Законы и механизмы запоминания, сохранение и забывание информации. Объясните их. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законы и механизмы запоминания, сохранение и забывание информации. Объясните их.



1. Закон, определяющий объем кратковременной памяти (7 + 2)

__________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Закон начала и конца.

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие еще существуют законы памяти? Назовите и объясните их. ___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Перечислите условия, влияющие на запоминание:

-

-

-

-

 

 

5. Расставьте виды памяти в зависимости от продолжительности удержания информации: кратковременная____; долговременная_____; сенсорная память____.

 

6. На результативность запоминания влияет:

А – осмысленность;

Б – последовательность запоминания;

В – модальность;

Г – скорость запоминания.

Объясните: __________________________________________________________

____________________________________________________________________

___________________________________________________________________

 

7. Выберите один правильный вариант ответа:

1) Вспомним из детского стихотворения: «Вместо шляпы на ходу он надел сковороду». Почему это произошло?

А – это рассеянный человек;

Б – он просто невнимателен

В – такого не бывает;

Г – отсутствовал автоматизм действия.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) К виду памяти по характеру целей относится:

А – опосредованная;

Б – непроизвольная;

В – образная;

Г – интуитивная.

 

Способы развития памяти.

1) Что такое мнемотехника? ________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2)Познакомьтесь с методами мнемотехники и расскажите о своих способах запоминания.

1. Метод "привязки" запоминаемой информации

Для запоминания последовательность из 15 — 25 предметов следует расставить их на заранее известные объекты. Например, это могут быть полки в книжном шкафу, либо дома на вашей улице, либо еще какие-либо объекты, к которым можно привязать единицу запоминаемой информации. После этого следует представить эту связку предметов образно, ярко и необычно.

2. Метод "цепочка"

Предположим, Вам необходимо запомнить слова: мышь, тарелка, камень, вода, песок, цветы, небо, лист, девочка, яблоко.

Чтобы запомнить эту информацию надо постараться составить ассоциативную цепочку между соседними словами. Логической последовательности между всеми словами в ряду нет.

Например: мышь сидит в тарелке, тарелка стоит на камне, камень торчит из воды, вода уходит в песок, песок засыпает цветы, цветы смотрят в небо, с неба падает лист, лист кружит над девочкой, девочка ест яблоко.

3. Метод "Сценарий"

В этом случае для запоминания надо научиться создавать "сценарий", связывающий воедино все слова из списка.

Например, используя те же слова: мышь сидит в тарелке, которая стоит на камне, вокруг вода, а дальше песок, за ним цветы, а над ними небо, в котором кружит лист, на все это смотрит девочка, жующая яблоко.

4. Приемы мнемотехники для запоминания цветов радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Существует несколько поговорок мнемотехники:

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан

Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь

Каждый оформитель желает знать, где скачать фотошоп

5. Мнемотехника для запоминания слов с ы после ц: Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц»

6. Для запоминания порядка планет солнечной системы: 1-Меркурий, 2-Венера, 3-Земля, 4-Марс, 5-Юпитер, 6-Сатурн, 7-Уран, 8-Нептун, 9-Плутон

Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга Стремясь Увидеть Незнакомый Порт

Меркурий — раз, Венера — два-с, Три — Земля, четыре — Марс, Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, Семь — Уран, восьмой — Нептун

 

Ваш метод (способ)

_______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Тема 2.3. Мышление (4ч)

1. Мышление – это _________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

2. В какой из ситуаций обращение к мышлению не требуется:

а) Все 30 лампочек елочной гирлянды неожиданно погасли, но телевизор работал.

б) Во время урока учитель задал вопрос «как по-английски «граница»?»

в) Надо было разжечь костер, но ни спичек, ни зажигалки у туристов не нашлось.

г) Передвинуть тяжелый шкаф можно было только вчетвером, но Сидоров был совершенно один.

3. Определите, какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях:

а) Написание журналистом аналитической статьи_________________.

б) Изготовление портным выкройки по имеющимся размерам_________

___________________________________________________________.

в) Составление свидетелем словесного описания преступника________

__________________________________________________________.

г) Собирание ребенком конструктора___________________________.

д) Проектирование дизайнером интерьера помещения_____________.

е) Составление учителем вопросов к контрольной работе___________.

ж) Принятие диспетчером по управлению движением транспорта решения о немедленных действиях______________________________.

з) Нахождение автослесарем поломки в автомобиле________________.

и) Составление архитектором будущего плана постройки___________.

к) Перекладывание вещей на полке с места на место с целью найти способ наилучшего их размещения______________________________.

л) Решение учебной задачи новым способом_______________________.

4. Какая из приведенных классификаций может быть признана правильной? Объясните почему?

A. Часы бывают электронные, механические, настенные, на­польные.

_________________________________________________________________________________________________________________________

Б. Животные подразделяются на диких, домашних, сумчатых и млекопитающих.___________________________________________________________________________________________________________

B. В зависимости от содержания хранящегося в памяти мате­риала различают следующие ее виды: образную, словесно-ло­гическую, эмоциональную и двигательную.________________________________

___________________________________________________________

Г. Обувь подразделяется на мужскую, женскую, детскую.____________

______________________________________________________________

 

5. Заполните таблицу, если нужно дополните:

Виды мышления
   
 
 
   

 

 

6. Упражнение «Язык суахили»

AKUPENDA – он любит тебя

AWAPIGA – он бьет их

NIKUPIGA – я бью тебя

ATUPENDA – он любит нас

Нужно перевести фразу «Я люблю их»

Ответ:______________________________________________________________

 

7. Перечислите мыслительные операции:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

8. Установите соответствие понятий 1-«память» и 2-«мышление» с их признаками: реминисценция___; конкретизация___; обобщение___; непроизвольность___; оперирование образами___; повторение___.

9.Расположите виды мышления от более творческого к менее творческому: продуктивное___, репродуктивное__ _, логическое___, образное__ _.

 

10.Расставьте виды мышления в последовательности онтогенеза индивида: словесно-логическое___, наглядно-действенное___, наглядно-образное___.

11.Первая стадия выработки понятий состоит в:

 

А – обобщении;

Б – дифференцировке;

В – абстрагировании;

Г – восприятии.

 

Методика «Числовые ряды». Найдите закономерность.

1)             - -   -
2)         - -        
3)             - - - -
4)             - -    
5)               -   -
6)             - -    
7)         - - - - - -

 

 

Тренинг развития мыслительных операций.

Проанализируйте пути развития и активизации мышления, а также барьеры в развитии мышления. Дополните их.

Пути развития и активизации мышления

1. Умение формулировать вопрос

2. Анализ возможных ответов на этот вопрос и выбор из них верного.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

Барьеры в развитии мышления

1. Отсутствие мотивации.

2. Отказ от активной мыслительной работы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

Упражнение «Придумывалка»

Задание: придумать новые названия урокам:

математики___________________________________________

музыки______________________________________________

истории_____________________________________________

труда_______________________________________________

физкультуры _________________________________________

черчения_____________________________________________

психологии___________________________________________

охрана безопасности жизнедеятельности___________________

литературы____________________________________________

 

Упражнение «Рифма»

Придумайте стихи с рифмами:

· кошка, ложка, окошко, немножко

· стакан, банан, карман, обман

· бег, век, снег, человек

· кружка, подружка, лягушка, частушка

· конь, гармонь, огонь, ладонь

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Выделение существенных признаков

Инструкция: "В каждой строчке бланка вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее - пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками.

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, окружность, золото).

8. Чтение (глаза, книга, очки, текст, слово).

9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).

10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).

11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).

16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).

18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).

19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).

20. Патриотизм (город, родина, друзья, семья, человек).

 

Логическое мышление.

Проведите диагностику логического мышления, работая в парах. Для этого можете использовать следующую методику. Найдите закономерности построения десяти числовых рядов и определите два числа, которые бы продолжили числовые ряды. Время выполнения работы фиксируется.

1) 2, 3, 4, 5, 6, 7

2) 6, 9, 12, 15, 18, 21

3) 1, 2, 4, 8, 16, 32

4) 4, 5, 8, 9, 12, 13

5) 19, 16, 14, 11, 9, 6

6) 29, 28, 26, 23, 19, 14

7) 16; 8; 4; 2; 1; 0,5

8) 1, 4, 9, 16, 25, 36

9) 21, 18, 16, 15, 12, 10

10) 3, 6, 8, 16, 18, 36

Оценка производится по времени, затраченному на решение, и по правильности ответов. Если времени требуется меньше пяти минут и нет ошибок, то это хороший уровень, если затрачивается больше пяти минут и допускается 1 ошибка – средний уровень развития логического мышления, 2 – 3 ошибки – низкий уровень развития логического мышления.

Ключ на 30 стр.

 

Тема 2.4. Воображение (2ч)

1. Дайте определение понятиям:

 

Воображе́ние —___________________________________________________

_________________________________________________________________

 

Инсайт — _____________________________________________________

_______________________________________________________________.

 

2. Соотнесите форму воображения с 1-пассивным и 2-активным видом воображения:

фантазия___, мечта___, сновидение___, сказка___, творчество___, грезы___.

 

3.Объясните разницу между понятиями: «мечта» и «грезы».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.Перечислите приемы создания образов и приведите примеры.

1.Типизация______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.Преуменьшение________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.09 с.)