Особенности генезиса и эволюции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности генезиса и эволюции



Тема 1.1. Введение. «История государства и права зарубежных стран» как наука и учебная дисциплина

История становления науки и учебной дисциплины. Специфика историко-правовой науки. Историко-правовая наука как система знаний о возникновении, развитии и функционировании государственных и правовых институтов. Государство и право как модели политического порядка в человеческих обществах. Предмет истории государства и права и цели ее изучения. Закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Происхождение государства и права как научная проблема: основные концепции. Кризис первобытнообщинного общества. «Военная демократия». Протогосударство. Формирование институтов публичной власти. Правогенез. Правовые обычаи – древнейшая форма правообразования.

Роль и место истории государства и права зарубежных стран в системе наук, изучающих государство и право. Соотношение истории государства и права зарубежных стран с юридическими теоретическими и отраслевыми и общественными науками.

Функции историко-правовой науки. Ревизия традиционных подходов и методов к основополагающим понятиям, наполнение их новым содержанием, соответствующим духу времени. Общие и частные методы исследования, формационный и цивилизационный, интегративный подходы. Периодизация истории государства и права. Основные парадигмы (школы) историко-правовой науки. Историко-правовые источники, их виды.

Задачи и проблемы стоящие перед российской историко-правовой наукой.

Значение истории государства и права в деле общеобразовательной и профессиональной подготовки юристов-сотрудников таможенной службы.

Задания для самостоятельной работы

1) Составить глоссарий по теме.

2) Подготовиться к тесту по теме.

4) Подготовить творческое задание по теме.

5) Составить схему методов «Истории государства и права зарубежных стран».

6) Выполнить задания по теме из практикума.

7) Охарактеризовать основные парадигмы (школы) историко-правовой науки. Результаты запишите в тетради.

 

Примерная тематика творческих работ

1. Периодизация учебного курса «История государства и права зарубежных стран»: разнообразие подходов.

2. Задачи и проблемы, стоящие перед российской историко-правовой наукой.

3. Основные тенденции в развитии методологии учебного курса «История государства и права зарубежных стран».

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

 

При изучении данной темы необходимо акцентировать внимание на общих особенностях изучаемого курса, специфике и направленности изучаемого предмета в рамках данного учебного заведения, о месте и роли истории государства и права зарубежных стран в системе научного знания и предстоящей практической деятельности.

Рассматривая данную тему необходимо осмыслить такие понятия как «система юридической науки», «государственный строй», «правовая система», «общественный строй»; содержание и соотношение понятий «объект» и «предмет» науки; раскрыть их особенности и основополагающее значение для дальнейшего изучения юридических дисциплин. Следует обратить внимание на многообразие формулировок предметаистории государства и права зарубежных стран, объективность существования го­сударства и права, их самостоятельность, и взаимосвязь с другими явлениями и процессами. Целесообразно в целях конкретизации предмета истории государства и права зарубежных стран как историко-юридической науки, сравнить ее с другими общественными (гуманитарными) науками.

Следует также обратить внимание на разнообразные школы (парадигмы) историко-правовой науки, функции истории государства и права зарубежных стран, которые свойственны ей как науке вообще (гносеологической, прогностической, прикладной, функции рационализации и политической и правовой социализации).

Раскрывать содержание понятия «методология» следует через философско-мировоззренческие аспекты, на которых основывается любое гуманитарное знание. Особое внимание следует уделить классификации методов истории государства и права зарубежных стран. Значительное внимание должно быть уделено проблеме периодизации учебного курса и многообразию подходов к обозначенной проблеме.

Важно учесть, что история государства и права зарубежных стран соотносится с другими общественными (философия, социология, политология, экономика) и юридическими науками, как теоретическими и историко-правовыми (теория государства и права, история отечественного государства и права, история политических и правовых учений), отраслевыми (конституционное право, административное право, уголовное право, гражданское право и др.), а также специальными (правоохранительные органы, организация самоуправления и др.) Задания по содержательной линии «Введение. История государства и права зарубежных стран как наука и учебная дисциплина» определяют уровень владения студентами основными понятиями, к которым относятся следующие: «государство», «право», «методология», «функции науки», «хронология» и др.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что изучает история государства и права зарубежных стран?

2. Какие методы используются при изучении истории государства и права зарубежных стран?

3. Что такое «цивилизационная культура», и какое отношение к ней имеет исторически сложившаяся правовая и политическая культура?

4. Что представляет собой историко-хронологический подход относительно проблемы периодизации?

 

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники:

Нормативные правовые акты: 1-3.

Основная учебная литература: 1.

Дополнительная учебная литература: 3-5.

Тема 1.2. Древневосточные цивилизации: особенности государственно-правового развития

 

Древневосточные цивилизации: особенности становления и эволюции. Влияние природно-географического фактора на цивилизации Древнего Востока.

Возникновение и основные этапы истории государственных образований в Древнем Египте, Вавилоне, Индии и Китае. Природа и назначение государства и права на Востоке. Функции древневосточных государств.

Государственный строй стран Древнего Востока. «Восточная деспотия» – форма правления в странах Древнего Востока. Культурно-цивилизационный, социально-исторический и формально-юридический аспект понятия «восточная деспотия». Образ идеального правителя.

Принципы организации центрального и местного управления, судебной системы, армии.

Общественный строй древневосточных государств. Государственная собственность на землю. Многоукладность хозяйства. Структурно-функциональная организация населения. Основные категории населения и их социально - правовой статус. Общинная организация, ее влияние на форму государственной власти. Особенности рабства. «Азиатский способ производства».

Древневосточные правовые системы: сущность и характерные особенности. Связь древневосточного права с религией и религиозной моралью. Источники права. Казуистика и символизм. Философские основы древнекитайской правовой системы (конфуцианство и легизм). Основные памятники Древнего Востока.

Древнейшее законодательство Месопотамии. Древнешумерийские законы. Законы царя Хаммурапи – важнейший памятник древневавилонского права. Общая характеристика законов. Регулирование имущественных отношений. Брак, семья, наследование. Преступление и наказание. Судопроизводство.

Правовая система Древней Индии. Дхармашастры и артхашастры. Законы Ману – наиболее известный памятник древнеиндийского права. Закрепление варнового строя. Правовое регулирование собственности и договорных отношений. Особенности брачно-семейного права. Преступление и наказание. Судебный процесс.

Практическое занятие «Древневосточные цивилизации: особенности государственно-правового развития»

(Форма обучения: очная, заочная)

 

Практическое занятие № 1.

1. Общая характеристика Законов Хаммурапи (Древний Вавилон.)

2. Законы Ману (Древняя Индия): общая характеристика.

3. Философские основы китайской правовой системы (конфуцианство и легизм).

Практическое занятие № 2.

1. Общественный строй в условиях древневосточных цивилизаций: понятие и особенности.

2. Социальная структура и правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона, Древней Индии и Древнего Китая.

3. Формы собственности в условиях древневосточных цивилизаций.

Практическое занятие № 3.

1. Институты брачно - семейного права.

2. Регулирование имущественных отношений.

Практическое занятие № 4.

1. Преступления и наказания.

2. Суд и судебный процесс.

Задания для самостоятельной работы

1) Составить глоссарий по теме.

2) Выполнить задания по теме из практикума.

3) Подготовиться к тесту по теме.

4) Подготовить творческое задание по теме.

5) Составить схему источников древневосточного права.

6) Охарактеризовать формы собственности на Древнем Востоке. Результаты запишите в тетради.

 

Примерная тематика творческих работ

1. Доктрина легизма в государственном строительстве Древнего Китая.

2. «Древневосточная деспотия» как научная категория.

3. Восточная деспотия и «идеальное государство» Платона.

4. Законы Хаммурапи: право или бесправие?

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическим занятиям

При изучении данной темы, необходимо учитывать, что древневосточные цивилизации – египетская, месопотамская, индийская и китайская – создали уникальный механизм адаптации человека к окружающей среде и безотказный инструмент выживания в лице государства восточной деспотии и традиционного права.

Важно обратить внимание на специфику социальной структуры древневавилонского, древнеиндийского, древнекитайского и древнеегипетского общества и тем самым разобраться в сложных вопросах их типологии, в особенностях государственного строя, политического режима.

Значительное внимание следует уделить анализу крупнейших памятников права Древнего Востока, что позволит установить основные принципы и институты, а также и своеобразие древневосточных правовых систем. Следует помнить, что назначение права в странах Древнего Востока, где в качестве регуляторов доминировали религиозные нормы, нормы морали, традиции, обычаи, состояло в закреплении социального неравенства, в признании его справедливым. Вместе с тем, не следует забывать, что наличие общих черт в развитии государства и права Древнего Востока не исключает их специфики и конкретно-исторических форм в конкретных странах.

На основе изучения рекомендованной учебной литературы, не упустите из внимания важные стороны характеристики правовой базы, на которой создавались Законы Хаммурапи и Законы Ману. В первом случае это: обычаи, установившаяся судебная практика (следует выявить при этом степень влияния религиозных норм); во втором случае: религиозные источники, в том числе Веды, дхармашастры и др. Дайте характеристику таким чертам древневосточного права как: формализм, казуистичность, символизм и др.

Особое внимание уделите комплексному характеру Законов Ману – объединение норм позитивного права, религиозных и морально-этических предписаний, мифологических и философских представлений.

Анализируя содержание рассматриваемых памятников права, попытайтесь выявить особенности их структуры, логику изложения правовых норм, противоречивость правового материала. Наряду с этим важно иметь в виду, что Судебник Хаммурапи более систематичен, чем сборники шумерийских судебных решений - однако, он еще не может быть признан кодексом в полном смысле этого слова, и скорее является сводом отдельных юридических решений (казуальное право).

Характеристика правовой системы Древнего Китая невозможна без уяснения доктринальных основ, а именно – конфуцианства и легизма. Проанализируйте содержание этих учений, основные взгляды на государство, роль власти в обществе, характер и способы регулирования общественных отношений, понимание права, различие между нормами «ли» и «фа», а также итог противоборства этих двух учений.

Перечислите и охарактеризуйте основные источники права Древнего Китая. При этом следует помнить, что приоритетный характер имели своды императорского законодательства. Подумайте, для регулирования каких сфер жизни общества преимущественно использовался тот или иной источник, роль морали, традиции, ритуала, религиозных воззрений, характер различий между нормами «люй» и «лин».

Определите, какие социальные группы различались в древневосточном обществе. Охарактеризуйте каждую из них. При характеристике социальных групп населения используйте альтернативные понятия: «привилегированные / непривилегированные, «свободные / несвободные», «полноправные / неполноправные / бесправные».

Применительно к Древнему Вавилону, прежде всего, следует обратиться к различиям в правовом статусе между свободными и рабами. Далее при характеристике категорий свободного населения, определите, почему в них отсутствует однородность в правовом отношении. Особое внимание уделите характеристике таких групп, как «авилум» и «мушкенум», «редум» и «баирум», «тамкар».

Древняя Индия характеризовалась наличием варнового строя, поэтому определите, какие социальные группы, различающиеся по правовому статусу, выделяют Законы Ману. При этом установите почему рабство в Древней Индии не получило такого широкого распространения, как в других странах.

Правовой статус социальных групп древнекитайского общества определялся, с одной стороны, их положением во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), а с другой – степенью материального благополучия, связанного с формальными рангами, статусами во властных структурах и наличием земельного надела.

В детальном анализе нуждается характеристика форм собственности в условиях Древнего Востока.

В рамках данного вопроса рассмотрите и основы брачно-семейного законодательства. Как можно определить юридическую природу и цель брака по нормам рассматриваемых правовых памятников? При каких обстоятельствах возможен развод супругов? После ответа на указанные вопросы, основываясь на конкретных статьях изучаемых документов, определите права и обязанности супругов. Что представляют собой нормы, регулирующие взаимоотношения родителей и детей (эти нормы ограничивают власть родителей над детьми). В чем состоят данные ограничения?

Каково правовое положение приемных детей?

К нормам, регулирующим взаимоотношения родителей и детей, тесно примыкают правила наследования детьми имущества их отца. Какой порядок наследования имущества родителей детьми устанавливают данные памятники права? Может ли отец отстранить сына от наследования семейного имущества?

Определите основные виды хозяйственной деятельности на Древнем Востоке. Характеризуя институты вещного права, следует учитывать, что это в первую очередь институты права собственности, владения или держания, то есть совокупности правовых норм, закрепляющих те или иные вещи во власти какого-либо субъекта права – будь это отдельный индивид или объединение индивидов (корпорация, товарищество, община).

Необходимо выявить формы землевладения и их специфику. Важно выяснить способы приобретения вещных прав.

При характеристике обязательственных отношений установите основания их возникновения, ответственность за неисполнение, а также существующее видовое разнообразие договоров.

Установите, как определено понятие преступления по Законам Хаммурапи и Законам Ману. Приступая к рассмотрению данного вопроса, имейте в виду, что в древневосточном праве отсутствует грань между уголовным преступлением и гражданским правонарушением. Под преступлением здесь понимается, как правило, действие, причинившее тот или иной материальный ущерб. Приведите конкретные статьи из изучаемых памятников права, отражающие такое понимание преступления и наказания.

Охарактеризуйте основные группы преступлений: против частной собственности, против личности, против семьи. Наряду с этим учтите, что государственные преступления не выделены в особую группу.

Далее следует учитывать, что в основе уголовно-правовых санкций лежит идея талиона: наказание есть возмездие за вину и поэтому оно должно быть «равным» преступлению. Данный принцип применим к людям равного социального положения. Охарактеризуйте виды талиона (материальный, символический и зеркальный); охарактеризуйте виды наказания: смертная казнь, членовредительные наказания. Каковы достоинства и недостатки принципа талиона?

При характеристике уголовного права Древнего Китая учтите особенность китайского правосознания и охарактеризуйте преступления в соответствии с концепцией «10 зол», укажите, какие критерии лежат в основе этой классификации. Определите виды преступлений, а также цель и формы наказаний. Обратите внимание на характеристику квалифицирующих признаков: соучастие, рецидив, смягчающие, отягчающие или исключающие уголовную ответственность обстоятельства, время суток и др.

Выявите органы, осуществляющие правосудие. Установите поводы для начала судебного разбирательства, доказательства, возможность обжалования судебного приговора и др. Определите форму судопроизводства.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое режим «восточной деспотии»? Какие основные функции выполняла централизованная государственная власть в государствах Древнего Востока?

2. Назовите основные черты права Древнего Востока.

3. В чем своеобразие древневосточного судопроизводства?

4. В чем своеобразие общественного строя древневосточных государств?

5. Какие принципы были положены в основу древнеегипетского права?

6. Каковы источники и структура Законов Хаммурапи?

7. В чем специфика законодательной политики в Древнем Китае и в чем ее сходства с другими государствами древности?

 

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники:

Нормативные правовые акты: 2, 3.

Основная учебная литература: 1.

Дополнительная учебная литература: 1-5.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.049 с.)