Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1.3. Гражданское правоотношениеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
I. Задания для самостоятельной работы 1. Дайте определение следующим понятиям: гражданское правоотношение, субъективное гражданское право, субъективная гражданская обязанность. 2. *Составьте схему: виды гражданских правоотношений. 3. *Составьте таблицу: состав гражданского правоотношения. 4. Решите задачи. Составьте план ответа на поставленные в задачах вопросы. Задача 1. Гражданка Куклина по договору бытового подряда сдала в химчистку дубленку. Через несколько дней произошла кража из химчистки, во время которой наряду с другими вещами была похищена и дубленка Куклиной. Администрация химчистки отказала Куклиной в добровольном возмещении убытков, ссылаясь на то, что права последней нарушены преступником, который разыскивается милицией. Установите, возникли ли по условиям задачи гражданские правоотношения в данной ситуации? Если да, то между какими субъектами и на основании каких юридических фактов? Задача 2. В результате удара молнии во время грозы сгорела дача, принадлежащая гр. Петровскому, которая была застрахована последним. Определите, какие юридические факты имеются в данном случае? Какие юридические последствия они порождают? II. План семинарского занятия (форма обучения: очная) 1. Понятие, признаки и виды гражданского правоотношения. 2. Элементы гражданского правоотношения. 3. Понятие и виды юридических фактов в гражданском праве. Юридические составы. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию Изучение темы необходимо начинать с прочтения лекционного материала, выделив положения, вызывающие наибольшее затруднение. Внимательно изучите соответствующие главы учебников из списка основной литературы. В качестве дополнительных источников подготовки используйте материалы периодической печати (смотрите список дополнительной литературы). При изучении данной темы студент должен уяснить понятие и особенности гражданских правоотношений, уметь их классифицировать, характеризовать элементы состава и основания возникновения, изменения и прекращения (юридические факты). Подготовке к семинарскому занятию должно предшествовать повторение общетеоретических положений о правоотношении. Многие вопросы этой темы сложны и не всегда достаточно хорошо усваиваются студентами. При характеристике гражданско-правового отношения, следует исходить из того, что его специфические черты предопределены особенностями самого гражданского права. Поэтому, используя имеющиеся знания и учебную литературу, назовите и раскройте содержание признаков гражданского правоотношения, на основе которых сформулируйте его определение. Классификацию гражданско-правовых отношений следует проводить по различным основаниям. Изучение данного вопроса целесообразно сопровождать составлением схемы. При этом важно уметь не только называть виды гражданских правоотношений, но и приводить примеры таковых. Из курса «Основы теории государства и права» вы знаете, что любое правовое отношение имеет свой состав. Поэтому ваша задача заключается в том, чтобы раскрыть специфику элементов состава гражданско-правовых отношений. При этом обращаю ваше внимание на то, что в рамках данной темы речь должна идти лишь об общих положениях, характеризующих каждый из элементов состава, т.к. каждому их них будет посвящена самостоятельная тема. Содержание гражданского правоотношения – это совокупность субъективных прав и юридических обязанностей его субъектов. Надо иметь четкое представление об этих категориях. Важно уяснить понятие и структуру субъективного права, его соотношение с правом в объективном смысле, понятие и структуру юридической обязанности. Заслуживает особого внимания общее учение об объекте гражданского правоотношения. Необходимо вспомнить взгляды юристов-теоретиков на объект правоотношения. Применительно к характеристике субъектов гражданского права важное значение имеет понятие «правосубъектность», неизвестное гражданскому закону. Составными частями гражданской правосубъектности являются правоспособность и дееспособность. Вспомните, что означают эти понятия и какова их роль в определении правового положения участников гражданского оборота. Перечень участников регулируемых гражданским законодательством отношений обозначен в абз. 2 п. 1 ст. 2 ГК РФ. Это граждане и юридические лица. В этих отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Далее необходимо указать на состав участников гражданского правоотношения. Последний характеризуется наличием двух сторон – управомоченной и обязанной. При этом как на управомоченной, так и на обязанной стороне могут выступать одно или несколько лиц. Приведите примеры таких правоотношений. Состав участников гражданского правоотношения может изменяться в порядке правопреемства, под которым понимается переход прав и обязанностей от одного лица - правопредшественника к другому лицу – правопреемнику, заменяющему его в правоотношении. Правопреемство бывает двух видов: · универсальное (общее); · сингулярное (частное). Дайте определение названным видам правопреемства и приведите примеры. Назовите случаи, когда правопреемство не допускается. Важным вопросом рассматриваемой темы является вопрос об основаниях возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. Такие основания в науке принято именовать юридическими фактами. В ст. 8 ГК РФ содержится общий перечень юридических фактов, являющихся основанием для возникновения гражданских правоотношений. Следует заметить, что весь объем действий граждан и юридических лиц предусмотреть в законе невозможно. Поэтому, даже если юридические факты прямо не предусмотренные в законе, они все равно могут являться основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей, но только в том случае, если не будут противоречить закону (п. 1 ст. 8 ГК РФ). Используя имеющиеся знания о юридических фактах из курса «Основы теории государства и права», осуществите их классификацию, приведите примеры каждого из названных вами видов. Следует учитывать, что при возникновении гражданского правоотношения все виды юридических фактов, являясь основанием гражданского правоотношения, могут выступать как в единственном, так и во множественном числе (два и более факта). Совокупность юридических фактов принято именовать юридическим составом. Назовите виды юридических составов, выделяемых в доктрине гражданского права, приведите их примеры. Решение задач должно быть мотивированным, со ссылками на нормы закона и иных правовых актов, которые подлежат применению в данном случае. Студенты должны давать развернутые ответы, проясняющие ситуацию, изложенную в фабуле задачи. Следует определить правовую природу возникших юридических отношений, указать права и обязанности, которыми обладают участники этих отношений. Нужно выбрать наиболее оптимальные и адекватные гражданско-правовые средства защиты нарушенных прав участников конфликта, обосновать их требования или возражения. IV. Рекомендуемые источники Нормативно-правовые документы: 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30.11.1994 № 51–ФЗ: в ред. от 30.12.2008: с изм. и доп. от 24.07.2008. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». Основная литература: (см. соответствующий раздел к теме 1.1) Дополнительная литература: 1. Богатырев, Ф. О. Состав относительных неимущественных гражданских отношений / Ф. О. Богатырев // Журнал российского права. – 2002. - № 11. 2. Зинченко, С. А. Проблемы объектов гражданских прав / С. А. Зинченко, В. А. Лапач, Д. Ю. Шапсугов. - Ростов-на-Дону: Издательство СКАГС, 2001. (Глава 4) 3. Лапач, В. А. Система объектов гражданских прав: теория и судебная практика / В. А. Лапач. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. 4. Чеговадзе, Л. А. Гражданско-правовая категория объекта / Л. А. Чеговадзе // Законодательство. – 2003. - № 1. 5. Чеговадзе, Л. А. О сущности гражданского правоотношения: новый взгляд на старую проблему / Л. А. Чеговадзе // Законодательство. – 2002. - № 6. 6. Чеговадзе, Л. А. Субъективное гражданское право как элемент правоотношения / Л. А. Чеговадзе // Законодательство. – 2003. - № 6.
V. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Что такое гражданское правоотношение? 2. Назовите признаки гражданского правоотношения. 3. Какие виды гражданских правоотношений вам известны? 4. Кто может быть субъектом гражданских правоотношений? 5. Что может быть объектом гражданских правоотношений? 6. Что такое субъективное гражданское право? 7. Что такое субъективная гражданская обязанность? 8. Назовите основания возникновения гражданских правоотношений. 9. Что такое юридический состав? Какие виды юридических составов вам известны?
Тема 1.4. Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений I. Задания для самостоятельной работы 1. Дайте определение следующим понятиям: гражданская правоспособность, гражданская дееспособность, эмансипация, опека, попечительство, патронаж, место жительства, гражданское состояние. 2. *Составьте конспект вопроса: понятие и содержание гражданской правоспособности. 3. Подумайте над тем, как соотносятся понятия «правоспособность» и «субъективное право». Подготовьте аргументированный ответ. Выполните задание устно. 4. *Составьте конспект вопроса: понятие, юридическая природа и виды дееспособности граждан. 5. Проанализируйте положения ст. 30 ГК РФ и назовите основания ограничения дееспособности. 6. Составьте сравнительную таблицу: опека, попечительство и патронаж. 7. Составьте конспект вопроса: основания, порядок и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим. 8. *Понятие, виды и гражданско-правовое значение актов гражданского состояния. 9. Решите кроссворд. По вертикали в выделенных квадратах вы прочитаете особую способность всех субъектов гражданского права. 1. _ __ _ _ _ _ 2. _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3. _ _ __ _ _ _ _ _ 4. _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5. _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 6. _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 7. _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ 8. __ _ _ _ _ _ _ 9. _ _ _ __ _ _ _ 10. _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ 11. _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 12. _ _ _ _ __ _ _ _ 13. _ _ _ _ _ __ _ _ 14. _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ 15. __ _ _ _ _ _ 16. _ _ _ _ _ __ 17. _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ По горизонтали: 1. Законный представитель несовершеннолетнего лица с 14 до 18 лет, заменяющий родителей; законный представитель лица, ограниченного в дееспособности по решению суда. 2. Название лица (прилагательное), если это лицо - организация. 3. Физические лица. 4. Способность лица иметь права и обязанности. 5. Часть дееспособности, которая описывает способность лица своими действиями приобретать, изменять, прекращать гражданские права и обязанности. 6. Способность лица своими действиями приобретать, изменять, прекращать гражданские права и обязанности, а также нести гражданскую ответственность. 7. Пример «особого субъекта» гражданского права. 8. Лицо, ограниченное в дееспособности в связи с его несостоятельностью расплатиться с долгами. 9. Научное название для «действующего лица» в праве. 10. Название лица (прилагательное), если это лицо гражданин. 11. Способность лица нести гражданскую ответственность за гражданские правонарушения. 12. Законные представители несовершеннолетних граждан. 13. Момент, с которым закон связывает возникновение правоспособности у граждан. 14. Несовершеннолетний гражданин до 14 лет. 15. Действие по приобретению, изменению и прекращению гражданских прав и обязанностей. 16. Гражданское правонарушение. 17. Законный представитель малолетнего гражданина (заменяющий родителей) или недееспособного лица. II. План семинарского занятия (форма обучения: очная) 1. Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами. 2. Место жительства граждан и его гражданско-правовое значение. 3. Порядок, условия и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим. 4. Понятие, виды и гражданско-правовое значение актов гражданского состояния, их регистрация. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию Изучение темы необходимо начинать с прочтения лекционного материала, выделив положения, вызывающие наибольшее затруднение. Внимательно изучите соответствующие главы учебников из списка основной литературы. В качестве дополнительных источников подготовки используйте материалы периодической печати (смотрите список дополнительной литературы). Правовое положение граждан (физических лиц) как участников гражданско-правовых отношений определяется нормами главы 3 подраздела 2 ГК РФ. Приступая к характеристике гражданина (физического лица) как субъекта гражданского права, необходимо отметить, что он обладает рядом признаков и свойств, которые индивидуализируют его и влияют на его правовое положение. Такими признаками и свойствами являются: · имя гражданина; · гражданство; · возраст; · семейное положение; · пол; · состояние здоровья. Дайте характеристику каждому из названных признаков и свойств и приведите примеры норм права, которые придают им юридическое значение (т.е. определяют правовое положение гражданина в зависимости от этих признаков и свойств). Например, закон придает важное значение при определении статуса гражданина его возрасту. Так, закон определяет возраст, с достижением которого наступает совершеннолетие, частичная дееспособность несовершеннолетних граждан (ст. 21, 26, 28 ГК РФ). Следующим шагом в изучении рассматриваемой темы должен быть анализ элементов правосубъектности, а именно правоспособности и дееспособности гражданина. Легальное определение гражданской правоспособности закреплено в п. 1 ст. 17 ГК РФ, из содержания которого следует, что правоспособность означает способность быть носителем прав и обязанностей. Ценность данной категории заключается в том, что только при наличии правоспособности возможно возникновение конкретных субъективных прав и обязанностей. Правоспособность признается за всеми гражданами страны. Она возникает в момент рождения человека и прекращается с его смертью. Следовательно, правоспособность неотделима от человека, он правоспособен в течение всей жизни независимо от возраста и состояния здоровья. Говоря о содержании правоспособности гражданина, следует помнить, что его составляют не те имущественные и личные неимущественные права и обязанности, которыми гражданин может обладать, а возможность их иметь. Примерный перечень этих прав и обязанностей закреплен в ст. 18 ГК РФ. При подготовке по данному вопросу необходимо также уделить внимание особенностям гражданской правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства. Что касается дееспособности, то в законе ее определение содержится в п. 1 ст. 21 ГК РФ. Обладать дееспособностью – значит иметь способность лично совершать различные юридические действия, а также отвечать за причиненный имущественный вред, за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных и иных обязанностей. Иными словами, дееспособность включает: · способность к совершению сделок – сделкоспособность; · способность нести ответственность за неправомерные действия – деликтоспособность. Правоспособность и дееспособность предоставляются гражданам законом и являются юридическими категориями. Поэтому они неотчуждаемы и не могут быть ограничены по воли лица. Однако, согласно п. 1 ст. 22 ГК РФ никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом. Например, в соответствии с п. 1 ст. 30 ГК РФ гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности. Обращаю ваше внимание на то, что в отличие от правоспособности, которая в равной мере признается за всеми гражданами, дееспособность граждан не может быть одинаковой. Дееспособность зависит от возраста гражданина и его психического здоровья. Учитывая эти факторы, закон различает следующие виды дееспособности: · полная дееспособность; · дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; · дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 6 до 14 лет. Характеристика полной дееспособности должна основываться на положениях ст. 21 ГК РФ. Кроме этого, обратите внимание на институт «эмансипации» (ст. 27 ГК РФ). Текст ст. 27 ГК РФ надо внимательно изучить с целью разграничения «законной эмансипации» и «объявленной». Особенности неполной дееспособности вы сможете назвать, опираясь на нормы статей 26 и 28 ГК РФ. Предусматривается также признание гражданина недееспособным (ст. 29 ГК РФ) и ограничение дееспособности граждан (ст. 30 ГК РФ) по определенным законом основаниям. Проанализируйте положения этих статей. Как уже было отмечено, каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, т.е. обладает правоспособностью. Но не все граждане способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства. При выполнении 6-ого задания и при подготовке по 1-ому вопросу плана семинарского занятия необходимо руководствоваться положениями ст.ст. 31-40 ГК РФ, а также ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ (в ред. от 18.07.2009). Характеристика рассматриваемого института должна отражать следующие аспекты: · понятие и цели опеки и попечительства; · органы опеки и попечительства; · лица, назначаемые опекунами и попечителями; · права и обязанности опекунов и попечителей; · освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; · прекращение опеки и попечительства. В ст. 41 ГК РФ закреплена специальная форма обеспечения интересов совершеннолетних и полностью дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, - патронаж. Изучите положения названной статьи и укажите особенности данной формы защиты личности. Вопрос о месте жительства гражданина необходимо изучать, используя совокупность нормативных правовых актов, основными из которых являются Конституция РФ (ст. 27), ГК РФ (ст. 20, 150), Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 18.07.2006, с изм. от 25.12.2008) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Результатом усвоения данного вопроса должно быть четкое знание того, что признается местом жительства гражданина, каково его правовое значение, порядок выбора места жительства, место жительства несовершеннолетних. Длительное отсутствие гражданина в месте жительства, если неизвестно место его пребывания, небезразлично для организаций и граждан, с которыми он находился в правовых отношениях. Поэтому с целью устранения юридической неопределенности, вызванной длительным отсутствием гражданина, и предотвращения неблагоприятных последствий закон предусматривает создание особого юридического состояния для такого гражданина – признание его безвестно отсутствующим. Изучите положения статей 42, 43, 44 ГК РФ и назовите условия, юридические последствия признания гражданина безвестно отсутствующим, а также последствия его явки или обнаружения места его пребывания. Наряду с признанием гражданина безвестно отсутствующим закон допускает объявление гражданина умершим. Условия, юридические последствия объявления гражданина умершим, а также последствия его явки вы сможете назвать, изучив положения статей 45 и 46 ГК РФ. Последний вопрос, который необходимо изучить студентам в рамках данной темы – это вопрос об актах гражданского состояния. Его правовая регламентация осуществляется ст. 47 ГК РФ и ФЗ «Об актах гражданского состояния» от 24.11.1997 № 143-ФЗ (в ред. от 23.07.2008).
IV. Рекомендуемые источники Нормативно-правовые документы: 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30.11.1994 № 51–ФЗ: в ред. от 30.12.2008: с изм. и доп. от 24.07.2008. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». 2. Об опеке и попечительстве: федер. закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ: в ред. от 18.07.2009. - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». 3. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ: в ред. от 28.06.2009. - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». 4. Об актах гражданского состояния: федер. закон от 24.11.1997 № 143-ФЗ: в ред. от 23.07.2008. - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». 5. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1: ред. от 18.07.2006, с изм. от 25.12.2008. - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». Судебная практика: 1. О практике рассмотрения судами Российской Федерации дел об ограничении граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.05.1990 № 4: в ред. от 25.10.1996. - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». Основная литература: (см. соответствующий раздел к теме 1.1) Дополнительная литература: 1. Галов, В. В. Проблемы ответственности законных представителей по обязательствам несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (Обзор материалов «Круглого стола») / В. В. Галов // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2005. - № 1. 2. Макаров, Г. П. Имущественные и трудовые права несовершеннолетних граждан / Г. Н. Макаров // Гражданин и право. – 2000. - № 1. 3. Михеева, Л. Ю. Безвестное отсутствие должника / Л. Ю. Михеева // Российская юстиция. – 2001. - № 5. 4. Михеева Л. Ю. Опека и попечительство: правовое регулирование: учебно-практическое пособие / Л.Ю. Михеева. – М., 2002. V. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Какие индивидуализирующие признаки гражданина (физического лица) как субъекта гражданского права вам известны? 2. Что такое гражданская правоспособность? 3. Каково содержание гражданской правоспособности? 4. Каков момент возникновения и прекращения гражданской правоспособности гражданина? 5. Что такое гражданская дееспособность? 6. Какие виды гражданской дееспособности граждан нашли отражение в российском законодательстве? 7. Каковы основания и порядок ограничения дееспособности граждан? 8. Каковы основания и порядок признания гражданина недееспособным? 9. Что такое опека, попечительство и патронаж? 10. Назовите цели опеки и попечительства. 11. Каковы основания и порядок объявления гражданина умершим? 12. Каковы основания и порядок признания гражданина безвестно отсутствующим? 13. Что признается местом жительства гражданина? Каково его правовое значение? 14. Что такое гражданское состояние? 15. Назовите акты гражданского состояния.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.70 (0.01 с.) |