Тема 2.3. Английская цивилизация: своеобразие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.3. Английская цивилизация: своеобразие



Государственно-правовых институтов

Становление английской цивилизации. От варварских государств к централизованному государству - нации. Англосаксонские государства (гептархия) накануне норманнского завоевания. Политика Вильгельма Завоевателя. Влияния завоевания на общественный и государственный строй Англии в XI-XIII вв. Централизация власти. Баронская оппозиция. Реформы Генриха II. Усиление судебной власти короля. Структура королевской юстиции. Истоки английской конституционной традиции: Великая хартия вольностей 1215 г.

Образование сословно - представительной монархии. Возникновение парламента. Политическая борьба феодальных сословий против короля. Структура и компетенция парламента. Формирование органов местного самоуправления. Эволюция судебной системы. Суды «общего права» и суд «справедливости».

Роль государства в процессе первоначального накопления капитала. «Кровавое законодательство». «Незавершенный характер» английского абсолютизма: проблемы историографии. Король и парламент. Королевская власть и церковь. Тайный совет, Звездная палата, Высокая комиссия. Падение роли феодальной знати. Местное самоуправление в период абсолютизма. Особенности военной организации.

Англосаксонская правовая система: генезис и эволюция. Своеобразие источников права в Англии. Общее право и судебный прецедент. «Право справедливости». Статутное право. Правовые доктрины. Имущественные правоотношения. Траст. Обязательственное право. Семейно-брачные отношения. Уголовное право. Понятие «фелонии». Трехзвенная система преступлений: тризн, фелония и мисдиминор (XV- XVI вв.).

Форма судебного процесса. Состязательный характер английского судопроизводства. Суд присяжных: особенности англосаксонской модели.

Практическое занятие «Английская цивилизация: своеобразие

Государственно-правовых институтов»

(Форма обучения: очная)

 

Практическое занятие № 1.

1. Источники права.

2. Становление юстиции «общего права». Принципы королевского правосудия, закрепленные Великой Хартией вольностей 1215 г.

Практическое занятие № 2.

1. Суд канцлера («справедливости»). Право справедливости. Доверительная собственность.

2. Имущественные отношения. Обязательства. Семейное и наследственное право.

Задания для самостоятельной работы

1) Составить глоссарий по теме.

2) Решить ситуации (казусы), опираясь на нормы Великой хартии вольностей.

3) Подготовиться к тесту по теме.

4) Подготовить творческое задание по теме.

5) Составить схему принципов политической организации власти в Англии, закрепленные в тексте Великой хартии вольностей.

6) Выполнить задания по теме из практикума.

7) Охарактеризовать основные источники английского права в Средние века. Результаты запишите в тетради.

8) Проанализировать систему судебных органов Англии ХII–ХV вв. Результаты запишите в тетради.

Примерная тематика творческих работ

1. Поземельные отношения в средневековой Англии и их правовое урегулирование.

2. Суд присяжных и мировой суд: истоки формирования и продолжение традиций.

3. Великая хартия вольностей – конституция средневековой Англии?

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию

При выполнении заданий для самостоятельной работы, важно помнить, что процесс формирования феодального государства и права в Англии имел ряд особенностей, к числу которых относились следующие: отсутствие существенного влияния римской политической и правовой культуры на становление государственных и правовых учреждений в Британии; процесс государствообразования и правообразования в Англии был обусловлен внешней экспансией; формирование феодального государства осуществлялось на основе разложения родоплеменных отношений, т.к. Англия не знала рабовладельческого уклада.

Следует помнить, что правовая система средневековой Англии получила название системы «общего права»,принципиально отличающейся от континентального права путями формирования права и источника­ми. Если последнее основано на рецепции римского права, его институтов и законе как основном источнике, то английское «общее право» не испытало решающего влияния римского права, было соз­дано королевскими судамии в качестве источника имело судебный прецедент.

Определите важнейшую особенность правового развития средневековой Англии. Дайте характеристику таким источникам, как обычай (раннефеодальный период), судебный прецедент, правовые трактаты английских правоведов, статуты, законодательные акты центральной власти. Почему именно судебный прецедент приобретает статус основного источника общего права?

Проанализируйте судебную реформу, проведенную Генрихом II. Какие виды судов были учреждены в ходе данной реформы? Уясните, на каких принципах основывалось разграничение компетенции королевских судов, феодальных лордов? Каким образом происходило постепенное расширение компетенции королевских судов? Какова была роль королевских судов в процессе формирования общего права?

Почему судебный процесс играл в общем праве столь значительную роль? Каковы характерные черты судебной процедуры в судах общего права? Какую роль сыграли судебные приказы в формировании общего права?

Тема правосудия - одна из стержневых тем «Великой Хартии Вольностей». Великая Хартия Вольностей (Magna Carta Libertatum) 1215 г. принадлежит к числу правовых памятников, сыгравших огром­ную роль в английской политической и правовой истории. Специалист по истории средневекового западноевропейско­го общества и государства профессор Н.Кареев говорил о Вели­кой Хартии Вольностей как о «фундаменте, на котором было построено все здание английской политической свободы».

Какие статьи хартии закрепляют принципы королевского правосудия? Каково значение создания в Вестминстере постоянного королевского Суда Общих тяжб? Следует рассмотреть, в чем состояли нововведения по усовершенствованию деятельности разъездных судей?

Подумайте, каким образом предполагалось ослабить судебные прерогативы короны? Как Хартия ограничивала произвол королевской власти в области правосудия?

Приведите статьи В.Х.В., которые свидетельствуют о различном правовом положении отдельных категорий населения.

Приведите статьи В.Х.В. которые свидетельствуют об изменении государственного строя Англии ХIII в.

Проанализируйте статьи 12, 14, 39, 61 «Великой Хартии вольностей» и определите их направленность?

Проанализируйте содержание понятия «право справедливости». Определите, каковы были причины возникновения права справедливости? Охарактеризуйте природу происхождения права справедливости.

Каким образом происходило оформление компетенции суда канцлера? Какой круг дел рассматривался на основе норм права справедливости? При ответе на данный вопрос нужно также установить, в чем отличие судебной процедуры в судах общего права?

При характеристике имущественных отношений обратите внимание на то обстоятельство, что поземельные отношения в Англии имели ряд особенностей. Абсолютное право частной собст­венности отсутствовало,поскольку верховным собственником зем­ли был английский король. Именно поэтому проанализируйте такие формы владения, как: королевские пожалования, держания (сво­бодное, несвободное). Специфическим английским институтом вещного права являет­ся институт «доверительной собственности»- траст, получивший закрепление в «праве справедливости».

Уясните ряд особенностей, характерных для уголовного права Англии. Основными понятиями являлись «фелония», «тризн», «мисдиминор». Выясните не только их содержание, но и цели системы наказания. Проанализируйте форму судебного процесса, при этом, постарайтесь, четко определиться какие формы судебного процесса использовались в тех или иных судах.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какова была система управления в Англии до нормандского завоевания?

2. Как произошло образование и упрочение английского парламента?

3. Какое место занимает «Великая хартия вольностей» в правовой истории Англии?

4. Как возникли «общее право» и суд присяжных?

5. Что такое «право справедливости»?

6. Охарактеризуйте судебную систему средневековой Англии?

7. Как осуществлялось судопроизводство? Какую роль сыграли в развитии системы судопроизводства реформы Генриха II?

 

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники:

Нормативные правовые акты: 2, 3.

Основная учебная литература: 1.

Дополнительная учебная литература: 3-5.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.20 (0.012 с.)