Откуда приходят способности и нарушения?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Откуда приходят способности и нарушения?



Способности и нарушения

Практические указания по вопросам воспитания и судьбы

 

 

В память о моем школьном товарище Клаусе-Дитере Кремере (1996)

Микаэла Глёклер

Способности и нарушения

Практические указания по вопросам воспитания и судьбы

Перевод с немецкого Гатауллиной Д.Н.

 

 

Оглавление

 

Предисловие................................................................................................... 4

1. Откуда приходят способности и нарушения?

Или: Почему так различны братья и сестры…………………… 5

2. «Я» и его судьба..................................................................................... 9

3. Мышление - мостик между духом и материей.................................... 14

4. Как «рождаются» сущностные структуры человека........................... 17

5. Сущностные различия между животными и человеком....................... 19

6. Мое нарушение принадлежит мне........................................................... 21

7. Деятельность сущностных структур в следующих

друг за другом земных жизнях ………………………………………. 23

8. Четыре сущностные структуры как носители

способностей и нарушений …………………………………………... 28

Способности физического тела и значение развития

органов чувств………………………………………………………. 31

Способности эфирного тела и значение ритмическогого………. 35

Способности астрального тела и интерес к миру............................. 38

Способности Я-организации и значение тепла................................... 39

9. Способности и нарушения с точки зрения

закономерностей судьбы..................................................................... 40

10. Почему я?- Мотивы вопроса о смысле ............................................... 46

11. Нарушения и способности в обществе,

где царит неуверенность……………………………………………… 55

12. Ядро личности в способностях и нарушениях..................................... 57

13. Нарушения и способности в социальной действительности............... 60

14. Возможности развития для способных детей и

для детей с нарушениями…………………………………………... 63

15. О развитии в школе и родительском доме............................................ 69

Круг проблем, связанных с чрезмерными или слишком

незначительными требованиями.......................................................... 69

Дополнять то, что отсутствует.............................. ,........................ 71

«Подкрутить гайки».......................................................................... 71

Всерьез воспринимать в ребенке будущего взрослого...................... 72

Стефан, что опять происходит!......................................................... 72

Ты можешь то, что захочешь.............................................................. 73

Тайна мелких шагов................................................................................. 74

Обращать внимание на важные вопросы............................................ 75

16. Мотивы совместного пути обучения родителей и воспитателей. 76

Человечность — как можно воплотить этот идеал?........... 78

Школьные будни и необходимость обучения....................................... 83

Вопросы судьбы в связи со школой........................................................ 87

Примечания................................................................................................. 90 Список литературы

 

Предисловие

В чем причина кажущегося несправедливым распределения способностей и нарушений среди людей? Откуда вообще берутся способности и нарушения? Какую роль при этом играет наследственность, воспитание, социальное окружение и прежде всего сам человек? Что дано судьбой? Как может идея реинкарнации помочь пробудить новое доверие к судьбе, придать уверенность в жизни и способствовать взаимопониманию людей - даже перед лицом страданий, вызванных тяжелейшими физическими и душевными нарушениями? Что может происходить в школе и в родительском доме, чтобы дети не только получали как можно более разностороннее развитие их задатков, но и учились конструктивно обращаться со своими проблемами и нарушениями?

Данная книга появилась благодаря нескольким докладам по этой теме и просьбе издателя Андреаса Найдера дополнить эти доклады и сделать их доступными для большего круга родителей и воспитателей. Я охотно последовала этой просьбе, так как речь при этом идет о вопросах и проблемах, которые сегодня касаются почти каждого и для рассмотрения которых может быть интересной также точка зрения антропософии Рудольфа Штайнера. Ведь одно ясно: Не способности и недостатки, которыми обладает человек, определяю! его характер и успех в жизни, а способ, как он научился обращаться со своими сильными и слабыми сторонами. Способность к самовоспитанию, умение все больше управлять и направлять свое поведение - это главный талант, благодаря которому индивид может не только удерживаться в различных сферах общественной жизни, но и постоянно развиваться.

Отсутствие такой способности, напротив, может стать тяжелейшим нарушением в личной и профессиональной жизни. Итак, нужно надеяться, что на основе таких взглядов диалог между родительским домом и школой получит новые импульсы.

Я выражаю благодарность педагогам и родителям, вопросы которых побудили меня к данной работе. Я значительно сохранила характер устного повествования, чтобы ясно показать связь с конкретными ситуациями вопросов и ответов.

 

 

Дорнах, Пасха 1997 Микаэла Глёклер

 

 

Откуда приходят способности и нарушения?

Я» и его судьба

 

К особенностям маленького слова «Я» относится то, что каждый человек, пробудившийся к самосознанию, применяет это слово, обозначая им самого себя. Так, оно, с одной стороны, становится самым личным, с чем человек имеет внутреннюю связь; с другой стороны, оно соединяет его со всеми другими людьми, это звучит со всем человечеством, т.к. каждый человек применяет это слово на самого себя. Вдобавок, это слово учится иначе, чем другие слова, которые воспринимаются в первые годы жизни. Хотя маленький ребенок постоянно слышит, как люди говорят о себе «я», он называет себя все же сначала, так, как он слышит, подражая; окружение называет его по имени, и он говорит о себе в третьем лице «У Петера есть» или «Сабине тоже идти». Затем наступает особый момент - обычно на втором, третьем году жизни – когда вдруг используется слово «Я», часто обусловленное особым событием, особенной радостью или испугом. Ребенок вдруг знает: Это - Я. впервые он испытывает самосознательную идентичность. С этого мгновения переживание «Я» как красная нить самосознания проходит через множество жизненных впечатлений и воспоминаний.

Также к особенностям этого слова относится то, что его содержание трудно охватить; так как с ним связан сложнейший вопрос: Кто я на самом деле? Радость, с которой трехлетний ребенок говорит о себе «я», и гордый топот, когда он громко заявляет: Я не хочу! - теряют с течением детства их блеск и уступают место неуверенности, кульминация которой в период полового созревания и делает молодых людей такими уязвимыми. Подросток не знает, кто он, он не хочет быть таким, какой он есть, и уж совсем не таким, каким его хотело бы видеть окружение. Он хочет стать самим собой, быть другим, особенным - но как? И начинается поиск, длиною в жизнь, настоящего Я. Начинается переживание того, чем он не

 

является или, по меньшей мере, чем он не хотел бы быть. Человек открывает тень жизни во всех поступках, словах, мыслях, которые были такими, что он их стыдится или хотел бы дистанцироваться от них. «Почему я только сделал это обидное замечание?» - «Ведь не было никакой причины для этого. И сейчас это возвращается вновь и вновь и занимает меня все выходные - что за ерунда!» «Это был не совсем я» - так, возможно, говорят с собой о случившемся после; но это произошло и останется связанным с собственным Я, с личностью, так как это был никто иной как сам человек, который нанес обиду. Так Я обладает способностью взглянуть на самого себя, контролировать и судить о самом себе. Оно может воспринимать, направлять, определять, что оно хочет воспринимать как принадлежащее себе, а от чего хотело бы дистанцироваться.

Кто размышляет, когда я думаю о себе? В конце концов, с этим вопросом приходит понимание конкретного понятия судьбы: Ты чувствуешь, что каждое еще незначительное действие, даже каждое чувство, каждая мысль вызывают что-то, что не вернуть, так как это произошло. Мысль была продумана, чувство завоевало место в душе, действие совершилось. Кто - если я дистанцируюсь - возьмет на себя ответственность за это? Попадет ли это на свалку мировой истории? Кто решает, что с этим произойдет? Или это то, с чем, человек, совершивший это, останется связанным? Так пугающе может быть эта мысль, но и так великолепна. Ведь она означает, что я не только связан с тем, с чем я себя идентифицирую, в чем я признаю себя полностью ответственным, что я хотел и совершил, но и с тем, что я переживаю несвободным, слабым, не я сам, будучи под давлением эмоций или заблуждений. Все события и поступки продолжают действовать как мои, они вышли от меня и имеют последствия для меня и других в дальнейшем течении жизни. Да, продолжение действия желаемых, утвержденных и нежелательных, неутвержденных поступков переживет также мою смерть. Как живут последствия моих поступков в других дружественных или враждебных мне людях? Оставила ли моя профессиональная деятельность следы в социальной жизни, которые, быть может, переживут поколения? Есть ли возможность перенять ответственность там, где я, может быть, того не подозревая, оказался виноват? Разрешается ли мне познать все, что связано с моим «Я» и его действием в мире? Не теневая ли сторона моей жизни является частью, которая дает повод особо основательному процессу обучения и тем самым вызывает новые способности?

Такой взгляд позволяет осознать, что имеется два опыта «Я». Первый возникает в световом и теневом бытие повседневной жизни, другой - посредством того, что я могу противопоставить себя этому

10 световому и теневому бытию и воспринимать себя относительно независимым от него.

Рудольф Штайнер, например, в книге «Как постигуть познание высших миров?» (“Wie erlangt man Erkenntnisse der höheren Welten?”) часто говорит о том, что можно научиться противопоставлять себя самому себе как чему-то чужому, воспринимать и познавать себя также объективно, спокойно и со стороны, как мы воспринимаем и познаем других людей.

Кто начинает подобным образом размышлять о человеческом «Я» и его судьбе, приходит рано или поздно к критическому моменту: Он испытывает временность собственного существования и употребления слова «Я». Он познает собственную идентичность не как законченную, но как открытую и в будущем.

Он ощущает, что лишь начинает понимать, кто он есть в действительности, и беспрестанно (беспрерывно) замечает факт бытия-в-развитии. Он оглядывается на прошлое, откуда он идет, и смотрит вперед в будущее, куда он идет. Он видит, как настоящее определяется целями, которые он ставит перед собой для развития, идеалами, которые он стремится осуществить. Да, у него могут возникнуть мысли, которые высказывает художник в книге Солженицына5 «В круге первом», показывая удивленному посетителю картину с изображением сизого замка Святого Грааля в золотых лучах заходящего солнца. При этом художник говорит, что в каждом человеке неосознанно покоится и в значимые моменты жизни предстает перед внутренним взглядом картина цели развития, Образ Совершенства. Так было с Парсифалем, когда он внезапно впервые увидел сизый Замок Святого Грааля и в тот момент понял, что это то, что он всегда искал.

Образ того, чем мы однажды в результате нашего развития хотим стать, может быть уже сейчас внутренне распознан нами как Идеальный Образ со всей надеждой, уверенностью и достоверностью, и мы остаемся связанными также со светом и тенью нашего прошлого, пока мы не познали, не изучили и не упорядочили все, что бы мы сделали не так, а лучше.

Такой взгляд по отношению к самому себе дает уверенность, что мы как люди живем не один раз6, а возвращаемся до тех пор, пока не достигнута цель. Но не только это: мы возвращаемся до тех пор, пока человечество в целом не достигнет цели своего развития, цели, в достижении которой мы все, в конце концов, можем друг другу помочь.

На все это указывает маленькое словечко «Я». Ведь если каждый говорит о себе «я», тогда в Я-природе человека живет что-то от того, что каждый человек называет «Я». Тогда должно существовать

реальное «Я» человечества - «Я», общее дня всех людей. Особенностью немецкого языка является то, что инициалы Иисуса Христа читаются как личное местоимение «Я»(Jesus Christus - J.CH. /“ich”). ОН говорит о себе, что ОН хочет быть в каждом человеке, если тот этого хочет и принимает ЕГО в себя или осознает ЕГО присутствие в себе. ОН - сущность, которая так идентифицирует себя с человечеством в целом, как каждый человек это может сделать с самим собой и своей судьбой.

Мы живем сегодня в такое Время, когда естествознание, еще полностью не понимающе, противостоит познанию духа, в плане дальнейшего разделения веры и знания, возникшего в Новое Время. Между тем, культурное развитие все же продвинулось вперед в том смысле, что все больше вопрос о здоровье человека зависит от того, будет ли преодолено это разделение или нет.

Ведь как может человек сохранить здоровое самосознание, если на место опыта действующего человеческого Я как реальной духовной сущности выходит абстрактная личность, существование которой заканчивается смертью, так как ее личностное сознание является всего лишь результатом молекулярных нейропсихологических процессов? И как можно сохранять человеческое достоинство, когда вместо имеющего большие последствия опыта судьбы на первый план выступают слова случайность, удача или неудача?

Ввиду этого разделения «твердого знания» и «неопределенной веры» встает вопрос, почему же так сложно найти мостик между материей и духом в нас самих и в нашем окружении. Так называемое твердое знание основывается исключительно на чувственном восприятии и обрабатываемом его мышлении; вера, напротив, направлена в мир душевно-духовного, который неподвластен органам чувств и материально не выражен. Кажется, что сегодня между ними лежит глубокая пропасть, и неспособность ее преодолеть является огромным препятствием для человеческого развития. Уже сегодня переживание бездуховности и бессмысленности существования приводит многих людей к заболеваниям, наркотической зависимости или самоубийствам. Наоборот, уже сама мысль о том, почему так сложно найти мостик между материальным и духовным бытием, придает смысл существованию человека и значительно приближает его к собственной идентичности.

Это можно проиллюстрировать мыслительным экспериментом: Представьте себе, что человек мог бы точно дать ответ на важнейшие, крайние вопросы экзистенции, такие как вопрос о Боге, существах высшей иерархии и вообще о реальности духовного и истинной природе материи, так что всякое противоречие рушилось

12
бы само по себе. Ключ эксперимента был бы найден: дух как нечто независимое от материи, но все же реальность, обладающая материей, был бы неопровержимо доказан. Что стало бы следствием? Что бы это означало для всех? Это означало бы не больше и не меньше чем то, что исчезло бы всякое сомнение в существовании духа. Тем самым человек потерял бы возможность свободно идти по пути к самому себе и к сущности мира. Внешними средствами было бы доказано то, что, собственно, каждый для себя — добровольно - хотел бы найти и решить.

Одним из величайших чудес человеческого познания является то, что на этот решающий вопрос о самопознании и истинной сути человека может ответить лишь сам человек благодаря работе. Никто не сможет это сделать за другого. Мы Можем лишь помочь друг другу в поиске пути, но конечную истину каждый познает сам. Кристиан Моргенштерн7 (Christian Morgenstern) метко охарактеризовал это в одном из своих стихотворений: (построчный перевод)

Die zur Wahrheit wandern, Странствующие к истине,

wandern allein, странствуют в одиночку,

kciner kann dem anderen никто не может другому

Wegbruder sein. попутчиком стать.

 

Eine Spanne gehen wir, Некоторое время мы идем,

scheint es, im Chor... кажется, вместе...

bis zuletzt sich, sehn wir, под конец, мы видим,

jeder verlor. все потерялись.

 

Selbst die Liebste ringet Даже самый дорогой ведет бой

irgendwo fern; где-то вдали;

doch wer's ganz vollbringet, кто же все совершит

siegi sich ziun Stern, вознесется к звездам,

 

schafft, sein selbst Durchchrister, создаст, проходя путь Христа,

Neugottesgrund - основу для нового божества

und ihn grüßt Geschwister и его приветствует братьев и

Ewiger Bund. сестер Вечный Союз.

 

Если бы это было не так, у нас людей не было бы важнейшей основной опоры нашего существования, а именно, самостоятельности и сознания свободы. Так же, как слово «Я» всяким отдельным человеком может употребляться только относительно его самого и все же объективно касается всякого другого человека, так есть многое, что можно показать с помощью

 

 

познания, познания духа и что вполне объективно уже с давних времен принадлежит к культурным ценностям всякой религии и каждой ищущей истину философии, но этого недостаточно, если индивид не размышляет об этом, и не достигает искомую цель благодаря собственному опыту.

Итак, теперь мы обратимся к мышлению человека.

 

 

3. Мышление - мостик между духом и материей8

 

 

Есть факты, которые так естественны, что их совершенно не замечают. К таковым относится феномен, что каждая закономерность в природе и человеке доступна мышлению; да, что нет такой мысли, которой бы не соответствовала хотя бы одна закономерность, какая-либо реальность в мире. Ведь даже ошибочные или неверные мысли являются причиной чего-либо в мировой связи. Все действующее в природе и человеке можно, в конечном счете, представить в форме мыслей или закономерностей, которые между собой вновь могут быть описаны во взаимосвязях. Например, поле деятельности агрегатных состояний - твердое, жидкое, газообразное - и теплоты, термодинамики представляют взаимосвязь. Соответственно, имеется великая закономерность, значительно различающая формы существования минерального мира от форм существования растений, животных и человека.

Минеральная природа, как мы видим, находится под влиянием законов физики твердых тел и механики. Каждое тело обладает своим индивидуальным центром тяжести, определенными пространственными измерениями и в зависимости от свойств материала может вступать в определенные взаимодействия. Такие явления, как жизнь, душевные проявления или мыслительная деятельность здесь не наблюдаются. Но все же очевидно, что минеральный мир пронизан небывалым интеллектом. Он простирается от физических и химических законов природы до закономерностей, которые были открыты лишь в нашем столетии, приведи к строительству атомной бомбы, современного оружия и информационных систем и являются основой всей компьютерной техники и микроэлектроники. Едва представимый интеллект присущ элементарным частицам и веществам минерального мира в их виде взаимодействия, и мы находимся еще в самом начале, чтобы

 

14 действительно понять мир минерального и использовать его на благо растении, животных и человека.

Растения могут особым образом обращаться с минеральными веществами почвы, но подчиняются совершенно иным закономерностям, чем минералы. Это закономерности жизни, которым нехарактерно то, что типично для минерального мира: способность к изоляции, обособление и разрушение. Жизнь проявляется благодаря тому, что все находится во взаимодействии и взаимосвязи. Это касается не только системы органов растений, включающих в себя корень, побег, стебель, систему листьев и образование цветка, плода и семени, но и тех проявлений жизни растений, которые имеют место в природе. Если бы растения не могли также интенсивно воспринимать и перерабатывать влияния ветра и погоды, и небесных тел, особенно солнца, как они это делают с минеральным веществами почвы, жизнь была бы невозможна.

Растение, в истинном смысле этого слова, устанавливает взаимосвязь между небом и землей; ведь оно с помощью света солнца, удаленного на 150 км от Земли, в процессе фотосинтеза выстраивает свои листья, как основу всех остальных энергетических и субстанциональных процессов в своем организме. Так уже в растениях взаимодействуют две различные системы закономерностей: минерально-физическая, с помощью которой растение может чувственно проявить себя и реализоваться как индивидуальный растительный образ, и система проявления жизни и ее закономерностей, которая включена в великую космическую взаимосвязь. В ранних наблюдениях за природой минералъно- физические закономерности называли земными, а закономерности жизни космическими. Ведь Растению для его жизни необходимо действенная связь с окружающим нас космосом, особенно с солнцем и со связанным с ним ритмичным чередованием дня, ночи и времен года.9

У животных появляется следующая, новая закономерность: душевная внутренняя жизнь и способность к внешнему движению.

Там где внешнее и внутреннее соприкасаются, возникает ощущение,

чувство, сознание. Это закономерности, которые, обобщая, мы можем обозначить как «внутренняя сущность» или «душа». Эта закономерность душевного делает возможным осознать или почувствовать окружающую мудрость земных и космических

законов в индивидуальном существе как «внутреннюю жизнь». Это происходит посредством трансляции (передачи) ощущений органов

чувств, в которых внешние и внутренние процессы встречаются.

У человека появляется следующая, новая закономерность: уже упомянутое явление самоосознанного мышления. Благодаря этому

его душевная жизнь становится самоосознашюй, несущей мысль. Наличие данной закономерности, открывающей путь кзаконам мысли, принципиально отличает человека от всякого животного.

Человеческому мышлению доступны все законы, которые лежат в основе всех вещей и существ природы. Например, на всяком теле проявляется закон свободного падения, оно падает — закон владеет телом, он - «в нем», действует на него. Мудрость, действующая во всем Царстве Природы, в минералах, растениях, животных и в человеке, только в человеке может выступать в абстрактной, легко доступной форме. В природе «мышление» проявляется только в закономерно протекающих явлениях. В человеке, напротив, оно дано в абстрактной форме и не только в телесном действии.

Джон Эккле (John Ecckles) в своей книге «Как Я управляет мозгом» („Wie das Selbst sein Gehirn steuert“) рассмотрел, в какой мере лишь силой направленного внимания, которое Я с помощью осознанного мышления направляет на вещи и процессы, мозг получает стимул к новым достижениям.10 Пластичность мозга, сохраняемая на протяжении всей жизни, т.е. способность мозга с его тонкой структурой постоянно до поздней старости изменяться, развиваться и использовать все более новые соединительные структуры, является результатом такой лишь у человека имеющейся организации мышления, результатом процессов обучения и деятельности, управляемых и контролируемых мышлением. Особенность организации мышления человека состоит, таким образом, с одной стороны, в том, что в ней заключена и доступна в сознательной душевной деятельности вся мудрость природы: законы, по которым образуются и распадаются минералы, по которым жизнь связывает Землю и Космос, по которым происходит «присвоение» внешних впечатлений; с другой стороны, человек может применять эту мудрость в абстрактной форме, т.е. в форме, освобожденной от «бытия - внутри» процессов природы, в качестве мышления.

При таком взгляде мышление действительно образует мостик через поток, разделяющий чисто духовное от вещей естественных, воспринимаемых органами чувств. Т.к. мысли, которые пронизывают все материальное существование как присущие ему закономерности, могут в человеческом мышлении являться отдельно от них как чисто духовная деятельность. Так, мышление проявляется как мудрость, пронизывающая материю и одновременно как духовная жизнь человека, благодаря которой он познает природу и себя самого. Таким образом, правомерно употреблять слово дух (Geist) в узком смысле для обозначения человеческого духа, освобожденного от участия в природных явлениях. Также справедливо в широком

16
смысле говорить о духе в природе. При этом открывается путь видения в мышлении надчувственной, только самому мышлению доступной, духовной реальности. Мысли, словно образы и формулы, появляются также, как органы чувств у надчувственных существ и процессов, которые в мышлении представляются такими, как это возможно для чувственно-данного. Если в размышлениях о мышлении нам станет ясно, что мы в мышлении можем покинуть чувственный мир и с двух сторон получать послания - с чувственной и с духовной стороны, - тогда мы сможем воспринять мыслительную деятельность как мостик между двумя мирами. Мышление хотя и имеет уже сверхчувственную природу, но пронизывает и организует и форме законов природы также и все чувственно данное существование.

Если познать духовную природу мышления, то можно ступить на путь медитации, на котором будет возможно понять присущее мышлению чисто духовное. Мысль Я может при этом указывать направление. Т.к. при этом мы ощущаем очень явно, насколько «слаба» сначала просто мысль Я и насколько реальным и существенным для нас является то, что мы учимся осознавать и
познавать себя самих как духовное существо.

Далее будет продолжено рассмотрение различных Царств Природы, описанных здесь, с точки зрения их участия, как основных сущностных структур, в строении человеческого организма.

Судьбы

 

В этой главе в виде таблицы будет дан перечень некоторых результатов исследований Рудольфа Штайнера по вопросам судьбы, которые существенны в практическом обращении с вопросами жизни и в кризисах. Рудольф Штайнер советовал все же перепроверить результаты его исследований на опыте ежедневной жизни. Кто это сделает, испытает нечто пробуждающее и осветляющее, что исходит от этих результатов исследований для освещения своих жизненных вопросов. Если кто-то воспримет их сначала только как рабочую гипотезу, у того, возможно, появятся новые вопросы и точки зрения. Именно, имея дело со способностями и нарушениями, это особенно полезно и необходимо. Может быть, это поспособствует новому завоеванию доверия к судьбе, которое в настоящее время трудно получить.

Исследованные Рудольфом Штайнером закономерности судьбы (карма) - как они здесь представлены - сознательно не были упорядочены. Каждая закономерность может быть взята по отдельности и обдумана. При этом многое, конечно, будет ставиться

под вопрос, вызывать изумление. Другое - в зависимости от жизненного опыта читателя — будет восприниматься как что-то

40
непосредственно проясняющее или сопровождать как вопрос дальше. Для кого-то это, может, станет поводом для того, чтобы самому активно заняться основами исследования кармы Рудольфа Штайнера. Для начала можно посоветовать главу «Реинкарнация и карма» („Reinkarnation und Каrma“) из «Теософии» („Theosophie“), а также сборник докладов «Откровения кармы» („Offenbarungen des Karma")32-

 

События в судьбе Последствия для настоящей биографии или для последующей земной жизни  
Насильственная смерть     Ранняя смерть     Смерть в старом возрасте     Зависть, также скрытая зависть, которая проявляется склонности к критике   Склонность ко лжи   Через нее сознание Я в жизни после смерти познает значительное укрепление, и жизнь после смерти может быть прожита намного сознательней, чем была бы жизнь без боли насильственной смерти.   Избыток сил и жизненной мотивации в следующей жизни.   Человек передает земле физическое тело, которое, приняло много работы Я. Таким образом преобразованная субстанция тела для земного организма имеет то же действие, что дрожжи для теста.   В более поздней жизни душевная слабость, несамостоятельность и стремление все чаще совета у других; конституциональная слабость в следующей жизни.   Приводит к тому, что в более поздней жизни человек не может смотреть другим непосредственно в глаза. В следующей жизни тяжело проходит налаживание хороших взаимоотношений со своим окружением. Человек страдает от непонимания. (Если этот феномен наблюдается у детей, очень важно быть по отношению к ним особенно правдивым и постараться наладить непосредственные и открытые отношения. Благодаря этому принесенное в жизнь препятствие при обстоятельствах может уже в детстве преобразоваться, и его не нужно будет брать с собой в следующие жизни.) Предрасположенность к тому, что функции органов хуже согласованы друг с другом.

 

Доброжелательность   Довольство   Кто мог в дошкольные годы по свободной воле подражать всякой нужной деятельности и не находился под давлением правил поведения   Кто не мог в дошкольные годы в действиях и подражании следовать внутренним потребностям,   Кто в школьном возрасте до периода полового созревания смотрел на личности как на авторитет, кто испытывал уважение перед чудесами природы, кто научился молиться в богобоязни   Удары судьбы в первой половине жизни   Действия из любви   Если удастся отделить кармические симпатии и антипатии принесенные из прежней жизни в астральном теле от того, что мы в этой жизни воспринимаем от челове-к Человек чувствует себя здоровым, излучает душевное тепло, все удается ему легче и лучше. В следующей жизни - ловкость.   Лучше заживают раны. Человеку легче удается найти равновесие в жизни. Он оказывает гармо-низирующее воздействие на свое окружение.   тот может легче сохранить себя до старости здоровым и бодрым, и у него всегда будут силы начать что-то новое.     душа того быстрее беднеет с течением жизни, а на первый план выступает телесное проявление возраста.     тот получит в более поздней жизни само собой разумеющийся авторитет и сможет только своим присутствием помогать, действовать на общность благославляюще. Он предрасположен для получения личной связи с истиной,     ведут во второй половине жизни к тому, что человек становится прилежнее, усерднее и сознательнее стоит в жизни, чем это было бы без удара судьбы.   обратят на человека в следующей жизни много радости и тепла. В жизни будет полет. Через одну жизнь следствием станет способность легче понимать человека и мир. У человека будет свободное и открытое чувство мира.   то будет легче наладить с людьми вокруг позитивные отношения. Т. к. часто лишь симпатии и антипатии принесенные из прошлой жизни как предрассудки омрачают наш взгляд на достоинства в способности других.
ка к человеку и непосре-дственно это испытать,   Действия по долгу   Действия из ненависти или критики, которая идет из ненависти, даже если это часто остается незамеченным, т.к. критика кажется оправданной33 ,     Интерес к чувственному миру     Интерес к живописи   Отсутствие интереса к небесным процессам, особенно к звездам   Отсутствие интереса к музыке   В переживании болезни и ею вызванной боли   Дружба молодости   Дружба, отмеченная эгоизмом   Ранняя потеря дружбы   Приводят в следующей жизни к некоторому равнодушию но отношению к жизни. Человек страдает также от равнодушия других людей. Через одну жизнь - если над равнодушием не работать -следствием является жизнь без ориентиров и мучительное состояние от неспособности применить себя.   Ведет в следующей жизни к трудностям учиться на своей жизни и к нежеланию, вызванному из вне. Человек чувствует себя страдающим и склонен к тому, что все для него очень болезненно, он не замечает позитивного а вещах и процессах. Через одну жизнь - склонность к духовной тупости по отношению к миру, к глупому существу.   Закладывает для следующей жизни богатую душевную жизнь, через одну жизнь – здоровое строение тела.   Симпатичное выражение лица.   Слабость связок, рыхлое строение тела.   Астма, склонность к легочным заболеваниям   Развивается потребность наверстать все упуще-нное прошлой жизни, даже если в этой жизни это больше невозможно. Сильный импульс человек берет с собой в следующую жизнь. Там появляется способность наверстать упущенное, т.е. при обстоятельствах с помощью значительного дарования.   В следующей жизни встреча в позднем возрас-те, при обстоятельствах крепкая дружба во второй половине жизни или в старости.   Потеря дружбы, часто еще в этой жизни     Воля к углублению этой связи на следующую
    Способ, как мы в одной жизни думаем, чувствуем и желаем,   Способности, таланты, нарушения и дарования одной из земных жизней     Положительный жизненный опыт   Плохие переживания и опыт в этой жизни     Истинные мысли о человеке   Недостаток любви     Остатки старого, не совсем растворенного астрального тела прошлой жизни     Кто примет закономерности судьбы в свое мышление и чувства и будет стараться жить по ним,   Кто готов нести свое прошлое,     Интерес и понимание других людей   Интерес к творчеству, искусству, мировым процессам жизнь   определяет в следующей жизни нашу внешнюю судьбу, то, что к нам приходит в виде мыслей, связей, действий.   мы вносим в следующей жизни в нашу физико-эфирную организацию, и они влияют на нашу внутреннюю судьбу или предрасположенность к заболеваниям или здоровью (ср. гл. «Деятель-ность сущностных структур в следующих друг за другом земных жизнях»).   способствует нашей работе над миром и для него,   способствуют работе над нами самими, обращают наше внимание на нас самих, конфронтируют с нами.   укрепляют его жизненные силы, продвигают и оживляют его.   повреждает астральное тело другого.   могут при определенных обстоятельствах судьбы как неверный, необоснованный «страж порога» в ночных кошмарах и видениях могут окутывать Я как второе Я и мучить его Этот страж может легко выйти из настоящей структуры сущностных элементов и появиться как двойник.   получит силы и уверенность для настоящей жизни.   освобождает руки для будущего. Он больше не теряет сил и времени на то, чтобы размышлять о смысле и бессмыслице прошлого.   Склонность к здоровой душевной жизни в следующей жизни   Склонность к здоровому строению тела в следующей жизни
Эгоистическое чувство приобретения   Кто долго должен был быть один и сам по себе, был вынужден находиться в очень узком кругу, и поэтому имел мало интереса к другим,   Кто много пережил, много повидал, мог общаться с людьми, позволял жестоко обходиться с собой и выносил это,   Приятная легкая жизнь, в которой было много увидено.   Жизненный опыт     Привычные эгоистические действия   Действия из любви и сочувствия   Страдания, вызванные телесными заболеваниями,   Частые инфекционные заболевания Предрасположенность к инфекционным заболеваниям в следующей жизни   Кто долго должен был быть один и сам по себе, был вынужден находиться в очень узком кругу, и поэтому имел мало интереса к другим,   получает тенденцию к темпераменту холерика.   предрасполагает к темпераменту флегматика и сангвиника.     ведет в этой, а часто лишь в следующей жизни к действительному знанию.   предрасполагают в следующей жизни к раннему старению.   позволяют долго сохранять в следующей жизни молодость и бодрость.   ведут к физической красоте в следующей жизни.     Преимущественно жизнь в красивом окружении в следующей земной жизни.

 

Мари Штайнер написала в 1932 году в предисловии к сборнику докладов Рудольфа Штайнера «Откровения кармы»:

«Где человек понимает, что он снова чувствует и получает с



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.016 с.)