье. «Но»,- продолжал Дьявол, «протяни Твою руку и прикоснись ко всему, что у него есть, - что произойдет, он откажет Тебе пред ликом Твоим». Господь Бог пускается в этот спор и дает Дьяволу власть навредить Иову всяким мыслимым способом - с одним исключением: он не может его убить. И так «безвинно» Иов попадает в полную нужду, что, наконец, все начинают в нем сомневаться и подозревать его в совершении тяжелого греха, т.к. Господь не наказывает невиновных. Дальнейшее развитие, однако, опровергает это ошибочное мнение. Иов, который не сознает за собой никакого греха, как и окружение, данное ему волей судьбы, которое также не видит смысла в болезни и нужде Иова, готовятся узнать нечто более глубокое: то, что можно быть виновным уже потому, что человек полагает, что заблуждения и зло встречаются среди других людей, а он сам непорочен и чист. Даже если это касается одного человека, в данном случае Иова, то индивид должен спросить себя: Где я мог обрести мою безупречную сущность? Как я мог научиться тому, чтобы стать хорошим человеком? И тогда, очевидно, нужно признать, что ты обязан этим людям, с которыми ты жил - но и факту, что все развитие человечества существует как целое. Ведь, если человек сам в собственном окружении, данном судьбой, не сталкивается с определенной проблемой, на которой он мог бы что-то познать для себя, то ему сообщается об этом из истории человечества, из опыта других. Так многое можно получить из того, что человек учится понимать и прорабатывать опыт других людей и великие исторические факты. Нашим бытием, какое оно есть, мы обязаны не только личному полю судьбы, но и самому великому процессу развития человечества. И когда Иов близок к осознанию этого, ему благозволяется увидеть Господа. Он познал смысл человечества и ощутил близость Господа в человечестве. Таким образом, понятие «вины» расширяется. Есть индивидуальная вина, с которой индивид сам разберется наилучшим образом, признав ее. Можно быть виновным перед другими людьми, не зная об этом. Человек живет в иллюзии, что он правильно действует, и не подозревает, к какой боли или даже разрушениям при определенных обстоятельствах ведут его действия других людей. Такие остающиеся без осознания повреждения в других людях требуют какую-либо форму выравнивания в поздней земной жизни. Также имеется вина, лежащая на человечестве и связывающая нас с Господом. Поскольку с самого начала творения зло было допущено как составная часть нашего развития, Господь несет этот вывод, этот приговор - «вина». Поэтому в Ветхом и Новом Завете мы читаем непосредственно диалоги между Господом и Дьяволом, между Христом и духом болезни. Это проясняет, что может означать этот третий тип болезни для отдельного человека и для тех, кто переживает этот процесс. Задавая действительно крайние вопросы, этот вид болезни затрагивает зерно нашей личности, действующую в нас сущность, которую мы называем словом «Я». Это Я, как уже много раз указывалось, тремя способами связано с происходящим в судьбе. Во-первых, это причина нашей индивидуальной судьбы и с этим источник нашего личного развития. Поскольку судьба и развитие формируются согласно поступкам Я на протяжении земной жизни. Но, во-вторых, Я является также частью общего хода судьбы. Взглянув на жизнь, мы увидим, что, все, что мы до сего момента познали, произошло исключительно благодаря людям, с которыми мы были вместе. Т.е. в своем становлении мы являемся результатом всех контактов с людьми, которые у нас были. В нашем жизненном окружении появляются все время новые люди, которые помогают осознать имеющийся дефицит и хотя бы частично восполнить его. С такой точки зрения человек находится в долгу перед всеми теми, благодаря кому он смог получить все способности, которые до сих пор он считал своими собственными. В-третьих, человек и его судьба 52 Кого лично коснулась болезнь или нарушение, или кто переживает это в своем ближайшем окружении и просит помощи, тот может попытаться, задать три намеченных вопроса. Обобщим их еще раз: Что может быть полезного, познавательного в этом для больного? Что могут обрести люди в его окружении, переживая такую больную судьбу? Что указывает на то, что больной принадлежит человечеству в целом и через страдание чувствует связь с человечеством и тем, что ему необходимо на данном этапе развития, для исцеления? — Если на подобные вопросы ответить открыто и честно, то они приведут к полезным, указывающим дальнейший путь ответам. Эти ответы могут прийти в голову случайно, они могут прийти в результате наблюдения, сделанного однажды, или благодаря тому, что мы заново поймем много раз прочитанные и услышанные слова. Верен ли ответ, можно судить по тому, насколько он способствует исцелению и несет мир душе. Мой опыт показывает, что больной глубоко внутри точно знает, что общего имеет данное заболевание или нарушение с ним самим и его судьбой. И эта глубокая, чаще всего неосознанная уверенность привносится в полное сознание благодаря таким вопросам и появляющимся ответам и дарует больному и людям вокруг него утешение. На вопрос: Почему Я? каждый человек может ответить сам. Ведь в Я обоснованы причины и следствия судьбы. Здесь соединяются прошлое, настоящее и будущее. Откуда мне знать, не именно ли то, что мне сегодня совершенно неожиданно и, как кажется, беспричинно приходится пережить, необходимо, чтобы я выстоял в поздней жизни ситуацию, которая полностью зависит от этого? Болезни и нарушения эти не только выравнивание того, что было упущено в ранней жизни или не было распознано в своем значении. Они могут иметь смысл только лишь в отношении ближайшего или далекого будущего. К одному га самых волнующих результатов исследований Рудольфа Штайнера в этой области относится высказывание, что нет ни одного великого благодеятеля человечества, который бы в одной из своих ранних земных жизней не прошел через инкарнацию как человек с физическими и/или умственными нарушениями. Если человек научится думать и чувствовать в рамках этой темы, смотря вперед, то он сможет воспринимать небольшие слабости, нарушения повседневной жизни с юмором. Этот юмор находит свою пишу в том, что человек знает: Каждая слабость - если ее преодолеть - станет силой. Всякая сегодня еще нерешенная проблема, когда она будет решена, станет способностью говорить слова искупления и помощи. Кто в этом плане может представить, каким будет человек в будущем, тот может в доверии высвободить совершенно иные силы для преодоления проблем настоящего. Вместо того чтобы что-то воспринимать лично и безмерно раздражаться по этому поводу, нужно попытаться взглянуть на вещи объективно, и тогда будет легче справиться с имеющимися препятствиями и трудностями. Так и вопрос о «вине» познает полезную метаморфозу. Ведь речь больше не идет о том, кто чем обязан, но говорится исключительно о том, на что указывает эта так называемая вина и к чему она желает привлечь Haшe внимание — чему мы с помощью нее можем научиться и какие позитивные возможности развития она открывает. Такое понимание вины также помогает свободнее смотреть на чувство виновности перед людьми и природой, которые несет с собой современная жизнь. И то, что в Германии и других странах накопилось чувство коллективной вины, вызывает у каждого индивида экзистенциональные вопросы. В этой ситуации полезно спросить себя: Чему это чувство вины - все равно, откуда оно пришло - хочет нас, меня сегодня научить? Как я могу превратить вину в активную со-ответственность?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.107.11 (0.017 с.) |