Стать сильным, как они, тебе не суждено.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стать сильным, как они, тебе не суждено.



На жизнь, ее скорбей и страсти не изведав,

Ты будешь, как больной, глядеть через окно.

И кожа ссохнется. И мысли ослабеют.

И скука въестся в плоть, желания губя,

И в черепе твоем мечты окостенеют,

И ужас из зеркал посмотрит на тебя».


Глава 7

 

АСАНА

Когда люди подымаются с ложа сна, они воображают, что оно развеяли сон, и не знают, что становятся жертвой своих чувств, что делаются добычей нового сна, более глубокого, чем тот, из которого они только что вышли.

ГуставМайринк

 

Прежде чем продолжить рассмотрение дальнейших этапов (ступеней) Раджа-йоги определим, каким образом возникает и развивается в асанах торможение сознания, представляющее собой начальную стадию читта вритти ниродхо (ЧВН).

Безусловно, практика начинается в состоянии бодрствования, но затем ментальная деятельность постепенно упрощается и почти угасает: «...В этой йоге должно упражняться решительно, с мыслью, отвратившейся от всего» («Бхагавадгита», VI, 23). Поскольку в данной главе будет постоянно всплывать тема ИСС (измененного состояния сознания), рассмотрим вначале технику глубокой релаксации, созданную Свами Сатьянандой Сарасвати.

Йога различает четыре базовых модификации сознания:

- бодрствование (джагратам);

- сон со сновидениями (свапна);

- сон без сновидений (сушупти);

- «четвертое» состояние (за пределами трех предыдущих) - турийя.

(«…Пять видов деятельности … истинное познание, заблуждение, ментальное конструирование, сон и память», позднее эти пять компонентов были сведены к перечисленным выше четырем», 99, I, 5, с. 89).

Бодрствование

Основными характеристиками его - по данным ЭЭГ - является «бета-ритм» с частотой 14-30 герц (при контакте внимания с окружающим), а также при:

- перемещении в горизонтальной и вертикальной плоскостях и взаимодействии (контакте) с объектами внешнего мира (сознание заполнено «материалом», находящимся вне тела);

- аналогичном перемещении, но без прямого контакта: спорт, танцы, прогулки (сознание вне тела);

- временном устранении физической активности: получение информации, обдумывание, отдых, созерцание природы, прослушивание музыки и т.д. (сознание - вне тела);

- процессах, связанных с удовлетворением естественных потребностей (сознание частично или полностью сконцентрировано на теле);

- цирковых тренировках и выступлениях (сознание контролирует тело, движущееся в пространстве);

- шаманизм, ритуальные танцы, у-шу, вертящиеся дервиши и т.д. (движение тела происходит без взаимодействия со внешним миром, сознание лишено привычной направленности, активности и обращено внутрь);

- полном отсутствии движения, сознание либо целиком сосредоточено на теле и его специфической деятельности (Хатха-йога), либо находится вне тела, но отключено от окружающего - Раджа-йога (допустимо движение тела при частичном торможении сознания - випассана, лун-гом-па).

Не так давно была обнаружена новая устойчивая частота 35 – 37 герц, исходит она из областей мозга, отвечающих за сознательное внимание, и обладает загадочными свойствами нелокальности.

Сон

«Чтоб проращивать сон, как зерно, отклонившись от избранной темы, мы настаивать будем вино на сухих лепестках хризантемы» (С.Кекова)

Это особое физиологическое состояние организма, сопровождающееся выключением сознания и относительной неподвижностью тела. Двигательная активность обусловлена только потребностями кровообращения и «утечкой» какой-то части нервных импульсов в двигательные структуры.

До сих пор наука не выработала единого мнения касательно природы сна и его функций. Есть данные, что сон без сновидений восстанавливает тканевый обмен и анаболические процессы, а также снимает информационные перегрузки. В 1974 Аршавский и Ротенберг предложили гипотезу компенсационной природы быстрого сна – в это время мозг проигрывает сценарии, которые не удалось реализовать в жизни.

К.Г.Юнг считал сон одним из каналов внутрипсихической коммуникации, через который системный разум в символической форме демонстрирует личности ее проблемы. Если принять такую точку зрения - а ее подтверждают факты - то из этого следует что:

- при выключенном сознании психика усваивает и распределяет в разных видах памяти информацию, воспринятую во время бодрствования; вытесненное активизирует автономные психокомплексы; подсознание в символической форме «демонстрирует» какие-то важные моменты памяти Эго и т. д.;

- если за время сна упорядочивание воспринятой извне информации происходит успешно, личность сохраняет адаптацию к окружающему.

По-видимому, душевный комфорт есть следствие информационного «паритета» между сознанием и бессознательным, со стороны же физиологии это динамическое равновесие тонуса двух основных частей ВНС.

«В стадии глубокого сна в активности… мозга обнаруживается детерминистический хаос с фрактальным аттрактором в пятимерном пространстве (характеризуемом пятью независимыми переменными - В.Б.)» («Порядок из хаоса», с. 89). Это знаменательно, если вспомнить что коммуникация мозга с миром осуществляется посредством зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. По-видимому, именно во сне мозг и «тасует» этот пятимерный «пасьянс», трансформируя воспринятое в своих интересах, здесь нет случайностей, поскольку в церебральном пространстве действуют свои жесткие законы.

Сон со сновидениями

Фаза «быстрого сна». Если человека разбудить в ней, он почти всегда расскажет о сновидении. Быстрый или БДГ (от «быстрые движения глаз» - отличительный признак этой фазы) сон характерен преобладанием в энцефалограмме (ЭЭГ) тэта-ритма с частотой от трех до семи герц. Все время ночного сна состоит примерно из четырех-пяти циклов, каждый начинается с «медленной» фазы и завершается «быстрой». В сумме фаза БДГ составляет не менее двух часов. Люди, утверждающие, что не видят сновидений, просто не просыпаются в этой стадии, которая характерна активностью так называемого «голубого пятна», обеспечивающего физическую неподвижность.

3. Сон без сновидений называют «медленным», он подразделяется на ряд стадий. Последние две - это глубокий «дельта-сон», с частотой ЭЭГ от 0,5 до двух герц. Ночные кошмары возникают чаще всего в этой стадии. Есть гипотеза, что сны являются предохранительным клапаном для сброса подавленных инстинктов и побуждений. «Касание Единого, декларируемое в восточных учениях и связываемое со сном без сновидений, составляет трудноразрешимую… загадку. А синергетические модели позволяют несколько приоткрыть завесу над этой тайной. Согласно синергетическому пониманию, сну без сновидений соответствует HS-режим охлаждения, - режим бесконечного растекания от центра, режим неограниченно разбегающейся волны. В этом режиме процессы протекают так, как они будут протекать во всей структуре в абсолютном будущем (при времени, стремящемся к бесконечности). Находясь в этом состоянии, человек… идентифицируется с состоянием абсолютного будущего вселенской организации. Происходит некоторая гармонизация, сверка наличных процессов с целью, с будущим порядком» («Основания синергетики», с. 103).

4. Турийя(сверхсознание) достигается в самьяме, а также посредством одной из разновидностей глубокой релаксации - йоги психического сна (Йога-нидры).

«Тот, кто достиг Йога-нидра, непостижим для смерти» («Гхеранда-самхита», 4, 48). ССС создал эту технику глубокой релаксации на основе ньясы, описанной в «Маханирвана-тантре», упразднив ряд ритуальных элементов. Не исключено, что он использовал элементы европейских техник Шульца и Куэ, фракционного гипноза и гипносуггестии с добавкой индийского колорита в виде чакр, лингамов и прочей экзотики, легко реализуемой в ИСС. Иногда Нидру называют динамическим сном или методом самонаведения сновидений.

В подавляющей массе жители стран «золотого миллиарда» глубокой релаксацией (особенно ментальной!) не владеют, а обычный сон не обеспечивает полного снятия напряжений, накопленных за время бодрствования. Йога-нидра это пунктирные отключения сознания, не являющиеся сном! Во время них общее перенапряжение, а впоследствии и вытесненный патологический материал спонтанно покидают психосоматику.

Аналогично протекают события в гетерогенном аутотренинге, но там внимание на самом процессе не фиксируется. Неясно, как именно «испаряются» накопленные перегрузки и вытесненный «материал». Скорее всего, в фазовых переходах происходит диффузия психических деформаций из подсознания в сознание, опустошенное ментальной релаксацией. Каждый такой выброс сопровождается активацией сопутствующего ему рисунка мышечного напряжения. Затем сознание «включается» и, следуя голосу ведущего, продолжает свое движение по телу, до конца расслабляет мышцы, опять «стирая» проступившую контрактуру. Таким образом, энграммы теряют якорь. Сходная техника применяется в поведенческой терапии, в НЛП и в АТ - сенсибилизирующая терапия - с той лишь разницей, что здесь тема работы определяется самим пациентом или врачом, а в Нидре выбор происходит спонтанно, психосоматика осуществляет его без участия субъекта.

Нидра это колебание тонуса сознания между уровнями активности ЦНС, отвечающими сну и бодрствованию, в этом процессе субъект пребывает от 20 до 45 минут. Монотонное перемещение внимания по телу приводит к тому, что сознание то гаснет, «сворачиваясь» до грани, где «перестаешь быть» (полное исчезновение контроля), то появляется. «…Можно закрепить коммуникацию с подсознательным гораздо проще, чем в случае, когда обе части личности используют одно средство - речь» («Стратегия психотерапии», с. 252).

В процессе засыпания активность клеток коры мозга проходит определенные фазовые состояния, открытые еще И.П.Павловым:

1. бодрствующее сознание: тонус в норме, возбуждение пропорционально торможению;

2. уравнительная фаза: слабые и сильные раздражители вызывают одинаковые реакции;

3. парадоксальная или переходная фаза - слабые раздражители вызывают сильную реакцию и наоборот, либо на сильные вообще нет реакции;

4. ультрапарадоксальная - позитивные раздражители вообще не вызывают реакции, а отрицательные – дают реакцию положительную;

5. наркотическая: одинаково слабая реакция на все раздражения;

6. полное торможение: глубокий сон.

Многократно и ритмично, «пересекая» в различной последовательности весь спектр этих фазовых состояний при установке на сохранность сознания («Я не сплю, я бодрствую и слушаю практику Йога-нидры…»), субъект какое-то время пребывает «в окрестностях» парадоксальной фазы. Это дает возможность установленному ранее намерению с одной стороны - проникнуть в бессознательное, укорениться там и стать постоянным генератором неосознанных действий. С другой - сохраняется осознанность при фактическом отключении сознания. «…Любая мысль, которую ты удерживаешь в уме при состоянии внутреннего молчания, равносильна команде, поскольку там нет других мыслей, способных соперничать с ней» («Сказки о силе», книги I – IV, с. 454).

Нидра может (с крайней осторожностью!) использоваться для самопрограммирования, данный процесс здесь НЕ описан, поскольку опасен и требует большого опыта.

Опыты с участием Свами Рамы (фонд Меннингера, Канзас, 1977) показали, что бодрствующее сознание может сохраняться в переходных стадиях торможения. По характеру ЭЭГ было видно, что йог находится в состоянии глубокого сна, но при этом он воспринимал вопросы, обращенные к нему, и улавливал основные события окружающего. Будучи освоенной, Нидра позволяет получить четвертое состояние - сверхсознание. Владение Нидрой дает возможность управлять сновидениями. Способность «Я» наблюдать собственные сны это динамическая форма пратьяхары.

Йога-нидра восстанавливает нарушенные функциональные связи между левой передней и правой задней частями полушарий мозга, а также снимает перевозбуждение левого заднего и правого переднего их участков, формирующее депрессию.

В сущности, к «четвертому состоянию», так или иначе, ведут все медитативные техники, нужно лишь, чтобы они отвечали психическому складу конкретного человека.

Признак подлинно медитативного состояния - преобладание в ЭЭГ активности альфа-ритма, некоторое время он сохраняется даже при открытых глазах, чего не бывает в обычном бодрствовании.

Вернемся к теме главы. Итак – асана. Этот технический термин почти одновременно появляется в «Шветашватара» и «Кшурика» упанишадах, «Бхагавадгите» и «Буддхачарите» (Ашвагхоша, I век н. э.). По-видимому, физический аспект йоги имеет весьма древнее происхождение, поскольку об асанах смутно упоминают Веды. Однако понятия «асана» и «пранаяма» были ассимилированы арийской культурой не сразу, что отразилось в более поздних произведениях, например в «Тришикхабрахмана-упанишаде», где позы обсуждаются достаточно подробно.

Опираясь на темные места первоисточников и разночтения комментаторов, фальсификаторы йоги заявляют сегодня: «Книжная традиция Патанджали, возникшая, по некоторым оценкам, в сто пятидесятом году до нашей эры, является мертвой. Считается, что Вьяса, первый комментатор Патанджали, уже не имел связи с традицией - если таковая вообще существовала» («Динамические практики в классической йоге», с. 80).

Всемирно известные ученые Дасгупта и Щербатской не практиковали сами, но, обладая громадным объемом информации, в непрерывности йогической традиции почему-то не сомневались!

Тем не менее, Сьоман утверждает, что история йоги «...Основывается… на отдельных текстах, и ей не хватает единой основополагающей идеи» (там же, с. 84).

«Именно тело является тем инструментом, с помощью которого достигаются духовные цели. В этом вся Хатха-йога. Натхи непреклонно стоят на том, что Хатха-йога - это духовная дисциплина. Но сегодняшняя точка зрения очень отличается...» (там же, с. 93).

Что же представляет собой модная Аштанга-виньяса-йога, распространенная по миру учениками и последователями гуру Кришнамачарьи, и в чем ее отличие от традиционной Аштанга-йоги - она же Раджа-йога?

У Патанджали и его комментаторов о виньясах нет ни слова. В поздних (средневековых) тантрических текстах, таких, как «Хатхайогапрадипика» (где перечислены пятнадцать асан) и «Гхеранда-самхита» (тридцать две асаны), также не обнаруживается каких-либо следов виньяс!

Что говорит первоисточник, то есть Йога-сутры? Посмотрим переводы ряда авторов.

46. Асана есть неподвижная и удобная поза.

46. Асана [должна быть] устойчивой и удобной (П.Градинаров);

46. В результате практики асан достигается прекращение усилий и сосредоточение на бесконечном (Р.Мишра);

46. Асана должна позволять удерживать внимание и сохранять расслабленность (Т.Дешикачар);

46. Положение тела есть то, которое твердо и приятно (Вивекананда);

46. Асаны - это позы, сочетающие в себе устойчивость и удобство (А.Фальков);

46. Асана, поза, должна быть устойчивой и удобной (К.Свенссон);

46. «Слово «асана» используется для [обозначения] позы для медитации. Асана здесь не обозначает физические упражнения йоги. В основном слово асана берется для обозначения упражнений йоги, но здесь [в данном комментарии ССС на сутру 46 второй главы – В.Б.] оно обозначает только какую-либо позу, которая предназначена для медитации. Например, Свастикасана, Сиддхасана, Падмасана, Стхирасана и Сукхасана. Это – асаны, т.е. [позы], предназначенные для медитации. Тем не менее, нет препятствий, чтобы асанами называть и другие позы. Другие упражнения, такие, как Сиршасана и т. п., были включены ришами в число асан гораздо позже. Это не означает, что они необязательны только потому, что не включены в сутры Патанджали» («Йога-сутра Патанджали», Минск, с. 215).

47. При прекращении усилия /асана/ достигается... Совершенство асаны достигается при полном снятии напряжения, благодаря чему прекращаются все движения тела - так говорит Вьяса в своей «Бхашье» («Классическая йога», с. 143).

47. [Это постигается] при помощи расслабления усилий и медитации о бесконечном (П.Градинаров);

47 («Сердце йоги», с. 210 – сутра фактически не переведена);

47. Путем легкого усилия и размышлений о беспредельном, положение тела становится твердым и приятным (Вивекананда);

47. При легком усилии и размышлении о бесконечном… (А.Фальков);

47. Это достигается ослаблением усилий и размышлением о бесконечном (К.Свенссон);

«Тело надлежит приучать без неудобства и боли оставаться в неподвижном состоянии в течение долгого времени» («Надабинду упанишада», 3, 3, 1).

«Для очищения тела и достижения успеха в йоге совершенно необходима правильная поза» («Рудраямала-тантра», ч. 2, 24-38, 39).

«Важно то, что асаны делают тело устойчиво неподвижным и в то же время сводят физические усилия к минимуму» («Бессмертие и свобода», с.116).

«...Это асана, общее название широко известных йогических поз, которое в Йога-сутрах определяются как «стхира сукхам», т.е. «неподвижные и удобные» (там же).

«На уровне физического тела асана - это экаграта, концентрация на одной точке; тело «сжато», сконцентрировано в точечной позиции. Подобно тому, как экаграта кладет конец колебаниям... состояний сознания, так и асана, сводя бесконечное разнообразие возможных положений тела к одной архетипической... позе, прекращает телесную подвижность и неустойчивость» (там же, с.118).

Итак, определяя сущность понятия «асана», ни классические тексты йоги, ни Тантра не упоминают о каких-либо специальныхилидополнительных движениях кроме тех, которые необходимы для входа в позу и выхода из нее! Эти необходимые движения подразумеваются само собой, но они имеют исключительно второстепенный, обслуживающий характер и никогда не подлежат обсуждению! Модель события, именуемого асаной, это триада: вход в форму (асану), ее фиксация (удержание в неподвижности), возвращение в исходное положение. К трем перечисленным компонентам добавили четвертый – виньясу, что в корне изменило смысл практики! Из череды длительных статичных поз, перемежаемых выходом из одной и входом в другую (эти движения также неспешны и саттвичны!) она превратилась в бесконечное движение. Виньясы (так называемые «связки») это выполняемые многократно и в достаточно быстром темпе элементы Сурья Намаскар. Чтитта вритти ниродхо (ЧВН) в такой практике получить невозможно! Но тогда возникает вопрос: если Аштанга-виньяса не нацелена на достижение ЧВН, то что она дает?

Динамическая серия позиций, именуемая Сурьей-намаскар (СН), известна с глубокой древности, разные школы отзываются о ней весьма уважительно, включая ССС. Истоки у нее явно борцовские, изначально школы борьбы и йоги находились под патронажем одних и тех же монашеских орденов, нередко в одном помещении и с тем же учителем.

Фрагменты СН, названные виньясами, были включены Кришнамачарьей в его личную практику как ноу-хау. И по сей день именно такую практику его апологеты преподносят ученикам как йогу.

Виньясы (либо нечто весьма похожее на них) описаны также в тибетских системах Янтра-йоги и кхор-ло, которые, вероятно, порождены климатическими особенностями высокогорья. Кришнамачарья утверждал, что виньясе и пранаяме он учился в Тибете, у Р.Брахмачари.

Согласно Сьоману, виньясы использовались в ритуалах Вед для придания мантрам максимальной эффективности: «Виньясами называются движения в промежутках между асанами» («Динамические практики в классической йоге», с. 97).

Итак, в «авторских стилях динамической йоги» кроме минимального по времени (3 – 5 секунд) пребывания в позах, внешне похожих на асаны, широко применяются неизвестные Патанджали и его древним комментаторам серии дополнительных движений.

До XIX века история йоги не знала прецедента, когда совершенно «левые» динамические вставки объявлялись центральным звеном практики помимо асан! СН, фрагменты которой Кришнамачарья сделал основой своей методы, ни Сутрами, ни комментаторами не упоминаются, и Сьоман подтверждает это. «...Логично предположить, что форма последовательности асан, которую мы находим у Паттабхи Джойса, была разработана в период учительства Кришнамачарьи. Она не являлась традиционной» («Динамические практики в классической йоге», с.100). Ладно бы одна только последовательность, Сьоман почему-то не замечает абсолютной инородности самих виньяс! Вот его примечание в книге «Динамические практики в классической йоге», сноска № 69: «…Библиография приведена здесь, поскольку показывает, какие источники Кришнамачарья считал авторитетными, и раскрывает его отношение к традициям. Она является раздутой… библиографией, в которой встречаются книги, не имеющие ничего общего с традицией которую он преподавал. Он включил в свой труд («Йога-макаранда») материал по йогическим практикам из этих… источников, не будучи знакомым с действительной традицией… Для примера можно привести… рекомендации по выполнению Ваджроли-мудры, где он призывает вводить в уретру стеклянную трубку на дюйм за один раз. Такие указания свидетельствуют, что он почти наверняка не пробовал это на себе» («Динамические практики в классической йоге», с. 121- 122).

Но если это не традиция, что же тогда «восприняли, развили, усовершенствовали» и распространяют сегодня по всему миру ученики и последователи Кришнамачарьи? Что от подлинной йоги содержит в себе Аштанга-виньяса-йога, кроме названия? Вредна она, полезна либо безразлична душе и телу? Есть ли у нее сколько-нибудь убедительное философское обоснование? Все эти вопросы остаются открытыми.

Б.Л.Смирнов отмечает: «К асанам иногда относят и некоторые динамические физкультурные приемы» (например - Сурья и Чандранамаскара – В.Б.), но «По существу всякое настоящее йогическое упражнение стремится подавить проявление гуны раджас (активность), а потому должно быть статичным, а не динамичным» («Книга о Бхишме», с. 201).

И далее: «Древняя йога понимает под «асанами» особые положения тела, сохраняемые более или менее длительноевремя. Асаны разделяются на две группы: физкультурные и медитационные. Цель «физкультурных» асан - укреплять тело, сделать его более выносливым, усилить те или иные токи действия, которые на санскрите именуются «пранами». Цель медитативных асан - создать устойчивое положение тела, не мешающее самоуглублению, обеспечивающее правильное кровоснабжение внутренних органов и правильное дыхание. Для обеих групп при выполнении данной асаны считается обязательным сохранение полной неподвижности. Это требование диктуется необходимостью успокоения гун, без которого... невозможно достичь цели йоги - уравновешенности».

Андре ван Лисбет, основатель и директор Института интегральной йоги в Брюсселе, утверждает: «Несмотря на многочисленность, асаны базируются на ограниченном количестве принципов: неподвижность, контроль дыхания (я понимаю здесь слово «контроль» как умышленное сохранение полной естественности и непринужденности дыхательного процесса вне зависимости от формы - В.Б.), отсутствие усилий, растягивание мускулатуры и умственная концентрация. Игнорируя или не понимая любой из этих факторов, мы понижаем эффективность поз».

«Асаны - это всего лишь система сложных положений тела, которые на первый взгляд кажутся факирскими однако при точном выполнении не являются ничем подобным, так как не вызывают ни болей, ни какого-либо насилия над телом. Они основаны на законе Арендта-Шульца: «Слабые раздражения поднимают жизненные силы, большие раздражения тормозят их, а самые сильные - разрушают». Во-вторых, воздействие асан базируется на принципе циркуляции, открытом Августом Виром: «Любое положение тела имеет целью вызвать приток крови к желаемому органу или части тела». В-третьих, речь идет о принципе доктора Ганемана, согласно которому (в связи с первыми двумя законами) «клин вышибают клином» - посредством оживляющих дозировок раздражения» (Б.Сахаров «Йога из первоисточников», сетевой перевод).

Итак, Аштанга-виньяса-йога - продукт волюнтаристского скрещивания обычной Хатха-йоги с Сурьей (и, возможно, Чандра) намаскарой, монотонные повторения их фрагментов («связок») составляют львиную долю данной практики, где собственно асаны являются лишь краткими (чтобы не сказать – случайными и второстепенными) эпизодами.

Сегодняшнюю ситуацию с йогой в России можно охарактеризовать словами Владимира Леви: «С тех пор как я написал свои книжки, умные стали умней, глупые - глупей, а миллионы прочих ни в чем не изменились».

Обратимся к одному из главных постулатов Сутр: «…Или сосредоточении [сознания] на бесконечном… асана достигается» («Классическая йога», с.143).

Как можно расслабить мышцы? Разумеется, мысленной командой, после чего возникают физические признаки, подтверждающие ее выполнение. Первый этап мышечной релаксации - специфическое ментальное усилие, которое сопровождается ощутимым (иногда) расходом нервно-психической энергии. В повседневности человек использует лишь несколько стандартных (архетипических, наименее энергозатратных) положений тела и их вариантов (сидит, лежит, стоит, идет).

Как правило, новичок, самостоятельно приступивший к освоению асан, будет пытаться выполнить их «как на картинке», ведь без труда не вынуть и рыбку из пруда. В данном случае старание - это привычка, самое время вернуться к началу главы и внимательно перечитать эпиграф. Любая незнакомая деятельность, в том числе и физическая, порождает усилие тела и ума (соображающего по ходу, как лучше ее реализовать), следовательно, в наличии имеются мышечная, ментальная и нервно-психическая составляющие данной деятельности. Хотя заявленная изначально цель практики – отвлечение ума от повседневных забот и мыслей, новичок добросовестно старается согнуться, чтобы возможно более точно повторить картинку. Со временем приходит понимание, что это мартышкин труд, тогда - если усердие не превозмогает разум – человек начинает вникать в данное Сутрами определение и расслабляться. При этом выясняется, что это вполне доступно, правда, надо бы релаксацию углубить, но что-то мешает этому.

Итак – важнейший принципиальный момент: как на самом деленадо выполнять асаны новичкам в аспекте физическом? Ответ банален: так, как они получаются – без какого-либо желания сделать как на картинке, стремления сделать лучше, бессмысленного старания, нетерпения, ожидания результата, усердия… Асаны нужно просто делать – и все(отметим, что такая простота дорого стоит, она аналогична, например, армейскому выражению «Понять службу» - В.Б.). Так, словно это делаешь вообще не ты, а кто-то посторонний выполняет их - равнодушно, не заинтересованно, неспешно. В полном «отпаде», как последний «сачок». Сразу напрашивается вопрос: - А откуда возьмется и каким будет эффект этих странных действий, если из их выполнения исключено не только привычное старание, но даже типовая добросовестность?

Дело в том, что настоящая йога – это статика, асаны статичны, то есть подолгу выдерживаются во времени. И тогда, при наличии этого временного коэффициента усиления начинает работать форма, причем – любая, даже самая элементарная! Пример: сидя на стуле вытянуть какую-то одну руку параллельно полу и так держать ее. Казалось бы – ну и что здесь такого? Ясное дело ничего, пока я не скажу: - А теперь останьтесь в таком положении на полчаса!

И вы сразу понимаете, чем это пахнет, да за эти эти полчаса рука отвалится,! Потому и сказано: асана есть неподвижная и удобная поза! Неподвижная – ясно. Но что такое – удобная? А это когда вы не чувствуете рабочей (нагруженной формой) области тела. И вообще во всем теле ничего особенного нет, словно сидишь себе спокойно и удобно на стуле. В йоге нет смысла стараться, делать что-то от себя, нагружая тело какой-то заковыристой формой. Во-первых для подавляющего большинства людей Запада (уже лет после двадцати) сложные асаны недоступны – уровень физической гибкости не позволяет их выполнить. Во-вторых, какой смысл насиловать организм (нарушая принцип ахимсы) если можно (а значит, и нужно!) пассивно нагружатьего соответствующим временем выдержки и элементарной формой, пусть всего лишь грубым приближением к форме канонической! Как только удобство пребывания в позе начинает нарушаться – она перестает быть асаной! Как только работа по сохранению формы «проясняется», становится явной (в любом аспекте - прилив крови, ощущения, напряжение мышц и т.д.) это говорит о том, что оптимальное время выдержки закончилось, из позы следует выйти.

Чем удобнее поза (а для новичков – чем проще и доступнее), тем дольше в ней можно пробыть с относительным комфортом, то есть – не чувствуя(если, конечно, специально не «присматриваться») своего тела. Чем больше время выдержки – тем сильнее воздействие. Из загруженных непривычной формой (как приблизительно и карикатурно не изображена поза, все равно вы никогда в жизни не находитесь в таком положении, тем более – подолгу) областей тела (суставов, связок, мышц, ets.) в двигательные зоны мозга направляется мощный поток раздражителей. Если говорить по-научному, то эти входные (афферентные) импульсы поступают в кору снизу и под­нимаются к звездчатым и пирамидным клеткам III—V слоев коры. От звездчатых клеток IV слоя сигнал идет к пирамидным нейронам III слоя, а отсюда по ассоциативным волокнам — к другим полям, об­ластям коры большого мозга. Короче говоря, в коре образуются новые доминантные очаги специфического возбуждения, которые тормозят, деактивируют либо «стирают» очаги уже имеющиеся. И как результат этого процесса состояние сознания меняется - затихает ментальная суета. Уходят навязчивые мысли, исчезает внутренняя тревожность, уменьшается мышечный гипертонус – человек успокаивается. Налицо начальная стадия полной релаксации. И добиваемся мы этого выполнением самых простых асан в их приблизительной, упрощенной и потому доступной форме! Без надрыва, боли, пота и глаз на лбу, всего лишь грамотным обращением с формой и временем экспозиции! Только такой подход и есть классическая йога.А в том «марлезонском балете», который циркулирует по миру в образе Аштанга-виньяса-йоги, системы Б.К.С.Айенгара и прочих «авторских стилей» если и присутствует йога как таковая, то лишь в названиях.

В главе «Начинающим» приведены два комплекса асан, с подробным описанием. На самом деле это описание будет полезным (применимым) только для тех людей, природная гибкость которых позволяет выполнить все приведенные там позы относительно свободно. Тем же, кто способен воспроизвести форму асан лишь примерно, читать эти описания в начальной фазе освоения йоги даже не стоит. Какой в этом смысл, если тело способно согнуться лишь в отдаленное подобие того что изображено на картинке? По мере того, как новичок будет осваивать технологию гибкость начнет прирастать сама по себе, постепенно очертания выполняемых асан начнут приближаться к тем, которое видны на иллюстрациях – тогда только следует обратиться к текстам по технике, используя их как руководство к действию. А до того можно вполне обойтись одними только иллюстрациями, как наглядным пособием.

Пришло время обратиться к сознанию: что происходит с ним (в нем), когда мы пытаемся освоить асану? Для того чтобы расслабить мышцы вначале приходится курсировать вниманием по телу, но Сутры говорят именно о сосредоточении на бесконечном! Как это понимать?

Что происходит со взором, если рассматривать близкий объект? Взор фокусируется. Если «смотреть» очень далеко, как бы в никуда, оси глазных яблок выходят в параллель. То же и с сознанием, сосредоточить его на бесконечности - значит просто отпустить, ни о чем не думая!

Внимание – это часть сознания, поддающаяся произвольному управлению, маневрируя им, мы избирательно нацеливаем восприятие. Внимание автоматически «сжимается» либо «расширяется» вместе с полем зрения. Оно, как и взор, постоянно блуждает, и хотя можно на какое-то время остановить это движение, сознание при этом сразу начинает напрягаться.

Итак, согласно Сутрам, внимание в асанах нужно перенести на бесконечность, но как? Во-первых (если это не влияет на выполнение позы), следует закрыть глаза, поскольку внешний мир на время практики нам не нужен. Тем самым мы лишаем внимание привязки ко внешним объектам, и ничто больше не мешает сосредоточиться на восприятии ощущений. Фиксированные неподвижные позы используются именно затем чтобы освободить сознание от привычного «содержимого», а затем и собственной автономной деятельности, что возможно только после того, как будет освоено растворение ощущений (см. главу «Ощущения»). Когда это достигнуто, и данный вопрос решен, внимание просто держится в теле, при этом не возникает логических цепочек, умозаключений, не принимаются решения. ССС отмечает, что волевая борьба с мыслями недопустима, установка должна быть такой: «Отойди, мысль, после занятий я тебя додумаю». Следует отрешенно созерцать то, что творится на экране ума. Можно привязать внимание к движению воздуха в ноздрях, а если это сбивает дыхательный ритм - наблюдать за движением области солнечного сплетения, грудной клетки либо непрерывно отпускать глаза.

Редко, но бывает, что направление внимания на тело открывает бездну странных ощущений, в них можно утонуть, это обусловлено особенностями репрезентации, тогда на первых порах следует использовать внешние зацепки: тиканье настенных часов, метронома, шум прибоя и т. д.

Когда качественная практика асан освоена, тонус сознания падает и ментальное пространство ощутимо «разрежается», пропорционально степени этой пустотности тело начинает спонтанно оседать в форме, «стекая» к абсолютному (на сегодняшний день) ее пределу.

На самом деле асану не надо делать, в ней нужно просто быть! Но истинное понимание этого момента и его реализация стоит очень дорого.

Опишем примерное развитие событий в асанах на гибкость и растяжку. Итак, доступная форма позы принята, глаза закрыты. Вначале приходится сканировать тело лучом внимания и в фокусе этого луча расслаблять мышцы усилием воли - условно назовем эту стадию первым вниманием. Пока не наработан автоматизм, сканирование приходится постоянно повторять. Это не разовый акт, но процесс: как только луч внимания сместился, мышцы в оставленной им области норовят напрячься заново.

Когда поза стала привычной, ощущения растворены и наступила физиологическая тишина, внимание начнет «расплываться» вместе с сознанием, превращаясь в своеобразный экран, на котором как бы «высвечивается» все тело целиком. Сознание (осознание) тела становится телом сознания – назовем это условно вторым вниманиемилиначальной стадией ЧВН.Если при этом «всплывают» ощущения от внутренних органов, значит, с ними есть проблемы, суть которых лучше выяснить незамедлительно. Когда тишина в теле и сознании начинает нарушаться – все равно где и чем – значит, время выдержки позы истекло.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.170.171 (0.017 с.)