Стили руководства в управлении



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стили руководства в управлении



Стиль руководства - обобщенный вид поведения руководителя в отношениях с сотрудниками в процессе достижения поставленных целей (определение американской школы менеджмента).

 

 

Виды стилей руководства

Определяемые личностью руководителя Определяемые особенностями коллектива
авторитарный предоставление самостоятельности
демократический координация
либеральный участие в принятии решений
  указывание

Решетка менеджмента

ЧФ - человеческий фактор ПФ - производственный фактор

 

Узлы в пересечениях линий, отражающих величину соответствующих факторов, образуют "решетку", в которой можно выделить 5 наиболее характерных позиций:

 

1-1 (один ЧФ и один ПФ) - тип слабого руководителя, не умеющего задействовать ни производственный, ни человеческий факторы. Руководитель мало заботится и о производстве и о людях, прилагает минимальные усилия для выполнения лишь самой необходимой работы (бездарный стиль).

 

9-1 - тип производственника, как правило, с авторитарным стилем руководства, не учитывающий человеческие факторы и не считающийся с ними. Этот тип руководства известен как "технократический", ориентирован лишь на работу. "Делай, как приказали" - девиз такого руководителя. Руководитель уделяет максимум внимания производству и минимум людям. Производственные результаты могут быть достаточно высоки, но удовлетворенности людей работой нет.

 

5-5 - средний руководитель, учитывающий 50 % человеческого и производственного факторов, не полностью использует потенциал производства и коллектива, создает приемлемую организацию. В такой организации достаточно высокий уровень производственных результатов и удовлетворительный моральный настрой.

 

1-9 - руководитель с либеральным стилем руководства, учитывающий человеческий фактор, однако явно недостаточное внимание уделяющий производству (создает "дом отдыха" на работе). Его девиз - "Делай, как хочешь".

 

9-9 - руководитель, полностью использующий как производственные так и человеческие факторы, как правило, с демократическим стилем руководства, создает команду. Его девиз - "Делай, как договорились!" Руководитель нацеливает всех работников на достижение производственных целей на основе доверия и уважения к ним, развивает самостоятельность, ответственность, создавая дух единой команды.

Стили руководства, определяемые личностью руководителя

Направленность руководителя на результат Способы мотивации Привлечение подчиненных к управлению Требовательность
Авторитарный стиль
  Важен только результат   Мотивация основана на беспрекословном подчинении Подчиненные не привлекаются к управлению Жесткая требовательность
Демократический стиль
  Важны и результаты и способы достижения   Мотивация, основанная на использовании материальных и социальных потребностей Подчиненные активно и по существу привлекаются к управлению Требовательность в сочетании с доверием
Либеральный стиль
Результаты не важны     Мотивация практически отсутствует Создается вид, что подчиненные участвуют в управлении Низкая требовательность

Теория Х и теория Y Дугласа Мак Грегора

Теория Х – предположения руководителя-автократа, который не принимает во внимание способностей исполнителей:

-люди изначально не любят трудиться и по-возможности избегают работы;

-у людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;

-больше всего они хотят защищенности;

-чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

Теория У – предположения руководителя-демократа:

 

-труд – процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней;

-если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и контроль;

-приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.

-способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Ситуационное лидерство -определение стиля руководства в зависимости от уровня зрелости рабочей группы: степени квалификации и стремления к ее росту. Руководитель может менять свое поведение в зависимости от зрелости группы.

 

Уровень зрелости рабочей группы Соответствующий стиль руководства
Полность квалифицированная и желающая дальше совершенствоваться Предоставление самостоятельности (определение функций и ответственности работников, совместное обсуждение результатов)
Достаточно квалифицированная и продолжающая совершенствоваться Участие в принятии решений (привлечение работников к постановке целей, консультации и поощрение самостоятельности)
Малоквалифицированная, но стремящаяся к повышению квалификации Координация (инструктаж и контроль, поощрение инициативы и деловых контактов)
Низкоквалифицированная и не расположенная совершенствоваться Указывание (тщательный инструктаж и контроль, поощрение исполнительности и личных достижений)

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.179.228 (0.004 с.)