Тема 2.4. Церковь – государство – право в средневековой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.4. Церковь – государство – право в средневековой



Цивилизации

Христианство как фактор создания единой Европы (идея общеевропейской теократической монархии.). Формирование церковной организации. «Папская революция» и ее значение. Роль церкви в средневековом обществе и государстве. Взаимодействие церкви и светской власти. Доктрина «двух мечей». Борьба за инвеституру. Централизованная клерикальная организация. Монашеские и духовно-рыцарские ордена.

Формирование системы канонического права. Инквизиция. Церковная юстиция и юрисдикция. Систематизация канонического права.

Кризис католицизма. Реформация церкви: политические идеи и практика. Рост протестантского движения.

Воздействие канонического права на правовую культуру и духовную жизнь католических стран.

Роль ислама в становлении государства – Арабский халифат. Неделимость духовной и светской власти как своеобразие государственного строя. Конфессиональный характер мусульманского права.

Особенности государственно – правового развития средневековых цивилизаций Востока: Китай, Япония и Индия. Философско – этические концепции в правовом развитии восточных цивилизаций. Основные черты права Китая и Японии. Индусское право.

Задания для самостоятельной работы

1) Составить глоссарий по теме.

2) Подготовиться к тесту по теме.

3) Подготовить творческое задание по теме.

4) Составить схему функций римско-католической церкви.

5) Выполнить задания по теме из практикума.

6) Охарактеризовать основные источники канонического права. Результаты запишите в тетради.

Примерная тематика творческих работ

1. Исторические предпосылки интеграционного процесса в Европе.

2. Византия и Русь: опыт государственно-политического и правового взаимодействия.

3. «Папская революция» и роль церкви в средневековой западноевропейской цивилизации.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию

При выполнении заданий для самостоятельной работынеобходимо учесть, что средние века стали периодом зарождения новой фазы политической и правовой культуры с особенными признаками общественной и духовной жизни и социальной структуры, особыми взаимоотношениями государства с церковью, с обычным правом и законами вечными и человеческими. Одновременно происходило становление канонического и мусульманского права, права городского, торгового, морского, земского, поместного. Следует помнить, что римская католическая церковь оказала огромное влияние на за­падную государственность.

После обретения римской католической церковью полноценной государственности она активно включается в борьбу за земное благополучие, абсолютное обладание земными богатствами. Церковь становится государством в государствах, подчиняя своей силе королей.

Следует особое внимание обратить на каноническое право, которое продолжало оставаться в западноевропейском обществе на протяжении весьма длительного времени не только своеобразным юридическим феноменом, но и важным духовным фак­тором, оказавшим непосредственное воздействие на правовую куль­туру и на духовную жизнь католических стран.

Таким образом, обстоятельно изучив рекомендованную литературу, необходимо усвоить основные категории и понятия, закономерности и национальные особенности, связанных с ролью и значением церкви в процессе формирования и последующего развития средневекового государства и права и выполнить предложенные задания.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Чем христианство привлекло к себе людей средневековья?

2. На каком основании можно утверждать, что уже в раннее средневековье христианская церковь была сильной организацией верующих?

3. В чем состояла суть борьбы за инвеституру между императорами и папами?

4. Каковы источники канонического права?

 

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники:

Нормативные правовые акты: 2, 3.

Основная учебная литература: 1.

Дополнительная учебная литература: 3-5.

 

Тема 2.5. Особенности государственно-правового развития

Средневекового Востока

Возникновение Арабского Халифата. Особенности становления теократической монархии у арабов. Роль ислама в становлении государства. Государственный строй Арабского Халифата. Органы высшего и местного самоуправления. Армия. Распад Халифата.

Особенности развития Индийскогообщества в средние века. Государство Гуптов. Формирование монархий раннефеодального типа. Центральное управление. Касты. Делийский султанат. Империя великих Моголов. Центральное и местное управления. Армия. Завоевание Индии Англией и его последствия.

Особенности развития феодального государства в Китае.Государственный и общественный строй. Сословно-классовая структура. Реформы Сым Яна. Центральные и местные органы управления. Суд. Китай под властью манчжуров.

Основные этапы развития Японского государства. Реформы Тайка и утверждение раннефеодального государства в VII веке. Государственный строй императорской Японии. Сёгунат. Роль буддийской церкви. Местное управление. Армия.

Средневековое право в странах Востока. Особенности становления и развития мусульманского права. Источники мусульманского права. Коран. Сунна. Иджма. Фетва. Кияс. Адаты. Фирманы и кануны. Структура мусульманского права. Нормы личного статуса. Правовое регулирование имущественных отношений. Брак и семья по мусульманскому праву. Преступление и наказание по шариату. Шариатское судопроизводство.

Особенности индусского права. Основные черты средневекового права Китая и Японии. Китайское право. Инквизиционный процесс. «10 зол». Право Японии. Влияние Китайского права. Кодексы XII –
XIV вв. Рицу-рё. Буке-хо. Характер наказаний.

Задания для самостоятельной работы

1) Составить глоссарий по теме.

2) Решить ситуации (казусы), опираясь на нормы уголовных установлений Тан.

3) Подготовиться к тесту по теме.

4) Подготовить творческое задание по теме.

5) Составить схему источников мусульманского права.

6) Выполнить задания по теме из практикума.

Примерная тематика творческих работ

1. Мусульманское право: истоки формирования и характерные черты.

2. Автаркия как форма организации государственной власти на средневековом Востоке.

3. Идея Халифата в ХХI в.

 

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

При выполнении заданий для самостоятельной работыследует учесть, что путь развития государственных и правовых учреждений средневекового Востока (Арабского Халифата, Индии, Китая, Японии) и феодальных государств и права в Западной Европе существенно различен.

Необходимо помнить, что консерватизм и стабильность форм хозяйствования и быта на Востоке способствовали сохранению традиционных форм права и морали, обновляемых только под воздействием перемен в области религиозных верований и ритуалов, что было связано, прежде всего, со становлением и распространением мировых религий – ислама, буддизма и христианства.

Таким образом, обстоятельно изучив рекомендованную литературу, необходимо усвоить основные категории и понятия, закономерности и национальные особенности процесса формирования и последующего развития средневекового государства и права на Востоке и выполнить предложенные задания.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем проявилось влияние ислама и буддизма на развитие народов Востока?

2. Как вы понимаете слияние религиозного и политического начал в системе управления стран арабского мира? Почему халиф считался одновременно светским и духовным правителем?

3. Какое значение придается обычаям в нормах правовых памятников средневекового Китая? Какие разновидности законов были известны в средневековом Китае?

4. Какие периоды выделяют в развитии средневековой Японии?

5. Почему Арабский Халифат называют «теократическим государством»?

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники:

Нормативные правовые акты: 2, 3.

Основная учебная литература: 1.

Дополнительная учебная литература: 3-5.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.130.73 (0.013 с.)